Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды экономического анализа хозяйственной деятельности

Поиск

Виды экономического анализа хозяйственной деятельности

· В зависимости от методики проведения эконом.анализ может классифицироваться: 1.сравнительный;

2.факторный - проводится путем определения влияния того или иного фактора;

3.диагностический (экспресс) анализ – насколько быстро растет прибыль и т.д; 4.моржинальный;

5.экономико-математический – решает эконом.задачи с использованием математических форм;

6.стахостический;

7.функционально-стоимостной анализ – это метод выявления резервов за счет устранения лишних функций аналитического резерва

· Классификация анализа по временному признаку:

1.предварительный (перспективный);

2.последующий (итоговый);

3.текущий (оперативный,ситуационный)

· По пространственному признаку различают:

1.внутрихозяйственный

2.межхозяйственный

· По субъектам различают:

1.внутренний анализ;

2.внешний анализ

· По кругу изучаемых вопросов:

1.полный (комплексный,всесторонний)

2.тематический

Предмет и объекты экономического анализа хозяйственной деятельности

Под предметом эконом. анализа понимают производственную, сбытовую, снабженческую, финансовую, инвестиционную деятельность предприятия, которая складывается под воздействием специальных объективных, субъективных факторов, которое проявляется через систему показателей и отражается в плановой, учетной и других источниках информации. При проведении эконом. анализа рассматривают ход выполнения плана, а также всю хозяйственную деятельность всех структурных подразделений, эффективность использования имеющихся ресурсов, при этом особое внимание уделяют изысканию резервов, повышению рентабельности и финансовой устойчивости. Объектом эконом. анализа является хозяйственная деятельность или отдельные структурные подразделения.

Объектом исследования экономического анализа выступают результаты хозяйственной деятельности предприятия.

4. содержание и задачи экономического анализа хозяйственной деятельности

Содержанием экономического анализа является экономические показатели. Эк.показатель – это количественная и качественная характеристика явления, процесса или их результатов.

Показатели: себестоимость, прибыль, рентабельность, выручка, фондоотдача.

В экономическом анализе показатели разделяются на 5 основных групп:

1. по свойствам отражаемых процессов и явлений:

-количественные (число рабочих, оборудования, число продукций)

-качественные (образовываются в результате деление одного показателя на другой, фондоотдача, материалоотдача, производительность и др.)

2. по способу образования:

- первичные, по данным учетам (стоимость основных производственных фондов)

- производные, на базе первичных (выработку на 1 чел., себестоимость единицы продукции)

3. по степени применения:

- общие для всех отраслей (фондоотдача, рентабельность)

- специфические (количество правонарушений, урожайность почвы)

4. по способу расчета:

- абсолютные (стоимостные, натуральные)

- относительные(%, коэффициенты, индексы, темпы)

5. по роли в изучении причинно-следственных связей:

- факторные

- результативные (объект исследования)

 

Задачи экономич.анализа:

1.научное обоснование бизнес-планов и нормативов.

2.контроль за выполнением планов и управленческих решений

3.определение экономической эффективности использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов, расчет влияния положительных и отрицательных факторов

4.выявление и изменение внутренних резервов

5.разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

6.прогнозирование основных качественных изменений в деятельности организаций

7.исследование элементов кредитной, налоговой и учетной политики в целях оптимизации налогообложения.

 

5. метод экономического анализа хозяйственной деятельности

Метод экономического анализа – способ подхода к изучению экономических явлений ипроцессов, которые происходят на предприятии. Свойственный всем экономическим наукам диалектический метод – изучаемые явления, процессы рассматривают во взаимной связи, обусловленности, движении и развитии с учетом количественных и качественных измерений, а также борьбы противоположной. Основными методами являются индуктивный и дедуктивный. Дедуктивный – когда процессы изучают от общего к частному. Индуктивный – от частного к общему. Метод экономического анализа имеет свои особенности: 1) его проводят на основе показателей плана, учета и другой информации; 2) сопоставимость – показатели должны быть в одинаковой оценке, т е все должны быть одинаково; 3) при анализе все показатели рассматривают более подробно; 4) при анализе выявляют факторы, оказывающие влияние на изучаемый показатель; 5) выявление резервов; 6) разработка мер, направленных на улучшение работ предприятия. Метод экономического анализа – это способ оценки, изучение показателей, характеризующих деятельность предприятия и определение влияния факторов на процесс выполнения плана, что позволяет выявить резервы и принять управленческие резервы с использованием всех видов учета и отчетности.

