Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие товара в маркетинге.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Товар - это продукт человеческого труда, который произведен для продажи. Товар - все, что может удовлетворить нужду или потребность, и предлагается рывку с целью его приобретения, использования или потребления. Однако цели ифункции маркетинга как долгосрочной программы создания, производства и сбыта продукции расставляют свои особые акценты в категории "товар". Они связаны, прежде всего с его свойствами, которые ориентированы, в первую очередь, на желания и интересы потребителей, а не на производственные возможности предприятий. Таким образом, с точки зрения маркетинга товаром являются: - изделия и услуги, предлагаемые покупателю; - услуги, сопутствующие товару (упаковка, маркировка, обслуживание); - выгоды, которые получает покупатель, благодаря совершенной покупке, 1. Товары личного пользования (потребительские); 2. Товары производственного назначения. Такая классификация подчеркивает различия в характеристиках товаров, покупка их вызывается разными потребностями и оправдывается разными мотивами. Товары личного пользования или потребительские - это товары и услуги, предназначенные для конечного потребителя,для личного, семейного или домашнего использования. Например, обед в ресторане, видеомагнитофон, холодильник, пылесос являются потребительскими товарами только в том случае, если приобретаются для личного, семейного или домашнего употребления. Всвою очередь, товары личного пользования по степени присущейим долговечности можно разделить на три группы: 1.Товары длительного пользования - материальные изделия, выдерживающие многократное использование, приобретаемые сравнительноредко. Это автомобили, мебель, холодильники, одежда и т.д. 2.Товары кратковременного использования - материальные изделия, потребляемые либо сразу, либо за несколько циклов использования, после чего приобретаются снова. Например, моющие средства, продукты питания и т.д. 3.Потребительские услуги - объекты продажи в виде действий, результатом Например, сшитое по индивидуальному заказу верхняя одежда, стрижка в парикмахерской. В свою очередь, потребительские услуги делятся натри широкие категории: 1. Услуги, связанные с арендой товаров. Сюда относится сдача товаров в аренду на определенный срок. Например, прокат автомобилей, сдача номеров в гостиницах. 2. Услуги с принадлежащими товарами, связаны с ремонтом товара или его переделкой, принадлежащего потребителю. Например, ремонтные услуги часов, автомобилей, химическая чистка, мойка автомобилей. 3. Оказание личных услуг нетоварного характера. Например, юридические услуги. Есть другие способы классификации товаров. Потребители покупают огромное количество разнообразных товаров. Одним из признаков классификации этих товаров является разбивка их на группы на основе покупательских привычек потребителей: 1. Товары повседневного спроса - товары, которые потребитель покупает часто, без раздумий. Например, газеты, табачные изделия. 2. Товары тщательного выбора - товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки, сравнивает между собой по показателям пригодности, качества, цены. Например, мебель, электробытовые приборы, одежда. 3. Товары особого спроса - товары с уникальными характеристиками, для приобретения которых покупатель готов нести дополнительные затраты. Например, конкретные марки автомобилей, модных товаров и др. 4. Товары пассивного спроса - товары, которых потребитель не знает или знает, но обычно не задумывается об их покупке. Например, кухонные комбайны для переработки пищевых продуктов остаются в разряде товаров пассивного спроса, пока реклама не обеспечивает потребителя информацией об их существовании. По каким быпризнакам не классифицировался товар, основой является удовлетворение потребностей. Товары производственного назначения - те товары, которые приобретаются для использования в производстве других товаров или услуг; для хозяйственной деятельности или для перепродажи другим потребителям. Товары производственного назначения