Вопрос 63. Сущность государственного кредита и его значение для экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 63. Сущность государственного кредита и его значение для экономики



Государственный кредит представляет собой совокупность отношений по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств физических и юридических лиц на условиях срочности, возвратности и платности с целью покрытия бюджетного дефицита или для дополнительного финансирования потребностей общества сверх текущих возможностей государства. Отличительной особенностью государственного кредита является то, что одним из участников отношений является государство в лице его органов (Министерства финансов, Национального банка Республики Беларусь, местных органов власти), а другой участник государственных кредитных отношений может быть представлен населением, субъектами хозяйствования различных форм собственности, предприятиями общественных организаций и самими общественными организациями, а также иностранными физическими и юридическими лицами и государствами. При данной форме кредита государство выступает заемщиком средств, а население, предприятия и организации выступают кредиторами.

Возникновение и существование государственного кредита непосредственно связано с тем, что государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы государственного бюджета, которые в основном состоят из налоговых поступлений, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, временно свободные финансовые ресурсы и средства населения и хозяйствования. Уникальным способом получение этих финансовых ресурсов выступает государственный кредит, выражающий отношение между государством и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.

В зависимости от характера операций различают три формы государственного кредита:

государственное заимствование;

государственная гарантия;

государственный кредит.

Государственное заимствование осуществляется в виде государственных займов и прямых кредитов. Государственный займ – это привлечение временно свободных денежных средств физических и юридических лиц путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Прямые кредиты – это привлечение средств инвесторов без продажи им ценных бумаг. Прямое заимствование осуществляется у банков, международных финансовых организаций, правительств других государств.

Государственные гарантии предоставляются по займам и кредитам, осуществляемым местными органами власти и субъектами хозяйствования. Государство гарантирует не только безусловное погашение займов и кредитов, но и выплату процентов по ним путем резервирования средств на погашение гарантированного займа или кредита.

Государственные кредиты предоставляются за счет бюджетных средств субъектам хозяйствования, местным органам власти, другим государствам, международным организациям. В зависимости от категории заемщика различают бюджетные и государственные кредиты. Бюджетные кредиты – это средства, предоставляемые на возвратной основе юридическими лицами своей страны или местными органами власти. Государственный кредит – это средства, предоставляемые на возвратной основе другими государствам, их юридическим лицам и международным организациям.

Государственный кредит выполняет две основные функции:

фискальную;

регулирующую.

Фискальная функция государственного кредита заключается во временном изъятии свободных денежных средств юридических и физических лиц и аккумуляции их для финансирования расходов государства. Это позволяет увеличить государственные расходы без соответствующего увеличения налогообложения.

Регулирующая функция государственного кредита заключается в его воздействии на важнейшие макроэкономические показатели: объем денежной массы, уровень инфляции, величину процентных ставок и др.

Из истории известно, что правительство России еще в начале 17 века прибегало к услугам государственного кредита для покрытия своих расходов. Как раз тогда появились первые государственные займы, хотя существенным и относительно регулярным источником поступлений в казну займы начали выступать лишь с середины 18 века. В условиях феодальной России основными внутренними кредиторами были монастыри и церковь. Однако постепенно социальная база государственного кредита расширялась: заимодателями становились купцы, промышленники, иногда земледельцы. Правительство брало деньги на добровольной основе под обеспечение государственным имуществом. Однако нередко займы предоставлялись и в принудительном порядке. В это время сформировались такие формы и виды государственного кредита, как государственные займы, выпуск казначейских обязательств, заимствование средств у казенных банков. В стране функционировали следующие государственные банковские учреждения:

Государственный заемный банк (1786 г.)

Государственный коммерческий банк (1817 г.)

Сохранные казны при петербургском и московском воспитательных домах (1772 г.)

Приказы общественного призрения (1775 г.)

При некоторой специфике стоящих перед ними задач главными операциями вышеназванных государственных учреждений были прием и выдача ссуд под залог помещичьих имений. Постепенно крупнейшим должником банковской системы становится царское правительство. К 1861 г. Государственный долг составлял внушительную сумму – 1264 млн. рублей. Выплата погашений и процентов по займам достигла 50 млн. рублей в год, или почти 15 % бюджетных расходов.

