Анализ трудоёмкости продукции



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ трудоёмкости продукции



Выступая фактором эффективности производства, трудоемкость выступает важнейшим фактором производительности труда. Снижение трудоемкости продукции приводит к росту производительности труда. Снижение трудоемкости продукции достигается за счет ликвидации потерь рабочего времени, снижения норм выработки на основе достижений науки и техники, внедрения оргмероприятий, таких, как механизация и автоматизация производства, совершенствование организации производства, труда, технологии, и т.д.

Задачами анализа трудоемкости продукции являются:

- Оценка выполнения плана и динамики трудоемкости продукции;

- Выявление факторов и причин изменения трудоемкости и оценка их влияния на ее уровень;

- Поиск резервов снижения трудоемкости.

Оценка выполнения плана и динамики трудоемкости производится на основе относительного показателя, определяемого как отношение фактического уровня трудоемкости к его уровню по плану, прошлому периоду, и абсолютного показателя отклонения от плана. При этом отношение фактического показателя трудоемкости к его плановому уровню, ниже 1 или 100% указывает на положительную тенденцию, а выше 1 или 100% на ухудшение эффективности использования трудовых ресурсов.

Факторная система позволяет определить влияние структурных сдвигов в объеме производства и изменения трудоемкости отдельных видов изделий на средний уровень удельной трудоемкости как способом цепных подстановок, так и способом абсолютных разниц.

В процессе анализа изучают динамику трудоемкости, выполнение плана по ее уровню, причины, ее изменения и влияние на уровень производительности труда. Значительный интерес представляет сравнение удельной трудоемкости продукции на разных предприятиях, что дает возможность выявить передовой опыт и разработать мероприятия по его внедрению на анализируемом предприятии. Между изменением общей трудоемкости и среднечасовой выработкой существует обратно пропорциональная зависимость.

Факторная модель трудоемкости продукции выглядит следующим образом[14]:

Факторная модель трудоемкости является смешанной типа:

Y= (x1 * x2 ) / x3 ; (1.1)

Она используется в тех случаях, когда результативный показатель представляет собой сочетание в различных комбинациях других моделей:

Y = a+b/c; Y = A/b+c; Y = a*b/c; Y = (a+b)c и т.д.

В трудоемкость включается фонд рабочего времени, в который в свою очередь входит численность рабочих, количество отработанных дней одним рабочим в среднем за год и средняя продолжительность рабочего дня.

Трудоемкость продукции оперделяется по следующей формуле:

ТЕ= ФРВ/Свп, (1.2)

Где ТЕ- трудоемкость продукции, ФРВ - фонд рабочего времени, Свп- стоимость выпущенной продукции.

Для анализа расширим модель. Для этого распишем ФРВ,получим следущее:

ТЕ=Чр*Д*t/Свп, (1.3)

Где ТЕ -трудоемкость;Чр - численность рабочих; Д- кол-во отработанных дней 1 рабочим в среднем за год;t - средняя продолжительность рабочего дня; Свп-стоимость выпущенной продукции.

Стохастический анализ.

Снижение трудоемкости продукции - важнейший фактор повышения производительности труда. Рост производительности труда происходит в первую очередь за счет снижения трудоемкости продукции, а именно за счет выполнения плана оргтехмероприятий (внедрение достижений науки и техники, механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование организации производства и труда), увеличения удельного веса покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, пересмотра норм выработки и т.д.

 

37. Изучив динамику и выполнение плана по выпуску и реализации продукции, необходимо установить факторы изменения ее объема

Возможны два варианта методики анализа реализации продук­ции.

Если выручка на предприятии определяется по отгрузке про­дукции, то баланс продукции будет иметь следующий вид:

ГПн + ВП = РП+ГПк.

Отсюда

РП = ГПн +ВП-ГПк.

Если выручка определяется после оплаты отгруженной продук­ции, то баланс продукции можно записать таким образом:

Отсюда

ГПн + ВП + ОТн = РП + ОТк + ГПк .

РП = ГПН + ВП + ОТн - ОТк - ГПк,

где ГПн, ГПк — соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

ВП — стоимость выпуска продукции в отчетном пери­оде;

РП -- объем реал изации продукции за отчетный период;

ОТН, ОТК —. остатки отгруженной продукции на начало и ко­нец периода.

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продук­ции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с базовыми данными и вычислением абсолютных и относительных приростов

каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс продукции (табл. 7.11).