можно классифицировать на основе того, в какой мере участвуют они в процессе производства. Формирование спроса на продукцию производственного назначения идет сложно. Для того, чтобы такой товар пользовался успехом, кроме его качества немаловажную роль играет еще и обязательность поставщика в выполнении сроков поставки. Под обязательностью (надежностью) поставщика понимается уверенность в том, что товар соответствующего качества будет поставлен точно в срок со всей необходимой документацией. В практике маркетинга товары производственного назначения классифицируются на следующие категории: Капитальное и вспомогательное оборудование используется в производственном процессе и не становится частью конечного продукта. Например, капитальное оборудование: административные здания, крупное оборудование большие станки. Вспомогательное оборудование: автопогрузчики, ручной инструмент. Сырье, материалы и готовые детали - полностью используются в процессе производства или становится частью конечной продукции. Производственные запасы - это товары, необходимые для повседневного функционирования фирмы. Такая классификация основывается на различном отношении покупателя к этим товарам, а также специфике предъявляемых требований к способам продажи, обслуживания и другим аспектам торговли данными товарами. Услуги производственного назначения подразделяются на: услуги по техническому обслуживанию и ремонт)' (ремонт пишущих машинок, ремонт оборудования и т.д.); - Услуги консультативного характера (правовые консультации, услуги рекламных агентств, бухгалтерские услуги). Маркетинговые характеристики услуги существенно отличаются от характеристик товаров: - услуги неосязаемы; - услуги не могут храниться; - производитель и его услуги неотделимы. В основе этой классификации также лежит удовлетворение потребностей потребителя. После определения типа продукции, которую предприятие будет предлагать, ей нужно определить ассортимент этой продукции. Если у предприятия несколько ассортиментных групп товаров, то говорят о товарной номенклатуре. Товарная номенклатура - совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям конкретным продавцом. Под широтой товарной номенклатуры имеют в виду количество предлагаемых ассортиментных групп; под глубиной - количество позиций в каждой ассортиментной группе; под гармоничностью - соотношение между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности конечного использования.
Жизненный цикл товара Важное место в практике рыночных исследований занимает концепция жизненного цикла товара. Жизненный цикл товара - период времени, в течение которого товар обладает жизнеспособностью, обращается на рынке, пользуется спросом, приносит доход производителям и продавцам. Принято считать, что жизненный цикл товара состоит из следующих этапов: 1) поступление товара в широкую продажу; 2)рост объема продаж товара вследствие наличия и увеличения спроса; 3) период зрелости, когда достигается максимальный объем продаж; 4) снижение рынка данным товаром, снижение спроса, уменьшение сбыта. картина соотношения расходов на создание, производство и реализацию товара и доходов от его реализации в различных стадиях жизненного цикла продукта. Жизненный цикл товара может быть представлен как определенная последовательность стадий существования его на рынке, имеющая временные рамки. Динамика жизни товара показывает объем возможных (фактических) продаж в каждое определенное время существования спроса на него. Говоря том, что у товара есть свой жизненный цикл, подразумевается следующее: • Срок жизни товара ограничен. • Жизненный цикл товара на рынке проходит несколько этапов, каждый из которых не только открывает перед продавцом определенные возможности, но и ставит свои проблемы. • На разных этапах жизненного цикла товара прибыль возрастает и падает. • Каждый этап жизненного цикла товара требует особого подхода к стратегии в области маркетинга, финансов, производства, сбыта и управления персоналом. Типичный жизненный цикл товара представлен кривой на рис.8.1. В этом цикле отчетливо выделяются четыре этапа.
