Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 18. Урегулирование и разрешение споров, возникающих в коммерческой деятельности

Поиск

 

1. Способы и субъекты разрешения споров, возникающих в коммерческой деятельности.

2. Разрешение споров, возникающих в коммерческой деятельности, третейскими судами. Преимущества и недостатки третейского судопроизводства.

3. Постоянно действующие третейские суды и разовые третейские суды (ad hoc). Арбитражные (третейские) соглашения.

4. Особенности разрешения внешнеэкономических споров. Постоянно действующие международные арбитражные суды. Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ. Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ.

5. Использование примирения (согласительных процедур) для урегулирования споров, возникающих в коммерческой деятельности.

Практические задания:

1. Назовите способы разрешения споров, возникающих в коммерческой деятельности.

2. В каких случаях спор передается в третейский суд? Какие в юридической литературе выделяют преимущества и недостатки третейского судопроизводства? Какие виды третейских судов Вам известны?

3. В каких значениях употребляется понятие «международный арбитраж»?

4. Как происходит арбитражное разбирательство в МКАС при ТПП?

5. В каком порядке и в каких случаях можно отменить арбитражное (третейское) решение?

6. Что такое медиация и как она используется в коммерческой деятельности?

7. Составьте арбитражное соглашение для разрешения спора в каком-либо третейском суде.

8. Решите следующие задачи.

Задача № 1. Между российской организацией и украинской организацией в связи с ненадлежащим исполнением одной из сторон своих обязательств возник спор по заключенному внешнеторговому договору. В арбитражной оговорке договора была сделана обезличенная ссылка на арбитраж, действующий при торгово-промышленной палате по месту нахождения ответчика по спору. Российское предприятие – ответчик потребовал передачи возникшего спора в МКАС при ТПП РФ. Однако украинская сторона не согласилась на рассмотрение спора данным судом в связи с тем, что ответчик находится в г. Екатеринбурге, а, следовательно, в соответствии с арбитражной оговоркой споры между сторонами должны рассматриваться в арбитраже г. Екатеринбурга, а МКАС при ТПП РФ находится в г. Москве.

Компетентен ли в данном случае МКАС при ТПП РФ рассмотреть данный спор?

Имеет ли право МКАС при ТПП РФ вынести решение о наличии или отсутствии у него юрисдикции по рассмотрению конкретного спора?

Компетентен ли третейский суд при ТПП г. Екатеринбурга рассмотреть данный спор?

 

Задача № 2. В одном из рассматриваемых МКАС при ТПП РФ дел возник спор о наличии или отсутствия у МКАС юрисдикции по спору, возникшему из контракта, содержавшего оговорку о разрешении спора, предусматривающую альтернативную подсудность. Эта оговорка, в частности, позволяла рассматривать спор по выбору истца в государственном суде (коммерческом трибунале) г. Брюсселя (Бельгия), или в МКАС при ТПП РФ, или в арбитраже при ТПП Республики Кыргызстан. Истец предъявил иск в МКАС при ТПП РФ.

Имеет ли данная арбитражная оговорка юридическую силу?

Компетентен ли МКАС рассмотреть данный спор?

 

Задача № 3. Российской организацией с иностранными инвестициями в МКАС при ТПП РФ был заявлен иск к другой российской организации в связи с неоплатой товара, поставленному по внешнеторговому контракту от 17 мая 2005 года. Ответчик возразил против компетенции МКАС рассматривать данный спор, ссылаясь на нечеткость арбитражной оговорки. Так, из п. 6 контракта следовало, что «все разногласия и споры, которые могут возникнуть из настоящего Контракта или в связи с ним, должны быть урегулированы Арбитражем Торгово-промышленной палаты». При Торгово-промышленной палате РФ отсутствует арбитражный орган с таким наименованием. Между тем МКАС пришел к выводу об отсутствии у него оснований для рассмотрения данного спора.

Чем может быть обоснована позиция МКАС?

Какие суды могут подразумеваться в данной арбитражной оговорке?