Разработка системы взаимосвязанных аналитических показателей

Так как в анализе используется большое количество разнокачественных показателей, необходима их группировка и систематизация. По своему содержанию показатели делятся на количественные и качественные. К количественным показателям относятся, например, объем изготовленной продукции, количество работников, площадь посевов, поголовье скота и т.д. Качественные показатели показывают существенные особенности и свойства изучаемых объектов. Примером качественных показателей являются производительность труда, себестоимость, рентабельность, урожайность культур и др. Аналитические показатели делятся на абсолютные и относительные. Абсолютные показатели выражаются в денежных, натуральных измерителях или через трудоемкость. Относительные показатели показывают соотношения каких-либо двух абсолютных показателей. Они определяются в процентах, коэффициентах или индексах. При изучении причинно-следственных связей показатели делятся на факторные и результативные. Если тот или другой показатель рассматривается как результат воздействия одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта исследования, то при изучении взаимосвязей он называется результативным. Показатели, которые определяют поведение результативного показателя и выступают в качестве причин изменения его величины, называются факторными. Все показатели, которые используются в анализе, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это вытекает из реально существующих связей между экономическими явлениями, которые они описывают.

Способ сравнения в экономическом анализе

Сравнение – научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт, либо различий между ними.

Задачи, решаемые сравнениями:

1.сопоставление факта и плана оценки уровня выполнением плана

2.сопоставление факта с нормативами для контроля за затратами

3.сравнение факта с данными прошлых лет для определения тенденций развития

4.сопоставлениефакта с результатами работы других предприятий для поиска резервов

5.сравнение уровня показателей анализируемого предприятия со средними по отрасли

6.сопоставление параллельных и динамических рядов для определения динамики показателей

7.сопоставление различных вариантов управленческих решений для выбора оптимального

8.сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора для расчета его влияния

Систематизация факторов в анализе хозяйственной деятельности (АХД)

Системный подход в АХД вызывает необходимость взаимосвязанного изучения факторов с учетом их внутренних и внешних связей, взаимодействия и соподчиненности, что достигается с помощью систематизации. Систематизация в целом — это размещение изучаемых явлений или объектов в определенном порядке с выявлением их взаимосвязи и подчиненности.

Одним из способов систематизации факторов является создание детерминированных факторных систем. Создать факторную систему - значит представить изучаемое явление в виде алгебраической суммы, частного или произведения нескольких факторов, определяющих его величину и находящихся с ним в функциональной зависимости(например, объем валовой продукции промышленного предприятия можно представить в виде произведения двух факторов первого порядка: среднего количества рабочих и среднегодовой выработки продукции одним рабочим за год). Развитие детерминированной факторной системы достигается, как правило, за счет детализации комплексных факторов. Элементные (в нашем примере - количество рабочих, количество отработанных дней, продолжительность рабочего дня) не раскладываются на сомножители, так как по своему содержанию они однородны. С развитием системы комплексные факторы постепенно детализируются на менее общие, те в свою очередь еще на менее общие, постепенно приближаясь по своему аналитическому содержанию к элементным (простым). Обычно детерминированные системы охватывают наиболее общие факторы.

Анализ структуры связи изучаемых показателей в АХД осуществляется с помощью построения структурно-логической блок-схемы, которая позволяет установить наличие и направление связи не только между изучаемыми факторами и результативным показателем, но и между самими факторами. Построив блок-схему, можно увидеть, что среди изучаемых факторов имеются такие, которые более или менее непосредственно воздействуют на результативный показатель, и такие, которые воздействуют не столько на результативный показатель, сколько друг на друга.

Таким образом, систематизация факторов позволяет более глубоко изучить взаимосвязь факторов при формировании величины изучаемого показателя, что имеет очень важное значение на следующих этапах анализа, особенно на этапе моделирования исследуемых показателей.

15) Детерминированное моделирование и преобразование факторных систем

Моделирование – это метод научного познания, в котором взаимосвязь исследуемого показателя с факторными передается в форме конкретного математического уравнения.

