ТОП 10:

Финансы как историческая категория.



Понятие Финансов.

Существуют отличия определения финансов отечественными и западными экономистами. Фундаментальным методологическим базисом запад финн науки явл-ся экономич. Теория в основе кот лежит теория предельной полезности.

В западной (современной литр-ре) обычно дается многовариантное и ориентировочное на практику определение финансов.

По Оксфордскому словарю:1)практика обращения с деньгами и управления ими –финансы 2)финансы- капитал, учавствующий в каком- либо проекте, прежде всего капитал,кот. Необх-о получить, чтобы начать нов. Дело.3) финансы- это денежный заем для опред-й цели особенно сделанный финн-й компанией.

Кейнс рассматривал финансы, как денежную форму капитала с этой позицией и рассм-т опред-е финн-в многие зап ученые.

Советские ученые трактовали опр-е финн-в согласно м-дологии политич-й экономии базир-ся на трудовой теории ст-ти, основу которой составляли производственные отношения. Поэтому финансы рассматривались с точки зрения определенного вида производственных отношений, т.е. денеж-х отношений.

В финансовом словаре изд-м под редакцией Грязновой.А.Г. дается:

Финансы- фундаментальная обобщающая, многозначимая экономическая категория, характеризующаяся процессом денежных средств гос-ва, регионов, хоз-х субъектов, юридических и физических лиц в ходе формирования их доходов, расходов , накоплений и возникающие при этом денежные отношения.при определении финн-в как науки в формулировках зарубежных и отечественных ученых сущ-т идентичность взглядов.

Предметом изучения финан науки явл-ся поступление и распросрт-е огранич-х денеж-х ресурсов во времени и условных неопределенности. В западной лит-ре дается след определение: финансы- это наука о том, каким образом люди управ-т расходом и поступлениями дийицитных денежных ресурсов на протяжении определ-го периода времени.

Финансы как историческая категория.

Можно выделить 2 основных этапа развития финансов:

1)неразвитая форма финансов, котор характериз-ся непроизвод-м харак-м фин0в и узкостью финн-й системы, огранич-ю финн-х отношений .

2)современная развитая форма финансов, котор харак-ся высокой степенью воздействия финансов на эк-ку, многозвен-ю финн системы, большим разнообразием финн отношен-й. термин «finis»(конец, срок уплаты денеж суммы по сделке) и «financia»(наличность,доход, платеж при сдклке).

В средневековой латыни эти слова употреблялись для обознач-я срока платежа и док-в, доказывающих погашение долга по окончании сделки. Впервые этот термин возник в 13-15в в торговых городах Италии и обозначал любой денежный платеж. Дальше он получил международное распространение и стал использоваться, как система денежных отношений населением и госуд-м по поводу образования государственных фондов денежных средств. Чуть позднее появился термин «публичные финансы»-совокупность государственных доходов и расходов. В России этот термин пришел в 18в, он обозначал «государственные фмнансы». Причины возникновения финансов:1)развитие товарно-денеж отношений 2)появление государства 3) возникновение налогов в денежной форме.

Фукнкции финансов.

Функции финансов- это проявление их сущности в действие. Они показывают каким образом реализ-ся назначение финансов.

Существуют 2 концепции раскрытия сущности и функций финансов:1) распределительная концепция(московский), 2) экономико-правовая( ленинградская).

Предситавители Московской научн шк выд-т (Дробозина, Дашов)2 основные ф-ии финансов: 1) распределительная ,кот связана с распределением ст-ти производ-го продукта, формированием у субъектов экономических отношений доходов и накоплений созданным фондом денежных средств.2)контрольная, котро определяется св-м финн-в служить сред-в контроля за процессом стоимостного распределения и перераспределения прод-а формирования и исп-я централиз-х и децентр-х фондов денеж средств.

Она осуществляется: финансовыми подразделениями организации, финансовыми и налоговыми органами,кредиторами

Представители Ленинградской шк (Вознесенский) 2 основные функции:1) формирование денежных фондов государства.2) использование этих фондов для выполнения гос-м своих функций. Романовский и др в настоящее время выд-т 3 функции:1) формирование централизованных и децентрализованных фондов,2)их использование,3)контрольная функция.

Роль финансов в расширенном воспроизводстве.

