ТЕМА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА



В сознании некоторых людей философия – абстрактно-заумные рассуждения, никак не связанные с практическими нуждами и делами человека. Нет ничего ошибочнее такой точки зрения.

Философия – одна из самых древних и интересных областей человеческого знания и культуры. Она зародилась около 3000 лет назад в цивилизациях Индии, Китая, Греции. С древности люди задумывались над вещами, выходящими за пределы их повседневного опыта. Как устроен мир? В чем его сущность? Что является первоосновой всех явлений мира? Каково место человека в мире? Что такое сознание? Как и насколько человек может проникнуть в тайны мира? Что такое общество и как прийти к его лучшему устройству? Что такое добро и зло, справедливость и красота?

Первоначально на эти вопросы отвечало обыденное знание, мифы, религия. Характерная черта этих видов мировоззрения в том, что ответы не основывались на специальном исследовании, а являлись плодом воображения, домысла, фантазии. Но по мере отделения умственного труда от физического эти вопросы стали предметом специального, систематического исследования, обобщения данных конкретных наук. Вот это теоретическое мировоззрение и есть собственно философия.

Слово "философия", буквально в переводе с греческого означающее любовь к мудрости, ввел Пифагор (580-500 гг. до н.э.). Однако слово софия имеет более широкий смысл и означает вообще проявление ума, любознательности.

Античная философия шла от изучения природы к размышлениям о человеке. Для древнеиндийской и китайской философии более характерно обратное движение – от нравственных и социальных проблем человеческого существования к вопросам устройства мироздания. Но так или иначе проблема человека всегда находилась в центре развития философской мысли. Философия с самого начала понималась не как собрание застывших, раз и навсегда данных истин, а как стремление к истине.

Философ стремится понять основания и причины человеческих действий, выяснить общие принципы, которыми должен руководствоваться человек в своей жизни и деятельности.

Философия – теоретическое знание, результат особого, целенаправленного, специализированного познания. Именно теоретичность позволяет философии давать более глубокое, сущностное знание. Философия в отличие от других видов мировоззрения не проклинает, она учит; не обещает небо и власть над миром, не обещает ничего, кроме истины. Она требует не слепой веры, а проверки истины. Философия – теоретический уровень мировоззрения, дающий сущностные знания, что сильно сближает ее с наукой. Еще Аристотель (384-322 гг. до н.э.) указывал, что каждая отдельная наука изучает определенный, ограниченный круг вещей, а философия ставит задачу познать общую природу сущего, то есть то общее, что имеется во всех вещах. Она исследует первоначала и первопричины всего существующего, поэтому является фундаментом всех наук, такой областью познания, в которой рассматриваются исходные, наиболее общие принципы понимания действительности.

Стремясь познать мир, люди неизбежно приходят к философским вопросам. Таким образом, чтобы решать философские проблемы, приходится создавать целостные логические системы философского знания – учения, теории, концепции. В них по-разному осмысливаются постановка и решение философских проблем, содержание философских принципов, их взаимосвязь. Развитие философии протекает в идейной борьбе между различными философскими системами.

Главный предмет внимания – человек, его духовный мир, его восприятие и понимание явлений действительности

Итак, несмотря на то, что у философии много общего как с наукой, так и с искусством и религией, философия все же является особой относительно самостоятельной областью духовной деятельности людей, отличающейся от других областей целым рядом особенностей.

Функции философии

Вопрос о функциях философии – это вопрос о том, какую роль она играет в жизни людей, как и для чего используется ими философское значение. Рассмотрим основные функции.

1. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Понятие мировоззрения неоднозначно, однако можно выделить его основные характеристики:

1) оно включает в себя некоторую совокупность общих взглядов человека на мир и свое место в мире;

2) эти взгляды – не просто знания о действительности, а знания, ставшие убеждениями;

3) эти убеждения определяют направленность личности, ее жизненные позиции, цель и смысл ее жизни, проявляясь в поведении личности.

Любой человек обладает тем или иным мировоззрением, имеющим для него силу убеждения и служащим ориентиром для определения поведения, оценки событий его жизни. Существуют различные виды мировоззрений:

1. Мифологическое мировоззрение древнейшего периода истории объясняет сложные и непонятные явления природы и общественной жизни вмешательством загадочных, мистических явлений, во многом подобных самому человеку.

