Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 9. Контрольная функция

Поиск

Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и

фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса.

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по

соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль

направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного

производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение

качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает

производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение

экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование

материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств,

сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение

бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции

финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в

распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы

поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и

эффективно ли они ими используются и т.д.

Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного

соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и

полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой,

налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и

организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную

деятельность финансовых органов.

Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют

финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении

доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных

отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового

контроля существенно меняются.

Распределительная и контрольная функции – это две стороны одного и

того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном

взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории

стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает

финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в

бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые

показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить

результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры,

направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может

реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом

определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве.

Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций,

учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства,

соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых

обязательств.


 

ВОПРОС 10. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Финансовая система в целом представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды, т. е. реализуются функции финансов, Финансовая система состоит из трех подсистем:

государственных и муниципальных финансов;

финансов хозяйствующих субъектов;

финансов граждан.

Финансовая система включает три основных звена: государственные финансы, финансы населения и финансы предприятия. Из этих трех звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе.

Государственные финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Государственный бюджет – это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время и политические).

Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся оставить больше средств в своем распоряжении.

Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.

Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80–90 % формируется за счет налогов с предприятий и населения.

Остальная часть поступает от использования государственной собственности, внешнеэкономической деятельности.

Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, государственное управление.

В условиях социально-ориентированной экономики налогообложение строится на принципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей с получением блага.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.

Финансовые фонды – важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующая в народном хозяйстве.

Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с нефондовой формой:

позволяет теснее увязать потребности людей с экономическими возможностями общества;

обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства;

дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.

Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь.

ВОПРОС 11. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ФИНАНСОВ

Децентрализованные финансы - форма организации денежных отношений, движения фондов денежных средств, формируемых на уровне различных предприятий, организаций, иных субъектов хозяйственной деятельности, домохозяйств и отдельных граждан. К децентрализованным финансам относят фонды денежных средств, которые формируются вне государственных и муниципальных финансов.

Децентрализованные финансы являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансов государства.

Содержание децентрализованных финансов раскрывают такие понятия как финансы предприятия, организаций, финансы домашних хозяйств.

К финансам предприятий относятся финансы предприятий как финансовой сферы (банки, страховые компании и др.), так и нефинансовой сферы (предприятия и организации различных сфер деятельности, как коммерческие, так и некоммерческие).

К финансам домашних хозяйств относят совокупность денежных отношенийпо поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе свой жизнедеятельности.

Децентрализованные финансы являются основой финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны.
Финансы предприятий, как звено децентрализованных финансов, участвуют в создании материального источника всех денежных фондов страны – научного дохода. От состояния децентрализованных фондов денежных средств зависит общее финансовое положение страны, ведущая роль в обеспечении темпов развития отраслей национального хозяйства.
В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы предприятия должны покрываться за счет собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.
Предприятия стали обладать реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка – кредиты банков, эмиссию, облигации депозитные сертификаты и прочие его инструменты.
Предприятия стали свободны от мелочной опеки со стороны государства, но вместе с тем резко повысилась их ответственность за экономические и финансовые результаты работы.
Финансы домашнего хозяйства лишь недавно включены как звено финансовой системы. Финансовые отношения населения по формированию семейного бюджета и его использованию имеют исключительно важное значение по регулированию платежеспособного спроса страны. Определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятия.

Финансы предприятий - исходное звено финансовой системы, являющееся основой общегосударственных финансов. Это объясняется тем, что именно на предприятиях в процессе материального производства создается решающая доля национального дохода страны - главного источника формирования, как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. Поэтому от состояния данного звена финансовой системы во многом зависит финансовое положение страны в целом.

Финансы предприятий представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий.

Финансы предприятий состоят из двух подсфер:

- финансы предприятий материального производства и

- финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы.

Решающую роль в национальной экономике играют финансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере создается решающая часть финансовых ресурсов предприятий, значительная доля которых затем посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.

В зависимости от ряда объективных факторов, существенно влияющих на организацию финансовых отношений, каждая подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья.

Так, в зависимости от:

1) характера деятельности субъекта хозяйствования сфера финансов предприятий классифицируется на такие звенья, как:

а) финансы предприятий, работающих на коммерческих условиях;

б) финансы предприятий, занимающихся некоммерческой деятельностью;

в) финансы общественных объединений;

2) отраслевой направленности в первой подсфере (финансы предприятий материального производства) можно выделить такие звенья, как:

а) финансы предприятий промышленности;

б) финансы предприятий сельского хозяйства и агропромышленного сектора;

в) финансы предприятий транспорта, связи, торговли, общепита и т.д.;

во второй подсфере (непроизводственной) различают такие звенья, как:

а) финансы образования;

б) финансы культуры и искусства;

в) финансы здравоохранения и физической культуры и т.д.;

3) формы собственности различают следующие звенья:

а) финансы государственных учреждений и организаций;

б) финансы предприятий коллективной собственности (акционерные предприятия);

в) финансы предприятий совместной собственности;

г) финансы предприятий частной собственности;

д) финансы предприятий смешанных форм собственности.
ВОПРОС 12. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ФИНАНСОВ

Для начала определим понятие финансы (от лат. financia - доход, платеж при сделке) - экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

По своему составу Финансы - совокупность целевых централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

С глобализационных позиций финансы как экономическая реальность выступают в форме движения частных (децентрализованных) и государственных (централизованных) финансовых ресурсов. А поскольку финансовые ресурсы и доходы совершают свое движение в частноправовой и публично-правовой формах, постольку система финансов включает в себя два больших звена:

частнохозяйственные (частные, децентрализованные) финансы и государственные (централизованные, включая муниципальные) финансы.

В этой работе более подробно будут изучены централизованные (общегосударственные и муниципальные) финансы. Для централизованных финансов характерными признаками являются:

1) денежный характер отношений;

2) безвозмездный и безвозвратный характер платежей хозяйствующими субъектами и населением в государственные и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды;

3) принудительная со стороны государственных органов и органов местного самоуправления форма денежных отношений с хозяйствующими субъектами и населением (государство и органы местного самоуправления в форме публично- правовых актов устанавливают систему обязательных платежей и меры воздействия к указанным субъектам в случае нарушения последними установленного порядка);

4) отношения перераспределения уже распределенного совокупного общественного продукта, в его денежной форме.

Рассмотрим структуру централизованных финансов, а также взаимосвязь отдельных звеньев финансовой системы - централизованных и децентрализованных финансов. Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, (денежные отношения, опосредующие процесс кругооборота денежных средств фирм, организаций и учреждений (ФОУ), а также домашних хозяйств) поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства.

Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств направляется в дальнейшем на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных

трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т.п.).

Централизованные финансы (экономические отношения, связанные с формированием

и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в

государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах для

решения экономических, социальных и политических задач) состоят из

государственных и муниципальных финансов. В свою очередь государственные и

муниципальные финансы включают в себя бюджет (система бюджетов всех уровней),

государственные внебюджетные фонды, государственный и муниципальный кредиты,

финансы иных государственных и муниципальных институтов.

 

Общегосударственные (централизованные) фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода (национальный доход - вновь созданная за год стоимость, которая рассчитывается как часть ВВП по доходам за вычетом амортизации и косвенных налогов), созданного в отраслях материального производства. Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования как видно из схемы являются бюджетные и внебюджетные фонды, государственный и муниципальный кредиты, обеспечивающие Централизованным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства. Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 876; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.140.232 (0.014 с.)