Таблица 7.11

Анализ факторов изменения объема реализации продукции

 

Показатель Стоимость продукции в плановых ценах, тыс. руб. Изменение объема реализации
    тыс. руб. %
Остаток готовой продукции на начало года +90 +4,6
Выпуск продукции за год 80 000 83 600 +3600 +182,9
Остаток готовой продукции на конец года -5658 -287,5
Реализация продукции 82 410 80 442 -1968

Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, оп­ределяющих объем производства и реализации продукции. Их можно объединить в три группы:

1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффек­тивность их использования:

ВП = ЧР ГВ;

РП = ЧР ГВ Дв,

где ЧР — среднесписочная численность работников предпри­ятия;

ГВ — среднегодовая выработка продукции одним работни­ком;

Дв — доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции отчетного периода;

2) обеспеченность предприятия основными средствами производ­ства и эффективность их использования:

ВП = ОС ФО;

РП = ОС ФО Дв,

где ОС — среднегодовая сумма основных средств; ФО — фондоотдача основных средств;

3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эффек­тивность их использования:

ВП = МЗ МО;

РП = МЗ МО Дв,

где МЗ — сумма потребленных материальных запасов для произ­водства продукции;

МО — материалоотдача (производство продукции на рубль материальных затрат).

Влияние данных факторов на объем выпуска и реализации про­дукции можно рассчитать, используя один из приемов детермини­рованного факторного анализа.

 

38. От рынков сбыта зависят объем продаж, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли и т.д.

В первую очередь нужно изучить динамику каждого вида про­дукции на рынках сбыта за последние 3—5 лет.

Из табл. 7.5 видно, что за последние два года спрос на продук­цию Б и уровень ее рентабельности начали падать, а объем продаж и доходность изделия А увеличились как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Основываясь на результатах анализа, выделяют четыре катего­рии товаров'.

Таблица 7.5

Анализ динамики рынков сбыта продукции

Показатель Внутренний рынок Экспорт
Годы Годы
ххх1 ххх2 хххЗ XXX1 ххх2 хххЗ
Изделие А
Объем реализации продукции, шт.
Цена единицы продукции, тыс. руб. 3,4 4,4 5,8 3,7 5,2 6,5
Себестоимость единицы продук­ции, тыс. руб. 2,8 3,6 4,6 3,2 4,2 5,0
Прибыль, тыс. руб.
Рентабельность, % 21,4 22,2 26,1 15,6 23,8 30,0
Изделие Б
Объем реализации продукции, шт. 10 200 - - -
Цена единицы продукции, тыс. руб. 2,2 2,7 3,5 - - -
Себестоимость единицы продук­ции, тыс. руб. 1,9 2,4 3,1 _ _ _
Прибыль, тыс. руб. - - -
Рентабельность, % 15,8 12,5 12,9 - - -
                   

 

«звезды», которые приносят основную прибыль предприятию и способствуют экономическому росту;

«дойные коровы» — эти товары переживают период зрелости, в незначительной степени способствуют экономическому росту, не нуждаются в инвестициях, приносят прибыль, которая исполь­зуется на финансирование «трудных детей»;

«трудные дети» — это, как правило, новые товары, нуждающие­ся в рекламе, продвижении на рынок, не приносят пока прибыли, но в будущем могут стать «звездами»;

«мертвый груз», или «неудачники», — нежизнеспособные това­ры, не способствующие экономическому росту, не приносящие прибыли Такая группировка продукции предприятия позволит выбрать правильную стратегию, направленную на финансирование «труд­ных детей», которые в ближайшее время могут стать «звездами», на поддержку достаточного количества «звезд», которые призваны обеспечить долгую жизнь предприятия, и «дойных коров», способ­ствующих финансированию «трудных детей».

При этом нужно учитывать, на какой стадии жизненного цикла находится каждый товар на отдельных сегментах рынка:

а) нулевая стадия — изучение и апробация идеи разработки нового товара, а потом и самого товара;

б) первая стадия {выпуск товара на рынок и внедрение) — выяснение, будет ли товар иметь успех на рынке; прибыль на этой стадии невысока, так как значительные средства расходуются на рек­ламу;

в) вторая стадия (рост и развитие продаж) — товар начинает приносить прибыль, он быстро покрывает все издержки и ста­новится источником прибыли, хотя требует еще больших затрат на рекламную поддержку его продвижения на рынке;

г) третья стадия (зрелость) — товар имеет стабильный рынок, пользуется спросом и приносит регулярный доход, т.е. нахо­дится в самом прибыльном периоде, так как требует затрат не на продвижение на рынок, а только на рекламную поддержку его «известности»;

д) четвертая стадия (насыщение и спад) — вначале незаметное, а затем резкое сокращение объема продаж по предсказуемым и непредсказуемым причинам. Способность вовремя уловить и предвосхитить спад спроса на изделие путем его совершенство­вания или замены другим требует определенного мастерства. Результаты анализа должны помочь руководству предприятия

разработать ассортимент товаров в соответствии с его стратегией и требованиями рыночной конъюнктуры.

