Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие административного наказания, его цели и виды

Поиск

В статье 3.1 КоАП, административное наказание определено как установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения. Его применение осуществляется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Не допускается при применении административных наказаний:

1. Унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего правонарушение,

2. Причинение ему физических страданий,

3. Нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

 

В административно-правовой литературе так же выделяется и дополнительная цель применения административных наказаний, в частности, недопущение совершения уголовно наказуемых деяний.

Исчерпывающий перечень административных наказаний содержится в части первой статьи 3.2 КоАП, которые могут устанавливаться и применятся за совершение административных правонарушений:

1) Предупреждениеосновной; 3мера дминистративного наказания выраженная в порицании физического или юридического лица, оно выносится в письменной форме, в устной не допускается

2) Административный штраф – денежное взыскание, установленное в рублях РФ. Для граждан его размер не должен превышать 5 тысяч рублей. Для должностных лиц – 50 тысяч рублей, для юридических лиц – 1 млн рублей. Минимальный размер штрафа, независимо от всех факторов – 100 рублей.

3) Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушениядополнительный;

Конфискация орудий совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в государственную собственность федеральную или субъектов РФ, не изъятых из оборота вещей. Конфискация также назначается судьей. Не подлежат конфискации охотничьи оружия, боевые припасы (к оружию) и другие законные орудия охоты или рыболовства у лиц, для которых эти виды деятельности являются основным и законным источником обеспечения жизнедеятельности. Не является конфискацией изъятие незаконного владения лица, совершившего правонарушение, орудия или предмета правонарушения:

а. Подлежащих на законных основаниях возвращению собственнику

б. Изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица – правонарушителя по иным причинам, и на этом основанииподлежащих обращению в государственную собственность или уничтожению.

 

4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; - основной;

Лишение специального права, как мера административного наказания, применяется к физическому лицу, которое совершило правонарушение (административное) и которому ранее было предоставлено такое право.

Данный вид административного взыскания применяется за грубое или систематическое нарушение порядка реализации специального права в случаях, которые предусмотрены КоАП.

Сроки лишения определяются в санкции конкретной статьи и не могут быть менее 1 месяца и более 3 лет. Назначение этого вида административного наказания допускается только судьей. Не допускается лишение права управления транспортным средством лица, которое им пользуется в связи с инвалидностью. За исключение управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставление указанным лицом места ДТП, участников которого он является.

Лишение специального права охоты также не может применяться к лицам, у которых охота является основным источником средств к существованию.

 

5) административный арест; - основной;

Административный арест

Заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Устанавливается судьёй.Помимо судебного порядка рассмотрения дел, КоАП устанавливает следующие гарантии ответственности граждан в части применения наказания:

1. Нарушитель содержится в изоляции;

2. Сроки ареста по общему правилу не должны превышать 15 суток. За нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима контртеррористической операции до 30 суток; в срок административного ареста входит срок административного задержания;

3. Данный вид наказания не может применяться к беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет; инвалидам I и II групп; лицам, не достигшим 18-летнего возраста; военнослужащим; гражданам, призванным на военные сборы и т.д.

4. В срок административного ареста включается срок задержания

 

6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданстваосновной или дополнительный
Административное выдворение за пределы РФ

Применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Применение данной меры заключается в их принудительном и контролируемом перемещении через государственную границу РФ за ее пределы, в отдельных случаях контролируемом самостоятельном выезде этих лиц из России. Назначение данной меры допускается в судебном порядке, за исключением случаев, когда субъекты совершают административное правонарушение при въезде в страну. В этом случае, назначение административного наказания осуществляют соответствующие должностные лица (органов внутренних дел, а также органов и войск пограничной службы РФ). Ч.3 ст.3.10 КоАП исключает применение данного вида административного наказания к военнослужащим – иностранным гражданам. Административное выдворение необходимо отличать от депортации.
Депортации - принудительная высылка иностранного гражданина либо лица без гражданства из РФ в случае утраты или прекращения законных оснований для их дальнейшего пребывания или проживания на территории РФ.

 

7) Дисквалификация - основной
Дисквалификация

Применяется только в отношении физического лица и выражается в лишении его права:

а. замещать должности федеральной и региональной государственной гражданской службы, муниципальной службы,

б. занимать должности в исполнительном органе юридического лица,

в. входить в совет директоров (наблюдательный совет),

г. осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом и т.д.