Задача № 4. Между российской фирмой ОАО «Фарго» и польской фирмой «Трейдинг Корпорейшен» 25.06.2002 г. был заключен контракт №5/03 на поставку компьютеров. В связи с тем, что на общем собрании акционеров в нарушение ст. 79 ФЗ «Об акционерных обществах» не принималось решения о совершении крупной сделки, то ОАО «Фарго» обратилось в арбитражный суд с иском о признании заключенного контракта недействительным, а также дополнений №1,2,3,4,5 к нему. Ответчик подал заявление об оставлении иска без рассмотрения и принятии обеспечительных мер в виде запретов, ссылаясь на то, что согласно дополнительному соглашению № 5 все споры, разногласия, вытекающие из настоящего контракта, подлежат рассмотрению в Международном коммерческом арбитражном суде при ТПП РФ. Истец заявил возражения против данного заявления на том основании, что иск предъявлен о признании контракта недействительным, поэтому арбитражная оговорка не может быть распространена на данный иск.

Обоснованно ли заявление ответчика? Какое решение должен принять суд?

Глоссарий (словарь терминов в соответствии с рабочей программой дисциплины «Коммерческое право»)

Ассортимент товаров – набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков.

Антимонопольное регулирование – целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил поведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечению эффективности рыночных отношений.

Арбитражное соглашение – соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило оно договорной характер или нет.

Биржевая сделка – зарегистрированный товарной биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. Биржевые сделки бывают: простые биржевые сделки, форвардные сделки, фьючерские сделки, опционные сделки.

Биржевой товар – не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле. Биржевым товаром не могут быть недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности.

Бухгалтерский учет – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерская отчетность –единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Брокер (анг. broker) – участник рынка, биржевые работники, выступающие в роли посредника между продавцами и покупателями товаров, ценных бумаг, валюты. Действуя по поручению своих клиентов и за их счет, получают комиссионное вознаграждение при заключении сделки. В качестве таковых могут выступать так организации, так индивидуальные предприниматели.

Внешнеторговая деятельность – деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Внешнеэкономическая деятельность – внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.

Группа товаров – совокупность товаров определенного класса, обладающих сходным составом потребительских свойств и показателей. Примером конкретной группы товаров являются верхняя одежда, белье, обувь, молочные продукты и т.п.

Дилер ( от лат. cлова dealer – торговец, агент) – лицо, осуществляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени.

Дистрибьютор (от анг. слова distribution- распределение) организация, предприниматель, осуществляющие оптовую закупку и сбыт получаемого по импорту товара, на территории своей страны.

Дистрибьюторский договор – соглашение, в соответствии с которым управомачивающая сторона, именуемая принципалом, передает управомоченной стороне, именуемой дистрибьютором, право торговать определенными разновидностями товаров на определенной территории, а дистрибьютор обязуется торговать только товарами принципала.

Декларация о соответствии – документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

ИНКОТЕРМС – разработанные Международной торговой палатой международные правила толкования торговых терминов, целью которых является разъяснение наиболее часто используемых условий поставок во внешней торговле. В настоящее время действует последняя редакция ИНКОТЕРМС, 2000.

Естественная монополия – такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства); товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть замещены в потреблении другими; спрос на эти товары в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров.

Картель – договорная форма объединения хозяйствующих субъектов, участники которой, сохраняя статус юридического лица, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность, определяют общую сбытовую политику и ценообразование с целью расширения сферы влияния на товарных рынках.

Качество товара – совокупность потребительских свойств товара.

Комиссионер – лицо, обязующееся выполнить комиссионную услугу, агент-посредник.

Коммивояжер (от фран. слова commis voyageur) – сбытовой посредник, разъездной представитель торговой фирмы, который по поручению фирмы ищет покупателей ее товаров, предлагая им образцы, рекламируя товар, распространяя каталоги товаров.

Коммерческое право – подотрасль гражданского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе осуществления коммерческой (торговой) деятельности, направленной на продвижение товаров от производителей к потребителям через оптовую торговую сеть.

Коммерческая деятельность – отношения по оптовой купле-продаже товаров, а также по оказанию услуг, связанных с продвижением товаров на рынке от изготовителей к оптовым потребителям.

