ТОП 10:

Понятие управление финансами.



Управление финансами – совокупность приемов и методов воздействия на объект для достижения определенных целей.

Финансы можно рассматривать как объект и субъект управления. Если их рассматривать как субъект управления, то видно, что они играют активную роль в управлении экономикой. И в этом понимании мы имеем дело с финансами как инструментом управления экономикой. С другой стороны финансы - объект управления, где финансы выступают как объективная экономическая категория, которая нуждается в том, чтобы финансами управляли через познание возможностей и свойств этой категории. Отсюда следует, что без управления финансами, финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов невозможно развивать экономику. И конкретным объектом управления является сфера финансовых отношений или финансовых взаимосвязей, которые материализуются в финансовых ресурсах.

Финансовые объекты – разнообразные виды финансовых отношений.

К объектам относятся:– страховые отношения;– государственные финансы и т.д. Финансовые субъекты – организации. которые организуют и осуществляют это управление. К субъектам относятся:– финансовые службы, отделы и органы, которые существуют на предприятии;– финансовые органы государства (как Минфин, финансовые министерства республик);– налоговые инспекции.

Выделяют 3 группы объектов: финансы предприятий (учреждений, организации), страховые отношения, государственные финансы. Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы предприятий, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль, В ходе планирования каждый субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляя возможности-увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.

Контроль как элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми.

Управление финансами осуществляют, прежде всего, высшие органы государственной власти и управления - Федеральное Собрание Российской Федерации и Президент Российской федерации. Это управление имеет место при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета и утверждении отчета о его исполнении.

Важнейшими финансовыми органами, разрабатывающими финансовую политику государства и осуществляющими управление финансами, выступают Министерство финансов РФ и его органы на местах.

Основными задачами Министерства финансов РФ являются:

- разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;

составление проекта и исполнение федерального бюджета;

- обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны,

эффективность хозяйствования также осуществление мер по развитию
финансового рынка.

- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ и ее регионов, целевое финансирование общегосударственных потребностей;

- разработка предложений по привлечению в экономику страны
иностранных кредитов;

- совершенствование методов финансово-бюджетного
планирования;

- осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

Органы власти и управления:1)президент РФ котор опр-т цели финн политики, имеет право вето.2)парламент РФ(совет федерации, гос дума)- устанавливает налоги, сборы, утверждает фед бюджет, принимает финн законодательство.3) правительство РФ- разраб0т фед бюджет, высткпает как координирующий центр управл-я финансами.4)минфин РФ- осущ-т реализ-ю фин политики, обеспечивает единство финн-й политики РФ, координир-т деят-ть других федер-х органов испол-й власти. 5) федер таможенная и налоговая служба-контроль за правильностью исчисления полнотой и своевр-ю в бюджетные фонды налогов, тамож доходов. 6) система банка России- явл-ся органом по реализации денежно-кредит и финн политики.7) счетная палата РФ- контролир-т выполнение финн законодат-ва, движение фед денеж средств.

Цель управления финансами-реализация положит финн политики.

9. Финансовое планирование и прогнозирование.

Фин. планирование – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности фин. ресурсов. Сбалансированность – это оптимальное соотношение между фин. ресурсами, находящимися в распоряжении гос-ва и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Гос-во через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие. Фин. планирование представляет собой составную часть народно хозяйственного планирования, базируется на показателях плана соц-эк развития, направленного на координацию деятельности всех органов фин. системы. Фин. планирование осущ. с помощью сис-мы фин. планов, бизнес-планов, бюджетов, фин. планов орг-ций, фин. смет бюджетных учреждений, опред излишек и недостаток средств, изыскиваются дополнит доходы, возможности сокращения расходов, т.о. доходы и расходы балансируются. Центральное место в системе фин. планов принадлежит бюджетному плану. Движение внебюджетных фондов отражается соответственно фин. планов доходов и расходов, пенсионного фонда, фонда соц. страхования, фонд обяз. мед. страхования.

Финн прогнозирование– это предвидение возможного фин. положения гос-ва, обоснование показателей фин. планов. Фин. прогнозирование предшествует составлению фин. планов, вырабатывает концепцию фин. политики на опред. период развития об-ва. Его цель – определение реально возможного объема фин. ресурсов, источников формирования и их использование в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют органам фин. системы наметить разные варианты развития и совершенствования сис-мы финансов, формы и методы реализации фин. политики. Методы фин. прогнозирования: 1. построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей фин. планов в зависимости от факторов 2. кор-рег анализ 3. метод непосредственной экспертной оценки. Финн прогнозир-е осущ-т: гос дума, администрация президента РФ, минфин.

Финансовый контроль

Финансовый контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Непосредственно предметом проверок выступают такие стоимостные показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения.

Сферой финансового контроля являются практически все операции,
совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них
(бартерные сделки).

Важную роль в осуществлении финансового контроля играет
уровень организации бухгалтерского, бюджетного и налогового учета.
Отчетная документация является главным объектом финансового
контроля. Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям.

1. времени проведения: предварительный; текущий (оперативный); последующий.

2.субъектам контроля; президентский; контроль представительных органов власти и местного самоуправления; контроль исполнительных органов власти; контроль финансово-кредитных органов; ведомственный; внутрихозяйственный; аудиторский.

3. В сфере финансовой деятельности: бюджетный; страховой; инвестиционный; контроль за денежной массой.

4. форме проведения: обязательный (внешний); инициативный (внутренний);

5. методы проведения: проверки; обследования; надзор; анализ финансовой деятельности; наблюдение (мониторинг) ревизии.

Основные формы и методы проведения финансового контроля.

§ Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны.

На микроуровне - это процесс разработки финансовых планов и
смет, кредитных и кассовых заявок; финансовых разделов бизнес-планов,
составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров,
договоров о совместной деятельности и т. д.

§ Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения дёнежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд - и субсидий и т.д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Большую роль в этом играют бухгалтерские службы.

§ Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации. Этот контроль предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д.

§ В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

§ Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

§ Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Росстрахнадзора — за страховыми фирмами.

§ Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

§ Наблюдение (мониторинг) - это постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента. Неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.

§ Ревизия - это наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.

Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные - и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (проверка не только документов, но и наличия денег товарно-материальных ценностей).

Полная ревизия предусматривает проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.Частичная ревизия проводится для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующихКомплексная ревизия является наиболее полной, охватывающей все стороны деятельности, проверяемого предприятия, охватывает хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и
отчетности.Тематичёская ревизия проводится на определенную тему по деятельности однотипных предприятий, что позволяет выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранению.Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (КРУ Минфина РФ, Казначейство, Центробанк, аудиторские службы).Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют высшие органы государственной власти и управления — Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации.В государственном финансовом контроле основное внимание уделяется своеврёменности и полноте мобилизации государственных ресурсов, законности расходов и доходов всех звеньев государственной финансовой системы, соблюдению правил учета и отчетности. Государственный финансовый контроль охватывает не только процесс формирования и исполнения федерального бюджета, но и местных бюджетов. Это связано с тем, что государство осуществляется контроль при выдаче местным бюджетам дотаций (субсидий) и кредитов из федерального бюджета, санкционирование выпуска местных займов, гарантированных правительством.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.012 с.)