Срко дисквалификации не может быть мене 6 месяцев и более 3 лет. Его назначение осуществляется только судьёй

Ст.3.12 определяет содержание административного приостановления деятельности. Административного приостановления деятельности – временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их структурных подразделений, а также эксплуатация агрегатов, объектов, зданий и сооружений, в том числе и осуществление отдельных видов деятельности, оказание услуг.

Судья может приостановить деятельность при наличии следующих обстоятельств:

1. Существование угрозы жизни или здоровью людей; угроза возникновения эпидемии, техногенной катастрофы; причинения существенного вреда окружающей среде.

2. В случае совершения административного правонарушения в отдельных отраслях:

а. Оборота наркотических и психотропных средств и веществ.

б. Противодействия легализации доходов

в. Общественного порядка и общественной безопасности

г. Порядка управления

д. Градостроительной деятельности и т.д.

3. Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, прямо предусмотренных КоАП.

4. Назначается если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить общей цели административного наказания.

Максимальный срок приостановления деятельности составляет 90 суток.

Судья на основании ходатайства лица, чья деятельность была приостановлена досрочно прекращает исполнение наказания в связи с устранением обстоятельств, в связи с которыми данное наказание было назначено.

8) административное приостановление деятельности. – основной

 

В отношении ЮЛ могут быть назначены наказания 1-4,9

Все перечислденные виды наказания могут устанавливаться только КоАПом. Законами субъектов РФ могут устанавливаться в качестве административных наказаний: предупреждение и административный штраф.

А одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание предусмотренное санкцией статей.

Размер штрафа может выражаться в кратной величине относительно:

а. Стоимости предмета административного правонарушения, которая определяется на момент окончания или пресечения правонарушения. В этом случае размер штрафа не может превышать трехкратный размер стоимости этого предмета, а при мелком хищении – пятикратный размер.

б. Суммы неуплаченных и подлежащих уплате налогов, сборов, пошлин; суммы незаконной валютной операции, денежных средств или стоимости ценных бумаг и т.д. В этом случае размер штрафа также не может превышать трехкратного размера (суммы).

в. Суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги) на рынке которого совершено административное правонарушение за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение и т.д. В этом случае размер штрафа не может превышать 1/25 совокупного размера суммы выручки.

г. Суммы выручки правонарушителя, полученной от реализации товаров (работы, услуги) в следствии неправомерного завышения, регулируемых государством цен за весь период, в течении которого совершалось правонарушение (не более одного года). Размер штрафа не может превышать двукратную величину излишней полученной выручки.

д. Начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта при размещении заказа на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд.

 

9) Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Носит принудительный характер, изъятое имущество подлежит реализации, полученная от реализации сумма возвращается бывшему собственнику имущества за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие назначается только судьей. Не подлежат изъятию охотничьи оружия, боевые припасы (к оружию) и другие законные орудия охоты или рыболовства у лиц, для которых эти виды деятельности являются основным и законным источником средств к существованию. –!!!ИСКЛЮЧЕНО!!!

Общие положения назначения административного наказания.

Административное наказание всегда назначается за совершение административного правонарушения в пределах, которые установлены законом РФ. Наказание физическому и юридическому лицу назначается с учетом общих и специальных обстоятельств.

К общим относится:

1. Характер, совершенного ими правонарушения

2. Имущественное положение

3. Обстоятельство, смягчающие или отягчающие административную ответственность

К специальным для физического лица относится:

1. Характеристика личности – Для физического лица

2. Для юридического лица – финансовое положение.

К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, относится (ст.4.2 КоАП):

1. Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2. Добровольное сообщение лицом о совершенным им административном правонарушении.

3. Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, последствий своего неправомерного деяния, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда.

4. Совершение административного правонарушения в состоянии аффекта, либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств.

5. Совершение административного правонарушения несовершеннолетним (с 16-18 лет)

6. Совершение административного правонарушения беременной женщиной либо женщиной имеющей малолетнего ребёнка.

7. Смягчающими могут быть признаны и иные обстоятельства.