В факторном анализе различают модели детерминированные (функциональные) и стохастические (корреляционные). С помощью детерминированных факторных моделей исследуется функциональная связь между результативным показателем (функцией) и факторами (аргументами).

При моделировании детерминированных систем необходимо выполнять ряд требований.

1. Факторы должны иметь определенно выраженный характер, реально существовать, а не быть абстрактными величинами или явлениями.

2. Факторы должны находиться в причинно-следственной связи с изучаемыми показателями.

3. Все показатели факторной модели должны быть количественно измеримыми, т.е. иметь единицу измерения.

4. Факторная модель должна обеспечивать возможность измерения влияния отдельных факторов.

 

В детерминированном анализе выделяют следующие типы наиболее часто встречающихся факторных моделей.

1. Аддитивные модели:

Y= ∑ Xi=X1+ Х2+X3+...+Xn.

используются в тех случаях, когда результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторных показателей.

2. Мультипликативные модели:

у= П хi1* х2*....* хn.

применяется когда результативный показатель представляет собой произведение нескольких факторов.

3. Кратные модели:

.

применяются, если результативный показатель получают делением.

4. Смешанные (комбинированные) модели – это сочетание в различных комбинациях предыдущих моделей:

Y=(a+b)ñ и т. д.

 

Моделирование мультипликативных факторных систем в АХД осуществляется путем последовательного расчленения факторов исходной системы на факторы-сомножители. Например, при исследовании процесса формирования объема производства продукции можно применять такие детерминированные модели, как

ВП=ЧР×ГВ; ВП=ЧР×Д×ДВ; ВП=ЧР×Д×П×ЧВ.

Аналогичным образом осуществляется моделирование аддитивных факторных систем за счет расчленения одного из факторных показателей на его составные элементы. Практический пример. Как известно, объем реализации продукции

VРП=VВП–Онп,

где VРП – объем реализации продукции; ВП – объем выпуска продукции, Онп- остатки нереализованной продукции.

К классу кратных моделей применяют следующие способы их преобразования: удлинения, формального разложения, расширения и сокращения.

Удлинение предусматривает удлинение числителя исходной модели путем замены одного или нескольких факторов на сумму однородных показателей. Например, себестоимость единицы продукции можно представить в качестве функции двух факторов: изменения суммы затрат (3) и объема выпуска продукции (VВП). Исходная модель этой факторной системы будет иметь вид

 

.=>

где Х1 – трудоемкость продукции; Х2 – материалоемкость; X3 – фондоемкость; Х4 – уровень накладных затрат.

Способ формального разложения факторной системы предусматривает удлинение знаменателя исходной факторной модели путем замены одного или нескольких факторов на сумму или произведение однородных показателей..

В результате получили конечную модель того же вида, что и исходной факторной системы (кратную модель). На практике такое разложение встречается довольно часто. Например, при анализе показателя рентабельности производства (Р):

=>

где П – сумма прибыли от реализации продукции; З – сумма затрат на производство и реализацию продукции. Если сумму затрат заменить на отдельные ее элементы, конечная модель в результате преобразования приобретет следующий вид:

.

Метод расширения предусматривает расширение исходной факторной модели за счет умножения числителя и знаменателя дроби на один или несколько новых показателей. Например, если в исходную модель

у = а /Ь

ввести новый показатель с, то модель примет вид

.

В результате получилась конечная мультипликативная модель в виде произведения нового набора факторов.

Способ сокращения представляет собой создание новой факторной модели путем деления числителя и знаменателя дроби на один и тот же показатель:

В данном случае получается конечная модель того же типа, что и исходная, однако с другим набором факторов.

 

 

Функционально-стоимостного анализа ABC (ФСА)

В. Ивлев, Т. Попова

Многие пользователи считают функционально-стоимостной анализ (ФСА) достаточно сложным для понимания. Возможно это связано с тем, что существует слишком мало информации, объясняющей, что же он собственно из себя представляет. Целью данной статьи является раскрытие сущности функционально-стоимостного анализа, простоты его применения, а также исключение элемента загадочности, связанного с ним.

