Тема №9. Анализ доходности предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №9. Анализ доходности предприятия



 

Цель лекции: Необходимо рассмотреть виды получаемых доходов предприятием и порядок распределения чистого дохода.

 

Вопросы:

  1. Показатели доходности предприятия и задача их анализа
  2. Анализ абсолютных показателей доходности.
  3. Анализ относительных показателей доходности.

 

  1. Показатели доходности предприятия и задачи их анализа.

 

Экономическая целесообразность функционирования предприятия в условиях рынка определяется получением дохода. Доходность предприятия характеризуется абсолютными и относительными показателями.

Доходы – это увеличение экономической выгоды в течение отчетного периода в форме притока средств или увеличение стоимости активов либо сокращение пассивов, что приводит к росту капитала.

Доходы – это увеличение активов, либо уменьшение обязательств в отчетном периоде. Без осуществления соответствующих расходов, как правило, невозможно получить желаемые доходы. Не получив доходы, в свою очередь, невозможно осуществлять развитие предприятия и успешно решать социальные вопросы.

Система показателей доходностей состоит, прежде всего, из абсолютных показателей финансовых результатов, к которым относятся: доход от реализации продукции (работ, услуг), валовой доход, доход от основной деятельности, доход от не основной деятельности, доход от обычной деятельности до налогообложения, доход от чрезвычайных ситуаций, чистый доход.

За счет дохода выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, доход становится важнейшим показателем для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Он характеризует степень его деловой активности и финансового благополучия. По доходу определяется уровень отдачи анонсированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия.

В задачи анализа показателей доходности входят:

- оценка выполнения плана абсолютных показателей доходности

- изучение составных элементов образования чистого дохода

- выявление и количественное измерение влияния факторов, воздействующих на доход

- изучение направлений, пропорций и тенденций распределения дохода

- выявление резервов роста дохода

- исследование различных коэффициентов доходности.

 

  1. Анализ абсолютных показателей доходности.

 

Первым абсолютным показателем доходности является доход от реализации продукции (работ, услуг). Он показывается в отчете о доходах и расходах за минусом НДС, акцизов, налогов и обязательных платежей, а также стоимости возвращенных товаров.

Вторым абсолютным показателем доходности является валовой доход. Он представляет собой финансовый результат от реализации продукции и определяется как разность между доходом от реализации продукции и производственной себестоимостью реализованной продукции.

На изменение валового дохода влияют следующие факторы:

 

  1. Производственная себестоимость произведенной продукции
  2. Цена единицы продукции
  3. Объем реализованной продукции
  4. Структурные сдвиги в составе реализованной продукции.

 

Валовой доход АО «АЗ Эталон» за 2003 год

 

Показатели По плану По плану на фактически реализованную продукцию Фактически
  Доход от реализации продукции      
  Производственная себестоимость реализованной продукции      
  Валовой доход      

 

Расчеты производятся следующим образом:

1. Влияние изменения производственной себестоимости продукции находится путем вычитания из фактической себестоимости реализованной продукции плановой себестоимости фактического объема реализованной продукции по формуле:

 

 

где: - фактический объем реализованной продукции

- фактическая себестоимость единицы продукции

- плановая себестоимость единицы продукции

 

При снижении или повышении по сравнению с планом производственной себестоимости реализованной продукции валовой доход соответственно увеличивается или уменьшается.

В нашем примере допущен перерасход, который снизил величину валового дохода на 1255 тыс. тенге (16996 – 15741).

2. Влияние изменения действующих цен на отклонение фактической величины валового дохода от плановой рассчитывается по формуле:

 

 

где: и - соответственно фактическая и плановая цена единицы продукции.

 

Иными словами, размер влияния этого фактора определяется путем вычитания из фактической выручки от реализации продукции плановой в пересчете на фактический объем реализованной продукции.

Валовой доход увеличился за счет ценового фактора на 3434 тыс. тенге (23179 – 19745).

3. Чтобы определить влияние изменения объема реализации на отклонение валового дохода необходимо сначала определить степень выполнения плана по объему реализации. Поскольку величина дохода находится в прямо пропорциональной зависимости от этого фактора, плановый доход затем необходимо умножить на процент выполнения по объему реализации.

Влияние на валовой доход изменения объема реализованной товарной продукции определяется:

1)

где: - степень выполнения плана объема реализации по производственной себестоимости;

и - соответственно фактическая и плановая производственная себестоимость реализованной продукции.

 

2)

где: - влияние на доход объема реализации товарной продукции;

- плановый валовой доход.

 

Анализируемое нами предприятие план по реализации товарной продукции перевыполнило на 3,4% [(16996: 16435 · 100) – 100]. В результате получено сверх плана валового дохода на 150 тыс. тенге [(4415 · 103,4: 100) – 4415].

 

4. Структурные сдвиги в составе реализованной продукции.

  1. Путем сравнения суммы валового дохода «по плану на фактический объем реализованной продукции» с плановой величиной валового дохода скорректированной на коэффициент выполнения плана по объему реализации.
  2. Путем вычитания из разности между показателями дохода «по плану на фактический объем реализованной продукции» и по «плану» суммы влияния фактора «изменение объема реализации (сальдовый способ)».

 

  1. 4004 – 4415 = - 411
  2. – 411 – 150 = - 561

 

В результате структурных сдвигов недополучено по сравнению с планом валового дохода на 561 тыс. тенге 4004 – (4415 · 103,4: 100) = 4004 – 4565 = - 561.

Результаты анализа сведены в таблице.

 

Влияние основных факторов на отклонение валового дохода.

 

Показатели Сумма, тыс. тенге
  Повышение себестоимости реализованной продукции - 1255
  Повышение уровня договорных цен +3434
  Рост объема реализации продукции +150
  Структурные сдвиги в составе реализованной продукции -561
  Итого +1768

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 172.70.39.74 (0.014 с.)