В статье 4.3 приводятся обстоятельства, отягчающие административную ответственность. К таковым относятся (перечень исчерпывающий):

1. Продолжение противоправного поведения, несмотря на требования уполномоченных на то лиц, прекратить его.

2. Повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок в 1 год. В п.16 постановления Пленума Верховного Суда от 24.03.05 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП от 11.11.09 года» говорится, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства.

3. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения.

4. Совершение административного правонарушения группой лиц.

5. Совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других ЧО.

6. Совершение правонарушения в состоянии опьянения (3 разновидности опьянение).

Компетентное лицо, назначающий административное наказание, в зависимости от характера правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим. При решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания, необходимо учитывать, что КоАП допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах, установленных санкцией. Поэтому не может назначаться наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией, либо не предусмотренное КоАП. По общему правилу, при совершении лицом 2 и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушений, однако при совершении лицом 1 действия или бездействия, содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена 2мя и более статьями (их частям) и рассмотрение дел которых подведомственно одному и тому же субъекту, административное наказание назначается в пределах санкции более строгого административного наказания.

В ч.3 ст.4.4 КоАП говорится, что административное наказание назначается:

1. В пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из санкций предусматривается назначение предупреждения.

2. В пределах санкции, при применении которой назначается наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение наказания в виде штрафа.

Важное значение при назначении административного наказания имеют сроки давности в пределах которых допускается привлечение правонарушителя к административной ответственности. Давность привлечения определяется периодами времени.

Выделяются

1) общие и

2) специальные сроки

Их применения определяется из характера особенностей фактического состава правонарушения. По общему правилу постановление по делу не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня его совершения. Эти сроки не распространяются на нарушения законодательство об экспортном контроле. Внутренних морских водах, таможенного, патентного, антимонопольного. Как правило его исчисления начинается со дня совершения правонарушение. Если правонарушение носит длящиёся характер, то сроки исчисляются со дня его обнаружения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение отдельных правил антимонопольного законодательства начинают исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа. Которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства.

При отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии признаков административного правонарушения, сроки начинают исчисляться со дня принятия соответствующего решения.

При применении дисквалификации её назначении осуществляется не позднее 1ого года со дня совершения правонарушения. По мнению Лепатова, Чанова, срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков, т.е. со дня следующего за днём совершения или обнаружения правонарушения.

Допускается приостановление течения срока давности. Это допускается в случае удовлетворения ходатайства лица о рассмотрении дел об административном правонарушении по мест его жительства. В этом случае срок приостанавливается с момента удовлетворения его ходатайства, до момента поступления материалов, уполномоченному субъекту по месту его жительства.

Срок в течении которого лицо считается подвергнутым административному наказанию составляет 1 год со дня окончания исполнения постановления о его назначении. Повторное совершения административного правонарушения в состоянии «административной наказанности» может повлечь более суровое наказание.

При применении административного наказания исчисляемого определённым сроком день окончания исполнения наказания указывается в постановлении о его назначениях.

Судья вправе, при отсутствии спора о возмещении ущерба одновременно с назначением административного наказания, самостоятельно решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Иные субъекты (не судьи) не вправе принимать подобных решений.

До недавнего времени квалифицирующими признаками позволяющими отграничить административное правонарушении от преступления служили:

1) Повторность

2) Неоднократность

3) Систематичность совершения административных правонарушений, при условий назначения ха них административных наказаний

В УК содержалось значительное количество составов преступлений с так называемой «административной преюдицией». Однако УК 1996 года больше не содержит таких составов и повтороне, неоднократное, злостно или систематическое совершения административного правонарушения не может «превратить» его в преступление и повлечь за собой уголовную ответственность. В этом смысле понимание административной преюдицией законодателем исключается.

В рамках арбитражных актов ст. 69 АПК, закреплены правила процессуальной преюдицальности на рассмотрении дел об административных правонарушениях. В этом смысле преюдиция рассматривается как предрешённость некоторых фактов, которые не надо вновь доказывать.

ВАС РФ в постановлении пленума № 13 2006 года отмечает, что преюдициарное значение имеет фактов решениями судов первой инстанции, а также постановлениями апелляционной и надзорной инстанции. Которыми принято решение по существу дела. Факты установленные по ранее рассмотренному делу не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют те же лица.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.169.14 (0.008 с.)