Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В системе управления организацией

Поиск

Содержание финансового менеджмента и его место

В системе управления организацией

Финансовые потоки представляют собой «кровеносную систему» любого предприятия, поэтому эффективное управление ими, осуществляемое в рамках финансового менеджмента, является приоритетной задачей системы управления предприятием в целом.

Финансовый менеджмент, или система управления финансами предприятия, - это система взаимоотношений, возникающих на предприятии по поводу привлечения и использования финансовых ресурсов. Данная система многоаспектна, она распространяется как на взаимоотношения внутри предприятия, так и на взаимоотношения данного предприятия с другими контрагентами (субъекты хозяйствования, государственные органы, общество и др.).

Финансовый менеджмент представляет собой прикладную науку, посвященную обоснованию и разработке логики и методов управления финансами хозяйствующего субъекта.

Финансовый менеджмент – одно из перспективных направлений в экономической науке, сочетающее как теоретические разработки в области финансов, управления, учета, анализа, так и практическую направленность разработанных в его рамках подходов. Перспективность этого направления в научном плане очевидна; можно отметить лишь тот факт, что в последние годы ряд известных ученых, сделавших основной вклад в развитие теории финансов, были награждены Нобелевской премией.

Финансовый менеджмент – наука управления финансами предприятия, направленная на достижение его стратегических и тактических целей.

Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств.

Эффективность управления финансовой деятельностью предприятия обеспечивается реализацией ряда принципов:

1) взаимосвязь с общей системой управления организации;

2) комплексный характер формирования управленческих решений;

3) высокая динамичность управления с учетом изменяющихся факторов внешней и внутренней среды;

4) множественность вариантов при разработке отдельного управленческого решения;

5) ориентация на стратегические цели развития предприятия.

Эффективный финансовый менеджмент, организованный с учетом изложенных принципов, позволяет формировать ресурсный потенциал высоких темпов прироста производственной деятельности предприятия, обеспечивать постоянный рост собственного капитала, существенно повышать его конкурентную позицию на товарном и финансовом рынках, обеспечивать стабильное экономическое развитие в стратегической перспективе.

 

Цели и задачи финансового менеджмента

Главной целью финансового менеджмента является максимизация благосостояния собственников в текущем и перспективном периоде. Эта цель получает выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия, что вступает в противоречие с распространенным мнением о том, что главной целью финансовой деятельности предприятия является максимизация прибыли. В рыночных условиях максимизация прибыли может выступать как одна из важных задач финансового менеджмента, но не как главная его цель.

В процессе реализации своей главной цели финансовый менеджмент направлен на решение следующих основных задач:

1. Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде.

2. Обеспечение эффективного использования сформированного объема финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия.

3. Оптимизация денежного оборота путем эффективного управления денежными потоками предприятия, поддержанием необходимой ликвидности его оборотных активов, минимизации среднего остатка свободных денежных активов.

4. Обеспечение максимизации прибыли предприятия на допустимом уровне финансового риска за счет эффективного управления активами предприятия, вовлечения заемных средств, выбора наиболее эффективных направлений деятельности.

5. Обеспечение минимизации уровня финансового риска при предусматриваемом уровне прибыли.

6. Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития.

Все рассмотренные задачи взаимосвязаны. В процессе финансового менеджмента отдельные задачи должны быть оптимизированы между собой для наиболее эффективной реализации его главной цели.

В общем комплексе задач финансового менеджмента можно выделить пять основных блоков:

1) финансовое планирование;

2) управление ресурсами;

3) управление структурой капитала;

4) инвестиционная деятельность;

5) контроль и анализ результатов.

Каждый из этих блоков представляет сегмент финансового управления, направленный на достижение общего результата, - тактических и стратегических целей развития предприятия.

 

Базовые концепции финансового менеджмента

Концепция представляет собой определенный способ понимания и трактовки какого-либо явления.

Базовыми в финансовом менеджменте являются следующие концепции:

1. Концепция денежного потока означает, что с любой финансовой операцией может быть ассоциирован некоторый денежный поток (cash flow), т.е. множество распределенных во времени выплат (оттоков) и поступлений (притоков), понимаемых в широком смысле.

2. Концепция временной ценности денег состоит в том, что денежная единица, имеющая сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через какое-то время, не равноценны.

