Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системы маркетинговых исследований и анализа маркетинговой информацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Маркетинговое исследование является функцией, связывающей в сборе информацию маркетологов с потребителями. Маркетинговому исследованию даются различные определения. В частности Ф. Котлер приводит следующее определение: "Маркетинговые исследования - систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ иотчет о результатах". Американская ассоциация маркетинга (AMА) рекомендует следующие определения: "Маркетинговые исследования - это систематический сбор, отражение и анализ данных о проблемах, связанных с маркетингом товаров и услуг". Рассмотрим некоторые аспекты этих определений. Во-первых, эти исследования, для того чтобы быть эффективными, должны носить систематический, а не случайный или несвязанный характер. Во-вторых, это не одноразовое мероприятие, они включают совокупность действий или процессов: сбор данных, запись и анализ. В-третьих, данные могут поступать из различных источников: от самой компании, непредвзятых организаций или специалистов-исследователей, работающих на фирме. В-четвертых, маркетинговые исследования могут быть применены к любой стороне маркетинга, которая требует информации для содействия принятию решений. Система анализа маркетинговой информации - набор совершенных методов анализа маркетинговых данных и проблем маркетинга. Данная система нашла широкое распространение в некоторых фирмах, таких как "Левер бразерс", "Дженерал электрик" и "РКА". Основу любой системы анализа маркетинговой информации составляют статистический банк и банк моделей. "Статистический банк - пишет Ф.Котлер - совокупность современных методик статистической обработки информации, позволяющих наиболее полно вскрыть взаимозависимости в рамках подборки данных и установить степень их статистической надежности". Статистический банк включает: профессиональный анализ, корреляционный анализ, факторный анализ, дискриминантный анализ, гнездовой анализ идр. В свою очередь "банк моделей - набор математических моделей, способствующих принятию более оптимальных маркетинговых решений деятелями рынка". В состав "банк моделей" входят: модель системы ценообразования, модель расчета цены, модель методики выбора месторасположения, модель сопоставления комплекса средств рекламы, модель разработки рекламного бюджета и др. Каждая модель состоит из совокупности взаимосвязанных переменных, представляющих некую реально существующую систему, некий реально существующий процесс или результат. Они помогают руководителям маркетинга в выборе оптимальных вариантов решений маркетинговых проблем. 3. Процесс маркетингового исследования Маркетинговое исследование должно обеспечивать управляющих по маркетингу точной и полезной информацией. Для планирования и практического осуществления проектов исследования необходимо проведение логически последовательной процедуры, основанной на собранных данных. Процесс (схема) маркетингового исследования состоит из ряда последовательных этапов. 1.Выявление проблем и формулирование целей исследования (определение проблемы) 2.Отбор источников информации (планирование исследования) 3.Сбор информации (практическое осуществление плана информации) 4.Анализ собранной информации (анализ и обобщение данных) 5.Представление полученных результатов (подготовка отчета об исследовании) На первом этапе управляющий по маркетингу н исследователь должны четко определить проблему и согласовать цели исследования. Без этого можно собрать ненужную и дорогостоящую информацию и скорее запутать, чем прояснить проблему. Хорошее выполнение этой операции ориентирует на сбор ианализ конкретной информации, нужной для принятия решения. После этого управляющий должен сформулировать цели исследования. Цели эти могут быть поисковыми, описательными и экспериментальными. Поисковые цели предусматривают сбор предварительных данных, проливающих свет на проблему и помогающих выработать гипотезу. Описательные цели предусматривают описание определенных явлений, а экспериментальные цели - проверку гипотезы о какой-то причинно-следственной связи. На втором этапе маркетингового исследования исследователь должен определить "на какие информации имеются потребности" и "собирая их можно разработать план маркетингового исследования". В этом плане исследователь должен уделять внимание на альтернативные методы сбора данных, средства исследования и примерные проблемы. Третий этап маркетингового исследования связан со сбором информации, для решения определенной выбранной проблемы. Как было отмечено, на этапе планирования исследования имеются два типа альтернативных данных: первичные и вторичные. На четвертом этапе проводят анализ и обобщение результатов. Первым делом в этом плане является составление таблиц и таким образом, приведение данных в удобное для анализа положение. На пятом этапом является подготовка отчета маркетингового исследования. Результаты исследования в виде письменного отчета представляются управляющему по маркетингу. В отчете исследователь, в зависимости оттого, кто использует отчет, либо приводит подробные данные, либо обобщенную информацию.