 

39.Косвенные затраты в себестоимости продукции представлены следующими комплексными статьями: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные и общехо­зяйственные расходы, коммерческие расходы. Анализ этих расхо­дов производится путем сравнения фактической их величины на рубль продукции в динамике за 5-10 лет, а также с плановым уров­нем отчетного периода. Такое сопоставление показывает, как из­менилась их доля в стоимости продукции в динамике и по сравне­нию с планом и какая наблюдается тенденция — роста или сниже­ния.

В процессе последующего анализа выясняют причины, вызвав­шие абсолютное и относительное изменения косвенных затрат. По своему составу это комплексные статьи. Они состоят, как правило, из нескольких элементов затрат.


40.Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не при­носит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходи­ма для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет прино­сить прибыль предприятию.

Безубыточный объем продаж – такой объем продаж, при котором доход от реализации продукции равен расходам (точка безубыточности, порог рентабельности, точка окупаемости затрат).

Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции – зона безопасности (зона прибыли). Она показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

Чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия. Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия, определять и ана­лизировать которые должен уметь каждый бухгалтер, эконо­мист, менеджер.

Для определения уровня данных показателей используются аналитический и графический методы.

 

Графический метод. Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия построим график, рис. 1.2. По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продук­ции), или в денежной оценке (если график строится для не­скольких видов продукции), по вертикали – себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.

 

 

По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком нет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны доходу от реализации продукции. Она получила название точки безубыточности, ниже которой производство будет убыточным.

В нашем примере критическая точка расположена на уровне 50% возможного объема реализации продукции. Если пакеты заказов на изделия предприятия больше 50% от его производственной мощности, будет получена прибыль, в противном случае – убыток.

При пакете заказов 75% от возможного объема производства прибыль составит половину максимальной суммы, т.е. 2 млн грн. Если же пакет заказов будет менее 50% от фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным и обанкротится.

Зона безопасности – это разность между фактическим и безубыточным объемом продаж. Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 1000 изделий, то зона безопасности (запас финансовой прочности) составит 50%, при реализации 700 изделий – 20% и т.д.

 

 

41. В соответствии с правилами бухгалтерского учета в ряде случаев организация обязана в межотчетный период по состоянию на 1 января отчетного года производить корректировки балансовых показателей, которые приводят к необходимости корректировать также сальдо по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (т.е. показатель нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)).

Эти действия производятся в следующих случаях:

сумма уценки нематериального актива (НМЛ) превышает сумму его дооценки, зачисленную в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные годы;

уценивается НМЛ, недооценивавшийся ранее;

дооценивается НМЛ, который ранее уценивался, и сумма его уценки, проведенной в предыдущие отчетные годы, отнесена на нераспределенную прибыль (непокрытый убыток) в предыдущие отчетные годы;

в случае уточнения срока полезного использования НМЛ;

в случае уточнения способа начисления амортизации по НМА;

дооценивается объект основных средств, который ранее уценивался, и сумма его уценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, отнесена на нераспределенную прибыль (непокрытый убыток) в предыдущие отчетные годы;

сумма уценки объекта основных средств превышает сумму его дооценки, зачисленную в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные годы;

уценивается объект основных средств, недооценивавшийся ранее;

изменения в учетной политике организации вызваны изменением законодательства РФ или нормативными актами по бухгалтерскому учету (за исключением случаев, когда иное предусмотрено соответствующим законодательным или нормативным актом);

в иных случаях изменения учет ной политики;

результаты пересчета отложенных налоговых активов и обязательств, вызванного изменением ставок налога на прибыль в соответствии с законодательством РФ.

Все указанные корректировки приводят к тому, что значение графы 4 строки 470 за предыдущий отчетный год не совпадает со значением графы 3 строки 470 бухгалтерского баланса (форма № 1 бухгалтерской отчетности) за отчетный год.