3. Концепция компромисса между риском и доходностью состоит в том, что получение любого дохода в бизнесе чаще всего сопряжено с риском, причем связь между этими двумя взаимосвязанными характеристиками прямо пропорциональная.

4. Концепция стоимости капитала состоит в том, что практически не существует бесплатных источников финансирования, причем мобилизация и обслуживание того или иного источника обходится компании не одинаково. Стоимость капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимого для покрытия затрат по поддержанию данного источника.

5. Концепция эффективности рынка. Под ней понимается уровень информационной насыщенности и допустимости информации участникам рынка.

6. Концепция ассиметричной информации тесно связана с концепцией эффективности рынка капитала. Смысл ее состоит в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной всем участникам рынка в равной мере.

7. Концепция агентских отношений означает, что в условиях присущего рыночной экономике разрыва между функцией распоряжения и функцией текущего управления и контроля за активами и обязательствами предприятия могут появляться определенные противоречия между интересами владельцев компании и ее управленческого персонала. Для определения этих противоречий владельцы компании вынуждены нести агентские издержки.

8. Концепция альтернативных затрат (затрат упущенных возможностей) состоит в том, что принятие любого решения финансового характера связано с отказом от какого-то альтернативного варианта, который мог бы принести определенный доход.

9. Концепция временной неограниченности функционирующего субъекта означает, что компания, однажды возникнув, будет существовать вечно.

10. Концепция имущественной и правовой обособленности субъекта хозяйствования. Смысл состоит в том, что после своего создания этот субъект представляет собой обособленный имущественно-правовой комплекс, т.е. его имущество и обязательства существуют обособленно от имущества и обязательств как его собственников, так и других предприятий.

 

Финансовые инструменты

Финансовый инструмент – это разнообразные обращающиеся финансовые документы, имеющие денежную стоимость, с помощью которых осуществляются операции на финансовом рынке.

Классификация инструментов финансового рынка:

1. По видам финансовых рынков:

а) инструменты кредитного рынка: деньги и расчетные документы, обращающиеся на денежном рынке;

б) инструменты фондового рынка: ценные бумаги, обращающиеся на этом рынке;

в) инструменты валютного рынка: иностранная валюта, расчетные валютные документы, отдельные виды ценных бумаг, обслуживающие этот рынок;

г) инструменты страхового рынка: предлагаемые к продаже страховые услуги, расчетные документы и отдельные виды ценных бумаг, обслуживающие этот рынок;

д) инструменты рынка драгоценных металлов (золота, серебра, платины): виды ценных металлов, приобретаемые для целей формирования финансовых резервов, а также обслуживающие этот рынок расчетные документы и ценные бумаги.

2. По видам обращения:

а) краткосрочные финансовые инструменты (до одного года);

б) долгосрочные финансовые инструменты (с периодом обращения более одного года): «бессрочные финансовые инструменты», конечный срок погашения которых не установлен (например, акции). Финансовые инструменты этого вида обслуживают операции на рынке капитала.

3. По характеру финансовых обязательств:

а) инструменты без последующих финансовых обязательств: являются предметом осуществления самой финансовой операции (валютные ценности, золото и т.п.);

б) долговые финансовые инструменты: обязывают должника погасить в предусмотренные сроки их номинальную стоимость и заплатить вознаграждение в форме процента (облигации, векселя, чеки и т.п.);

в) долевые финансовые инструменты: подтверждают право их владельца на долю в уставном фонде, их эмитента и на получение соответствующего дохода (акции, инвестиционные сертификаты и т.п.).

4. По приоритетной значимости:

а) первичные финансовые инструменты: характеризуются их выпуском в обращении первичным эмитентом и подтверждают прямые имущественные права или отношения кредита (акции, облигации, чеки, векселя и т.п.);

б) вторичные финансовые инструменты: ценные бумаги, подтверждающие право или обязательство их владельца купить или продать обращающиеся первичные ценные бумаги, валюту, товары или нематериальные активы на заранее определенных условиях в будущем периоде (опционы, свопы, фьючерсные и форвардные контракты).

5. По гарантированности уровня доходности:

а) финансовые инструменты с фиксированным доходом (привилегированные акции);

б) финансовые инструменты с неопределенным доходом: уровень доходности которых может меняться (простые акции, инвестиционные сертификаты).