При государственном кредите происходит формирование дополнительных финансовых ресурсов в руках государства. Поэтому государственный кредит выражает часть финансовых отношений общества, что не допускает свободного обращения с ссудным фондом страны и беспрепятственного привлечения части банковских ресурсов к финансированию правительственных расходов. Исторический опыт свидетельствует, что заимствование ресурсов для финансирования государственных потребностей возможно. Однако это заимствование должно осуществляться с соблюдением положений, характерных для сущности государственного кредита и осуществляемых на принципах возвратности, срочности, платности.

Если рассматривать государственный кредит с точки зрения его участия в распределении национального дохода, то он присутствует на стадии перераспределения уже распределенного доход. Поэтому в сферу заемных операций государства может попасть только часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения, к которым относятся временно свободные денежные средства населения, предприятия и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Однако при определенных условиях население и трудовые коллективы идут на ограничение потребления. В этих случаях источником государственного кредита выступают не только временно свободные денежные средства, но и суммы, предназначенные для удовлетворения первоочередных потребностей или финансирования необходимых производственных и социальных расходов предприятий.

При недостаточной привлекательности государственных ценных бумаг для потенциальных кредиторов данная возможность осуществима лишь по принуждению со стороны правительства. В то же время формирование дополнительных финансовых ресурсов в руках государства за счет мобилизации денежных средств населения, предприятий, организаций является лишь одной из сторон государственных кредитных отношений. Второй аспект указанных связей обусловлен тем, что выплата доходов кредиторам обеспечивается преимущественно за счет доходов государственного бюджета. В данном случае круг плательщиков налогов и сборов не совпадает с кругом держателей государственных ценных бумаг.


 

ВОПРОС 64. ЦЕЛИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

Государственный кредит преследует следующие цели: 


1. Финансирование дефицита бюджета.
2. Выравнивание экономических условий экономики регионов.
3. Помощь муниципальным образованиям.
4. Поддержка основных экономических секторов. 


Государственный кредит рф образует внутренние активы и внешние активы. Такой вид кредита может предоставляться субъектам государства и иностранным государствам. Закон о бюджете на очередной финансовый год подразумевает рассмотрение структуры государственного долга. 


При необходимости может совершаться реструктуризация долга. Реструктуризация государственного долга – это изменение условий кредит, сроков его выплат и размеров выплат. Такие условия утверждает Государственная Дума. 


РФ разрабатывает специальные долгосрочные программы по предоставлению кредитов зарубежным странам. Такие документы включают в себя список кредитов на очередной год, цель предоставления, получателей, объемы кредитов.

Государственный кредит способствует экономическому развитию страны, если средства, мобилизованы в бюджет за его помощью, направляемых на финансирование производственных программ, строительство новых предприятий, модернизацию и техническую реконструкцию действующих мощностей. Наоборот, экономическое развитие тормозится, если средства, полученные от выпуска облигаций государственных займов, направляемых на погашение и выплату процентов по предыдущим займам. Государственный кредит, который имеет непроизводственного характера, лишь умножает экономические проблемы общества. Ситуация значительно ухудшается, когда для покрытия растущих процентных и иных платежей по государственным займам приходится привлекать дополнительные бюджетные средства, получаемые путем усиления налогового бремени на производителей. Кроме того, чрезмерно высокая доходность государственных ценных бумаг побуждает коммерческие банки вкладывать в них преобладающую долю своих средств вместо того, чтобы инвестировать (кредитовать) национальное товарное производство.

В разных странах к практическому внедрению государственного кредита привлекаются различные структуры: Министерство финансов, Государственное казначейство, Центральный банк, Министерство экономики и т.д. Как правило, государство использует денежные займы, хотя иногда применяются и натуральные займы, которые погашаются продуктами. В 20-х годах в Советской России применялись хлебные и сахарные займы.

Размещаются государственные займы преимущественно по подписке среди физических и юридических лиц, через банки, путем продажи на бирже и с аукционов. Для физических и юридических лиц государственный кредит является формой сбережения, инвестирования средств в государственные ценные бумаги, которые приносят гарантированный доход.

Государство использует займы, чтобы обеспечить себя дополнительными финансовыми средствами, которые нельзя собрать с помощью налогов. Необходимость увеличения объемов государственного внутреннего заимствования предопределяется задачами осуществления неотложных государственных расходов.

 

Юридической основой государственных займов, как банковских, есть договор. Именно добровольный и договорный характер государственных займов отличает их от одностороннего и строго принудительного характера налогов. Вместо предоставленных в распоряжение государства на определенный срок средств кредиторы получают документы - государственные ценные бумаги, которые предоставляют им определенные финансовые преимущества. Результатом введения государственного кредита является формирование рынка государственных ценных бумаг.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.011 с.)