Функционально-стоимостной анализ позволяет выполнить следующие виды работ:

· определение и проведение общего анализа себестоимости бизнес-процессов на предприятии (маркетинг, производство продукции и оказание услуг, сбыт, менеджмент качества, техническое и гарантийное обслуживание и др.);

· проведение функционального анализа, связанного с установлением и обоснованием выполняемых структурными подразделениями предприятий функций с целью обеспечения выпуска высокого качества продукции и оказания услуг;

· определение и анализ основных, дополнительных и ненужных функциональных затрат;

· сравнительный анализ альтернативных вариантов снижения затрат в производстве, сбыте и управлении за счет упорядочения функций структурных подразделений предприятия;

· анализ интегрированного улучшения результатов деятельности предприятия.

В настоящее время метод ФСА стал всеобъемлющим инструментом оценки систем, процессов и концепций.

Функционально-стоимостной анализ (ФСА, Activity Based Costing, АВС) - метод определения стоимости и других характеристик изделий, услуг и потребителей, использующих в качестве основы функции и ресурсы, задействованные в производстве, маркетинге, продаже, доставке, технической поддержке, оказании услуг, обслуживании клиентов, а также обеспечении качества.

Метод ФСА разработан как "операционно-ориентированная" альтернатива традиционным финансовым подходам. В частности, в отличие от традиционных финансовых подходов метод ФСА:

· предоставляет информацию в форме, понятной для персонала предприятия, непосредственно участвующего в бизнес-процессе;

· распределяет накладные расходы в соответствии с детальным просчетом использования ресурсов, подробным представлением о процессах и их влиянием на себестоимость, а не на основании прямых затрат или учета полного объема выпускаемой продукции.

ФСА-метод - один из методов, позволяющий указать на возможные пути улучшения стоимостных показателей. Цель создания ФСA-модели для совершенствования деятельности предприятий - достичь улучшений в работе предприятий по показателям стоимости, трудоемкости и производительности. Проведение расчетов по ФСА-модели позволяет получить большой объем ФСА-информации для принятия решения.

В основе метода ФСА лежат данные, которые обеспечивают менеджеров информацией, необходимой для обоснования и принятия управленческих решений при применении таких методов, как:

· "точно в срок" (Just-in-time, JIT) и KANBAN;

· глобальное управление качеством (Total Quality Management, TQM);

· непрерывное улучшение (Kaizen);

· реинжиниринга бизнес-процессов (Business Process Reengineering, BPR).

Концепция ФСА позволяет представить управленческую информацию в виде финансовых показателей. Используя в качестве единиц измерения финансовых показателей просто US$ или RUB, ФСА-метод отображает финансовое состояние компании лучше, чем это делает традиционный бухгалтерский учет. Это происходит потому, что ФСА-метод физически отражает функции людей, машин и оборудования. ФСА-метод отображает уровень потребления ресурсов функциями, а также причины, по которым эти ресурсы используются.

ФСА-информацию можно использовать как для текущего (оперативного) управления, так и для принятия стратегических решений. На уровне тактического управления информацию из ФСА-модели можно использовать для формирования рекомендаций по увеличению прибыли и повышению эффективности деятельности организации. На стратегическом - помощь в принятии решений относительно реорганизации предприятия, изменения ассортимента продуктов и услуг, выхода на новые рынки, диверсификации и т.д. ФСА-информация показывает, как можно перераспределить ресурсы с максимальной стратегической выгодой, помогает выявить возможности тех факторов (качество, обслуживание, снижение стоимости, уменьшение трудоемкости), которые имеют наибольшее значение, а также определить наилучшие варианты капиталовложений.

Основные направления использования ФСА-модели для реорганизации бизнес-процессов - это повышение производительности, снижение стоимости, трудоемкости, времени и повышение качества.

Повышение производительности включает в себя три этапа. На первом этапе осуществляется анализ функций для определения возможностей повышения эффективности их выполнения. На втором - выявляются причины непроизводительных расходов и пути их устранения. И, наконец, на третьем этапе осуществляется мониторинг и ускорение нужных изменений с помощью измерения основных параметров производительности.

Что касается снижения стоимости, трудоемкости и времени, то с помощью ФСА-метода можно так реорганизовать деятельность, чтобы было достигнуто устойчивое их сокращение. Для этого необходимо сделать следующее:

· сократить время, необходимое для выполнения функций;

· устранить ненужные функции;

· сформировать ранжированный перечень функций по стоимости, трудоемкости или времени;

· выбрать функции с низкой стоимостью, трудоемкостью и временем;

· организовать совместное использование всех возможных функций;

· перераспределить ресурсы, высвободившиеся в результате усовершенствий.

