Общие правила наложения административных наказаний по коап РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие правила наложения административных наказаний по коап РФ



Административные наказания являются одним из видов ад­министративно-принудительных мер. Статья 3.1 КоАП устанав­ливает, что административное наказайие применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция).

Административное наказание не может иметь своей целью уни­жение человеческого достоинства физического лица, совершившей го административное правонарушение, или причинение ему физи­ческих страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Административные наказания существенно отличаются от иных мер административного принуждения, прежде всего своей функционально-целевой направленностью.

Только административное наказание является установлен­ной государством мерой ответственности за административ­ное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую оценку противоправного деяния нарушителя.

Содержание административных наказаний определяется характером управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами административного права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти отношения. В то же время особенность правонарушений в сфере государственного управления состоит в том, что ими причиняется, как правило, нематериаль­ный вред (ущерб), восполнить или загладить который обычно не­возможно. Вот почему содержание административно-правовых санкций, охраняющих общественные отношения в сфере реализа­ции исполнительной власти, носит наказательный характер, т.е. они содержат обязанность виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие лич­ность, ущемляющие ее права и блага.

Содержание административных наказаний состоит в ограниче­нии, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются. Так, применение административного ареста влечет краткосрочное лишение свободы, штраф и конфискация связаны с материальными потерями.

Разумеется, административным, как и уголовным, наказани­ям присущ воспитательный характер. Однако суть и тех, и других санкций состоит в принудительном воздействии на правонаруши­телей со стороны компетентных органов государства.

Добровольное исполнение правонарушителем наложенного на него наказания (например, уплата штрафа в установленный срок) не меняет принудительной сущности этой меры, так как госу­дарство всегда оставляет за собой право принудить виновного претерпеть правоограничения, вытекающие из применения к нему соответствующего наказания (например, при неуплате штра­фа он принудительно взыскивается из заработной платы, стипен­дии или пенсии нарушителя, либо взыскание обращается на его имущество).

Являясь правовым следствием правонарушения, администра­тивное наказание причиняет нарушителю менее тяжкие отрица­тельные последствия, чем уголовное наказание. Вместе с тем при­знак меньшей суровости может быть принят лишь с оговоркой, поскольку содержание целого ряда административных наказаний (лишение специальных прав, административный арест, крупные штрафы, конфискация) отнюдь не свидетельствуют о мягкости этих мер.

Вид и объем ограничений, составляющих содержание админи­стративных наказаний, определяются полномочными органами государства, их должностными лицами с учетом характера совер­шенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины и имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. При этом индивидуализации от­ветственности способствует то обстоятельство, что административ­но-правовые санкции, как правило, являются относительно-определенными. Например, штраф за продажу подлежащих марки­ровке товаров и продукции без маркировки составляет в отношении граждан — от 20 до 25 МРОТ; должностных лиц — от 40 до 50 МРОТ; юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ (ст. 15.12 КоАП); мелкое хищение влечет наложение административного штрафа в размере до трехкратной стоимости похищенного имущества, но не менее одного МРОТ (ст. 7.27 КоАП). Таким образом, уполномоченные органы и их должностные лица имеют возмож­ность выбора размера наказания с учетом содеянного, личности виновного и характера правонарушения, допущенного физичес­ким или юридическим лицом.

Согласно действующему законодательству административные наказания характеризуются той особенностью, что их назначает широкий круг государственных органов и должностных лиц. При этом административные наказания применяются как в единолич­ном, так и в коллегиальном порядке: должностными лицами ор­ганов исполнительной власти — единолично; комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, административны­ми комиссиями, созданными при соответствующих органах мест­ного самоуправления, — коллегиально; судами (судьями) — кол­легиально и единолично.