Коммерческое обозначение - обозначение, использующееся юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческими организациями, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальными предпринимателями для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий, которое не является фирменным наименованием и не подлежит обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Коносамент – документ, подтверждающий принятие товара для морской (речной) перевозки и обязывающий перевозчика выдать товар законному владельцу.

Консорциум – временное договорное объединение партнеров, являющихся субъектами предпринимательской деятельности, сохраняющих свою юридическую самостоятельность, объединяющихся с целью осуществления какого-либо крупномасштабного финансового или промышленного проекта, программ, выполнении заказа по контракту с третьим лицом, когда по производственным, финансовым, техническим или иным причинам требуется объединение усилий нескольких коммерческих организаций: промышленных и/или кредитно-финансовых.

Лицензирование – деятельность государственных органов, связанная с выдачей лицензий на занятие конкретными видами предпринимательской деятельности, приостановлением и аннулированием лицензий, а также с надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензионных требований и условий.

Маклер (нем. Makler) – посредник между продавцом и покупателем, постоянно и профессионально занятое посредничеством при покупке и продаже товаров, ценных бумаг, услуг страхования, призванное способствовать заключению сделок купли-продажи путем сведения партнеров по бизнесу. Биржевые маклеры входят в состав персонала биржи, ведут торги в товарных секциях и регистрируют устное согласие брокеров продавца и покупателя на заключение сделки.

Маркировка – условное обозначение, надписи, наносимые на упаковку товара или на сам товар, содержащие сведения о товаре.

Маркетинг – обширная по своему спектру деятельность в сфере рынка товаров, осуществляемая в целях стимулирования сбыта товаров, развития и ускорения обмена, получения прибыли.

Международная купля-продажа – договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать товар, перемещаемый через государственную границу, в собственность контрагента-покупателя, коммерческое предприятие которого находится на территории другого государства, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную цену.

Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Наименование места происхождения товара — обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Национальный стандарт стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

Недобросовестная конкуренция любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Оптовая торговля – торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием.

Оптовый товарооборот – объем продажи товаров производителями и/или торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте.

Оптовая ярмарка – крупный регулярный или разовый (ежегодный) рынок товаров широкого потребления, на котором сосредоточены и демонстрируются разнообразные товары для ознакомления с ними потенциальных покупателей и заключения оптовых торговых сделок по выставленным образцам.

Прием товаров по количеству – это прием товаров в установленные сроки по массе нетто и количеству единиц, поставленных без тары или в открытой таре, или по массе брутто и числу мест ценностей, поставленных в таре, с последующей проверкой массы нетто и количества единиц в каждом месте.

Прием товаров по качеству – это проверка в установленные сроки сохранности качества и наличия комплектности ценностей, соответствия требованиям технических регламентов, стандартам и техническим условиям, образцам и другим условиям, предусмотренным договором поставки.

Первичные учетные документы - документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет и которые подтверждают факт совершения хозяйственных операций.

Пул – добровольная договорная форма объединения предпринимателей, распространенная чаще всего в сфере услуг: торговых, биржевых, патентных, страховых, транспортных и пр.

Розничная торговля – торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Рынок – организация, создающая условия для ведения торгов на основе договоров купли - продажи.

Рынок товаров; потребительский рынок – сфера обмена товарами или группами товаров между товаровладельцами, исполнителями услуг и покупателями, сложившаяся на основе разделения труда.

Синдикат – предпринимательское объединение картельного типа, участники которого сбывают свои товары и зачастую приобретают сырье через единую торговую сеть.

Сертификат соответствия документ, удостоверяющий соответствие объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Складские документы – документы, выдаваемые товарным складом в подтверждение принятия товара на хранение.

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства, обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стокист (от анг. слова stock) – организация страны-импортера, осуществляющая экспортно-импортные операции на основе специального договора о консигнации. Имеет собственные склады, покупает и продает товары от своего имени и за свой счет.

Счет-фактура – первичный документ налогового учета, служащий основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

Товарное обращение – процесс обращения объектов собственности посредством возмездных договоров.