Если организация пересчитывает показатели бухгалтерской отчетности ретроспективным способом на начало очередного отчетного года, то в пояснительной записке к годовому бухгалтерскому балансу за предыдущий год следует разъяснить причину несовпадения показателей бухгалтерской отчетности за эти годы. Поэтому аудитор должен убедиться в том, что в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности указано, показатели каких строк отчетности будут изменены на начало следующего года, на какую сумму они изменятся и почему осуществляются эти корректировки.

При проверке правильности отражения нераспределенной прибыли в отчетности следует иметь в виду следующее. Показатель нераспределенной прибыли, отраженный по строке 470 бухгалтерского баланса (форма № 1), будет отличаться от показателя чистой прибыли по строке 190 отчета о прибылях и убытках (форма № 2) в двух случаях:

у организации на конец года есть суммы нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) прошлых лет;

организацией начислялись про межуточные дивиденды.

В ходе аудита порядка отражения в учете операций по формированию нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) отчетного года аудитору необходимо:

проверить правильность и своевременность отражения в учете операций по реформации бухгалтерского баланса с отражением нераспределенной прибыли непокрытого убытка). Мероприятия по реформации проводятся в начале года, следующего за отчетным, но соответствующие записи в бухгалтерском учете оформляются датой 31 декабря отчетного года, в связи с чем они учитываются при формировании показателей бухгалтерской отчетности отчетного периода. Результаты реформации баланса могут быть оформлены бухгалтерской справкой, к которой прилагаются необходимые расчеты, подписанные составившим их лицом;

убедиться в том, что в течение отчетного года финансовый результат организации (прибыль или убыток) отражался на счете 99 «Прибыли и убытки», а 31 декабря отчетного года при реформации баланса сумма полученной чистой прибыли (убытка) была списана со счета 99 «Прибыли и убытки» на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

При проверке отражения в учете операций по списанию сумм добавочного капитала при выбытии ранее переоцененных основных средств или НМА аудитору следует убедиться, что на увеличение нераспределенной прибыли (уменьшение непокрытого убытка) переносятся с добавочного капитала суммы дооценки при выбытии объектов внеоборотных активов.

 

42. Анализ налогооблагаемой прибыли.

Порядок определения налогооблагаемой прибыли. Факторы, формирующие ее величину. Порядок расчета их влияния.

Для налоговых органов и предприятия большой интерес представляет налогооблагамая прибыль, так как от этого зависит сумма налога на прибыль, а соответственно и сумма чистого дохода.

Для определения величины налогооблагаемой прибыли необходимо из балансовой суммы прибыли вычесть:

доход предприятия от ценных бумаг, долевого участия в coвместных предприятиях и других внереализационных операций облагаемый налогом по специальным ставкам и удерживаемый у источника его выплаты;

прибыль, по которой установлены налоговые льготы в cooтветствии с действующим налоговым законодательством.

 

Данные табл. 22.1 показывают, что фактическая сумма налогооблагаемой прибыли выше плановой на 1220 млн руб. На изменение ее суммы влияют факторы, формирующие величину балансовой прибыли (рис. 22.1), а также показатели 5,7 и 8 табл. 22.1, вычитаемые из балансовой прибыли при расчете ее величины. Используя данные факторного анализа прибыли от реализации продукции, внереализационных финансовых результатов, а также данные табл. 22.1, мы можем определить, как влияют эти факторы на изменение суммы налогооблагаемой прибыли (табл. 22.2).

Из таблицы видно, что сумма налогооблагаемой прибыли увеличилась в основном за счет повышения уровня отпускных цен и удельного веса более дорогой продукции в общем объеме продаж. Рост себестоимости продукции, уменьшение объема продаж, выплата штрафов и пени, убытки от списания долгов, увеличение суммы льготируемой прибыли способствовали сокращению суммы налогооблагаемой прибыли.

 

43.Методика маржинального анализа прибыли, в отличие от традиционной, применяемой на отечественных предприятиях, позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов. Покажем это с помощью факторного анализа.

Методика факторного анализа прибыли, применяемая в России, предполагает использование следующей модели:
П = VРП * (p - с)

где VРП – физический объем продаж; р – цена реализации; с – себестоимость единицы продукции.

При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Данная модель не учитывает взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость продукции снижается, так как меньше постоянных затрат приходится на единицу продукции. И наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.