2. Религиозное мировоззрение, распространенное до сих пор, развивается наряду с противоположным ему атеистическим.

3. Стремление решать проблемы рационально приводит к формированиюнаучного мировоззрения в различных исторических вариантах (естественнонаучном, механическом, информационном и пр.).

Мировоззрение людей образуется под влиянием самых различных обстоятельств: воспитания, образования, жизненного опыта, отдельных жизненных впечатлений. На нем сказываются условия жизни, общие черты эпохи, национальные особенности культуры. Средствами разработки мировоззрения является философские размышления.

Таким образом, философия – средство выражения, систематизации и обоснования мировоззрения, теоретическая основа решения мировоззренческих вопросов.

2. СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

Философские проблемы – не абстрактные выдумки кабинетных умов, эти проблемы ставит сама жизнь, а в философских дискуссиях идет поиск таких решений, которые соответствуют потребностям различных людей, групп, народов и человеческого общества в целом на разных этапах истории.

Социальная функция философии в том, что с ее помощью в каждую историческую эпоху осмысливаются главные проблемы общественной жизни и перспективы дальнейшего развития общества. Через философию человечество как бы осознает само себя, свое прошлое, настоящее и будущее, свои достоинства и недостатки, достижения и потери. Философия – самосознание общества.

3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Прежде чем говорить о третьей, методологической функции философии, разберемся с понятиями.

Метод – способ действий.

Методика – совокупность методов какой-либо деятельности. Методология – знание, учение о методах и методиках. В каждой сфере человеческой деятельности имеются свои специфические методы. Соответственно в каждой сфере формируется и своя методология. В политике – это методы компромисса и конфронтации, в науке – разнообразные методы научных исследований, в правоохранительных органах – свои методы следствия, ОРД, дознания, методы розыска преступников и сбора судебных доказательств.

Но методологические знания в любой сфере деятельности не ограничиваются только рассмотрением методов, ведь оценка методов зависит от конечных результатов какого-либо метода и отношения этих результатов к целям деятельности. Поэтому методология должна включать в себя знание не только о методах, но и о характере достигаемых с их помощью результатов, о целях деятельности, о ее общей структуре и основных этапах, о принципах и формах ее организации.

Методология – знание о том, как действовать для достижения данной цели и чем руководствоваться в своих действиях. (Как – методы; чем – знания, чтобы действовать целесообразно и эффективно).

Наряду со специфическими методами в каждой сфере деятельности используются и общие: методы логического мышления (анализ, абстрагирование, дедукция), математические методы, которые используются повсюду – в науке, экономике, технике и других областях. Поэтому в методологию включены разные уровни знания – от конкретных специальных методов и методик до общих представлений о фундаментальных принципах построения всякой человеческой деятельности вообще, что уже является сферой философии.

Из философских представлений о мире и человеке вытекают общие методологические рекомендации, помогающие человеку ориентироваться в окружающей действительности и позволяющие определить исходные позиции для поиска путей, ведущих к цели.

Философия – общая методология деятельности, на которую опираются частные методологии отдельных видов человеческой деятельности. Формируемые в философии общеметодологические идеи и принципы конкретизируются применительно к особенностям той или иной деятельности и используются для развития и обоснования ее специфических методов.

Разработка указанных вопросов постепенно привела к возникновению 3-х взаимосвязанных, но относительно самостоятельных разделов философского знания:

– исследованием общих принципов, форм и методов человеческого познания занимается теория познания (гносеология);

– основные принципы бытия, определяющие устройство мира, изучает теория бытия (онтология);

– принципы, правила, нормы, которыми должны руководствоваться люди в своих делах и поступках, устанавливает теория морали (этика).

С развитием философии в ее структуре выделяются и другие философские науки: логика – наука о формах и законах рационального мышления; эстетика – наука о художественной деятельности людей и об эстетическом отношении к миру; социальная философия – наука об основных процессах и формах жизни общества; аксиология – наука о моральных ценностях людей: добре, истине, справедливости, красоте и т.д.; методология науки – наука о методах и формах научного познания; антропология – наука о происхождении, существовании и развитии человека; философия истории – наука об общих принципах объяснения человеческой истории и исторического познания; философия права – наука об общих проблемах правоведения.