Процесс воспроизвод-ва вкл-т 4 стадии:1)производство, обязат условием явл-ся чередование этих стадий.2) распределение и виды распределения3)обмен.4) конечное потребление. В процессе производства 3 взаимосв – основ обор-х фондов, осуществляется создание ст-ти и потреб-й ст-ти продукта. В ст-ть созданного продукта за вычетом фонда возмещ-я материальные затраты образуют источник первичных доходов и накоплений субъектов экономических отношений(ВВП), затем происходит распределение ВВП по субъектам экономических отношений с образованием первичных доходов начинается процесс их перераспределения через бюджетную и кредитную систему в результате чего формируется конечные(чистые) доходы, т.е. собственные финансовые ресурсы, субъекты экономических отношений в виде целевых, денежных фондов.

Каждый последующий цикл воспроизвод-ва возможен лишь после того, как создание в производстве и реализация в процессе обмена ст-ть подвергается распределению и перераспределению в результате которого будут сформир-ы целевые денежные фонды. Т.о. стадия распределения явл-ся важнейшей стадией воспроизвод-го процесса, а финансы- неотъемлимым связующим звеном между созданием и использованием ст-ти ВВП. Благодаря обмену появл-ся возможности для удовлетворения потребности на основе приобретения потребит-х ст-й наблюд-ся смена форм ст-ти в рез-те обмена. Конечное потребление выступает завершающей стадией воспроизвод-го процесса на котор осуществл-ся удовлетвор-е личн-х, общ-х и производ-х потреб-й и реализация потреб-й ст-ти продукта. Финансы возникают на стадии распределения. Роль финансов на этой стадии значительна, т.к. они явл-ся инструм-м ст-го распр-я созданного продукта по целевому назначению и по субъектам экономических отношений. В общем роль финансов можно свести к 3 направлениям воздействия финансов на процессы общественного развития:

1)финн обеспечение потреб-й расширенного воспроизвод-ва, котор обозначает покрытие затрат за счет финн-х ресурсов.2) фин регулирование эк-х и соц-х процессов, кот осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов. Различают 3 вида регулир-я эк-ки: саморегулирование, государственное регулирование эк-ки, регулирование эк-ки через финансы организации .3) финн стимулирование эф-го исп-я всех эк-х ресурсов, кот может осуществляться м-дами:через эф-е вложение финансовых ресурсов, через создание поощрительных фондов, через использование бюджетных стимулов, через исп-е финн санкций.

Финансовый контроль

Финансовый контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Непосредственно предметом проверок выступают такие стоимостные показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения.

Сферой финансового контроля являются практически все операции,
совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них
(бартерные сделки).

Важную роль в осуществлении финансового контроля играет
уровень организации бухгалтерского, бюджетного и налогового учета.
Отчетная документация является главным объектом финансового
контроля. Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям.

1. времени проведения: предварительный; текущий (оперативный); последующий.

2.субъектам контроля; президентский; контроль представительных органов власти и местного самоуправления; контроль исполнительных органов власти; контроль финансово-кредитных органов; ведомственный; внутрихозяйственный; аудиторский.

3. В сфере финансовой деятельности: бюджетный; страховой; инвестиционный; контроль за денежной массой.

4. форме проведения: обязательный (внешний); инициативный (внутренний);

5. методы проведения: проверки; обследования; надзор; анализ финансовой деятельности; наблюдение (мониторинг) ревизии.

Основные формы и методы проведения финансового контроля.

§ Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны.

На микроуровне - это процесс разработки финансовых планов и
смет, кредитных и кассовых заявок; финансовых разделов бизнес-планов,
составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров,
договоров о совместной деятельности и т. д.

§ Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения дёнежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд - и субсидий и т.д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Большую роль в этом играют бухгалтерские службы.

§ Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации. Этот контроль предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д.

§ В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

§ Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

§ Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Росстрахнадзора — за страховыми фирмами.

§ Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

§ Наблюдение (мониторинг) - это постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента. Неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.

§ Ревизия - это наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.

Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные - и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (проверка не только документов, но и наличия денег товарно-материальных ценностей).