С рассмотренной особенностью административного наказания тесно связан и другой признак этой санкции. Она применяется в процессе специальной деятельности соответствующих юрисдикционных органов и их должностных лиц по разбирательству и разрешению дела об административном правонарушении. Причем осуществляется это разбирательство в относительно простом по­рядке, что обусловливается самой сущностью административного правонарушения. Административные правонарушения часто на­столько бесспорны и очевидны, что одно и то же должностное лицо согласно закону и констатирует факт нарушения, и принимает решение о назначении наказания, и даже тут же приводит его в исполнение (например, взимая штраф на месте). Но несмотря на относительную простоту, порядок производства по делам об адми­нистративных правонарушениях призван обеспечить достижение истины по каждому делу, законное и справедливое его решение. Применительно к административному наказанию этот порядок его назначения является административно-процессуальным, в рамках которого административные наказания могут быть назна­чены полномочным органом виновному в совершении админи­стративного правонарушения лицу (физическому или юридичес­кому), не находящемуся в его непосредственном подчинении.

Применение административного наказания влечет для лица со­стояние административной наказанности. Это обстоятельство приобретает особое значение при решении вопроса о назначении административного наказания при повторном, неоднократном, злостном, систематическом совершении административного пра­вонарушения в этот период.

Применение административного наказания в случае рецидива административного правонарушения влечет наступление юриди­ческих последствий двух видов: 1) рецидив может служить обсто­ятельством, отягчающим ответственность; 2) рецидив может вы­ступать в качестве квалифицирующего признака административ­ного правонарушения.

КоАП (ст. 4.6) устанавливает, что состояние административ­ной наказанности продолжается в течение года со дня окончания исполнения наказания и аннулируется по его истечении автома­тически, т.е. без специального решения или санкционирования какого-либо государственного органа или должностного лица. Лицо после истечения этого срока считается не подвергавшимся административному наказанию.

Статья 3.2 КоАП устанавливает следующие виды администра­тивных наказаний:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета адми­нистративного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета админи­стративного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическо­му лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация.

В отношении юридического лица могут применяться только первые четыре вида административных наказаний.

Административные наказания, перечисленные в п. 3—8 на­званной выше статьи, устанавливаются только КоАП.

Предупреждение и административный штраф могут вводиться и применяться на основании законов субъектов РФ об администра­тивной ответственности.

Данная система административных наказаний характеризует­ся рядом особенностей.

Во-первых, эта система является единственным законодатель­но установленным перечнем административных наказаний, что позволяет обеспечить единообразное понимание и применение данных средств правоохраны.

Во-вторых, иные виды административных наказаний, кроме указанных выше, могут быть установлены только законодатель­ными актами РФ и лишь в соответствии с общими положениями и принципами законодательства об административных правонару­шениях.

В-третьих, она дифференцирует административные наказания на основные и дополнительные (возмездное изъятие, конфиска­ция, административное выдворение), причем последние могут ус­танавливаться и применяться в качестве как основного, так и до­полнительного наказания; другие административные наказания могут устанавливаться и применяться только в качестве основ­ных. Дополнительные наказания не могут назначаться самостоя­тельно, а могут только присоединяться к основным мерам наказа­ния. За конкретное административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и одно из дополнительных наказаний, указанных в санкции применяемой статьи КоАП. Одновременное применение двух основных либо двух дополни­тельных наказаний не допускается.

В-четвертых, эта система включает наказания морального ха­рактера (предупреждение), денежные и имущественные наказа­ния (штраф, конфискация) и наказания, обращенные на личность нарушителя (административный арест, лишение специальных прав, выдворение).

Предупреждение применяется в отношении физических и юри­дических лиц, совершивших незначительные нарушения установ­ленных правил, когда они не носят резко выраженного антиобще­ственного характера.

Предупреждение может налагаться, если оно предусмотрено соответствующей статьей КоАП или нормативного акта субъекта РФ, устанавливающего административную ответственность.

Применение предупреждения к правонарушителю влечет для него наступление определенных отрицательных последствий, обычно морального характера. Вместе с тем КоАП (ст. 4.3) связы­вает с фактом повторного или неоднократного применения к на­рушителю предупреждения привлечение его к более строгой от­ветственности.

Предупреждение является административным наказанием и может повлечь наступление определенных правовых последствий только тогда, когда оно вынесено в письменной форме или зафик­сировано иным установленным способом в решении должностного лица, привлекающего нарушителя к административной ответст­венности (например, путем компостерной просечки талона к удос­товерению на право управления маломерным судном).

От предупреждения как меры административного наказания нужно отличать устные замечания, которые представляют собой средства убеждения и, естественно, не являются административ­ными наказаниями.