Рисунок 7.1. Жизненный цикл товара
I - Внедрение (выведение на рынок) - стадия появления нового товара на рынке (первоначально в виде пробных продаж). Цель маркетинга - создать рынок нового товара. Объем реализации мал. Торговля товаром пока убыточна, поскольку маркетинговые расходы значительны в целях привлечения покупателей. Эта стадия характеризуется низкой долей прибыли. Если товар получает признание, естественно, увеличивается его реализация, что знаменует переход на последующий этап жизненного цикла. II Рост (спроса) - стадия признания товара покупателем и быстрого увеличения спроса на него. Цель маркетинга - расширить сбыт и совокупность доступных модификации продукта. На этой стадии товар приносит основную часть доходов за все время жизненного цикла. Расходы на маркетинг стабилизируются. III - Зрелость (стабилизация) - стадия постепенного удовлетворения спроса на данный товар. Главная цель маркетинга - сохранить преимущественное положение товара на рынке как можно дольше. Снижаются темпы роста спроса и стабилизируются объемы продаж. Необходимо увеличение расходов на маркетинговые мероприятия - активизация рекламы, повышение качества товара, улучшение сервиса, возможно снижение цен для поддержания объемов продажи. Первым признаком наступления стадии зрелости становится насыщение рынка, когда несмотря на все принимаемые меры роста продажи не происходит. Эта фаза значительно продолжительнее всех предыдущих. Ее можно охарактеризовать как период изыскания возможностей и выявления целесообразности модификации, либо перехода на новую модель. IV - Спад - стадия резкого снижения объема продажи и прибыли. Для внедрения времени в осуществлении изменений в ассортиментной политике пред приятие может усилить маркетинговые мероприятия (реклама, упаковка, методы сбыта и т.д.), т.е. на некоторое время вернуть на стадию зрелости. Однако рано или поздно товар выходит на стадию спада и предприятие может отказаться от производства потерявшего популярность товара, т.е. товар снимается с производства. Таким образом, товар завершает свой жизненный цикл, вытесняется с рынка очередным поколением новых и перспективных товаров. Многие западные фирмы на этой стадии не разрабатывают серьезных мероприятий. Дело в том, что фирма уходит с рынка с этим товаром, как только объем продажи заметно уменьшается. Определить где начало, а где конец каждой из вышеназванных стадий, очень сложно. Принято связывать начало каждой стадии с моментом, когда темп роста или уменьшения объема сбыта, становится ярко выраженным. Служба маркетинга должна четко отслеживать эти переходы и оперативно вносить изменения в программу маркетинга. К тому же у различных видов товаров жизненный цикл происходит по-разному. У некоторых может практически отсутствовать стадия внедрения. Другие товары из стадии внедрения (минуя стадию роста) сразу переходят в стадию зрелости. Есть и такие, которые повторно проходят стадию роста после этапа зрелости. С точки зрения времени прохождения товаром различных фаз считается самой непродолжительной стадией - внедрение, самой длительной - спад. Одновременно предприятие продаст на рынке следующие 4 группы товаров: 1. "Трудные дети " - товары, находящиеся на стадии внедрения на рынок и нуждающиеся в значительном инвестировании, так как хотя их объем продажи растет, но они не дают предприятию существенных прибылей. 2. "Звезды" или "цветы" – товары, продающиеся в стадии расширяющегося 3. "Дойные коровы" - товары, активно продающиеся в стадии зрелости и дающие предприятию существенные прибыли. 4. "Изгоняемые собаки" - товары, находящиеся в стадии спада, которые уже не пользуются повышенным спросом и подлежат постепенному выводу с рынка. Таким образом, возможные успехи фирмы в перспективе определяются выбором направлений и масштабов перераспределения финансовых средств от "дойных коров" в пользу "трудных детей" и "звезд". Одновременно надо учитывать, что "трудные дети" станут превращаться в "звезды", "дойные коровы" перейдут либо в разряд "трудные дети", либо в "изгоняемые собаки" и т.