Полная ревизия предусматривает проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.Частичная ревизия проводится для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующихКомплексная ревизия является наиболее полной, охватывающей все стороны деятельности, проверяемого предприятия, охватывает хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и
отчетности.Тематичёская ревизия проводится на определенную тему по деятельности однотипных предприятий, что позволяет выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранению.Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (КРУ Минфина РФ, Казначейство, Центробанк, аудиторские службы).Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют высшие органы государственной власти и управления — Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации.В государственном финансовом контроле основное внимание уделяется своеврёменности и полноте мобилизации государственных ресурсов, законности расходов и доходов всех звеньев государственной финансовой системы, соблюдению правил учета и отчетности. Государственный финансовый контроль охватывает не только процесс формирования и исполнения федерального бюджета, но и местных бюджетов. Это связано с тем, что государство осуществляется контроль при выдаче местным бюджетам дотаций (субсидий) и кредитов из федерального бюджета, санкционирование выпуска местных займов, гарантированных правительством.

Содержание и задачи финансового менеджмента.

Особ-ть понятия финн менеджмент заключается в том, что оно означает специфический вид и смету управления. Фин менеджмент- это управление финансовыми ресурсами обеспечивающие операции по их привлечению и рациональному использованию, охватывающие выработку стратегической финн политики, а так же методы, инструменты и тактические приемы и ее практическая реализация.

Категория финн менеджмента исп-ся в 3-х основных значениях:

1) как наука об управлении финн-ми ресурсами п\п. 2) как система практической орг-ии управления процессами формирования и исп-я финн-х ресурсов. 3) как специфический вид предприним деят-ти.

Сущ-ть финн менеджмента- проявляется в выпол-х функциях. Финн менеджменту присуще выполнение двуединич-х функций опред-х св-ми исх-х категорий:1) менеджмент 2) финансы.

1 категория обуславливает функции финн менеджмента как категории управления, т.е. общ-го менеджмента. 2 категория- специфику этих функций.

В функции финн менеджмента входят: 1)управление процессом формирования финн-х ресурсов п\п, включая функцию определения оптим-х ист-в формирования капитала п\п и их распр-е между денеж-ми фондами, имеющими целевое назначение. 2) управление процессом расходования финн ресурсов, вкл-я функцию их максимально эф-го использования. 3) организация внутреннего финн-го контроля за первыми двумя процессами в том числе на предмет их соот-я, принятой финн стратегии и тактики.

Систематическая цель финн менеджмента вкл-т в себя: 1) текущие(тактические) цели. 2) перспективные(стратегические)цели.

К стратегическим целям можно отнести: 1) избежание банкрот-ва или крупных финн неудач. 2) рост объема производ-ва и продаж. 3) лидерво в борьбе с конкурентами, т.е. увеличение уровня рентабельности капитала. .4) максимизация рыночной ст-ти п\п и др.

К тактическим задачам относят:1) обеспечение сбалансир-ти и сроков поступления денеж-х сред-в. 2) обеспечение необходимых объемов поступлений денежных средств. 3)обеспечение рентабельности продаж.

Субъектами финн менеджмента являются выступают финн службы или финн менеджеры.

На крупных п\п-х в финн службу могут входить следующие подразделения: 1) финн бухгалтерия- основ функцией котор явл-ся введение бух уч и составление бух отч-ти.

2) аналитический отдел- ф-ии-анализ данных бух отчет-ти для оценки финн состояния п\п, а так же степень выпол-я финн планов.

3) отдел финн планирования(прогнозирование)

4) отдел опер-го управления- ф.-ии – внутр координация деят-ти подразделения финн службы и взаимствования с внешними контрагентами.

Бюджетный федерализм.

Бюджетный федерализм – отношения в государстве с федеральным устройством между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации, и в соответствии с этим с органами местного самоуправления в части разграничения бюджетных прав и полномочий, налогов и др. бюджетных доходов и расходов, исходя из задачи обеспечить единство общегосударственных интересов и интересов населения, а также единства федерального государства в целом.

Основ задачами бюджетного федерализма заключ-ся в выборе наиболее эф-й модели бюдж-х отношений конкрет-х эк-х(политич) услуг.