Административный штраф — денежное наказание, назна­чаемое нарушителям административно-правовых норм юрисдикционными органами или их полномочными представителями в пределах, предусмотренных законодательством. Он выражается в получении с нарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств.

Нормы административного права предусматривают штраф в двух формах: с указанием пределов штрафа (относительно-опре­деленная санкция) и с точным указанием размера штрафа (абсо­лютно-определенная санкция). В подавляющем большинстве слу­чаев нормативные акты устанавливают относительно-определен­ные штрафные санкции, что позволяет при наложении штрафа учитывать характер совершенного правонарушения, личность на­рушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоя­тельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Штраф предусмотрен законодательством в качестве взыскания почти за все виды административных правонарушений. Причем он может устанавливаться не только КоАП, но и законодательны­ми актами субъектов РФ.

Размеры Штрафов и способы их установления весьма разнооб­разны. Во-первых, он выражается в величине, кратной мини­мальному размеру оплаты труда — МРОТ (без учета районных коэффициентов), установленному законодательством РФ на мо­мент окончания или пресечения правонарушения. Эта величина не является постоянной и корректируется с учетом инфляции за­коном РФ.

Во-вторых, размер штрафа может соответствовать кратной стоимости предмета административного правонарушения на мо­мент его окончания или пресечения. Так, размер штрафа может соответствовать кратной стоимости похищенного, утраченного и поврежденного имущества; например, ст. 7.27 КоАП устанавли­вает, что мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мо­шенничества, присвоения или растраты влечет наложение адми­нистративного штрафа в размере до трехкратной стоимости похи­щенного имущества, но не менее одного минимального размера оплаты труда (МРОТ); ст. 15.25 КоАП предусматривает за нару­шение установленного порядка зачисления на счета в уполномо­ченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности — штраф в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллек­туальной деятельности, явившихся предметами административ­ного правонарушения. В этих случаях размер штрафа не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов.

В-третьих, штраф может быть равен сумме неуплаченных на­логов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пре­сечения административного правонарушения либо сумме незакон­ной валютной операции. Так, сокрытие или занижение фактичес­ки полученных доходов налогообложения влечет наложение штрафа в размере, соответствующем сокрытой (заниженной) сум­мы дохода.

В-четвертых, размеры штрафов в сфере таможенного регули­рования определяются в величинах кратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, либо в величинах кратной суммы неуплаченных таможенных платежей.

Новым КоАП установлено, что размер административного штра­фа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать 25 МРОТ, на должност­ных лиц — 50 МРОТ, на юридических лиц — 1 тыс. МРОТ.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой МРОТ.

Административный штраф за нарушение законодательства РФ

О внутренних морских водах, территориальном море, континен­тальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства РФ, законодательства РФ об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной й спиртосодержащей продукции может быть установлен с превышением размеров, названных ранее, но не может превышать для должностных лиц двести

РОТ, для юридических лиц — 5 тыс. МРОТ.

1 Возмездное изъятие орудия совершения или предмета админи­стративного правонарушения. Содержание этого вида админи­стративного наказания состоит в:

а) принудительном изъятии орудия или предмета администра­тивного правонарушения у правонарушителя;

б) последующей его реализации;

в) передаче вырученной суммы бывшему собственнику за вы­четом расходов по реализации изъятого предмета.

Возмездное изъятие как вид административного наказания распространяется только на предметы, которые явились орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Данное наказание является мерой администра­тивной ответственности имущественного характера и может при­меняться лишь в отношении собственника названных предметов.

Изъятие предметов, не принадлежащих правонарушителю, не является административным наказанием. Так, предметы незакон­ной охоты (например, панты оленя, мясо лося) или незаконной рыбной ловли (например, осетр, лосось, икра осетровых рыб) при­надлежат государству и подлежат изъятию у правонарушителя. И эта акция выступает в качестве либо меры административного пресечения, либо административно-процессуального обеспече­ния, о чем составляется административный протокол; изъятые предметы в зависимости от их доброкачественности соответствую­щими должностными лицами сдаются в торговую сеть, предпри­ятия общественного питания либо уничтожаются.