Методы сбора информации На втором этапе маркетингового исследования определяется вид информации и пути ее наиболее эффективного сбора. Исследователь может собирать вторичные или первичные данные, либо те и другие одновременно. Вторичные данные - информация, которая уже где-то существует, собранная впервые для других целей. Первичные данные - информация, собранная впервые для какой-либо конкретной цели". Маркетинговое исследование, в связи с низкой ценой и относительной доступностью начинается со сбора вторичной информации (кабинетные исследования). Чтобы оценить ее общую ценность, исследователь должен сопоставить ее достоинства и недостатки. Вторичная информация имеет следующие общие достоинства: обеспечение экономии во времени, труде, заработной плате и легкость сбора; нет необходимости поиска компетентного исследователя. К недостаткам вторичной информации относятся: она может быть старой или устаревшей; отличие целей, несовпадениеклассификации или единиц измерения; могут существовать противоречивые данные. Существуют два основных вида вторичной информации: внутренняя и внешняя. Внутреннюю вторичную информацию можно получить в рамках компании, внешнюю - из источников вне фирмы. В случае, когда исследовательская проблема не может быть разрешена с помощью внутренней вторичной информации, фирма должна использовать внешние источники - правительственные и неправительственные. Правительство собирает и рассылает большой объем статистического и описательного материала по таким вопросам, как предоставление франшиз, ценообразование, кредит, гарантии продукции и нечестные методы торговли. Эти материалы обычно распространяются бесплатно или продаются за номинальные суммы. Неправительственная вторичная информация состоит из трех источников: периодические издания, книги, монографии и другие периодические публикации; коммерческие исследовательские организации. Первичные данные необходимы в тех случаях, когда доскональный анализ вторичных сведений не в состоянии обеспечить необходимую информацию. Чтобы оценить общую значимость первичных данных, исследователь должен взвесить их достоинства и недостатки (полевые исследования). Первичные данные имеют следующие достоинства: наличие меньшей возможности сбора устаревших и неверных данных; полное соответствие собранных данных к потребности, составление документов в соответствующем целям исследования виде. Недостатки первичных данных могут состоять в следующем: затраты времени, труда и заработной платы, трудности найти компетентного исследователя. Существуют несколько методов сбора первичных данных: опрос, наблюдение, эксперимент, имитация. Исследователями маркетингаочень часто используется метод опроса респондентов. Основу анкетного метода составляет направление словесного или письменного вопросов респондентам, представляющим исследуемый объект. С помощью анкетного опроса могут быть собраны большое количество данных быстро и с малыми расходами. При этом методе важное значение имеет установление связи интервьюера с отвечающим на вопросы анкет - специалистом предприятия (респондентом). Анкеты могут быть классифицированы по разным критериям: в зависимости от используемых средств связи; открытый или скрытый опрос. В зависимости от средств связи анкеты на практике могут быть использованы в трех формах: 1.Личный опрос (интервью); 2.Опрос по телефону; 3.