Для любой модели бюдж федерализма хар-ны след основ-е принципы функционирования:

1) четкое разграничение расх-х полномочий между всеми уровнями вл-ти

2) закрепление за уровнями вл-ти достат-х для реализации этих полномочий дох-х ист-в

3) сглаживание вертик-х и горизонт-х дисбалансов дох-в и расходов нижестоящих бюдж-в с помощью сист-ы оказ-е финн помощи регионов. Формир-е рос-й модели бюдж-го федерализма произошел неск-ко кач-но различ-х этапов:

1)1991-1993г- децентр-я межбюдж-х отнош-й, бюдж-е выравниевание проводилось с применением дифф-х и крайне нестаб-х нормативов отчисл-й фед-х налогов.

2)1994-1998- стала осущл-ся первая реформа межбюдж-х отношений начало котор опред-л указ президен. РФ о формировании респ-го бюдж РФ. Этот период можно назвать эксперимент-м федерализмом.

3) 1998- 2000г.- была принята концепция рефор-я межбюдж-х отнош-й в РФ, официальная программа реформирования межбюдж отношений.

Основ направления реформы: в разграничении расх-х полном-й и ответ-ти между орг-ми вл-ти и управл-я разных уровней; разгранич-е дох-х ист-в между уровнями бюдж системы РФ; соверш-е методики формир-я фед фонда поддержки субъектов РФ на основе сопоставл-я среднедушевых налогов дох-в субъектов РФ скоррек-х с уч-м объективно сложив-ся уровня удорожания бюдж-х расх-в.

4)2001-2005г- начался новый этап реформы, направленный на повышение ответ-ти регионных и мест-х органов вл-ти и упр-я за эф-е исп-е бюдж-х ресурсов, обеспеч-е равного доступа граждан к бюдж-м услугам и соц-м гарантиям, повыш-е прозрач-ти финн-х потоков. Эта система должна обеспечить:1)эк-ю эф-ть созд-я долгосроч-х стимулов органов вл-ти субъектов РФ и органов местного самоупр-я.

2) бюдж-ю ответ-ть- управление общ-ми финн-ми от имени и в интересах насел-я при макс. Эф-м исп-ии налоговых и иных ресурсов для предостав-я бюдж услуг.

3) соц-ю справедливость- выравнивание доступах граждан внезависимости от места их проживания, основ общ-м услугам и соцгарантием.

4) террит-ю интеграцию- обеспечения единства налог бюдж системы, предотвращение и смягчение диспропорций регион-го развития, упрощение терр-й целости стр-ы.

5) 2006-2008г- харак-ся с повыш-м эф-ти межбюдж-х отношений. Основные задачи:укрепление финн-й самот-ти субъектов РФ, создание стимулов для увеличения поступл-я дох-в в бюдж-ы субъектов РФ, создание стимулов для уоучшения качества управ-я гос-м и муниц финн-ми.

6) 2 половина 2008 и до наст вр.- бюджетное выравнивание. Различают:1) вертикальное выравнивание- устранение несоот-й между расходами ф-ми регион-х бюдж-в и дохми поступ-ми закрепл-ми за дан-м бюдж уровнем. Вертикальное вырав-е не решает всех проблем бюдж-го сбалан-я и должно сочет-ся с горизон-й сбалан-ю бюдж-в. 2) горизонтальное выравнивание- означает пропорциональное распр-е налогов между субъектами РФ для устранения или снижения нерав-ва налогов-х возмож-й различ-х терр-й.

Пенсионный фонд.

Пенсионный фонд. Центральное управление находится в Москве, а руководящие органы расположенные на местах.

Задачи пенсионного фонда: а). сбор средств для выплаты пенсий и пособий, а также организация пенсионного дела. б). участие в финансировании региональных программ.

Средства пенсионного фонда образуются из следующих источников: 1). Страховые взносы, которые платят все предприятия, независимо от формы собственности. 2). Зарплата работника. 3). Страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. 4). Средства из вышестоящих органов. 5). Излишки (они могут быть использованы для получения прибыли от ГКО и др. ценных бумаг и депозитов). 6). Взносы в добровольном порядке.

Пенсионный возраст:

США мужчины – 65, женщины – 62;

РФ мужчины – 60, женщины – 55.

Виды пенсий:

1. Во времена СССР существовала всего одна пенсия – трудовая пенсия (только на государственных предприятиях). Она сейчас тоже есть, для ее получения необходимо отработать 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин (на вредных производствах – 10 лет).

