Управление: понятие, признаки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление: понятие, признаки.



Управление: понятие, признаки.

Управление – это процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную) в результате которого достигается ее упорядочность и развитие в соответствии с поставленными целями. Выделяют объект, субъект и содержание управления.

Объект управления – различные системы и их составляющие (люди, явления, события и т. д.).

Субъекты управления – это всегда люди. Выделяют две группы субъектов управления: 1) единоличные; 2) коллегиальные (группы людей). Содержание управления – правоотношения, возникающие в ходе управленческой деятельности, включающие в себя воздействие на объекты путем согласования, направления различных действий, процессов субъектом управления путем применения соответствующих методов и механизмов.

Выделяют три вида управления: техническое, биологическое, социальное: 1) техническое – управление объектами на основе технических правил (физических, математических), например управление станками, сложными машинами и т. д.;

2) биологическое – управление биологическими процессами с учетом законов природы, закономерностей развития тех или иных организмов (птицеводство, селекция, животноводство и т. д.); 3) социальное – управление людьми. В данном случае в качестве объекта управления могут выступать как группы людей (трудовой коллектив, учащиеся и т. д.), так и отдельные люди. Самым сложным по своей структуре является управление государством, которое в широком смысле представляет собой объединение групп людей (трудовых коллективов, общественных объединений, наций и т. д.). Именно социальное управление является основной составляющей в содержании управления в целом. Особенностями социального управления являются: а) объект – это всегда человек или группа людей; б) возникающие в ходе социального управления отношения носят организованный, правовой характер; в) социальное управление имеет властно-волевой характер, т. е. осуществляется на основе приоритета воли субъектов управления, закрепления за ними особых прав; г) специальный субъект управления – органы власти или иное уполномоченное лицо.

Виды управления: – государственное; – коллективное – регулирование на уровне коллектива; – семейное.

Государственное управление – вид социального управления, с функционированием которого связано формирование специальной отрасли права – административного права. Основной сферой применения норм административного права является именно государственное управление.

 

Социальное управление: понятие, признаки, виды.

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности. Повышения уровня организованности социальной системы. Общие черты социального управления: 1.существует там, где имеет место совместная деятельность людей или общностей; 2. обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности; 3. направлено на достижение определенной управленческой цели; 4.характеризуется наличием субъекта и объекта управления; 5. субъект управления наделяется определенным властным ресурсом; 6. объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта; 7. реализуется в рамках определенного механизма.

Виды социального управления:

А) государственное управление; Б) местное (муниципальное) управление; В)общественное самоуправление Элементы социального управления: А) субъект управления; Б) объект управления; В) управленческие связи (прямые связи и обратные связи). Управленческий цикл – совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников. Стадии процесса управления: А) анализ управленческой ситуации; Б) выработка и принятие решения; В) организация и исполнение решения; Г) контроль за выполнением решения; Д)подведение итогов, внесение корректив.

 

3. Исполнительная власть: понятие, признаки.

ИВ – это ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства, осуществление системы государственных органов, наделенных исполнительно - распорядительными полномочиями. Признаки: 1) является самостоятельной ветвью власти, 2) осуществляются органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления, 3) осуществляется на всей территории РФ, 4) осуществляется постоянно и непрерывно, 5) обладает предметно-функциональной самостоятельностью, 6) имеет в своем распоряжении ресурсы для осуществления принудительных функций. Функции ИВ: правоприменительная, правозащитная, охранительная, регулирующая, обеспечивающая, нормотворческая.

 

Предмет административного права.

Предмет АП – общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности

общества. Виды управленческих отношений, регулируемых нормами административного права:

По субъектному признаку: между соподчиненными субъектами государственного управления

(вертикальные отношения); между субъектами исполнительной власти, не находящимися в

состоянии соподчинения (горизонтальные отношения); между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления; между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями; между субъектами исполнительной власти и государственными служащими; между субъектами исполнительной власти и гражданами; между субъектами исполнительной власти и иными субъектами.

По признаку государственно-территориального устройства: между центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов федерации; между органами исполнительной власти субъектов федерации; между органами исполнительной власти субъектов федерации и исполнительными органами местного самоуправления.

В зависимости от направления действия: внешние отношения, отношения в связи с реализацией полномочий органов исполнительной власти вовне; внутренние отношения, т.е. внутриорганизационные, внутрисистемные отношения.

 

Метод административного права.

Метод АП– это совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения. Характеристика административно-правового метода: 1. представляет собой определенное соотношение средства предписания, запрета и дозволения; 2. наиболее присущи правовые средства распорядительного типа; 3.чаще всего представляет одностороннее волеизъявление одного из участников регулируемого отношения; 4. не исключает использования диспозитивных средств; 5.отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих отношений.

Предписание – метод правового урегулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой. Запрет – метод правового регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного

принуждения. Дозволение – метод правового регулирования, предоставляющий участникам управленческих отношений возможности самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права.

 

Муниципальная служба.

Муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Основными принципами муниципальной службы являются: – приоритет прав и свобод человека и гражданина; – равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего; – профессионализм и компетентность муниципальных служащих; – стабильность муниципальной службы; – доступность информации о деятельности муниципальных служащих; – взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; – единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы; – правовая и социальная защищенность муниципальных служащих; – ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; – внепартийность муниципальной службы. Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством: – единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы; – единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы;

– единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих; – учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы; – соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих. Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы. Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы: – высшие должности муниципальной службы; – главные должности муниципальной службы; – ведущие должности муниципальной службы; – старшие должности муниципальной службы; – младшие должности муниципальной службы.

Правовые акты управления.

Правовой акт управления – вид юридического акта, основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление органов государственного управления и должностных лиц, принятое в установленном процессуальном порядке и направленное на установление административно-правовых либо возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений.

Признаки: имеет юридическую форму; издается полномочным субъектом; носит юридически властный характер; служит юридическим фактом; может быть обжалован; обеспечен силой государственного принуждения. Виды правовых актов управления 1. По юридическим свойствам:

а) нормативные – содержат административно-правовые нормы, создающие юридическую основу управленческой деятельности; б) индивидуальные – содержат разрешения индивидуально-конкретного управленческого дела; в) нормативно-индивидуальные – содержат как нормы административного права, так и разрешение конкретного управленческого дела. 2. По форме выражения: а) словесные (письменные и устные, нормативные и нормативно-индивидуальные только в письменной форме); б) конклюдентные. 3. По сроку действия: а) бессрочные; б) срочные; в)временные. 4. По территории действия: а) действующие на всей территории РФ; б) действующие на территории нескольких субъектов РФ (межтерриториальные); в) действующие на территории субъектов РФ; г) действующие на территории муниципального образования; д) действующие на территории предприятия, учреждения (локальные); 5. По органу, издавшему акт: а) акты Президента РФ; б) акты Правительства РФ; в) акты федеральных органов исполнительной власти; г) акты органов исполнительной власти субъектов РФ; д) акты органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность; е) акты руководителей предприятий, учреждений.

6. По характеру компетенции: а) общей компетенции; б) межотраслевой компетенции; в) отраслевой компетенции; г) специальной компетенции. 7. По наименованиям: а) указы; б) постановления; в) распоряжения; г) приказы; д) указания; е) инструкции; ж) решения; з) правила; и) положения и др. 8. По функциональной роли: а) плановые; б) методические; в) кадровые; г) финансовые и др. 9. В зависимости от порядка принятия: а) коллегиальные (принимаются коллегиальными органами простым или квалифицированным большинством); б) единоличные (принимаются руководителями органа государственного управления). 10. По степени сложности: а) простые (рутинные); б) сложные; в) уникальные.

Административные наказания.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства 8) дисквалификация; 9) административное приостановление деятельности. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание. Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях.

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

 

Дисциплинарная ответственность по административному праву.

Дисциплинарная ответственность в сфере государственного управления возникает у государственных и муниципальных служащих, нарушивших свои должностные обязанности.

За совершение дисциплинарного проступка, т. е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: – замечание; – выговор; – предупреждение о неполном должностном соответствии; – освобождение от замещаемой должности;

– увольнение. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Законодательством о дисциплинарной ответственности могут предусматриваться и иные дисциплинарные взыскания. Законодательство устанавливает достаточно короткие сроки применения дисциплинарного взыскания. Оно может применяться непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. В любом случае взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности – не позднее двух лет со дня его совершения. За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию.

 

 

Управление: понятие, признаки.

Управление – это процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную) в результате которого достигается ее упорядочность и развитие в соответствии с поставленными целями. Выделяют объект, субъект и содержание управления.

Объект управления – различные системы и их составляющие (люди, явления, события и т. д.).

Субъекты управления – это всегда люди. Выделяют две группы субъектов управления: 1) единоличные; 2) коллегиальные (группы людей). Содержание управления – правоотношения, возникающие в ходе управленческой деятельности, включающие в себя воздействие на объекты путем согласования, направления различных действий, процессов субъектом управления путем применения соответствующих методов и механизмов.

Выделяют три вида управления: техническое, биологическое, социальное: 1) техническое – управление объектами на основе технических правил (физических, математических), например управление станками, сложными машинами и т. д.;

2) биологическое – управление биологическими процессами с учетом законов природы, закономерностей развития тех или иных организмов (птицеводство, селекция, животноводство и т. д.); 3) социальное – управление людьми. В данном случае в качестве объекта управления могут выступать как группы людей (трудовой коллектив, учащиеся и т. д.), так и отдельные люди. Самым сложным по своей структуре является управление государством, которое в широком смысле представляет собой объединение групп людей (трудовых коллективов, общественных объединений, наций и т. д.). Именно социальное управление является основной составляющей в содержании управления в целом. Особенностями социального управления являются: а) объект – это всегда человек или группа людей; б) возникающие в ходе социального управления отношения носят организованный, правовой характер; в) социальное управление имеет властно-волевой характер, т. е. осуществляется на основе приоритета воли субъектов управления, закрепления за ними особых прав; г) специальный субъект управления – органы власти или иное уполномоченное лицо.

Виды управления: – государственное; – коллективное – регулирование на уровне коллектива; – семейное.

Государственное управление – вид социального управления, с функционированием которого связано формирование специальной отрасли права – административного права. Основной сферой применения норм административного права является именно государственное управление.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 777; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.169.50 (0.022 с.)