Товарный знак — обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических или индивидуальных предпринимателей

ТН ВЭД России – Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РФ – основа системы описания и кодирования товаров, используемой для формирования Таможенного тарифа РФ, определения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.

Технический регламент – документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Торговля – вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей - продажей товаров и оказанием услуг покупателям.

Торговый дом – многопрофильное торговое предприятие, интегрированное в производственную, финансовую и внешнеэкономическую сферы.

Торговый договор – соглашение, сторонами (или одной из сторон) которого являются субъекты коммерческой деятельности об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей, связанных с осуществлением коммерческой деятельности.

Торговые палаты – негосударственные некоммерческие общественные организации, объединяющие предпринимателей с целью содействия реализации продукции на внутреннем и внешнем рынке.

Товарный рынок – рынок отдельных товаров или товарных групп, сходных по производственным или потребительским признакам и являющийся элементом внутреннего рынка товаров и услуг.

Торговое объединение – добровольное договорное объединение, созданное торговыми предприятиями, сохраняющими свою самостоятельность и права юридического лица, для координации предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов и являющееся некоммерческой организацией.

Торговый комплекс – совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности.

Торговый центр – совокупность торговых предприятий и/или предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин.

Товар - любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли - продажи.

Товары народного потребления – товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Товары производственного назначения – товары, предназначенные для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью их использования в хозяйственной деятельности.

Товародвижение – процесс физического перемещения товара от производителя в места продажи или потребления.

Трейдер (от анл. слова trade – торговать) – любое юридическое или физическое лицо, обладающее правом заключать сделки на бирже.

Товарооборот – объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени.

Цена - денежное выражение стоимости товара.

Фирменное наименование – наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Холдинг – разновидность группы лиц, основанный на экономической субординации и зависимости между основным (преобладающим) и дочерним (зависимыми) хозяйственными обществами.

Штриховой код – знак, предназначенный для автоматизированных идентификаций и учета информации о товаре, закодированный в виде цифр и штрихов.

Ярмарка – самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей - продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли - продажи и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей.

 

 

Персоналии

1. Пугинский Б.И. – заведующий кафедрой коммерческого права МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор юридических наук, профессор.

2. Попондопуло В.Ф. – заведующий кафедрой коммерческого права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.

3. Андреева Л. А. – профессор кафедры предпринимательского права Московской государственной юридической академии, доктор юридических наук.

4. Белых В.С. – директор Института права и предпринимательства Уральской государственной академии, заведующий кафедрой предпринимательского права, доктор юридических наук, профессор.

5. Булатецкий Ю. Е. – заведующий кафедрой коммерческого права Московского государственного университета коммерции, доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор.

6. Челышев М.Ю. – заведующий кафедрой гражданского и предпринимательского права юридического факультета Казанского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

7. Клык Н.Л. – заведующий кафедрой коммерческого, предпринимательского и финансового права Красноярского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

8. Мась Л. В. – заместитель декана факультета права и экономической безопасности Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического факультета, кандидат юридических наук, профессор.

9. Макарова О.А. – доцент кафедры коммерческого права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат юридических наук.

10. Абросимова Е. А. – доцент кафедры коммерческого права МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук.

11. Новичкова З.Т. - доцент кафедры коммерческого права МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук.

12. Северин В.А. - доцент кафедры коммерческого права МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук.

13. Сидорова Т.Э. -доцент кафедры коммерческого права МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук.

14. Измайлова Е.В. -доцент кафедры коммерческого права МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук.

15. Леонова Г. Б. - доцент кафедры коммерческого права МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук.

16. Неверов О.Г. - доцент кафедры коммерческого права МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук.

17. Лебедев К. К. - доцент кафедры коммерческого права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат юридических наук.

18. Нефедов Д.В. – доцент кафедры коммерческого права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат юридических наук.

19. Скворцов О. Ю. – доцент кафедры коммерческого права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат юридических наук.

20. Городов О.А. – доцент кафедры коммерческого права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат юридических наук.