Очевидно, что вышеперечисленные действия улучшают качество бизнес-процессов. Повышение качества бизнес-процессов осуществляется за счет проведения сравнительной оценки и выбора рациональных (по стоимостному или временному критерию) технологий выполнения операций или процедур.

В основе управления, основанного на функциях, лежат несколько аналитических методов, использующих ФСА-информацию. Это - стратегический анализ, стоимостной анализ, временной анализ, анализ трудоемкости, определение целевой стоимости и исчисление стоимости, исходя из жизненного цикла продукта или услуги.

Одним из направлений использования принципов, средств и методов ФСА является планирование бюджета, основанное на функциях. Планирование бюджета использует ФСА-модель для определения объема работ и потребности в ресурсах. Можно выделить два пути использования:

· выбор приоритетных направлений деятельности, увязанных со стратегическими целями;

· разработка реалистичного бюджета.

ФСА-информация позволяет принимать осознанные и целенаправленные решения о распределении ресурсов, опирающиеся на понимание взаимосвязей функций и стоимостных объектов, стоимостных факторов и объема работ.

Развитием ФCА-метода стал метод функционально-стоимостного управления (ФСУ, Activity-Based Management, ФСУ).

ФСУ - это метод, который включает управление издержками на основе применения более точного отнесения издержек на процессы и продукцию.

Особо обращаем внимание на то, что ФСУ-метод позволяет не только определять издержки, но и управлять ими. Однако, не стоит ставить знак равенства между управлением и контролем. Данные ФСА/ФСУ используются больше для "предсказательного" моделирования, чем для контроля. На сегодняшний день использование данных об издержках для нужд контроля вытесняется более оперативной информацией от TQM-метода, реализованного в виде функций статистического контроля процессов (Statistical Process Control, SPC), или от интегрированных информационных систем, работающих в режиме реального времени.

В процессе построения функционально-стоимостных моделей удалось установить методологическую и технологическую взаимосвязь между IDEF0- и ФСА-моделями.

Связанность методов IDEF0 и ФСА заключается в том, что оба метода рассматривают предприятие, как множество последовательно выполняемых функций, а дуги входов, выходов, управления и механизмов IDEF0-модели соответствуют стоимостным объектам и ресурсам ФСА-модели. На Рис. 1 представлена концептуальная модель ФСА-метода, из которой четко видно, что Ресурсы (Затраты) в ФСА-модели - это входные дуги, дуги управления и механизмов в IDEF0-модели (см. Рис. 2), Продукты (Стоимостные объекты) ФСА-модели - это выходные дуги IDEF0-модели, а Действия ФСА-метода - это Функции в IDEF0-модели.

Рис. 1. Концептуальная схема ФСА-метода.

Рис. 2. Функциональный блок и интерфейсные дуги.

На более низком уровне, а именно, уровне функционального блока связь IDEF0- и ФСА-моделей базируется на трех принципах:

1. Функция характеризуется числом, которое представляет собой стоимость или время выполнения этой функции.

2. Стоимость или время функции, которая не имеет декомпозиции, определяется разработчиком системы.

Стоимость или время функции, которая имеет декомпозицию, определяется, как сумма стоимостей (времен) всех подфункций на данном уровне декомпозиции.

Далее приведем различные типы функционально-стоимостных оценок технологий работы предприятия на примере одной российской торговой компании.

В условиях рыночных отношений для эффективной и своевременной реализации товаров через торговые организации, подразделения и представительства торговой компании, необходимо моделирование и оценка технологии ее работы.

В настоящее время моделирование и оценка технологий работы любых торговых компаний, позволяет решить следующий круг задач:

· грамотно и наглядно представить технологию работы каждого структурного подразделения компании;

· определить документооборот и информационные потоки;

· выделить основные, вспомогательные и управляющие функции подразделений торговой компании;

· грамотно распределить функции между подразделениями и сотрудниками;

· снизить временные и стоимостные затраты связанные с выполнением бизнес-процессов;

· повысить оперативное управление.

В рассматриваемой компании, занимающейся реализацией на внутреннем рынке косметики, парфюмерии и хозяйственной химии, были выделены следующие основные бизнес-процессы:

· планирование деятельности;

· снабжение компании товаром;

· реализация товаров через торговые подразделения компании;

· выполнение финансовых операций;

· проведение анализа деятельности компании.

