Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос № 1: Основные закономерности непроизвольной памяти. Исследования А.А. Смирнова.
Вопрос № 1: Основные закономерности непроизвольной памяти. Исследования А.А. Смирнова.
Непроизвольное запоминание - процесс фиксации информации в памяти при условии целенаправленной деятельности и при отсутствии мнемической задачи. Характеризуется низкой продуктивностью (в сравнении с произвольным), происходит без установки на запоминание, зависит от степени включенности субъекта в деятельность и текущих мотивов.
Эксперимент Смирнова: Послевоенное время, Группа из нескольких психологов со стажем тестировались 2 раза. 1 раз: сотрудников института спустя через 1,5-2 час после рабочего дня неожиданно для них самих вызывают к начальству и их просили вспомнить, все что с ними происходило по пути из дома в институт и законспектировать соответственно (фактор лжи тут видимо не особо учитывался, потому что его скорее всего просто не было). Испытуемым предлагалось некоторые детали описывать неподробно если они не хотят), но все как один достаточно подробно описывали свою дорогу из дома в институт. Запоминалась информация, которая была прямо связана с направленностью текущей деятельностью (путь из дома в институт), и текущими мотивами. Все испытуемые констатировали акт мышления во время дороги, но конкретно мысли не вспоминали, если только они не были завязаны на текущей деятельности. Лучше всего запоминалось что-нибудь необычное (новое, непривычное для данной деятельности) или какое-либо препятствие (затруднение) во время пути. Так же неплохо вспоминались моменты пути, которые были связанны с военной тематикой 2 раз: Неожиданно для испытуемых их вызывают к начальству и просят вспомнить все что происходило на научном совещании за неделю до опыта. Они должны были изложить содержание доклада и происходившие на нём прения. Чего-то умолчали в учебниках о результатах (видимо на совещании жгли чучело Маркса) Ещё эксперименты: Мнемическая задача не ставится. Испытуемым предлагалось анализировать пары фраз и на их основе выводить определённые правила правописания. Если они делали это правильно им предлагалось придумать самостоятельно фразы иллюстрирующие это правило. На следующий день проверяли уровень их запоминания (фраз с которыми они оперировали). Фразы, придуманные испытуемыми воспроизводились в 3 раза чаще, чем предложенные экспериментатором. Был выведен эффект генерации. Эффект генерации - способность лучше запоминать материал, созданный (присвоенный) субъектом.
2 группы испытуемых: младшие школьники и студенты. Предлагается решить несколько простых (уровень как раз школьников) арифметических задач. Потом просят припомнить цифры из задач, младшие школьники в 2,5 раза лучше вспоминают цифры. После 2другой эксперимент, просят самостоятельно составить простые арифметические задачки с предложенными цифрами. Обе возрастные категории составляют, затем их просят вспомнить цифры которые были в их задачах. Тут студенты демонстрировали в 2,5 лучшее припоминание, нежели школьники. Объясняется это тем, что в первом случае студенты выполняли задание на уровне операций (в то время как школьник и на уровне действий), а во втором на уровне действий (в то время как школьником вообще было тяжело выполнить это задание, так как они то ещё с числами оперировали на уровне действий).
Вопрос № 2: Основные закономерности непроизвольной памяти. Исследования Зинченко П.И. Определение непроизвольной памяти у Зинченко и Смирнова совпадают (по-моему личному мнению, особенно если читать Гиппенрейтер, а не Нуркову)
Эксперимент: 2 серии, участников групп меняли. Цель заключалась в организации деятельности таким образом, что в одном случае объект был в включён в деятельность, а в другом не был, но находился в поле восприятии органов чувств. 3 группы Испытуемых: Дошкольники, Школьники, Взрослые.
Инвентарь: карточки с картинками и цифрами, большинство карточек соответствовало конкретной категории, но было несколько без категории 1 серия: Дошкольникам дают задание в виде игровой деятельности: рассортировать карточки по категориям, которые изображены на столе (игрушка- детская комната, чайник-кухня), а безкатегориальные отложить. Школьникам и Взрослым ставилась познавательная задача: самостоятельно рассортировать карточки по категориям (без изображения на столе), а лишние отложить.
После этой задачки убирали карточки и просили воспроизвести (вербально) изображения на карточках и цифры (они не были включены в деятельность). Дошкольники называли только картинки. Школьники и взрослые хорошо вспоминали картинки и очень плохо цифры.