21. Ковалевская Н. С. – доцент кафедры коммерческого права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат юридических наук.

22. Батрова Т.А. – доцент кафедры государственно-правовых и гражданско-правовых дисциплин Рязанского филиала Московского университета МВД РФ, кандидат юридических наук.

 

 

Критерии оценок знаний студента

Оценка «отлично» - глубокие исчерпывающие знания всего программного материала, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твердое знание основных положений смежных дисциплин: логически последовательные, содержательные, полные правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета и дополнительные вопросы; использование в необходимой мере в ответах на вопросы материалов всей рекомендованной литературы.

Оценка «хорошо» - твердые и достаточно полные знания всего программного материала, правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений; последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные вопросы при свободном устранении замечаний.

Оценка «удовлетворительно» - твердое знание и понимание основных вопросов программы, правильные и конкретные, без грубых ошибок ответы на поставленные вопросы при устранении неточностей и несущественных ошибок в освещении отдельных положений.

Оценка «неудовлетворительно» - неправильный ответ хотя бы на один из основных вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов; неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы.

 

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Понятие коммерции и коммерческого права. Место коммерческого права в системе отраслей права Российской Федерации.

2. Предмет и метод коммерческого права. Содержание коммерческой деятельности.

3. История развития коммерческого права.

4. Источники коммерческого права.

5. Объекты коммерческой деятельности.

6. Коммерческая тайна.

7. Классификация товаров в торговом обороте.

8. Понятие и классификация субъектов коммерческого права.

9. Холдинги как субъекты коммерческой деятельности.

10. Функциональные участники торгового оборота (товарные биржи, ярмарки, рынки и др.)

11. Товарные биржи и их роль в организации договорных связей.

12. Понятие рынка и товарного рынка. Роль маркетинговой деятельности в развитии торгового оборота.

13. Ярмарки как субъекты оптового товарооборота.

14. Рынки как субъекты оптового товарооборота.

15. Договор о совместной деятельности в коммерческой деятельности. Понятие и роль консорциумов, картелей, синдикатов, пулов.

16. Сущность торгового посредничества. Виды торговых посредников.

17. Цели, полномочия, правовое регулирование торгово-промышленных палат Российской Федерации.

18. Виды торговли. Розничная и оптовая купля-продажа: понятие, содержание, отличия.

19. Понятие конкуренции. Способы обеспечения конкуренции.

20. Монополистическая деятельность в торговом обороте.

21. Недобросовестная конкуренция: понятие, формы, защита.

22. Правовое регулирование естественных монополий в Российской Федерации.

23. Задачи и полномочия антимонопольных органов по защите конкуренции на товарных рынках.

24. Понятие, участники и правовое регулирование внешнеторговой деятельности в РФ.

25. Понятие, признаки и форма договора международной купли-продажи.

26. Содержание договора международной купли-продажи.

27. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности.

28. Порядок разрешения внешнеторговых споров.

29. Значение и содержание базисных условий поставок (Инкотермс) во внешнеторговой деятельности.

30. Понятие и виды товарных знаков. Отличия товарного знака от коммерческого обозначения.

31. Правовая охрана товарного знака РФ, использование и распоряжение исключительным правом на товарный знак. Ответственность за незаконное использование.

32. Понятие и правовое регулирование наименования места происхождения товаров.

33. Понятие и правое регулирование коммерческого обозначения. Отличия от фирменного наименования.

34. Правовые основы организации бухгалтерского учета в коммерческой деятельности. Объекты бухгалтерского учета.

35. Правовые требования к организации бухгалтерского учета в РФ.

36. Понятие, значение и классификация первичных документов, документирующих хозяйственные операции.

37. Виды отчетностей субъектов коммерческой деятельности.

38. Государственное регулирование коммерческой деятельности: цели, задачи, методы.

39. Органы государственного контроля коммерческой деятельности: виды, задачи, полномочия.

40. Правовые основы государственного регулирования безопасности товаров.

41. Понятие, значение и виды технических регламентов.

42. Понятие, цели, содержание стандартизации. Виды стандартов.

43. Сертификация товаров: сущность, виды, порядок прохождения.