д. Эти изменения непосредственно связаны со стадиями жизненного цикла товаров. Товарные марки Изучение деятельности ведущих западных фирм показывает, что определение товарной марки является важной частью планирования продукта, поскольку, создавая или используя хорошо известные товарные марки, компании получают общественное признаниеи более высокие цены. Товарная марка - зарегистрированное в установленном порядке обозначение, присвоенное товару для его отличия от других и указание на его производителя. Существуют следующие типы обозначения товарной марки: Фирменное имя - тип обозначения товарной марки, который определяется словом, буквой, группой слов или букв, которые можно произнести, например Мак-Дональдс,Адидас. Марочный (фирменный) знак - часть марки, которую можно опознать, но невозможно произнести, определяется символом, рисунком или отличительным цветом; например: корпорация "Мак-Дональдс" – М. Торговый образ - персонифицированная торговая марка. Товарный знак - тип обозначения товарной марки, когда фирменное имя, фирменный знак торговый образ юридически защищены. Охрана марки осуществляется, как правило, на основе ее регистрации. Зарегистрированный товарный знак сопровождается буквой R в круге - ®. Поскольку товарной знак служит своеобразным поручительством (гарантией) качества товара, он облегчает путь от изготовителя к покупателю. Стремление зарегистрировать товарный знак обусловлено и экономическими соображениями: маркированные товары на международном рынке ценятся на 15-25% выше, чем немаркированные. Товарный знак в сочетании с коммерческой рекламой представляет собой важное средства конкуренции. Охрана прав на товарный знак предусматривается Мадридской конвенцией о международной регистрации товарного знака 19S1 г. Правовая охрана товарных знаков осуществляется ныне более чем в 160 странах мира, при этом более чем в 90 странах - на уровне законов. В Республике Казахстан 18 января 1993 г. был принят закон "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". В соответствии с вышеназванным соглашением товарная марка, зарегистрированная в одной стране и признанная пригодной для регистрации во всех других странах, представляется в центральное бюро для соответствующей регистрации. Все это сделано потому, что подделки товарной марки известных фирм другими производителями, чтобы продвинуть свои товары на рынке, нередки. Регистрация товарной марки в каких-либо странах - процедура достаточно дорогая. Поэтому фирмы прежде тщательно изучают проблему возможностей рынка сегодня и завтра, цены регистрации, роль марки при продаже товара, необходимость установления единой марки для применения ее во всех странах. Вследствие того, что крупные фирмы выпускают под одним и тем же товарным знаком разнообразную продукцию, наиболее престижные знаки стали даваться целым группам различных товаров, что позволяет экономить рекламные издержки, поскольку рекламировать один товарный знак для многих товаров легче, удобнее и дешевле, чем рекламировать отдельные знаки для каждого конкретного товара. Например, знак adidas® ставится на самые разнообразные спортивные изделия (куртки, обувь, шапки, спортинвентарь). В результате этого у клиента создается устойчивая ассоциация: "Спорт, удобство, надежность". Чтобы пробиться на внешний рынок, нужны товары высокого качества. Хорошо известный товарный знак способствует завоеванию внешнего рынка.
Упаковка товара Упаковка прежде всего необходима для обеспечения сохранности продукта в процессе доставки потребителю. Одновременно упаковка используется как средство рекламы и для помещения на ней определенных указаний по использованию продукта. В последнее время в связи с развитием самообслуживания в торговле на первое место выходят рекламная функция упаковки. Следовательно, требования к упаковке включают: Следует отметить, что иногда упаковка обеспечивает и употребление товара (например, аэрозоли, капельницы для лекарств и т.д.), что создает дополнительный имидж товара. Основная литература: 4. Закон Республики Казахстан «О стандартизации и сертификации» //Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан – 1993. - №1. – С. 11-120. 5. Закон Республики Казахстан «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» Казахстанская правда, 26 июля 1999. 6. Чармэссон Г. «Торговая марка: как создать имя, которое принесет миллионы». – СПб.: Изд-во «Питер»; 1999. – 224 с. 7. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 1997. – 283 с. Дополнительная литература: 1. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг. – СПб.: Питер, 2004. – 400 с. 2. Котлер Ф., Триас де Без Ф. Новые маркетинговые технологии. Методики создания гениальных идей. /Пер. с англ. Под. ред. Т.Р. Тэор. – СПб.: Издат. Дом. «Нева», 2004. – 192 с. 3. Хайн Т. Все об упаковке: Эволюция и секреты коробок, бутылок, консервных банок и тюбиков /Пер. с англ. И. Шаргородской. – СПб.: Азбука-Терра, 1997. – 288 с. 4. Федько В.П., Альбеков А.У. Маркировка и сертификация товаров и услуг: Учеб. пособие. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. – 640 с.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 739; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.28.79 (0.009 с.) |