Для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины в маржинальном анализе используют следующую модель:
П = (VPП * (р - b)) - А

где р – цена изделия; b – переменные затраты на единицу продукции; А – постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции.

Эта формула применяется для маржинального анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции. Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат. При этом учитывается не только прямое влияние объема продаж на прибыль, но и косвенное – посредством влияния данного фактора на себестоимость изделия, что дает возможность правильнее исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли.

Методика анализа прибыли несколько усложняется в условиях многопродуктового производства, когда кроме рассмотренных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.

Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию можно использовать следующую модель:

Преимущество методики маржинального анализа прибыли состоит в том, что она, в отличие от традиционной, позволяет исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование этого метода в финансовом менеджменте российских предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.

Как правило применяемые методики анализа рентабельности, которые применяют на большинстве предприятий, не учитывают взаимосвязь «затраты – объем – прибыль».

Обычная методика анализа рентабельности не находится в зависимости от объема продаж, так как с изменением последнего случается равномерное наращивание прибыли и суммы издержек. В реальности, как мы уже убедились, и прибыль, и расходы компании не изменяются соразмерно объему реализации продукта, так как часть затрат является постоянной. В связи с чем возникает необходимость проведения маржинального анализа рентабельности.

44. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (R3) исчисляется путем отношения балансовой (Пб) или чистой прибыли (Пч) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З):

Она показывает,сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Рентабельность продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (РП). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое приминение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

.

Рентабельность (доходность) капитала (Rк) исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала ( ) или отдельных его слагаемых:собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.

.

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию (R), зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид:

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепных подстановок.

Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции:

Таким же образом производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

.

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

.

 

45. В действующей практике деление затрат на постоянные и переменные осуществляется двумя основными методами: аналитическим и или

статистическим. При аналитическом методе все затраты предприятия, исходя из опыта прошлых лет, вначале постатейно подразделяют на постоянные, полностью переменные (пропорциональные) и частично переменные (полупеременные). Затем на основе анализа соотношения затрат и результатов предыдущих отчетных периодов по каждой статье частично переменных расходов исчисляется удельный вес переменной части (вариатор затрат). Таким образом, постоянные расходы имеют вариатор 0, пропорциональные – 1 (или 10 при десятичном масштабе измерения), а переменные – значения вариаторов в интервале от 0 до 1 (10). Постоянная и переменная части полупеременных расходов прибавляются к первоначально исчисленной сумме постоянных и пропорциональных затрат.
В итоге общая сумма затрат основной деятельности предприятия подразделяется на две совокупности: постоянные и переменные затраты в зависимости от их поведения по отношению к объему производства или продаж в прошлые отчетные периоды.

Аналитический метод группировки и систематизации издержек в зависимости от изменения объема производства позволяет уловить лишь общую тенденцию поведения затрат и допускает возможность погрешностей за счет условности расчета вариаторов. Более точные результаты следует ожидать от применения для такого рода расчетов методов математической статистики (крайних точек, графика рассеивания, корреляционного и регрессионного анализа и др.). Эти методы достаточно подробно описаны в специальной литературе, но редко применяются на практике ввиду сравнительной трудоемкости.
Основными статистическими методами дифференциации общей суммы затрат на постоянные и переменные расходы являются:
- метод минимальной и максимальной точки (метод мини-макси);
- графический (статистический) метод;
- метод наименьших квадратов.
При методе мини-макси из всей совокупности данных выбирают два периода с наименьшим и наибольшим объемом производства. Затем определяется ставка переменных затрат, или средние переменные издержки, в себестоимости единицы продукции. Общая сумма постоянных расходов исчисляется как разность между общей суммой затрат отчетного периода и произведением их переменной части на соответствующий объем производства.


Графический (статистический) метод основан на том, что общую сумму затрат можно представить уравнением первой степени: ,которому соответствует график (рис. 2.1.).
На графике наносятся данные об общих затратах при разных объемах производства. Затем «на глазок» проводится длина. Точка ее пересечения с осью У показывает уровень постоянных расходов. Переменные расходы определяют как разность между Rвал и Rfix, деленную на средний объем производства. Ставка переменных затрат: (8000 – 2600) : 20 = 5400 : 20 = 270 (руб.). Следовательно, Rвал = 2600 + 270Х.

Дифференциация затрат методом наименьших квадратов дает наиболее точные результаты.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.243.21 (0.015 с.)