44. Подтверждение соответствия товаров обязательным и необязательным требованиям.

45. Понятие и признаки торговой сделки. Классификация торговых договоров.

46. Порядок определения условий торговых договоров.

47. Понятие и виды договоров, регулирующих торговый оборот.

48. Маркетинг в коммерческой деятельности. Маркетинговые договоры.

49. Ответственность за неисполнение торговых договоров.

50. Договор оптовой купли-продажи товаров. Отличия от договора поставки.

51. Понятие и виды посреднических торговых договоров.

52. Дистрибьюторский договор.

53. Понятие и виды договоров, содействующих торговле.

54. Договоры на рекламу и информационное обслуживание.

55. Правовое регулирование перевозки груза автомобильным транспортом.

56. Правовое регулирование перевозки груза железнодорожным транспортом.

57. Правовое регулирование перевозки груза воздушным и морским транспортом.

58. Понятие и содержание договора транспортной экспедиции.

59. Договор хранения. Хранение на товарном складе.

60. Понятие и виды биржевых сделок.

61. Виды и объекты страхования в коммерческой деятельности.

62. Приемка товаров по количеству и качеству.

63. Виды экспертиз товаров.

64. Способы и субъекты разрешения споров, возникающих в коммерческой деятельности.

65. Разрешение споров, возникающих в коммерческой деятельности, третейскими судами. Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ. Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ.

Использование примирения (согласительных процедур) для урегулирования споров, возникающих в коммерческой деятельности.

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Концептуальные подходы на природу коммерческого права.

2. Роль коммерческого права в формировании современных рыночных отношений.

3. Источники коммерческого права.

4. Международные соглашения по вопросам торговли.

5. Обычаи делового оборота в коммерческой деятельности.

6. Перспективы кодификации коммерческого (торгового) законодательства.

7. Индивидуальные предприниматели как субъекты коммерческой деятельности.

8. Простые товарищества как субъекты коммерческой деятельности.

9. Некоммерческие организации как субъекты коммерческой деятельности.

10. Государственное регулирование коммерческой деятельности.

11. Объекты торгового оборота.

12. Классификация товаров.

13. Понятие и значение товарного знака в коммерческой деятельности.

14. Показатели эффективности коммерческой деятельности.

15. Механизмы становления конкурентной среды на товарном рынке.

16. Ограничение конкуренции на товарном рынке.

17. Заключение торговых договоров.

18. Содержание торговых договоров.

19. Изменение условий торговых договоров.

20. Особенности исполнения договоров в торговом обороте.

21. Место и сроки исполнения торговых сделок.

22. Определение в торговых договорах ассортимента товара.

23. Определение в договоре условия о качестве и комплектации товаров.

24. Способы установления цены на товар.

25. Формы и порядок расчетов за товар.

26. Ответственность за неисполнение торговых договоров.

27. Порядок проведения сертификации товаров.

28. Товарный и коммерческий кредит в торговом обороте.

29. Транспортировка товара.

30. Понятие и виды реализационных торговых договоров.

31. Договор товарообмена (бартерная сделка).

32. Договор оптовой купли-продажи.

33. Договор розничной купли-продажи.

34. Договор международной купли-продажи.

35. Договор контрактации.

36. Договор поставки.

37. Договор простого товарищества.

38. Договор поручения.

39. Договор комиссии.

40. Агентский договор.

41. Договор коммерческого представительства.

42. Договор коммерческой концессии.

43. Маркетинговые договоры.

44. Рекламные договоры.

45. Информационные договоры.

46. Объекты и виды страхования в торговом обороте.

47. Товарный и коммерческий кредит.

48. Транспортная экспедиция.

49. Договор морской перевозки груза.

50. Договор воздушной перевозки груза.

51. Договор железнодорожной перевозки груза.

52. Договор хранения товаров.

53. Хранение на товарном складе.

54. Приемка товаров по количеству и качеству во внутреннем обороте.

55. Приемка товаров по количеству и качеству импортных товаров.

56. Экспертиза в торговом обороте.

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

 

1. История развития коммерческого (торгового)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.74 (0.011 с.)