6. По уровню риска:

а) безрисковые: государственные краткосрочные ценные бумаги, депозитные сертификаты наиболее надежных банков, «твердая» иностранная валюта, золото и другие ценные металлы;

б) с низким уровнем риска: к ним относятся, как правило, группа краткосрочных долговых финансовых инструментов, обслуживающих рынок денег, выполнение обязательств по которым гарантировано устойчивым финансовым состоянием и надежной репутацией заемщика (характеризуемыми термином «первоклассный заемщик»);

в) с умеренным уровнем риска: уровень риска соответствует среднерыночному;

г) с высоким уровнем риска: уровень риска превышает среднерыночной;

д) с очень высоким уровнем риска («спекулятивные»): акции «венчурных» (рисковых) предприятий.

 

Качественные методы

Методы экспертных оценок.

2. Количественные методы:

Цена и структура капитала

Стоимостью капитала называется общая сумма средств, которую нужно уплатить за использование определенного объема привлеченных ресурсов на рынке капитала, выраженная в процентах к этому объему.

Понятие стоимости капитала близко по своему значению понятием «цена капитала» и «себестоимость капитала» и отличается от понятия «оценка капитала» т «стоимость фирмы».

Концепция стоимости капитала является одной из базовых в финансовом менеджменте и характеризуется исчислением относительной величины денежных выплат, которую нужно перечислить их владельцам, предоставившим финансовые ресурсы, а также уровень рентабельности инвестируемого капитала, который должно обеспечить предприятие, чтобы не уменьшить свою рыночную стоимость.

Стоимость капитала количественно выражается в сложившихся в компании относительных годовых расходах по обслуживанию своей задолженности перед собственниками и инвесторами, т.е. это относительный показатель, выражаемый в процентах.

В зависимости от источника затраты по обслуживанию и поддержанию капитала могут быть различные (банковский процент, дивиденды по привилегированным акциям, купонный доход по облигациям). При этом стоимость капитала в целом (WACC) находят по формуле средней арифметической взвешенной:

где - удельный вес j-го источника средств в общей сумме капитала, в долях;

- стоимость j-го источника средств, %.

 

Теории структуры капитала

Вопрос о возможности и целесообразности управления структурой капитала является спорной в финансовом менеджменте.

Существует два основных подхода:

1. Традиционный. Согласно традиционному подходу считается, что цена капитала зависит от его структуры и существует оптимальная структура капитала, при которой средневзвешенная стоимость капитала минимальна. Исследования показали, что с ростом доли заемных средств в общей сумме источников долгосрочного капитала цена собственного капитала постоянно увеличивается, а цена заемного капитала, сначала оставаясь неизменной, затем начинает возрастать. Так как цена заемного капитала в среднем ниже цены собственного капитала существует оптимальная структура капитала.

2. Подход Модитьяни-Миллера. Согласно данному подходу цена капитала не зависит от его структуры, следовательно, ее нельзя оптимизировать. При обосновании такого подхода вводится ряд ограничений, как, например, наличие эффективного рынка, отсутствие налогов, величина процентных ставок для физических и юридических лиц одинакова, рациональное и экономическое поведение и др. Однако данная теория подвергнута существенной критике в виду невозможности обеспечения указанных организаций.

 

Дивидендная политика

Важнейшей задачей дивидендной политики является оптимальное сочетание интересов акционеров с необходимостью достаточного финансирования развития предприятия. Чем большая часть чистой прибыли направляется на выплату дивидендов, тем меньшая часть остается на самофинансирование, что ведет к сокращению темпов роста собственного капитала, выручки и платежеспособности. Вместе с тем, если акционеры не получат достаточной прибыли на инвестиционный капитал и начнут избавляться от ценных бумаг данного предприятия, снизится его рыночная стоимость.

Дивидендная политика – механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственникам в соответствии с долей их вклада в капитал предприятия. Суть дивидендной политики заключается в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой частями прибыли с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Теории дивидендной политики:

1. Теория независимости (иррелевантности) дивидендов Модильяни-Миллера – стоимость фирмы определяется доходностью ее активов и инвестиционной политикой. Пропорции распределения дохода между дивидендами и реинвестированной прибылью не оказывают влияния на совокупное богатство акционеров, следовательно, оптимальной дивидендной политики не существует. Эта теория имеет ряд недостатков в невозможности обеспечения ряда предпосылок и серьезных ограничений.

