Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура Беларуси в первой половине 19 века.

Поиск

В первой половине 19 века культура Беларуси находилась под ореолом польской и русской культур. Причем под влиянием русской культуры она находилась в меньшей степени. В конце 18 – первой четверти 19 века полонизационные процессы усиливались, что было результатом попустительства российских властей. В 1830-1831 годах, после восстания, российские власти начали процесс вытеснения польской культуры и языка. То есть полонизация вытеснялась русификацией. Православная церковь, как считал царизм, принадлежало важное место в русификации Беларуси. Униатская церковь, к которой принадлежало более 2/3 всего населения, была ликвидирована в 1839 году. Многие приверженцы униатской церкви продолжали придерживаться своих религиозных взглядов и традиций.

Использовался белорусский язык в основной крестьянами, они и выступали истинными хранителями белорусской культуры и традиций.

Система просвещения в Беларуси в основной строилась на использовании польского языка в обучении, даже после присоединения к России и открытия роскоязычных школ. Реформа просвещения 1803-1804 года предполагала включение школ белорусских губерний в состав Виленского округа. Образование было сословным. Виленский университет был центром тогдашнего образования, преподовалось все на польском языке. Виленский университет был закрыт после подавления восстания 1832 года, так как был сосредоточием свободомыслия и шляхецкого патриотизма. По решению правительства в 1812 году Полоцкий иезуитский коллегиум был переименован в академию, подчинены которой были практически все иезуитские учебные заведения России. В академии имелась своя типография, библиотека, работали 3 факультета. В 1820 году состоялось изгнание иезуитов из Российской империи, а сами учебные заведения, находившиеся в их подчинении были переданы в распоряжение других католических орденов. Основание высшего учебного заведения – Гора-Горецкого института состоялось в 1848 году.

В 19 веке, где-то около 60-х годов Беларусь насчитывала 576 учебных заведений всех типов.

В 19 веке, в ее первой половине достаточного развития достигли такие учебные дисциплины, как медицина, математика, астрономия в таких учебных заведениях, как: Медико – хирургическая академия, Виленский университет. Были в почете археология, фольклористика, этнография, где работали такие выдающиеся деятели, как: Т. Нарбут, братья Е.П и К.П. Тышкевичи, А. Киркор, П.М. Шпилевский. Румянцевский кружок имел значительную роль в изучении археологических исторических источников. В 1842 году К. Тышкевич основал исторический музей в Логойске, а по инициативе Е. Тышкевича был создан Виленский музей древности.

Устное народное творчество отражало события политической и социальной жизни, к которым относилась тяжелое положение крестьян, война 1812 года, будущее без крепостничества.

В театральном искусстве лидировал польский репертуар, который постепенно вытеснялся русским.

В архитектурном направлении господствовал классицизм. К примеру – собор Петра и Павла в Гомеле, губернаторский дворец в Витебске, собор Иосифа в Могилеве. Нужды России в стратегически – военном направлении реализовывались строительством крепостей в Бресте, Бобруйске, Борисове.

22.Аграрная реформа 1861 года и ее особенности в Беларуси.

Беларусь из страны шляхетских вольностей вошла в состав строго центральной монархической Российской Империи. Поэтому все последующие развитие Беларуси надо рассматривать в тесной связи с историей России, её огромного влияния на судьбу своего западного края. Вместе с тем, в значительной мере на территории Беларуси сохранялись и традиции Речи Посполитой, влияние польской шляхты и культуры. Отсюда и многие особенности дальнейшего развития нашей Родины в составе России.

К середине XIX века явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Отставание стало таким, что России грозила опасность оказаться навсегда вне пути мировой цивилизации. Взволнованное общественное мнение требовало перемен. Поэтому главной целью внутренней политики царизма приведение социально - экономической системы России в соответствии с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранение самодержавия и господствующего положения дворянства - опоры абсолютизма. Вот почему реформационный процесс был непоследователен, преобразования не проводились комплексно.

Отмена крепостного права в России стало свидетельством процесса модернизации, связанного с переходом от феодальных к буржуазным отношениям. Аграрный вопрос к середине XIX века стал острейшей социально - политической проблемой в России. Феодальные отношения почти исчерпали все свои ресурсы для внутреннего развития:

1) феодальные отношения препятствовали развитию капитализма; 2) крестьяне уже не могли обеспечить нормальные условия для самовоспроизводства; 3) 2/3 их помещичьих хозяйств были нерентабельны. Дворянство усиленно переводит своих крепостных на барщину, а это ещё больше обостряет ситуацию; 4) промышленное развитие страны в те годы было затруднено, так как предпринимательское деятельность организовывалась помещичьей собственностью на землю и крестьян, а подневольный труд крепостных был непроизводителен, затруднял технический процесс; 5) усиление феодальной эксплуатации крестьян усиливает их сопротивление; 6) Военно-техническая отсталость России ухудшила внешнеполитические позиции Империи.

В России сложилась грозящая социальными взрывами ситуация, на которую в западных губерниях накладывались острые социальные и религиозные противоречия. Царизм боялся, что сложившийся ситуацией постараются воспользоваться помещики - поляки, желавшие возвращения Речи Посполитой. Рост настроений в обществе в сторону коренных перемен находит отражение и в правительственных кругах.

Аграрная реформа начала проводится с западных губерний. Это не случайно:

1) наблюдалось большая втянутость помещиков региона в рыночные отношения;

 

2) их осведомлённость об отмене крепостного права в Польше; 3) введением инвентарных правил, ограничивающих всевластие помещиков в отношении крестьян.

Учитывая традиционно сложившиеся системы крестьянского землевладения, на Беларуси были применены два «Положения»: одно для Витебской и Могилёвской; другое для Виленской, Гродненской и Минской губерний. Специфика заключалась в том, что на востоке реформа проводилась на основании общероссийских положений, а в западных губерниях - на основании местных. Это вызвало: 1) отсутствие общины; 2) помещиков в основном считали католиками; 3) стремление расколоть польское национально - освободительное и крестьянское движение;

Отсюда и отличия в проведении реформы. На Востоке: 1) отрезки; 2) сохранение круговой поруки. На западе: 1) крестьяне сохраняют дореформенные наделы; 2) выкупные платежи крестьяне выполняли

отдельно.

В ходе восстания 1863 - 64 года царские власти были вынуждены пойти на уступки белорусскому крестьянству: 1) отменено временно обязанное состояние; 2) снижены выкупные платежи на 20 %; 3)

наделение части безземельных и малоземельных крестьян землёй [1, 313].

Итогом аграрной реформы 1861 года стало развитие страны по пути модернизации, связанной с последовательным переходом от феодального к буржуазному обществу. Вместе с ним реформа не устранила все феодальные структуры, среди них важнейшей являлась помещичье землевладение. Развитие капиталистических отношений: 1) крестьянство получило гражданские права; 2) расширение границ вольнонаёмного труда; 3) переход к предпринимательскому хозяйству; 4) расслоение крестьянства. Пережитки феодализма: 1) сохранение крупного помещичьего землевладения; 2)высокие выкупные платежи; 3) сохранение черезполосицы; 4) временно обязанное положение. Всё это и предопределило крайне медленный и болезненный путь развития капитализма в деревне.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.2.239 (0.009 с.)