Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Понятие, разграничение




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Понятие, разграничение



Термин «бюджетные права» можно толковать как полномочия или компетенцию соответствующих субъектов. Применение его в определенной мере обусловлено традицией, ко­торая вытекает из особенностей субъектов бюджетного права — государственных и муниципальных образований, их органов власти или местного самоуправления. Подчеркивание прав в этом случае как бы предостерегает вышестоящих субъектов от вторже­ния в компетенцию нижестоящих, а последних ориентирует на активную деятельность.

Следует заметить, что Бюджетный кодекс РФ 1998 г. приме­нительно к данной области использует термин «компетенция» в отношении органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления (гл. 2). Однако в литературе на­ряду с названным термином продолжает применяться выражение «бюджетные права»;

Бюджетные права, или компетенция, определяют бюджетно-правовой статус государства и его территориальных подразделе­ний. Основа этого статуса — право на самостоятельный бюджет. Такое право принадлежит именно этим субъектам, а не опреде­ленным органам государственной власти или местного самоуправ­ления. Из него вытекает широкий круг бюджетных прав (полно­мочий) материального и процессуального содержания, посредст­вом использования которых и осуществляется право на самосто­ятельный бюджет. Это права на получение определенных доходов, распределение и использование их на нужды соответст­вующей территории, а также права по регулированию бюджет­ных отношений в рамках установленной компетенции. Основы разграничения бюджетной компетенции установлены Конститу­цией РФ.

Бюджетные права (компетенция) Российской Федера­ции, ее субъектов, муниципальных образований — это принадле­жащие иль в области бюджета полномочия в лице соответству­ющих государственных органов власти или местного самоуправления по формированию и реализации собственного бюджета и регулированию бюджетных отношений на своей территории « определенных законодательством пределах.

Основное содержание бюджетных прав Российской Федера­ции, ее субъектов и муниципальных образований составляют сле­дующие права на:

— собственный бюджет;

— получение закрепленных и регулирующих бюджетных до­ходов и включение их в данный бюджет;

— использование средств собственного бюджета для финанси­рования потребностей государства или его территориальных под­разделений соответственно их задачам и функциям;

— самостоятельное определение направлений расходов собст­венных бюджетов;

— распределение собственных бюджетных доходов между бюджетами данной территории;

— формирование и использование в рамках собственного бюджета целевых и резервных фондов;

— объединение средств своего бюджета со средствами других бюджетов и иных финансовых ресурсов;

— привлечение в бюджеты заемных средств (выпуск облига­ций федеральных займов, займов субъектов Федерации и муни­ципальных займов, использование банковского кредита и др.);

— оказание финансовой поддержки нижестоящим бюджетам;

— компенсацию за счет средств вышестоящего бюджета в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникаю­щих после утверждения бюджета вследствие решений вышестоя­щих органов государственной власти;

— самостоятельное распоряжение дополнительно выявлен­ными или сэкономленными средствами (свободными остатками средств);

— правовое регулирование отношений, касающихся собст­венного бюджета (издание законов, положений и других норма­тивных актов);

— судебную защиту бюджетных прав.

Как видим, эти права отражают взаимодействие выше- и нижестоящих субъектов в области бюджетных отношений, что обусловлено их экономическими и политическими взаимосвя­зями.

Естественно, что на каждом уровне бюджетные права имеют свои особенности и различия по содержанию, порождают отношения, свойственные субъектам именно данного уровня. Некоторые из названных прав отсутствуют, например, у муниципальных образований, в составе которых не имеется муниципальных образований нижестоящего уровня. Поэтому необходима не только общая характеристика бюджетных прав, но рассмотрение и выявление их особенностей применительно к конкретным видам субъектов.

Содержание бюджетных прав (компетенции) Российской Фе­дерации обусловлено ее суверенитетом, распространяющимся со­гласно Конституции РФ (ст. 4) на всю территорию России. При­надлежность бюджетных прав суверенному государству придает им особый характер, отличает их от прав других субъектов. Роль бюджетных прав РФ заключается в следующем.

Бюджетные права РФ обеспечивают создание финансовой базы, без которой невозможно действительное осуществление го­сударственного суверенитета России и полномочий по предметам ее ведения. С помощью бюджетных прав в распоряжении феде­ральных органов власти образуется государственный (федераль­ный) бюджет, необходимый для функционирования России в ка­честве суверенного государства и для выполнения им своих внутренних и внешних задач.

Посредством бюджетных прав РФ проводится единая бюджетная финансовая политика на территории всей страны и в конечном Итоге единая социально-экономическая политика.

Кроме того, эти права создают финансовые возможности для ко­ординации и объединенных действий России в рамках СНГ, а также для выполнения международных обязательств иного масштаба.

Бюджетные права РФ закреплены в ряде статей Конституции РФ, а также в БК РФ, других нормативных правовых актах, в част­ности в принимаемых ежегодно федеральных законах о федераль­ном бюджете, в указах Президента РФ и постановлениях Прави­тельства РФ. В ст. 7 БК РФ содержится перечень полномочий, входящих в компетенцию органов государственной власти РФ в об­ласти регулирования бюджетных отношений. Эти полномочия кон­кретизируются в других соответствующих нормах Кодекса. Сово­купность их характеризует бюджетно-правовой статус РФ.

