Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и объективная необходимость существования финансовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наука о финансах — это учение о специфических производственных отношениях, вызванных развитием товарно-денежных отношений и существованием государства Заяц ТФ. Финансы возникают в определенных социально-экономических условиях, характеризующихся развитием товарно-денежных отношений и расширением функций государства. Финансы историческая категория, присущая почти каждой общественной формации. Началом финансовых отношений послужило создание прибавочного продукта в сфере производства и последующее его распределение. Именно прибавочный продукт исторически является объектом финансовых отношений. Прибавочный продукт лег в основу, как воспроизводственного процесса, так и создания централизованного фонда денежных средств государства. Историческими условиями возникновения финансов являются: 1) товарное производство; 2) опосредование товарного производства денежными отношениями; 3) наличие процесса первичного распределения созданного общественного продукта и его составной части — прибыли. Выделяют период возникновения финансовых отношений вообще и момент появления государственных финансов. Период возникновения финансовых отношений вообще связан с началом товарно-денежных отношений и развитием процесса первичного распределения стоимости общественного продукта: возмещалась стоимость израсходованных средств производства, выплачивалась заработная плата работникам и получался прибавочный продукт. Возникновение государственных финансов следует рассматривать как этап перераспределительного процесса с участием уже созданного в общественном производстве прибавочного продукта. С появлением государства возникли такие финансовые категории, как налоги. По мере развития государства и товарно-денежного хозяйства формировались группы более сложных категорий — государственные доходы и расходы, а на их основе — государственный бюджет, страхование, государственный кредит. Практическая реализация условий возникновения финансов наиболее полно просматривается в совокупности производственных отношений. Как известно, общественный продукт проходит ряд стадий движения: производство, распределение, обмен и потребление. Финансы выступают как особая форма производственных отношений, отражающая их важнейшую составную часть — распределительные отношения. Они функционируют здесь посредством денег, т.е. в практике взаимоотношений по распределению и перераспределению общественного продукта и национального дохода финансовые отношения выступают как денежные отношения. Для определения природы и места финансов в совокупности производственных отношений рассмотрим более подробно стадии движения валового внутреннего продукта (ВВП). Стоимость созданного ВВП определяют по формуле ВВП = С + V+ М, где С — фонд возмещения израсходованных средств производства, V — фонд заработной платы; М — чистый доход. Денежная оценка показателя С обеспечивает параллельный процесс движения материально-вещественного продукта в период простого воспроизводства и не относится к финансовым отношениям. Показатель V представляет цену рабочей силы (денежная оценка), использованной в производственном процессе, и также не относится к финансовым отношениям. А вот обособившаяся от производства натурально-вещественного продукта стоимостная часть М в форме чистого дохода влияет на доходы, накопления, денежные фонды. В этой части вновь созданного ВВП кроется суть финансовых отношений, начало действия функции финансов и их взаимодействия в процессе кругооборота фондов с целью повышения эффективности их использования. Если через С + V происходил и обеспечивался процесс простого воспроизводства средств производства и рабочей силы, то через М посредством создания денежных фондов обеспечивается расширенное воспроизводство этих же элементов воспроизводственного процесса и формирование фонда централизованных ресурсов государства. Именно обособленность и самостоятельность этой части ВВП характеризуют специфику финансов и их место в системе производственных отношений. Никакая иная экономическая категория не раскрывает специфику таких отношений. В этом их отличие от других экономических категорий, в частности денег. Деньги сами по себе лишь опосредуют движение всех частей общественного продукта. Но там, где деньги опосредуют реальные материально-вещественные элементы, денежные отношения не являются финансовыми. Только их отрыв от этого двуединого движения и проявление в новом качестве — чистом доходе хозяйствующих субъектов, а также последующее создание на их основе фондов денежных средств превращают такие денежные отношения в финансовые. Таким образом, финансовыми являются денежные отношения, которые опосредуют отношения распределения и перераспределения части ВВП, главным образом чистого дохода. Финансовыми отношениями являются не только формируемые из чистого дохода фонды денежных средств, но и та часть амортизационного фонда, которая направляется на возмещение износившегося абсолютного аналога отдельных видов основных фондов по простому воспроизводству, а также на обновление, реконструкцию и расширение основных фондов, новое строительство, являющиеся вместе с чистым доходом активным источником финансирования инвестиций. Амортизационные отчисления в таком своем качестве приобретают относительную самостоятельность. В современной экономической мысли выделяют общие признаки, определяющие сущность, содержание, природу и место финансов в системе производственных отношений.