Возмездное изъятие предмета может применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказа­ния. Так, в виде дополнительного наказания оно предусмотрено ст. 20.8 КоАП за нарушение правил хранения, ношения и (или) уничтожения оружия и патронов к нему, принадлежащих граж­данам, имеющим разрешение органов внутренних дел на хранение оружия. Возмездное изъятие оружия и патронов к нему в соответ­ствии с санкцией данной нормы предусмотрено совместно с пред­упреждением и штрафом. Данное административное наказание применяется также за нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему.

КоАП предусматривает ограничение в применении данной меры: возмездное изъятие охотничьего оружия, боеприпасов и других дозволенных орудий охоты и рыболовства не может при­меняться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию. Воз­мездное изъятие назначается судьей.

Конфискация орудия совершения или предмета администра­тивного правонарушения. Эта мера административного наказания состоит в принудительном безвозмездном обращении не изъятых из оборота вещей в федеральную собственность или в собствен­ность субъекта РФ. При этом конфисковано может быть лишь имущество, находящееся в личной собственности правонарушителя.

КоАП устанавливает конфискацию лишь тех предметов, кото­рые являются орудиями, средствами или непосредственными предметами административных правонарушений. Так, в соответ­ствии с КоАП могут быть конфискованы изготовленная продук­ция, орудия производства и сырье за осуществление предприни­мательской деятельности без специального разрешения (лицен­зии), если их наличие является обязательным; товары, свободная реализация которых запрещена или ограничена; радиоэлектрон­ные средства или высокочастотные устройства, средства связи, если на них отсутствует разрешение (лицензия); продукция средств массовой информации в случае злоупотребления свободой этой информации. '

Исходя из ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, установившей, что «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по ре­шению суда», конфискацию как вид административного наказа­ния могут применять только судьи.

От конфискации как вида административного наказания за со­вершенное административное правонарушение, приводящего к лишению собственника права на определенное имущество, отли­чается изъятие (арест) материальных объектов собственности из незаконного владения виновного лица как мера пресечения или процессуальная мера обеспечения производства по делам об адми­нистративных правонарушениях, применяемая в том числе для обеспечения возможной последующей конфискации. Такое изъ­ятие (арест) имущества, осуществляемое органами исполнитель­ной власти, в определенной степени ограничивает право собствен­ника пользоваться и распоряжаться им, но не порождает перехода права собственности к государству. Поэтому оно производится без судебного решения, что не препятствует обжалованию такого изъ­ятия (ареста)в суде.

До судебного решения должностные лица органов исполни­тельной власти, реализующие установленные законом полномо­чия, вправе изымать у нарушителя вещи, документы, налагать арест на имущество, задерживать транспортные средства и т.д.1 именно потому, что все эти меры, не являясь санкцией за совершенное правонарушение, не влекут лишения имущества (автомашины, моторной лодки, охотничьего ружья и т.д.). В момент та­кого изъятия не могут считаться установленными ни само деяние, ни вина в его совершении. Эти обстоятельства требуют последую­щего рассмотрения и доказывания в ходе надлежащей процедуры, особенности которой зависят от характера возможной санкции, поскольку ею определяется существо ограничений прав, свобод и законных интересов. Изъятое имущество хранится до рассмотре­ния дела, затем, в зависимости от исхода дела, в установленном порядке конфискуется или возвращается владельцу либо уничто­жается.

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов, других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применять­ся к лицам, для которых охота или рыболовство является основ­ным законным источником средств к существованию.

Лишение специального права, ранее предоставленного данному гражданину, применяется за грубое или систематическое наруше­ние порядка пользования этим правом в случаях, предусмотрен­ных статьями Особенной части КоАП. Срок лишения такого права не может быть менее одного месяца и более двух лет.

Лишение специального права применяется чаще всего в отно­шении водителей транспортных средств. В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» от 10 де­кабря 1995 г.1 виды правонарушений, влекущих в качестве меры ответственности лишение права на управление транспортными средствами, устанавливаются федеральным законом. Лишение во­дительских прав предусматривается КоАП за грубые нарушения Правил дорожного движения, например управление транспортны­ми средствами водителями, находящимися в состоянии опьяне­ния, нарушение правил движения через железнодорожные пути, нарушение водителями правил дорожного движения или эксплу­атации транспортных средств, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, управление судном судоводителем в состоянии опьянения. Лишение права охоты применяется за на­рушение правил охоты.