Минимальный размер трудовой пенсии – 55 % от всей зарплаты.

Максимальный размер трудовой пенсии – 75 % от всей зарплаты.

В Москве в 1996 году минимальная пенсия – 210 тыс. руб. (в среднем по РФ – 138 тыс. руб.). С 1 мая 1996 года намечается повышение до 230 тыс. руб. (реально – 213 тыс. руб.).

2.Социальная пенсия. Выплачивается за выполнения социальных функций. Такой вид пенсии в США получают все граждане, в РФ – нетрудоспособные граждане при достижении определенного возраста независимо от трудового стажа (Закон “О государственных пенсиях в РФ” действует с 20 ноября 1990 года):

а). инвалиды I и II групп;

б). инвалиды с детства;

в). другие.

Направления расходования: 1). На выплату пенсий в соответствии с Законодательством: а). по возрасту; б). по инвалидности; в). по случаю потери кормильца; г). за выслугу лет

Также осуществляются выплаты пенсий гражданам, находящимся за границей (например, в Финляндии).

2). На выплату пособий по уходу за ребенком с 1, 5 лет.

3). Единовременные выплаты материальной помощи.

4). Расходы, связанные с повышением пенсий в связи с их индексацией.

5). Размещение резервов в краткосрочные и долгосрочные бумаги, на развитие научно - технической базы и т.п.

Органы пенсионного фонда: – управление; – исполнительные органы; – ревизионная комиссия; – региональные отделения фонда.

Основная проблема – нехватка денежных средств (неплатежи), в результате фонд оказался на нуле и была выдана ссуда Центробанка на 4, 3 трлн. руб.

Обычно во всем мире пенсионные фонды самые богатые; необходима независимость от правительства и использование своих ресурсов на целевые нужды.

Был образован Постановлением Верховного Совета РСФСР 22.12.90 г. После принятия закона «О гос. пенсиях в РСФСР» от 20.11.90 г. Реально вступил в силу и начал функционировать с 01.01.92 г. ПФ РФ – самостоятельное финансово-кредитное учреждение, подотчетное Правительству РФ и осуществляющее свою деятельность в соответствии с законодательством. Основные задачи ПФ: 1. Целевой сбор и аккумуляция страховых взносов от плательщиков в соответствии с принятыми страховыми тарифами. 2. Финансирование выплат пенсий и других расходов, связанных с назначением фонда. 3. Контроль совместно с налоговыми органами за своевременным и полным поступлением взносов и правильным расходование средств. 4. Капитализация средств фонда, а также привлечение добровольных взносов, т.е. валютных ценностей ЮЛ и ФЛ (инвестирование). Функции фонда: 1. Участвует в определении размера взноса. 2. Участвует в подготовке положений по совершению пенсионного законодательства. 3. Разработка различных социальных программ. 4. Осуществление международного сотрудничества по вопросам его компетенции. ПФ является самым крупным фондом и аккумулирует приблизительно 75% всех страховых взносов. При этом обще его величина составляет 1/3 фед. бюджета. Источники формирования средств фонда: 1. Страховые взносы работодателей, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в т.ч. фермеров и адвокатов (примерно 85-90% всего бюджета фонда); 2. Ассигнования из бюджета на выплату пенсий военнослужащим, соц. пенсий, компенсаций и т.д. (5-6% средств фонда); 3. Добровольные взносы ФЛ и ЮЛ (1-2% средств фонда); 4.доходы от капитализации средств фонда (2-3%); 5. пени, штрафы, финансовые санкции, банковские начисления по остаткам средств на счетах региональных пенсионных фондов (примерно 1%). За счет средств фонда осуществляется: 1. Выплата трудовых пенсий (примерно 90% расходов); 2. Выплата соц. пенсий и пособий (примерно 1,5%) – выплаты неработающим гражданам; 3. Выплата пенсий военнослужащим и других гос. пенсий (сотрудники МВД, ФСБ, которые финансируются из гос. бюджета) (примерно 5%); 4. Содержание аппарата фонда (примерно 0,7%); 5. Расходы по доставке пенсий (примерно 3,6%); 6. Выплата пособий на погребение (примерно 0,5%). ПФ РФ финансирует различные соц. программы по соц. поддержке инвалидов, пенсионеров и детей.