К нимотносятся: • наличие товарно-денежных отношений; • абстрактная общность во всех формациях; • существование, деятельность и активное регулирующее воздействие государства на все стороны общественного производства; • наличие распределительных и перераспределительных отношений воспроизводства, органически связанных как с хозяйствующими субъектами, так и с доходами и расходами государства; • относительная самостоятельность финансовых отношений на стадии распределения и перераспределения ВВП; • связь финансов с конечным результатом производства, распределения и перераспределения ВВП и национального дохода; • денежные отношения по поводу распределения и перераспределения (главным образом) чистого дохода общества и на этой основе — формирование и использование централизованных фондов государства и децентрализованных фондов хозяйствующих субъектов; • обслуживание (главным образом) процесса расширенного воспроизводства посредством распределения и перераспределения чистого дохода и направление его на расширенное воспроизводство материальных благ и рабочей силы в процессе их кругооборота [2]. С учетом изученных особенностей, определения места в воспроизводственном процессе и общих признаков, представители белорусской научной экономической мысли дают следующие определения сущности финансов: 1. Финансы — это специфическая форма производственных отношений, возникающих по поводу распределения и перераспределения части валового внутреннего продукта, главным образом чистого дохода, и формирования на этой основе централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, используемых на цели расширенного воспроизводства и удовлетворение общегосударственных потребностей [2]. 2. Финансы представляют собой экономическую категорию, которая связана с формированием, распределением и использованием денежных средств на всех уровнях управления общественными процессами [3]. К финансовым отношениям относятся следующие виды денежных отношений, опосредующих движение чистого дохода: • денежные отношения предприятий и хозяйственных организаций с другими хозяйствующими субъектами; • денежные отношения между государством и хозяйствующими субъектами; • денежные отношения хозяйствующих субъектов со своими работниками; • денежные отношения между хозяйствующими субъектами и банковской системой; • денежные отношения внутри хозяйствующего субъекта; • денежные отношения хозяйствующих субъектов с вышестоящими органами и др. На разных этапах исторического развития место и роль финансов в экономике государства трансформировалась. В современное время финансы приобрели качественно новые характеристики. Усилилась необходимость реализации экономической функции финансов, связанной с перераспределением ресурсов, направлением их на обеспечение наиболее эффективной структуры общественного производства и развитием непроизводственной инфраструктуры.
2. Функции финансов, их содержание В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе не существует единого мнения не только относительно сущности финансов, но и выполняемых ими функций. Авторами выделяются следующие функции: распределительная, контрольная, регулирующая, стимулирующая, аккумуляция или формирование денежных фондов (доходов), распределение денежных доходов, использование денежных фондов, контрольная функция [4]. Мы придерживаемся той точки зрения, что финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную. Так как процесс распределения включает в себя формирование фондов (доходов), их распределение и использование с одновременным выполнением стимулирующей функции (через установление пропорций распределения и использования) [2]. Сущность финансов, как неоднократно отмечалось ранее, проявляется через распределение и перераспределение части ВВП — чистого дохода. Он является источником процесса расширенного воспроизводства. Распределительный характер чистого дохода проявляется в том, что только эта обособленная часть совокупного продукта может расщепляться и распределяться на фонды денежных средств. В соответствии с установленными пропорциями часть чистого дохода направляется на пополнение фонда израсходованных средств производства (основных и оборотных фондов), на восполнение израсходованной рабочей силы, обеспечивая этим элементам расширенное воспроизводство. Тем самым финансовые отношения через механизм формирования и распределения чистого дохода обратно воздействуют на процесс производства, ускоряя или замедляя его, т.е. все элементы (С + V) воспроизводственного процесса, не являясь сами непосредственными объектами финансовых отношений, ощущают активное воздействие чистого дохода, без которого процесс расширенного воспроизводства невозможен. Распределительная функция финансов отражает экономические отношения, обусловленные движением чистого дохода, а также его влиянием на составные части и элементы совокупного продукта. Благодаря ей создаются условия для последующей реализации этого продукта в натурально-вещественной форме через совершение актов купли-продажи. Чистый доход обеспечивает кругооборот фондов и одновременно — их расширенное воспроизводство; через чистый доход происходит обслуживание данного процесса. Одновременно чистый доход как основной объект финансовых отношений является главным источником формирования централизованных фондов. Государство в соответствии со своей финансовой политикой распределяет денежные фонды (финансовые ресурсы) для выполнения возложенных на него функций. Таким образом, общественное назначение распределительной функции финансов состоит, во-первых, в распределении и перераспределении части стоимости ВВП (главным образом чистого дохода) в денежной форме для обеспечения расширенного воспроизводства; во-вторых, в формировании экономического потенциала для создания финансовой основы функционирования государства и его экономической системы. Распределение непосредственно затрагивает коренные интересы государства, хозяйствующих субъектов, учреждений и отдельных членов общества. Характер распределения является важнейшим показателем экономической зрелости общества. В сфере распределения переплетаются политические, экономические и социальные интересы всех социальных групп общества. Прежде чем начать процесс распределения, необходимо определить форму и границы движения валового внутреннего продукта. Формой в данном