Административное наказание в виде лишения специальных прав связано со значительными правоограничениями, так как вле­чет запрет на занятие определенной деятельностью в течение срока, определенного в постановлении о применении данного на­казания: для водителя-профессионала запрет на определенный срок работать по специальности, а для водителя-любителя — в те­чение установленного срока управлять принадлежащим ему транспортным средством (автомобилем, мотоциклом, маломерным судном и др.)- Лишение права охоты означает запрет на оп­ределенный срок заниматься охотой.

КоАП относит применение рассматриваемого административ­ного наказания к компетенции различных органов. Лишение права на управление автотранспортом и городским электротран­спортом применяют органы внутренних дел; права на управление тракторами, комбайнами и другими самоходными сельскохозяй­ственными машинами — органы гостехнадзора, на управление маломерными судами — органы государственной инспекции по маломерным судам. Право назначать административное наказа­ние в виде лишения права охоты предоставлено органам, осущест­вляющим государственный надзор за соблюдением правил охоты. В ст. 23.1 КоАП установлено, что лишение специального права назначается судьей в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонару­шении, передаст его на рассмотрение судье.

Административный арест, т.е. содержание нарушителя в ус­ловиях изоляции от общества, устанавливается на срок до пятнад­цати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористичес­кой операции — до тридцати суток. Административный арест на­значается только судьей.

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. Он не может применяться к беременным жен­щинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административный арест является самым суровым админи­стративным наказанием и применяется за правонарушения, гра­ничащие по своей общественной опасности с преступлениями, либо за злостное совершение административных правонаруше­ний. Арест заключается в лишении виновного свободы на период, установленный постановлением по делу о совершенном правона­рушении. Условия отбывания этого наказания весьма строгие. Лица, подвергнутые административному аресту, содержатся в специальных приемниках или изоляторах временного содержа­ния органов внутренних дел.

Обычно административный арест применяется к гражданам. Однако в условиях чрезвычайного положения он может приме­няться и к должностным лицам.

Срок административного задержания включается в срок адми­нистративного ареста.

Административный арест предусмотрен, в частности, за сле­дующие административные правонарушения: потребление нарко­тических средств или психотропных веществ без назначения врача; мелкое хулиганство; оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного про­исшествия, участником которого он является; неповиновение за­конному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы; демонстри­рование фашистской атрибутики или символики; неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, наруша­ющих установленные в суде правила, и др.

Применение административного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы. Административное выдворение за пределы Российской Феде­рации иностранного гражданина или лица без гражданства за­ключается в принудительном и контролируемом их перемещении через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством, — в контролируемом само­стоятельном выезде выдворяемых из Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы РФ как мера адми­нистративного наказания устанавливается в отношении иностран­ных граждан и лиц без гражданства и назначается судьей, а в слу­чае совершения ими административного правонарушения при въезде в РФ — соответствующими должностными лицами.

Таким образом, административное выдворение как меру адми­нистративного наказания за совершенное правонарушение необ­ходимо отличать от административного выдворения (отправки, передачи) иностранных граждан и лиц без гражданства как меру административного пресечения. Эта мера применяется в отноше­нии иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих статуса лиц, законно проживающих или пребывающих на терри­тории РФ и пересекших Государственную границу с территории иностранного государства без установленных для въезда в РФ до­кументов.

В случаях, когда в отношении указанных нарушений Государ­ственной границы отсутствуют основания для возбуждения уго­ловного дела или производства по делу об административном пра­вонарушении и соответствующие лица не пользуются правом по­лучения политического убежища, органы и войска Федеральной пограничной службы задерживают их и в официальном порядке передают властям государства, с территории которого они пере­секли Государственную границу РФ.

Дисквалификация как мера административного наказания за­ключается в лишении физического лица права занимать руково­дящие должности в исполнительном органе управления юриди­ческого лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юриди­ческим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательст­вом РФ.

Дисквалификация может применяться к лицам, осуществля­ющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпри­нимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Статьями Особенной части КоАП дисквалификация предус­мотрена за нарушение законодательства о труде и об охране труда, за фиктивное или преднамеренное банкротство, неправомерные действия при банкротстве, ненадлежащее управление юридичес­ким лицом и др.