В основном бюджетно-правовой статус Российской Федерации содержит следующие бюджетные права (полномочия).

1. Осуществлять законодательное регулирование бюджетных отношений в закрепленных Конституцией пределах ведения, ис­ходя из компетенции РФ устанавливать основы федеральной политики в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития.

2. Российская Федерация имеет право на самостоятельный фе­деральный бюджет как необходимый атрибут государственности и суверенитета РФ. Такое право также закреплено в Конституции РФ, в которой особо записано, что в ведении Российской Федера­ции находится федеральный бюджет (п. «з» ст. 71). Российское законодательство, в частности БК РФ, детально регламентирует порядок формирования и исполнения федерального бюджета.

3. Право устанавливать налоги, сборы, другие источники до­ходов, подлежащие зачислению в бюджетную систему. При этом установление общих принципов налогообложения и сборов согласно Конституции РФ (п. «и» ч. 1 ст. 72) относится к совмести ному ведению РФ и субъектов Федерации.

4. Право разграничивать (распределять) бюджетные доходы между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федера­ции. При этом часть доходных источников РФ оставляет в своем ведении, относя их к федеральным доходам. Из них формируется федеральный бюджет. Это налог на добавленную стоимость, акци­зы и др.

5. Право определять компетенцию субъектов Федерации и ор­ганов местного самоуправления по установлению на подведомст­венной им территории налогов, сборов, других бюджетных дохо­дов и их размеров.

6. Установление основ разграничения расходов между бюдже­тами. Согласно законодательству РФ такой основой является раз­граничение имущества и компетенции между органами государ­ственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также органами местного самоуправления.

7. Регулирование бюджетов субъектов Федерации путем пере­дачи отчислений от налогов и других источников доходов, а также выделения в них дотаций, субвенций, оказание финансо­вой поддержки из федерального бюджета в других формах.

8. Право образовывать в федеральном бюджете резервные а целевые фонды, в том числе Фонд финансовой поддержки субъ­ектов РФ.

9. Утверждение бюджетной классификации (группировки до­ходов и расходов бюджетов).

10. Полномочия по организации единой бюджетной отчетнос­ти по бюджетам всех уровней. Они осуществляются Министерст­вом финансов РФ.

11. Контроль за использованием субъектами РФ и муници­пальными образованиями выделенных им из федерального бюд­жета средств.

Из рассмотренного перечня бюджетных прав РФ видно, что они действуют в следующих направлениях:

а) в области бюджетных отношений, возникающих на терри­тории России в целом;

б) в отношении федерального бюджета;

в) в отношении бюджетов субъектов Федерации;

г) в определенной мере в отношении местных бюджетов.

В этом проявляется важная координирующая роль федераль­ных органов власти в функционировании бюджетной системы страны.

Бюджетные права (компетенция) Российской Федерации и бюд­жетные права ее субъектов между собою тесно связаны и взаимно обусловлены. Характер такой связи определяется именно федера­тивным устройством Российского государства, общие принципы ко­торого распространяются и на бюджетные отношения.

Конституция РФ (ст. 71—73) установила предметы ведения РФ в области бюджета и предметы ее совместного ведения с субъектами Федерации, вне пределов которых субъекты Федерации самостоя­тельны. Обладая всей полнотой государственной власти, они осу­ществляют собственное правовое регулирование бюджетных отно­шений, принимают законы и иные нормативные правовые акты.

Важной стороной в характеристике бюджетно-правового ста­туса субъектов РФ выступает их равноправие. При всем своем разнообразии субъекты Федерации согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 5) являются равноправными.

4. Право объединять бюджетные ресурсы субъектов Федерации со средствами других бюджетов на договорной основе. Такое объединение может быть произведено также со средствами пред­приятий, организаций и граждан для финансирования экономи­ческих, природоохранных и социальных программ, в том числе совместных и межрегиональных.

5. Право устанавливать на своей территории в соответствии с законодательством РФ региональные налоги, сборы, другие пла­тежи, подлежащие зачислению в бюджет субъекта Федерации и местные бюджеты, а также определять их размеры.

6. Право на получение закрепленных за бюджетом субъекта. Федерации налогов и других доходных источников, а также от­числений от регулирующих доходов.

7. Право распределения доходов между бюджетом субъекта! Федерации и местными бюджетами соответствующей территории. При этом субъект Федерации вправе закрепить за местными бюджетами находящиеся в их распоряжении источники доходов в полном объеме или в определенной части (проценте) на долгов­ременной основе.

8. Право образовывать в рамках своего бюджета резервные и Целевые фонды, Фонд финансовой поддержки муниципальных образований.

9. Право контролировать использование средств муниципаль­ными образованиями, выделенными им из бюджетов субъектов Федерации, а также соблюдение органами местного самоуправле­ния бюджетного законодательства.

10. Право самостоятельно использовать доходы, дополнитель­но полученные при исполнении бюджета, а также суммы пре­вышения доходов над расходами, образующиеся в результате увеличения поступления в бюджет или экономии в расходах.