В результате функционально-стоимостного моделирования были получены следующие оценки, представленные на Рис. 3-8.

Рис. 3. Оценка месячных трудозатрат, связанных с выполнением бизнес-процессов торговой компании.

Из Рис. 3 видно, что более половины всех трудозатрат приходятся на выполнение основного бизнес-процесса торговой компании - реализацию товаров через торговые подразделения компании.

Рис. 4. Оценка стоимостных затрат торговой компании за месяц

Приведенные примеры оценки временных и стоимостных затрат компании являются обобщенными для всей компании. Их можно использовать для принятия стратегических решений. Недостатками данного метода оценки являются следующие:

· непрозрачность стоимостных и временных затрат, связанных с выполнением основных, вспомогательных и управляющих бизнес-процессов;

· непрозрачность стоимостных и временных затрат структурных подразделений торговой компании;

· невозможность оперативного управления торговой компании.

На Рис. 5-6 приведены примеры проведения оценки технологий работы каждого структурного подразделения торговой компании.

Рис. 5. Оценка трудозатрат структурных подразделений торговой компании за месяц

Рис. 6. Оценка бизнес-процессов торговой компании

Из Рис.5 можно сделать вывод, что наиболее загруженными являются: коммерческий отдел, отдел логистики и бухгалтерия. Рис. 6 показывает, что до перераспределения в торговой компании наибольшей объем времени и средств занимали вспомогательные бизнес-процессы, но после перераспределения бизнес-процессов максимальные показатели времени и средств стали приходиться на выполнение основных бизнес-процессов, связанных с реализацией товаров через торговые подразделения компании.

Данный метод оценки позволяет:

· определить загрузку основных, вспомогательных и управляющих бизнес-процессов;

· рационально распределить стоимостные и временные затраты при выполнении бизнес-процессов;

· определить временные загрузки каждого структурного подразделения торговой компании.

Главным недостатком данного вида оценки, является отсутствие оперативного управления через выделенные центры ответственности (центры финансового учета).

В рассматриваемой торговой компании были выделены следующие центры ответственности:

· центры дохода - отдел логистики, финансовый отдел;

· центры прибыли - коммерческий отдел;

· центры затрат - бухгалтерия, АСУ, юридический отдел, общий отдел.

На Рис. 7 приведена диаграмма оценки по центрам финансового учета, на которой представлены показатели доходов, затрат и прибыли торговой компании за определенный промежуток времени.

Рис. 7. Оценка центров ответственности торговой компании

На Рис. 8 дана оценка прибыли компании, связанной с реализацией товара через торговую сеть. Из диаграммы можно сделать вывод, что наиболее прибыльной является реализация товаров через торговые секции компании.

Рис. 8. Оценка эффективности реализации товара через торговую сеть компании

Из рассмотренных вариантов проведения оценки, наиболее эффективным является последний, так как оценка выделенных центров ответственности торговой компании позволяет оперативно управлять ее работой

 

Таблица 2.2

Анализ факторов, влияющих на объем выпуска

Показатель План Факт Изменение
Объем выпуска продукции, тыс. р. (V)     +70
Среднегодовая величина основных производственных фондов, тыс. р. (ОФ)     +5
Фондоотдача (Фо) р.   2,57 +0,571

 

 

Интегральным методом определяем влияние факторов. Определяем влияние изменения величины основных фондов на изменение объема выпуска:

28. Способ пропорционального деления и долевого участия

 

В ряде случаев для определения величины влияния факторов
на прирост результативного показателя может быть использован
способ пропорционального деления. Это касается тех случаев,
когда мы имеем дело с аддитивными моделями типа Y = Xi и сме-шанными типа

Y=a/(b+c+d+…+n) (50)

В первом случае, когда имеем одноуровневую модель типа У = а + b + с, расчет проводится следующим образом:

Ya=Y/(a+b+c)*a (51)

Yb=Y/(a+b+c)*b (52)

Yc=Y/(a+b+c)*c (53)

Методика расчета для смешанных моделей несколько сложнее.
Взаимосвязь факторов в комбинированной модели показана на
рис. 1.1

Рис. 1.1 Взаимосвязь факторов в комбинированной модели

Результативный показатель

Факторы первого уровня

-Факторы второго уровня

Когда известны Bd; Вп и Вт, а также Yb, то для определе-ния Yd, Yn, Y m можно использовать способ пропорциональ-ного деления, который основан на пропорциональном распределении прироста результативного показателя Y за счет изменения фактора Bмежду факторами второго уровня D, N и Мсоответственно их величине. Пропорциональность этого распределения достигается пу-тем определения постоянного для всех факторов коэффициента, ко-торый показывает величину изменения результативного показателя Yза счет изменения фактора Bна единицу.

