Конституционный строй РФ как система основополагающих общественных отношений 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционный строй РФ как система основополагающих общественных отношений



Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соот­ветствии с конституцией, называется конституционным строем. Это понятие вбирает в себя не только юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем пра­восознания, развитием политической культуры и этики. Пра­во и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказа­ния в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.

Установление конституционного строя начинается с оп­ределения принципов организации государства в его соотно­шении с личностью и гражданским обществом. Эти принци­пы как раз и составляют содержание гл. 1 Конституции РФ "Основы конституционного строя". Общество свободных лю­дей (гражданское общество) как бы указывает государству на его обязанность служить человеку и предъявляет опре­деленные требования в отношении организации и пределов государственной власти.

Значение гл. 1 Конституции исключительно велико. По существу, именно здесь формулируется гуманистическая направленность конституционного строя, содержатся гарантии > от этатизма, т. е. установления тотального государственного контроля за общественной жизнью. Принципы организации го­сударства закрепляются здесь в самой общей форме, они как бы создают фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последующих главах Конституции, и поэтому некоторые положения как бы гарантированы дважды (федера­лизм, право собственности, разделение властей и др.).

Очень важное указание содержится в ч. 2 ст. 16, где говорится, что никакие другие положения настоящей Кон­ституции не могут противоречить основам конституционно­го строя Российской Федерации. Это свидетельствует о том, что они пользуются наивысшей юридической силой.

Из содержания норм, входящих в главу "Основы кон­ституционного строя", прежде всего следует обязанность государства охранять общественные устои, вытекающие из свободы людей. Таким образом, не государство регламенти­рует общественную жизнь, становясь над ней, а общество предъявляет требования к государству. В этой главе также закрепляются форма правления и общие гарантии против узурпации власти. Из суммы подобного рода норм-принци­пов обычно складывается ответ йа вопрос, является ли то или иное государство конституционным или нет.

Конституция РФ не только объявляет положения гл. 1 основами конституционного строя, но и закрепляет невоз­можность их изменения иначе, как в усложненном порядке, установленном настоящей Конституцией. Согласно ст. 135, основы конституционного строя не могут быть пересмотре­ны Федеральным Собранием. Это может сделать только Кон­ституционное Собрание, созываемое на основе федераль­ного конституционного закона, и только в случае, если пред­ложение о пересмотре будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госу­дарственной Думы. Такое намеренное усложнение порядка пересмотра гл. 1 служит одной цели: сделать основы конститу­ционного строя как можно более стабильными.

Нормы-принципы, включенные в главу "Основы консти­туционного строя", составляют определенную систему. Они могут быть разделены на четыре основные группы:

1) гуманистические основы конституционного строя;

2) основные характеристики Российского государства;

3) экономические и политические основы конституци­онного строя;

4) основы организации государственной власти.

Именно потому, что эти нормы-принципы закрепляют только основы конституционного строя, многие из них за­тем раскрываются и даже как бы дублируются в различных главах Конституции.

Следует отметить, что конституционное право зару­бежных стран, признавая важность категории "конституци­онное государство", обычно не пользуется термином "осно­вы конституционного строя". Такой специальной главы нет в конституциях США, ФРГ, Японии. В конституциях некото­рых стран встречаются краткие главы: "Основные принци­пы" (Италия), "Общие положения" (Швейцария), "О суве­ренитете" (Франция). Но, независимо от того, содержатся или не содержатся в основном законе специальные главы об основах конституционного строя и как они названы, нормы-принципы, относящиеся, к понятию основ конституционного строя, присутствуют в разных главах конституции, в спе­циальных законах или признаются судебной практикой во всех цивилизованных странах. Конституция РФ включает от­дельную главу об основах конституционного строя, скорее всего, с целью укрепления правовых гарантий против спол­зания к этатизму и подавления свободы народа, что особен­но важно для страны, в которой осуществляется переход от тоталитарного государства к демократическому.

Под гуманистическими основами конституционного строя следует понимать такие его основополагающие принципы, которые закрепляют ведущую роль граждан в государственном строительстве. Человек, гражданин, народ — таковы главные действующие лица, которыми и во имя которых создается конституционный строй.

 

Правительство РФ (порядок формирования, компетенция, ответственность)

Федеральное Собрание – представительный законодательный орган (правовой статус, структура, порядок формирования и деятельность палат)

Многообразие задач государственного управления предопределяет расчленение государственного аппарата с выделением в нем специальных ветвей власти. Здесь речь идет о разделении властей по горизонтали и с вертикальной иерархизацией всех видов государственных органов. Ст. 10 Конституции РФ закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Сама формула ст. 10 не означает буквального разделения единой государственной власти на несколько частей, а означает, во-первых, разграничение полномочий различных государственных органов и, во-вторых, организационную неподчиненность последних.

Особое место в системе разделения властей занимает законодательная власть, которая на общем российском уровне олицетворяет Федеральное Собрание РФ. Ст. 94-95 Конституции РФ определяют его как парламент, являющийся представительным и законодательным органом, состоящий из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума. Двухпалатная структура Федерального Собрания предопределяется с одной стороны федеративной формой государственного устройства, с другой – ее можно рассматривать как проявление принципа разделения властей. Каждая палата имеет свою структуру. Палаты заседают раздельно и собираются совместно для заслушивания постановлений президента, а также представителей иностранных государств.

Ч. 2 ст. 3 Конституции закрепила две основные функции Федерального Собрания: представительную и законодательную. Представительная функция Федерального Собрания вытекает из ч.2 ст. 3 Конституции, согласно которой народ осуществляет свою власть непосредственно через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Одним из таких органов является Федеральное Собрание.

Законодательная функция Федерального Собрания закрепляется в принятии законов РФ.

Федеральное Собрание вправе заседать по всем вопросам, отнесенным к исключительному ведению РФ, а также по вопросам, отнесенным к ведению РФ и ее субъектов.

Хотя ныне действующая Конституция прямо не закрепила контрольную функцию, но исходя из анализа полномочий палат, можно сделать вывод, что Федеральное Собрание осуществляет названную функцию, причем данная функция касается нескольких сфер контроля:

1) Контроль за правительством РФ, осуществляемый в различных формах (постановка вопроса о доверии), заслушивание отчета правительства об исполнении государственного бюджета на заседаниях государственной Думы;

2) Контрольная деятельность парламента охватывает и определенные действия Президента РФ. Так Совет Федерации о введении военного или чрезвычайного положения на территории РФ;

3) Федеральное Собрание рассматривает и принимает федеральные законы о ратификации международных договоров, которые подписываются Президентом;

4) Контроль за назначением на высшие государственные посты РФ. Это должности председателя Правительства, председателя Центрального Банка РФ, судьи Высшего Арбитражного Суда, Верховного Суда и Конституционного Суда РФ;

5) Отрешение президента от должности. В этой процедуре задействованы обе палаты.

Деятельности см. вопросах №7, 11, 26.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.205.167.104 (0.007 с.)