Анкеты, рассылаемые по почте. Личный опрос проводится один на один, позволяет получить ответы не только на вопросы, но и наблюдать; собранные данные по сравнению с другими способами могут быть точными; обеспечивается совместная работа с ответчиком, в результате гибкости имеется возможность добиться пояснения трудных вопросов и ликвидировать неточности в ответах. Однако этот метод требует больше времени и расходов; торопливые решения и ошибочное поведение интервьюера снижает качество информации. Опрос по телефону в случае, когда сбор информации осуществляется за короткие сроки внутри одного города, обходится дешево, легче чем личная встреча, гибче письменного анкетирования. Недостатки опроса по телефону заключаются в следующем: анкетирование проводится только лишь с теми, у кого имеется телефон; короткие связи по телефону позволяют получитьограниченные данные; в связи с дороговизной, сфера применения ограничивается лишь чертой одного города. При опросе по почте в связи с широким размещением респондентов может быть получена дешевая информация; не мгновенность ответа приводит к повышению качества ответов; интервьюер не оказывает прямого воздействия на респондента. Однако доля отвечавших на письменные анкеты бывает низкой; в связи с короткостью вопросов, получаются ограниченные ответы; не может быть собрана дополнительная информация путем личного наблюдения; нередко сложность установления фамилии отвечавшего создает трудности в исправлении ошибок. Опрос также может быть открытым или скрытым. В первом случае респондентам указывается реальная цель исследования, во втором - реальная цель не сообщается. Наблюдение представляет собой метод сбора первичной информации путем изучения поведения выбранных групп потребителей, их действий в определенных ситуациях. Положительная сторона метода наблюдения заключается в следующем: события регистрируются сразу, по мере возникновения, поэтому по сравнению с анкетным методом объективнее и позволяет получить точные данные; наблюдение может проводиться без предупреждения наблюдаемого, и в связи с этим отклонения, порождаемые интервьюерами и вопросами, минимизируются; наблюдение позволяет собрать такие данные,которые не могут быть собраны другими методами. Основные недостатки связаны с тем, что наблюдение не может быть использовано при сборе различной информации; сложность охвата наблюдением всех происходящих событий и их фиксирования; невозможность проведения наблюдения оставаясь незамеченным наблюдаемому объекту, когда наблюдаемый замечает за собой наблюдение, в его действиях могут произойти неестественные изменения. Наблюдение может осуществляться в двух формах: используются либо наблюдатель, либо в развитых странах эвдиометр, скрытая кинокамера и психогальванометрия, т.е. регистрация осуществляется механическими средствами. Эксперимент - это специально организованное маркетинговое исследование, позволяющее установить, каким образом изменение одного или нескольких факторов влияет на конечные результаты. Например, как воздействует изменение рекламы и упаковки товара на сбыт и т.д. Достоинства эксперимента заключаются в том, что он позволяет установить причинно-следственные связи (например, новая упаковка увеличивает сбыт); обеспечивает получение таких данных, которые не могут быть получены при анкетировании и наблюдении; имеет научную основу и его проведение носит систематизированный характер. Недостатки данного метода связаны с тем, что область использования эксперимента очень ограниченная;требует длительного времени и больших расходов; трудно управляется; кроме того, данный метод открывает возможности конкурентам изучить идеи и планы фирмы. Имитация - это основанный на применении ЭВМ метод, который воссоздает использование различных маркетинговых факторов на бумаге, а не в реальных условиях. Вначале строится модель контролируемых и неконтролируемых факторов, с которыми сталкивается фирма. Затем их различные сочетания закладывают в компьютер, чтобы определить их влияния на общую стратегию маркетинга. Для имитации не требуется сотрудничество со стороны потребителей, и она может учитывать множество взаимосвязанных факторов. Однако онасложна, трудна в применении и сильно зависит от положенных в основу модели предположений. Основная литература: 1. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Издательство «Финпресс» 1998. – 416 с. 2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. /Пер. с англ. под. ред. Л.А. Волковой, Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2000. - 752с. 3. Хершген Х. Маркетинг: основы профессионального успеха: Учебник для вузов: Пер с нем. – М.: ИНФРА–М, 2000. – XVIII, 334 с. Дополнительная литература: 1. Шив Чарльз Д. Курс МВА по маркетингу/ Чарльз Д. Шив, Александр Уотсон Хайэм /Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2003. – 717с. 2. Федько В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга: 100 экзаменационных ответов. – Ростов н/Д: Издат. центр. «МарТ»: - 2000. – 448с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.70.0 (0.008 с.) |