Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исполнительная власть. Понятие, признаки и принципы.

Поиск

В современной литературе исполнительная власть рассматривается в качестве абстрактной политико-правовой категории. А гос. управление как организационно-правовая категория.

Старилов характеризует исполнительную власть как абстрактную политико-правовую категорию указывающую на существование гос. власти, которая призвана исполнять законы, притворять в жизнь их правовые нормы, обеспечить функционирование гос. органов, защищать права и свободы человека и поддерживать общественный порядок и безопасность.

Анализ основных административно-правовых подходов к определению исполнительной власти позволяет сделать основные следующие выводы:

1. Исполнительная власть рассматривается не как один из видов гос. деятельности, а как сущность содержания этой деятельности

2. Гос. управление, как исполнительно-распорядительная деятельность государства осуществляемая уполномоченными гос. органами представляет собой внешнее проявление формул реализации исполнительной власти.

3. В содержании гос. управления обычно включается все виды подзаконной деятельности специально-уполномоченных гос. органов регулятивного и охранительного характера

 

Ряд учёных понимают под исполнительной властью в широком смысле понимают – систему органов гос. власти осуществляющие практическое управление обществом и исполняющих для этого административное принуждение.

По мнению Бачило исполнительная власть является ветвью гос. власти выраженной системой органов исполнительной власти.

Другие авторы, Алёхин, Козлов, Тихомиров, считают, что исполнительная власть не может пониматься как система органов гос. власти поскольку к органам исполнительной власти будут относится органы, которые по своей сущности к ним не относятся.

Разнообразие в определении понятия исполнительной власти обусловлено её сложным и многогранным характером, признаками и отсутствием единого легального определения

 

Признаки исполнительной власти:

1. В ст. 10 Конституции закреплён признак самостоятельность, однако речь не идёт о её независимости, поскольку исполнительная власть обусловлена подзаконным характером.

2. Производный характер исполнительной власти. Исполнительная власть в силу особенности правоприменительной деятельности по исполнению и реализации положений законов и конституции носит вторичный характер.

3. (Выделяет Бахрах) Административный характер исполнительной власти.

4. Системность исполнительной власти. Он имеет конституционное основание и закреплён в ст. 77. Закрепляющая единую систему исполнительной власти в стране. Исходя из данного положения Нерсесянц выводит признак структурированности исполнительной власти.

5. (Старилов выделяет) обеспечительный характер исполнительно власти так как именно она обеспечивает гос. управление, правопорядок и практическую деятельность органов законодательной и судебной власти.

 

Исходя из изложенного, исполнительную власть можно определить как - самостоятельную и независимую в рамках принципа разделения властей ветвь гос. вдласти, носящий предметный и организующий характер, структурированную в единую систему органов исполнительной власти обеспечивающие исполнение предписаний н\п актов с учётом их компетенции.

 

Функции исполнительной власти:

1. Исполнительная (правоприменительная)

2. Правозащитная

3. Социально-экономическая

4. Регулирующая

5. Нормотворческая

6. Охранительная

 

В основе их выделения ледит несколько критериев:

1. Форма реализации

2. По отраслевому признаку

3. Организации управленческого процесса

 

Бахрах предлагает другую классификацию этих функция:

1. Обеспечение безопасности личности, общества и гос.

2. Обеспечение развития экономики, осуществление административно-хозяйственной деятельности

3. Обеспечения социальной политики гос.

4. Осуществление международных связей.

 

Принципы исполнительной власти:

1. Народовластие (демократия)

2. Разделение властей

3. Федерализма

4. Сочетания централизации и децентрализации

5. Единство системы исполнительных органов

6. Ответственности

7. Законности

8. Гласности

9. Признание соблюдение и защиты прав и свобод человека и гражданина

 

 

Правовое положение органов исполнительной власти (ОИВ), их компетенция и содержание государственно-властных полномочий.

 

ОИВ характеризуются совокупностью общих и особенных черт:

· Общие относятся к характеристики органы гос власти (ОГВ)

· Специфические в определённой степени образуют его административно-правовой статус, который в административно правовой литературе отождествляют с правовым положением ОИВ.

 

В литературе нет единства мнений относительно выделения элементов, образующих а\п статус этих органов.

Можно выделить 2 основных направления исследователей в этой области:

1. Связанно с выделением 3ёх основных блоков, к числу которых относят:

а. Целевой блок – включает нормы о целях, задачах, функциях и принципах деятельности ОИВ.

б. Организационно-структурный блок – включает нормы регулирующие:

i. Порядок образования, реорганизации и ликвидации органов

ii. Его структуру

iii. Линейную или функциональную подчинённость

в. Компетенция - совмещает властные полномочия и подведомственность.

2. Другие научные концепции относительно элементов а\п статуса акцентируют внимание на функциональной составляющей компетенции, позволяющие распределить полномочия «внутри и вне органа и обеспечить связь функционирующих блоков» посредствам выделения функций на уровне: сфер ведения государства, предметов и сфер ведения системы исполнительной власти + конкретные органы этой ветви.

 

Можно выделить типичные признаки а\п статуса ОИВ:

1. Компетенция

2. Осуществления деятельности от имени государства

3. Правовое регулирование возможностей применения мер воздействия, в том числе принудительного характера.

4. Их деятельность в основном сводится к правоприменению

5. Основаны на принципе профессионализма

6. Имеют собственную систему и структуру

7. Финансируются за счёт бюджетных средств

8. В процессе реализации компетенции принимают акты управления.

 

Полномочия, цели, задачи, функции + организационные формы и методы ОИВ образуют его компетенцию. Реализация принадлежащих им властных полномочий осуществляется прежде всего в административном порядке.

 

Функции ОИВ предопределяют содержание государственно-властных полномочий. В этой сфере, опираясь на содержание указа президента «О системе и структуре ФОИВ», в обобщённом виде можно выделить следующие функции исполнительных органов:

1. Нормотворческая – принятие НПА на основании и во исполнение К-ции, ФКЗ, ФЗ; обязательных для исполнения ОГВ, МСУ, их должностными лицами, ЮЛ и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределённый круг лиц.

2. Контрольно-надзорная – включает:

а. Осуществления действий по контролю и надзору за исполнением ОГВ, МСУ, должностными лицами, ЮЛ, ФЛ установленным действующим законом общеобязательных правил поведения.

б. Выдача ОГВ, МСУ, их ДЛ разрешений (лицензий) на осуществления определённого вида деятельности или конкретных действий ЮЛцами и гражданами.

в. Регистрация актов, документов, правовых объектов + издание индивидуальных правовых актов

3. Управление гос имуществом – осуществления полномочий собственника в отношении федерального имущества, в т.ч. переданного федеральным государственным унитарным предприятием, федеральным казённым предприятием и гос учреждением, подведомственным федеральному агентству + управление находящееся в федеральной собственности акциями ОАО.

4. Оказание гос услуг – представление ФОИВ непосредственно или через подведомственные им гос учреждения подведомственно или по регулирующим государством ценам услуг гражданам или организациям в области образования, здравоохранения, соц защиты населения. И иных областей предусмотренных ФЗнами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.147 (0.011 с.)