11 Право на компенсацию за счет средств федерального бюджета потерь в доходах бюджета субъекта Федерации или увеличения его Расходов в том случае, если они обусловлены принятием в ходе исполнения бюджета решений органа федеральной власти.

Особенности бюджетных прав (компетенции) муниципальных образований

Все муниципальные образования, виды которых определяют­ся законодательством субъектов РФ (районы, города и др.) в лице их органов местного самоуправления, обладают бюджетными правами (компетенцией). Важное значение этих прав состоит в том, что посредством них создается финансовая база, необходи­мая для решения органами местного самоуправления своих соци­ально-экономических и других вопросов местного значения, а также для осуществления финансирования отдельных государст­венных полномочий, передаваемых органам местного самоуправ­ления. Указанные права также обеспечивают возможность орга­нам местного самоуправления в пределах их компетенции регулировать на своей территории бюджетные отношения с уче­том местных особенностей.

Бюджетно-правовой статус муниципальных образований ха­рактеризует совокупность следующих прав:

1. Право каждого муниципального образования на самостоя­тельный местный бюджет, утверждаемый представительным ор­ганом местного самоуправления. Вмешательство иных органов в разработку, утверждение и исполнение местного бюджета не до­пускается. Принцип такой независимости органов местного само­управления в отношении подведомственного бюджета закреплен в Конституции РФ (ст. 132) и названных федеральных законах.

Средства местных бюджетов используются для расходов:

а) связанных с решением вопросов местного значения, установленных законодательством;

б) связанных с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

в) связанных с обслуживанием и погашением долга по муни­ципальным займам, по ссудам и иные расходы.

2. Право выделять в качестве составной части местного бюд­жета сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов городских районов, не являющихся муниципальными образова­ниями.

3. Право регулировать в соответствии с федеральным и регио­нальным законодательством межбюджетные отношения в случае вхождения в состав данного муниципального образования других муниципальных образований.

4. Право на получение собственных, закрепленных федераль­ным и региональным законодательством за местными бюджетами доходов, а также отчислений от регулирующих источников дохо­дов.

5. Право на получение из вышестоящих бюджетов финансовых ресурсов, необходимых для осуществления отдельных госу­дарственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровне.

6 Право самостоятельно расходовать средства местных бюд­жетов: определять объем финансирования из местных бюджетов по социально-экономическому развитию муниципального образо­вания и направления использования бюджетных средств на эти цели, а также на содержание органов местного самоуправления, другие цели.

7. Право образовывать в местных бюджетах в пределах объ­емов их доходов резервные и целевые фонды;

8. Право самостоятельно использовать дополнительно полу­ченные в ходе исполнения бюджета средства и суммы превыше­ния доходов над расходами, образующиеся на конец года в ре­зультате превышения доходов над расходами или экономии в расходах.

9. Право объединять на договорной основе средства местного бюджета со средствами иных бюджетов, а также предприятий, учреждений, организаций для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов производственного и непроизвод­ственного назначения. При этом бюджеты могут быть любого Уровня, так как в законодательстве на этот счет не содержится

каких-либо ограничений.

10. Право представительного органа местного самоуправления устанавливать на своей территории в соответствии с законодатель­ством РФ местные налоги, сборы, другие платежи, подлежащие за­числению в местный бюджет, а также право в соответствии с феде­ральным законодательством определять размеры этих платежей, льготы. Право органов местного самоуправления устанавливать местные налоги и сборы закреплено в Конституции РФ (ст. 132).

11. Право на компенсацию увеличившихся расходов или уменьшившихся доходов, возникших в результате решений, при­нятых вышестоящими органами государственной власти. Это право как важная гарантия стабильности местных бюджетов за­креплено в Конституции РФ (ст. 133).

Здесь имеются в виду случаи, когда принятое вышестоящим органом власти решение приводит к уменьшению доходов и уве­личению расходов местных бюджетов. Компенсация производит­ся за счет средств соответствующих вышестоящих бюджетов.

12. Право представительных органов местного самоуправле­ния самостоятельно определять организационные формы контро­ля за исполнением утвержденного им бюджета. Так, по их реше­нию может быть создана муниципальная налоговая служба для сбора местных налогов и сборов, муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обслуживания ис­полнения местного бюджета1.

13. Право органов местного самоуправления регулировать бюджетные отношения на территории соответствующего муници­пального образования в соответствии с компетенцией, определяе­мой законодательством РФ и субъектов Федерации. Они прини­мают решения по вопросам распределения и использования бюджетных доходов муниципальных образований, конкретизи­руют правила бюджетного процесса применительно к местным ус­ловиям в принимаемых ими нормативных актах (например, по­ложении о бюджетном процессе) и т.д.

14. Гарантированное Конституцией РФ право местного само­управления на судебную защиту (ст. 133 Конституции РФ), рас­пространяющееся и на область бюджетных отношений.

В случае нарушения вышестоящими органами власти бюд­жетных прав муниципальных образований соответствующие представительные органы местного самоуправления вправе обра­титься за их защитой в арбитражный суд. Конституционная га­рантия усиливает значимость этого права.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.011 с.)