2. Теория существенности дивидендной политики (авторы М. Гордон и Дж. Линтнер), или «синица в руках», - дивидендная политика существенно влияет на величину совокупного богатства акционеров. Акционеры предпочитают избежать риска и получить дивиденды сегодня, чем потенциально возможные выплаты от прироста стоимости капитала в будущем. Размер дивидендов свидетельствует о стабильности компании и приводит к повышению рыночной стоимости фирмы.

3. Теория налоговой дифференциации (предпочтений) (авторы Р. Литценбергер и К.Рамсвами) – для акционеров важнее не дивидендная доходность, а доход от капитализации стоимости из-за разницы в ставках налогообложения.

Выделяют следующие этапы формирования дивидендной политики:

1) оценка основных факторов, определяющих формирование и проведение дивидендной политики;

2) выбор типа дивидендной политики и методики выплаты дивидендов;

3) разработка механизма распределения прибыли по типу дивидендной политики;

4) определение уровня дивиденда на одну акцию;

5) оценка эффективности проводимой дивидендной политики.

Однако нет единого алгоритма выработки дивидендной политики, она определяется многими факторами:

Первая группа – внешние факторы:

I. Требования законодательства.

1. Ограничение способности компании объявлять дивиденды.

2. Ограничение способности компании выплатить дивиденды.

3. Требования к источникам дивидендных выплат.

4. Требования к форме дивидендных событий.

Согласно российскому законодательству предусмотрена следующая последовательность дивидендных событий:

1) экс-дивидендная дата – день, после которого владельцы приобретенных ценных бумаг не имеют права на получение дивидендов по результатам года;

2) дата переписи акционеров – день регистрации акционеров, которые имеют право на получение дивидендов;

3) дата объявления дивидендов – день, когда принимается решение о выплате дивидендов, их размере, дате переписи акционеров и дате выплаты дивидендов;

4) дата выплаты дивидендов – день рассылки чеков, платежных поручений, почтовых переводов с дивидендами акционеров.

II. Требования двухсторонних соглашений и односторонних обязательств акционерного общества:

1. Контрактное ограничение на выплату дивидендов.

2. Правило листинга некоторых фондовых бирж.

III. Макроэкономические факторы:

1. Параметры налогообложения дивидендов и доходов от прироста капитала.

2. Инфляция.

Содержание финансового менеджмента и его место

в системе управления организацией

Финансовые потоки представляют собой «кровеносную систему» любого предприятия, поэтому эффективное управление ими, осуществляемое в рамках финансового менеджмента, является приоритетной задачей системы управления предприятием в целом.

Финансовый менеджмент, или система управления финансами предприятия, - это система взаимоотношений, возникающих на предприятии по поводу привлечения и использования финансовых ресурсов. Данная система многоаспектна, она распространяется как на взаимоотношения внутри предприятия, так и на взаимоотношения данного предприятия с другими контрагентами (субъекты хозяйствования, государственные органы, общество и др.).

Финансовый менеджмент представляет собой прикладную науку, посвященную обоснованию и разработке логики и методов управления финансами хозяйствующего субъекта.

Финансовый менеджмент – одно из перспективных направлений в экономической науке, сочетающее как теоретические разработки в области финансов, управления, учета, анализа, так и практическую направленность разработанных в его рамках подходов. Перспективность этого направления в научном плане очевидна; можно отметить лишь тот факт, что в последние годы ряд известных ученых, сделавших основной вклад в развитие теории финансов, были награждены Нобелевской премией.

Финансовый менеджмент – наука управления финансами предприятия, направленная на достижение его стратегических и тактических целей.

Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств.

Эффективность управления финансовой деятельностью предприятия обеспечивается реализацией ряда принципов:

1) взаимосвязь с общей системой управления организации;

2) комплексный характер формирования управленческих решений;

3) высокая динамичность управления с учетом изменяющихся факторов внешней и внутренней среды;

4) множественность вариантов при разработке отдельного управленческого решения;

5) ориентация на стратегические цели развития предприятия.

Эффективный финансовый менеджмент, организованный с учетом изложенных принципов, позволяет формировать ресурсный потенциал высоких темпов прироста производственной деятельности предприятия, обеспечивать постоянный рост собственного капитала, существенно повышать его конкурентную позицию на товарном и финансовом рынках, обеспечивать стабильное экономическое развитие в стратегической перспективе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.49.90 (0.009 с.)