Величина коэффициента ( К ) определяется следующим образом:

K= Yb/Bобщ= Yb/(Bd+Bn+Bm) (54)

Умножив этот коэффициент на абсолютное отклонение B за счет соответствующего фактора, найдем отклонения результативного по-казателя:

Yd=K*Bd; Yn=K*Bn; Ym=K*Bm (55,56,57)

Для решения такого типа задач можно использовать также спо-соб долевого участия. Для этого сначала определяется доля каждого фактора в общей сумме их приростов, которая затем умножается на общий прирост результативного показателя

Ya=a/(a+b+c)* Yобщ (58)

Yb=b/(a+b+c)* Yобщ (59)

Yc=c/(a+b+c)* Yобщ (60)

Аналогичных примеров применения этого способа в АХД можно привести очень много, в чем можно убедиться в процессе изу-чения отраслевого курса анализа хозяйственной деятельности на предприятиях.

29. Способ абсолютных разниц

Является одной из модификаций элиминирования. Как и способ цепной подстановки, он применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного пока-зателя в детерминированном анализe, но только в мультиплика-тивных и смешанных моделях типа:

Y = (а - b) с (29)

Y = а(b - с). (29.1)

И хотя его использование ограничено, но благодаря своей простоте он получил широкое применение в АХД. Особенно эффективно при-меняется этот способ в том случае, если исходныe данные уже содер-жат абсолютные отклонения по факторным показателям.

При его использовании величинa влияния факторов рассчи-тывается умножением абсолютного прироста исследуемого фактора на базовую (плановую) величину факторов, которые находятся спра-ва от него, и на фактическую величину факторов, расположенных слева от него в модели.,

Рассмотрим алгоритм расчета для мультипликативной факторной модели типа

Y = а * b * с * d. (30)

Имеются плановые и фактические значения по каждому факторному показателю, а также их абсолютные отклонения:

a=Aф - Aпл (31)

b=Bф - Bпл (32)

c=Cф - Cпл (33)

d=Dф - Dпл (34)

Определяем изменениe величины результативного показателя за счет каждого фактора;

Ya=a*Bпл*Cпл*Dпл (35)

Yb=Aф*b*Cпл*Dпл (36)

Yc=Аф*Bф*с*Dпл (37)

Yd=Аф*Bф*Cф*d (38)

Как видно из приведенной схемы, подсчет строится на после-довательной замене плановых значений факторных показателей на их отклонения, а затем на фактический уровень этих показателей.

Таким образом, способ абсолютных разниц дает те же результаты, что и способ цепной подстановки. Здесь такжe необходимо следить за тем, чтобы алгебраическая сумма прироста результативного показателя за счет отдельных факторов была равна общему его приросту.


виды экономического анализа хозяйственной деятельности

· В зависимости от методики проведения эконом.анализ может классифицироваться: 1.сравнительный;

2.факторный - проводится путем определения влияния того или иного фактора;

3.диагностический (экспресс) анализ – насколько быстро растет прибыль и т.д; 4.моржинальный;

5.экономико-математический – решает эконом.задачи с использованием математических форм;

6.стахостический;

7.функционально-стоимостной анализ – это метод выявления резервов за счет устранения лишних функций аналитического резерва

· Классификация анализа по временному признаку:

1.предварительный (перспективный);

2.последующий (итоговый);

3.текущий (оперативный,ситуационный)

· По пространственному признаку различают:

1.внутрихозяйственный

2.межхозяйственный

· По субъектам различают:

1.внутренний анализ;

2.внешний анализ

· По кругу изучаемых вопросов:

1.полный (комплексный,всесторонний)

2.тематический



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.132.71 (0.012 с.)