2 серия: 5 групп испытуемых разной возрастной категории (дошкольники младшие и старшие, школьники младшие и старшие, взрослые). 15 карточек с цифрами и картинками Читается инструкция: нужно разложить карточки в правильной арифметической последовательности (там ещё и в виде квадрата и одиночного столбца), испытуемым говорится, что тестируется их внимание, затем предъявляют карточки и дают с ними манипулировать. Задание выполнено и затем у испытуемых просили воспроизвести цифры и картинки изображённые на карточках. Кончено, победили цифры, потому что были включены в целенаправленность деятельности, хотя отсутствовала мнемическая задача.
Ещё эксперимент Зинченко П.И.: 15 карточек с изображениями предметов. В одном случае необходимо составить пары сочетающиеся по первой букве (молоток-мяч), во втором эксперименте составить пары по смыслу (мяч- футбол). Во втором случае испытуемые лучше вспоминали изображение на карточках нежели в первом. Материал включённый в смысловое пространство легче запоминается Согласно деятельностному подходу на запоминание оказывает ряд факторов: · Возраст (степень генетической реализации) · Характер стимуляции · Операциональный характер (тип задачи, способ деятельности) · Мотивация · Положение запоминаемого материала в структуре деятельности
Классификационная схема мнемических эффектов, изучение которых связано прежде всего с деятельностным подходом
Еще один столбик в таблице 3 должны были бы составить эффекты мотивации, которые достаточно органично вписываются в теоретическую рамку деятельностного подхода. Вопрос № 3: Основные закономерности непроизвольной памяти. Исследования Ф.Крейка Крей вместе с Локхартом разработали теорию уровней переработки информации, опираясь на достижения когнитивной науки и работы Зинченко. Основной тезис: Любая воспринятая информационная единица поэтапно поступает через иерархическую систему обработки информации. Степень усвоения (запоминания) материала зависит от уровня переработки информации (сходится с представлением Зинченко о степень включенности в деятельность).
Уровни переработки: · Первичный анализ сенсорных качеств субъекта · Перцептивный анализ (распознавание отдельных признаков предмета) · Семантическая обработка (определение значения) Вопрос № 3: Основные закономерности непроизвольной памяти. Исследования Б.М. Величковского Факторы трансформации воспоминания. Исследования Э.Лофтус Эта великолепная женщина с помощью 4 экспериментов продемонстрировала, как важно задавать правильные (нужные) вопросы, если хочешь услышать максимально правдивый ответ. Далее приведу только 2 эксперимента. Наша память не является точной копией того с чем мы имели дело, когда фиксировали информацию. Память- это время которое нельзя измерить, движение её подобно невидимым силам физики, законы которых мы не в состоянии постичь, и лишь она одна причина постоянства. Эксперимент 1 В первой работе 150 студентов небольшими группами смотрели фильм об автомобильной аварии, в которой столкнулись одна за другой 5 машин. Катастрофа произошла потому, что водитель игнорировал стоп сигнал и выехал на оживлённую дорогу. Само происшествие длилось всего 4 секунды, а весь фильм шёл менее минуты. После просмотра испытуемым раздали опросные листы, содержащие 10 вопросов. У половины испытуемых первым стоял вопрос: «Насколько быстро двигалась машина А (та машина, которая проехала стоп-сигнал), когда она проезжала стоп-сигнал?». У другой половины испытуемых первый вопрос читался так: «Как быстро ехала машина А, когда она повернула направо?». Остальные вопросы практически не представляли интереса для исследователя, за исключением последнего. Он был одинаковым для обеих групп: «Вы видели стоп-сигнал для машины А?». В группе, которой первым был задан вопрос с упоминанием стоп-сигнала, 40 испытуемых (53%) ответили, что видели его. В то время в группе, где первым был вопрос о правом повороте6 только 26 испытуемых (35%) заявили, что видели стоп-сигнал. Эксперимент 2 40 испытуемых смотрели трёхминутный отрывок из фильма Дневник Студенческой революции. В нём было показано классное помещении, которое крушили 8 демонстрантов. После просмотра испытуемым выдали анкеты с 20-ю вопросами, касающимися этого фрагмента. Для половины испытуемых один из вопросов был сформулирован так: «был ли лидер 4 демонстрантов, которые ворвались в класс, мужчиной?». Для другой половины: «Был ли лидер 12 демонстрантов, которые ворвались в класс, мужчиной?». Все остальные вопросы были одинаковыми обеих группах. Через неделю после первоначального опроса обеих групп вновь пригласили и попросили ответить на 20 новых вопросов о фильме (без повторного