Административное наказание в виде дисквалификации назна­чается судьей.

Глава 4 КоАП посвящена основным Правилам назначения ад­министративных наказаний. Кроме общих правил назначения административных наказаний, регламентируются обстоятельст­ва, смягчающие и отягчающие ответственность за административ­ные правонарушения; исчисление сроков административного на­казания и сроков давности привлечения к административной ответственности; порядок возмещения причиненного администра­тивным правонарушением имущественного ущерба и морального вреда.

Наказание за административное правонарушение назначается в пределах, установленных нормативным актом, предусматрива­ющим ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с КоАП, законодательными актами субъектов РФ.

Общие правила наложения административных наказаний кон­кретизируют принципы равенства перед законом, презумпции не-

виновности, законности, индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушения и личности нарушителя.

Принцип равенства перед законом означает, что лица, совер­шившие административные правонарушения, равны перед зако­ном. Физические лица подлежат административной ответствен­ности независимо от пола, расы, национальности, языка, проис­хождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к ад­министративной ответственности должностных лиц, выполняю­щих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.

Из принципа презумпции невиновности следует, что лицо под­лежит административной ответственности только за те админи­стративные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невинов­ным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлени­ем судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в винов­ности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу.

Законность применительно к назначению административных наказаний заключается в том, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающий дело об административном правонаруше­нии, может назначить виновному только то наказание, которое установлено законодательным актом и только в пределах их ком­петенции и санкции конкретной правовой нормы, предусматри­вающей ответственность за административное правонарушение. При этом законность назначения административного наказания обеспечивается рядом правовых гарантий:

а) в КоАП закреплена система административных наказаний, за пределы которой не может выйти ни один правоприменитель;

б) в каждой правовой норме (статье Кодекса) закреплены вид и размеры наказаний;

в) за административное правонарушение может быть наложено из предусмотренного санкцией правовой нормы ряда альтернатив­ных наказаний только одно основное административное наказа­ние;

г) назначение административного наказания в рамках санкции определяется компетенцией органа и должностным положением правоприменителя. Законом устанавливается, какой орган и ка­кого ранга должностное лицо (руководитель, инспектор и т.д.) может назначить за определенное правонарушение указанное на­казание;

д) законом установлено правило, согласно которому за одно и то же административное правонарушение на виновного может быть наложено только одно основное либо основное и дополни­тельное наказания, установленные за данное правонарушение. При этом не исключается сочетание мер административной, дис­циплинарной, материальной ответственности, если они предус­мотрены нормативными актами.

При применении мер административного принуждения не до­пускаются решения и действия (бездействие), унижающие чело­веческое достоинство.

Индивидуализация административного наказания выражает­ся в том, что при его назначении учитывается характер правона­рушения, личность нарушителя, степень его вины, имуществен­ное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответ­ственность.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юри­дического лица, а также обстоятельства, смягчающие и отягчаю­щие административную ответственность.

Индивидуализация наказания предполагает смягчение или усиление его на основе оценки всех обстоятельств дела и личности виновного. Орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, избирает прежде всего вид наказания, указанный в санкции нормы. Особенно это важно при альтернативных санкциях, предусматривающих возможность применения различных видов наказаний. Затем он определяет его размер, но при этом не вправе превысить установленный санкцией нормы предел или снизить его ниже минимума. Если же орган (должностное лицо) приходит к выводу о нецелесообразности на-

значения наказания даже в минимальном в рамках санкции раз­мере, то при наличии установленных законом условий он вправе освободить нарушителя от административной ответственности.

Особую роль при назначении обоснованного и справедливого административного наказания играют обстоятельства, смягчаю­щие и отягчающие ответственность за административные право­нарушения.

Обстоятельствами, смягчающими административную от­ветственность, признаются: раскаяние виновного; предотвраще­ние виновным вредных последствий правонарушения; доброволь­ное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совер­шение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых лич­ных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения не­совершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имею­щей малолетнего ребенка.

При этом орган или должностное лицо, решающее дело об ад­министративном правонарушении, может признать смягчающи­ми и обстоятельства, не указанные в законе, например преклон­ный возраст нарушителя, его болезнь, безупречное поведение на производстве и в быту до совершения правонарушения и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1005; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.052 с.)