Формирование и развитие науки АП. Наука АП и наука управление. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование и развитие науки АП. Наука АП и наука управление.



Административное право – как правовая дисциплина и самостоятельная отрасль права начала формироваться в процессе исторического развития гос. аппарата в 15-16 вках.

Изначально АП рассматривалось как полицейское право, «наука полиции», «Наука права внутреннего управления».

Основателями науки «полицейское право» являются: Юсти и Зоненфельс.

Полицейское право по мнению Бельского на первоначальном этапе регулировало как охранительные так и некоторые управленческие общественные отношения, которые на первоначальном этапе были неразрывно связанны. Во 2ой 1\2 19 века от полицейского права отделяются такие разделы, как: «Органы исполнительной власти», «государственная служба», «Административная юстиция», что безусловно расширяло понятие гос. управления и являлось фундаментом для формирования АП.

С другой стороны понятие полиция постепенно сужалась и становилась содержанием явления управление, обозначая особую разновидность называемую «полицейским управлением» и в конечном счёте полицейское право приобретает статус подъотрасли АП, нормы которой регулировали правоохранительную деятельность исполнительной власти.

Герюжинский указывал в своё время что термин полиция имеет греческое происхождение и буквально означает городское, государственное устройство.

С конца 14 века изначально его стали употреблять во Франции, а затем и в Германии, понимая элементы общественного прядка, общественное благополучие, а так же правительственную деятельность, направленную на его обеспеченность.

По мнению Старилова основными предпосылками становления и формирования АП с учётом накопленного исторического опыта стали следующие факторы:

1. Обеспечение общественного благополучия и защита общества от опасности

2. Создание аппарата управления и упорядочение управленческой деятельности

3. Установление в нормативных актах взаимных прав и обязанностей граждан и государства.

4. Обеспечивание законности в сфере публичного правления

5. Определения правовым путём порядка рассмотрения споров между гражданами или государственными управленческими структурами.

 

Родиной административного права считается Франция. Административно-правовые нормы стран континентальной правовой системы, регламентирует прежде всего организацию системы гос. управления, их взаимно, а также опосредуют отношения между административными учреждениями и гражданами, внутреннюю структуру и правовой статус.

В отличии от континентально-правовой системе в англо саксонской правовой системе АП стала развиваться как самостоятельная отрасли немного позднее. В Великобритании в отношении органов гос. управления применялись нормы общего права. В конце 19 века, необходимость создания АП была обоснованна в США. На этот период приходятся процессы монополизации экономики, что потребовало новых методов управления и создания органов, выходящих за рамки традиционного понимания исполнительных органов.

В 1887 году закон «о междуштатной торговле» учредил первое независимое агентство – комиссию по междуштатной торговле. В отличии от федеральных департаментов комиссия была наделена не только исполнительными. Но и нормотворческими и квазесудебными полномочиями. Это противоречило конституционным предписаниям, поэтому регулирования деятельности независимых агентств не могло быть отнесено к сфере КП. Широкое распространение подобных органов обусловило появление специального законодательства и особой отрасли – АП.

В советский период гос. управление рассматривалось в следующем контексте:

1. Как один из видов гос. деятельности, прежде всего исполнительно распорядительного характера наряду с законодательной деятельности правосудием и прокурорским надзором.

2. В условиях плановой экономике, централизации управления, государственное управление отождествляется с гос. руководством всеми процессами

3. В содержаниях гос. управления включались организационно-распорядительные функции в том числе гос. регулирования и гос. контроля., но в то же время к функциям гос. управления не относились правоохранительные функции

 

Что касается АП и науки управления, то по мнению Воловича АП (как наука) исследует общественные отношения связанные с обеспечением организованности, дисциплины, инициативы и координации. Наука управления изучает организацию и управление как целенаправленное функционирование определённым образом упорядоченных систем на основе анализа функции управления, научно обоснованной стратегии, тактики и цели управления.

 

 

Административно правовые нормы (АПН)

Понятие. Особенности и виды АПН

Учитывая общепринятое определение «права» в теории АПН можно определить как:

1. Общеобязательное правило поведения для неопределённого круга лиц, установленное государством в лице уполномоченных органов или должностных лиц имеющие формальное выражение, рассчитанные на неоднократное применение и защищённое принудительной силой государства.

 

АПН свойственны как общие так и специфические черты.

К общим относятся, то что АПН:

1. Правило поведения соблюдение которого обеспечивается организационными разъяснительными стимулирующими и принудительными средствами.

К специфическим признакам относятся:

1. Обеспечивание публичных интересов

2. Организующее начало в системе регулирования управленческих отношений.

3. Одностороннее всластвующее воздействие на субъекты права (объекты управления)

4. Принудительность

 

Идентичных признаков придерживается Алёхин

По мнению Козлова приведённый список следует дополнить с тем что:

1. Выражают сущность исполнительной власти

2. Служат интересам режима законности

3. Являются вторичными, подзаконными по отношениям к нормам законодательства.

 

Однако последний признак за частую не рассматривается поскольку признаётся иерархичность АПН, т.е. признаётся их закрепления на уровне конституции РФ, а также законов, а не только на уровне подзаконных н\п актов.

Учитывая изложенное АПН определяются как общеобязательное правило поведения носящее преимущественно императивный характер, опосредующее отношение в сфере гос. управления внутриорганизационной деятельности органов власти. Носящее публичный характер обеспеченную принудительной силой государства.

АПН могут быть классифицированы по различным основаниям:

1. По назначению

· Материальные

· Процессуальные

2. По юридическому содержанию

· Обязывающие

· Уполномочивающие

· Дозволительные

· Запрещающее

· Стимулирующие

· Рекомендательные

3. По характеру:

· Регулятивные

· Охранительные

4. По юридической силе нормы АП:

· Законодательные

· Подзаконные

5. По территориальному масштабу действия

· Федеральные

· Региональные

· Межтерриториальные

· Межведомственные

· Местные

· Локальные

6. По времени действия

· Бессрочные

· Срочные

7. По объёму регулирования

· Общие

· Отраслевые

· Межотраслевые

8. По адресам

· Организации функционирования органов исполнительной власти

· Организации и деятельности частных и коммерческих структур

· Административно-правовой статус граждан, гос. предприятий и учреждений, общественных объединений и религиозных организаций и гос служащих

 

Структура АПН

1. Гипотеза

2. Диспозиция

3. Санкция

 

Необходимо отметить что под структурой АПН понимается её внутреннее строение, качественная характеристика связей между её частями (элементами)

 

Гипотеза

Гипотеза – содержит указание на условия её применения.

Гипотеза подразделяется на

1. абстрактную – указываются общие условия её применения

2. казуистическую – чёткой определённости или частности

 

Диспозиция это само правило поведения выраженное в самой норме. Оно может быть определенной и относительно определённой.

Диспозиции можно подразделить на:

1. предписывающие

2. Уполномочивающие

3. Запрещающие

 

Санкиця содержит указание на меры административного принуждения (наказания) применяемые к нарушителю.

 

Юридическое содержание и юридический характер предписаний, как основания классификации АПН.

Важное практическое значение имеет классификация АПН в зависимости от их конкретного юр. содержания. В её основе находится тот или иной вариант метода админисративного правового регулирования правового отношения.

С этих позиций выделяются следующие виды АПН:

1. Обязывающие – т.е. предписывающие предусмотренных данной нормой условиях совершать определённые действия, как правило в таких нормах властные веления могут быть выражены в качестве обязательного предписания

2. Запрещающие

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.037 с.)