просмотра). Вопрос, который являлся ключевым в исследовании был следующим: «Сколько демонстрантов вы видели врывающимися в класс?». В группе с исходной посылкой о 12 демонстрантах было названо, среднем, число 8,85. В другой группе, с информацией о 4 демонстрантах, среднее значение было равно 6,40. Различия так же статистически значимы. Эти эксперименты показали, что в среднем изменение словесной формулировки всего лишь одного вопроса изменяло воспоминание испытуемых об основных характеристиках события, очевидцем которого они были. Ложная посылка в заданных вопросах стала основой искажений информации, имевшейся в первоначально после реальных событий-искажений, возникших в результате неосознанного встраивания новой информации. Лофтус прямо указывал на несостоятельность современных теорий воспоминания, указываю на реконструктивный характер воспоминания, который может быть сильно подвержен искажениям в зависимости от запроса на воспроизведение. Запрос на воспроизведение информации может исказить, уничтожить или заменить некоторые аспекты образа памяти. В Америке для следователей существует специально выработанный перечень вопросов, которые они должны задавать подозреваемому, в противном случае опытный адвокат может легко оспорить показания своего подзащитного (вопросы были не такие, что и повлияло на показания) Вопрос № 1: Основные закономерности непроизвольной памяти. Исследования А.А. Смирнова.
Непроизвольное запоминание - процесс фиксации информации в памяти при условии целенаправленной деятельности и при отсутствии мнемической задачи. Характеризуется низкой продуктивностью (в сравнении с произвольным), происходит без установки на запоминание, зависит от степени включенности субъекта в деятельность и текущих мотивов.
Эксперимент Смирнова: Послевоенное время, Группа из нескольких психологов со стажем тестировались 2 раза. 1 раз: сотрудников института спустя через 1,5-2 час после рабочего дня неожиданно для них самих вызывают к начальству и их просили вспомнить, все что с ними происходило по пути из дома в институт и законспектировать соответственно (фактор лжи тут видимо не особо учитывался, потому что его скорее всего просто не было). Испытуемым предлагалось некоторые детали описывать неподробно если они не хотят), но все как один достаточно подробно описывали свою дорогу из дома в институт. Запоминалась информация, которая была прямо связана с направленностью текущей деятельностью (путь из дома в институт), и текущими мотивами. Все испытуемые констатировали акт мышления во время дороги, но конкретно мысли не вспоминали, если только они не были завязаны на текущей деятельности. Лучше всего запоминалось что-нибудь необычное (новое, непривычное для данной деятельности) или какое-либо препятствие (затруднение) во время пути. Так же неплохо вспоминались моменты пути, которые были связанны с военной тематикой 2 раз: Неожиданно для испытуемых их вызывают к начальству и просят вспомнить все что происходило на научном совещании за неделю до опыта. Они должны были изложить содержание доклада и происходившие на нём прения. Чего-то умолчали в учебниках о результатах (видимо на совещании жгли чучело Маркса) Ещё эксперименты: Мнемическая задача не ставится. Испытуемым предлагалось анализировать пары фраз и на их основе выводить определённые правила правописания. Если они делали это правильно им предлагалось придумать самостоятельно фразы иллюстрирующие это правило. На следующий день проверяли уровень их запоминания (фраз с которыми они оперировали). Фразы, придуманные испытуемыми воспроизводились в 3 раза чаще, чем предложенные экспериментатором. Был выведен эффект генерации. Эффект генерации - способность лучше запоминать материал, созданный (присвоенный) субъектом.
2 группы испытуемых: младшие школьники и студенты. Предлагается решить несколько простых (уровень как раз школьников) арифметических задач. Потом просят припомнить цифры из задач, младшие школьники в 2,5 раза лучше вспоминают цифры. После 2другой эксперимент, просят самостоятельно составить простые арифметические задачки с предложенными цифрами. Обе возрастные категории составляют, затем их просят вспомнить цифры которые были в их задачах. Тут студенты демонстрировали в 2,5 лучшее припоминание, нежели школьники. Объясняется это тем, что в первом случае студенты выполняли задание на уровне операций (в то время как школьник и на уровне действий), а во втором на уровне действий (в то время как школьником вообще было тяжело выполнить это задание, так как они то ещё с числами оперировали на уровне действий).
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.35 (0.009 с.) |