Понятие Финансов.

Существуют отличия определения финансов отечественными и западными экономистами. Фундаментальным методологическим базисом запад финн науки явл-ся экономич. Теория в основе кот лежит теория предельной полезности.

В западной (современной литр-ре) обычно дается многовариантное и ориентировочное на практику определение финансов.

По Оксфордскому словарю:1)практика обращения с деньгами и управления ими –финансы 2)финансы- капитал, учавствующий в каком- либо проекте, прежде всего капитал,кот. Необх-о получить, чтобы начать нов. Дело.3) финансы- это денежный заем для опред-й цели особенно сделанный финн-й компанией.

Кейнс рассматривал финансы, как денежную форму капитала с этой позицией и рассм-т опред-е финн-в многие зап ученые.

Советские ученые трактовали опр-е финн-в согласно м-дологии политич-й экономии базир-ся на трудовой теории ст-ти, основу которой составляли производственные отношения. Поэтому финансы рассматривались с точки зрения определенного вида производственных отношений, т.е. денеж-х отношений.

В финансовом словаре изд-м под редакцией Грязновой.А.Г. дается:

Финансы- фундаментальная обобщающая, многозначимая экономическая категория, характеризующаяся процессом денежных средств гос-ва, регионов, хоз-х субъектов, юридических и физических лиц в ходе формирования их доходов, расходов , накоплений и возникающие при этом денежные отношения.при определении финн-в как науки в формулировках зарубежных и отечественных ученых сущ-т идентичность взглядов.

Предметом изучения финан науки явл-ся поступление и распросрт-е огранич-х денеж-х ресурсов во времени и условных неопределенности. В западной лит-ре дается след определение: финансы- это наука о том, каким образом люди управ-т расходом и поступлениями дийицитных денежных ресурсов на протяжении определ-го периода времени.

Финансы как историческая категория.

Можно выделить 2 основных этапа развития финансов:

1)неразвитая форма финансов, котор характериз-ся непроизвод-м харак-м фин0в и узкостью финн-й системы, огранич-ю финн-х отношений .

2)современная развитая форма финансов, котор харак-ся высокой степенью воздействия финансов на эк-ку, многозвен-ю финн системы, большим разнообразием финн отношен-й. термин «finis»(конец, срок уплаты денеж суммы по сделке) и «financia»(наличность,доход, платеж при сдклке).

В средневековой латыни эти слова употреблялись для обознач-я срока платежа и док-в, доказывающих погашение долга по окончании сделки. Впервые этот термин возник в 13-15в в торговых городах Италии и обозначал любой денежный платеж. Дальше он получил международное распространение и стал использоваться, как система денежных отношений населением и госуд-м по поводу образования государственных фондов денежных средств. Чуть позднее появился термин «публичные финансы»-совокупность государственных доходов и расходов. В России этот термин пришел в 18в, он обозначал «государственные фмнансы». Причины возникновения финансов:1)развитие товарно-денеж отношений 2)появление государства 3) возникновение налогов в денежной форме.

Фукнкции финансов.

Функции финансов- это проявление их сущности в действие. Они показывают каким образом реализ-ся назначение финансов.

Существуют 2 концепции раскрытия сущности и функций финансов:1) распределительная концепция(московский), 2) экономико-правовая( ленинградская).

Предситавители Московской научн шк выд-т (Дробозина, Дашов)2 основные ф-ии финансов: 1) распределительная ,кот связана с распределением ст-ти производ-го продукта, формированием у субъектов экономических отношений доходов и накоплений созданным фондом денежных средств.2)контрольная, котро определяется св-м финн-в служить сред-в контроля за процессом стоимостного распределения и перераспределения прод-а формирования и исп-я централиз-х и децентр-х фондов денеж средств.

Она осуществляется: финансовыми подразделениями организации, финансовыми и налоговыми органами,кредиторами

Представители Ленинградской шк (Вознесенский) 2 основные функции:1) формирование денежных фондов государства.2) использование этих фондов для выполнения гос-м своих функций. Романовский и др в настоящее время выд-т 3 функции:1) формирование централизованных и децентрализованных фондов,2)их использование,3)контрольная функция.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.200.93 (0.022 с.)