случае является цена. Цена является не только количественной формой выражения опосредованного финансовыми отношениями движения ВВП, но и основой первичного распределения всех элементов ВВП. Она устанавливается государством или определяется через механизм рынка. В цене заложен и основной объект финансовых отношений — чистый доход, размеры которого должны обеспечить процесс расширенного воспроизводства всех элементов ВВП хозяйствующего субъекта и формирование централизованного фонда государства в установленных границах. Через уровень цен государство влияет на уровни издержек и накопления. В финансовой политике государства цена выступает как важнейший рычаг распределения и перераспределения части ВВП (чистого дохода), использование которого зависит от конкретных экономических условий. Финансы и форма их выражения — цена — удовлетворяют в системе распределительных отношений одинаковые общественные потребности. Без них нельзя осуществить сам процесс распределения стоимости ВВП, соизмерить удовлетворение экономических интересов его участников. Вторичное распределение (или перераспределение) начинается, когда часть чистого дохода отщепляется и направляется в денежные фонды на расширенное воспроизводство фонда возмещения израсходованных средств производства и восполнение рабочей силы, а другая часть поступает в централизованный фонд денежных ресурсов государства (в госбюджет и во внебюджетные фонды). Перераспределение части ВВП необходимо для перераспределения средств (межтерриториального и межотраслевого) между различными социальными группами населения. Дальнейший ход перераспределительного воспроизводственного процесса, его структуру определяет государство. У перераспределения много стадий: стадия мобилизации и формирования денежных фондов (доходов) госбюджета; стадия использования этих фондов (доходов) на развитие приоритетных отраслей хозяйства, социально-культурную сферу, цели управления и т.д. Пройдя длительный перераспределительный цикл, одна часть перераспределяемых денежных ресурсов возвращается через механизм бюджетного финансирования приоритетных отраслей в сферу материального производства, и начинается новый цикл первичного распределения ВВП с последующим перераспределением. Другая часть денежных ресурсов переходит в сферу потребления (просвещение, здравоохранение, культура, наука, оборона, госуправление и т.д.). Контрольная функция финансов порождена их распределительной функцией и проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта, национального дохода и чистого дохода по соответствующим денежным фондам и за их целевым расходованием. Контрольная функция финансов обслуживает как весь воспроизводственный процесс сферы материального производства, так и формирование, и использование централизованного фонда денежных ресурсов государства. В этом состоит диалектическое единство и взаимосвязь двух функций финансов. Причем первичной в их взаимодействии является распределительная функция, без нее контрольная функция финансов не существует, поскольку устраняется объект контроля. Через движение финансовых ресурсов контрольная функция количественно отображает экономические процессы, связанные с распределением и перераспределением валового внутреннего продукта. Вместе с тем движение финансовых ресурсов в конкретных формах является объектом контроля со стороны государства, наблюдающего за процессами стоимостного распределения ВВП. Без такого контроля не может быть обеспечено сбалансированное развитие экономики. Контрольная функция имеет нормативную основу. Распределительный характер денежных отношений предусматривает предварительное планирование, определение конкретных субъектов, объемов и сроков осуществления, обязательность целевого использования денежных ресурсов, закрепление в нормативных актах. Нормативные акты регламентируют как условия распределения доходов и прибыли, направляемых на расширенное воспроизводство, так и условия платежей в бюджет (установление категорий плательщиков, объектов, единиц обложения, ставок, фондов, льгот по платежам, порядка их исчисления и т.д.), финансирования из бюджета (порядок открытия бюджетного финансирования и его использования), кредитования, формирования и использования различных денежных фондов хозяйствующих субъектов. Именно контроль за соблюдением нормативных актов, в которых заключена суть распределительной функции финансов, отражает в свою очередь содержание контрольной функции финансов. Среди многообразия денежных отношений, выражающих сущность финансов, нет таких, которые не были бы связаны с контролем и использованием фондов денежных средств. В этом состоит специфика контрольной функции, которая является производной от распределительной. Формой реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация, которая выражает такие финансовые показатели, как выручка, прибыль, рентабельность, ликвидность, оборачиваемость, платежеспособность, фондоотдача и другие, в синтезированном виде отражающие различные стороны финансово-хозяйственной деятельности субъектов. Благодаря обобщенным показателям можно контролировать соблюдение установленных норм и нормативов, эффективность и результативность экономических процессов как на микро-, так и на макроуровне. Роль контрольной функции финансов в воспроизводственном процессе проявляется в наблюдении за состоянием финансовой дисциплины, соблюдением установленных норм и правил, выполнением финансовых обязательств. Контрольная функция финансов реализуется на практике через осуществление финансового контроля — специальной формы проявления и использования данной функции. Важнейшей задачей финансового контроля является проверка точности соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств хозяйствующих субъектов по расчетам и платежам. Финансовый контроль осуществляется через деятельность финансовых, налоговых и других органов контроля.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.10.152 (0.009 с.) |