История философии занимает особое место в составе философского знания, ибо она и есть философия, обрисованная в ее историческом развитии. В истории философии было немало мыслителей, прославившихся в отдельных философских дисциплинах, но наиболее выдающимся удавалось создать философские учения, целостные философские системы: Р. Декарт (1596-1650), Б. Спиноза (1632-1677), И. Кант (1724-1804), Г.В.Ф. Гегель (1770-1831), К. Маркс (1818-1883), Э. Гуссерль (1859-1938), М. Хайдеггер (1889-1976) и др.

Различные философские дисциплины не отгорожены друг от друга, немало философских проблем рассматриваются сразу несколькими философскими науками, например, вопрос о ценностях в разных аспектах освещается не только в аксиологии, но и в философии культуры, и в этике (добро как ценность), и в эстетике (красота), и в политэкономии (ценностная теория богатства). Процесс образования отдельных философских наук продолжается и сейчас. Всякий раз, когда выделяется целостный "клубок" проблем, проявляется основа для новой науки, теории, учения, объединяющих и систематизирующих знания об этих проблемах.

При изучении философии можно идти по пути последовательного изучения различных философских дисциплин (логика, культурология), а можно рассматривать важнейшие философские проблемы, объединяя вокруг них представления, развитые в различных разделах философского знания. Этим путем мы и пойдем.

Для наименования различных форм выражения философских взглядов применяются термины: учение, теория, концепция, система, школа, течение, направление. Хотя строгие границы между значениями этих терминов провести сложно, но будет полезно определить их наиболее употребительный смысл.

Философское учение – комплекс логически связанных между собою воззрений, охватывающих широкий круг онтологических, гносеологических, социально-философских и других проблем. Учение может включать в себя философские теории и концепции, в которых решаются вопросы, относящиеся к какой-либо отдельной области философского знания. Если создатели философских учений находят последователей, развивающих их взгляды, то формируется философская школа (школа Платона в античной философии, франкфуртская школа в философии ХХ века и др.)

Философским течением обычно называют совокупность различных модификаций одного и того же учения, которые возникают в результате деятельности философов и школ, по-разному развивающих комплекс исходных идей. Например, неокантианство – течение, объединяющее несколько школ, по-разному развивающих идеи великого немецкого философа И. Канта (1794-1804) и т.п.

Философское направление – совокупность учений и течений, которые при значительных разногласиях между собою все же сохраняют принципиальную общность важнейших положений. Направления обычно существуют в течение долгого времени, некоторые от древности до наших дней. Примеры философских направлений:

– рационализм (ratio – "разум") – признает разум основой познания и поведения людей;

– эмпиризм (empirio – "опыт") – считает основой всех человеческих знаний чувственный опыт;

– мистицизм (mistikos – "тайна") – основано на представлении о существовании таинственных, духовных сил, управляющих миром, и возможности непосредственного сверхчувственного общения с ними.

Материализм, идеализм, дуализм, агностицизм – тоже философские направления.

Существенную роль в развитии философии играет идейный спор между материализмом и идеализмом. Другие философские направления так или иначе тоже включаются в этот спор. Одни из них выступают как формы, варианты, разновидности материализма и идеализма. Другие подразделяются на две части, одну из которых составляют материалистические, а другую – идеалистические учения и течения. Например, внутри рационализма можно выделить сторонников материалистического рационализма (Б. Спиноза) и сторонников идеалистического рационализма (Г. Лейбниц). Эмпиризм тоже существует в двух вариантах: материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон) и идеалистический эмпиризм (Дж. Беркли). Мистицизм же не может быть материалистическим.(Подумайте, почему?)

Агностицизм также не остается вне спора материализма и идеализма. Агностики ставят под сомнение само существование объективной действительности, например Д. Юм (1711-1776). Понятно, что точка зрения Д. Юма по сути идеалистична: оставляя теоретически нерешенным вопрос, существует ли вне нашего сознания объективная реальность, он утверждает, что содержание нашего сознания (впечатления, представления, мысли) может возникать не в результате отражения объективной реальности, а "само по себе", то есть он допускает независимость сознания от бытия. В отличие от Юма Кант признает существование объективной, независимой от сознания действительности, считая ее при этом непознаваемой. И. Кант полагает, что вне нашего сознания существует нечто такое, что порождает у нас ощущения, некая "вещь в себе". Но, по его мнению, ощущения эти не представляют для нас эту вещь в себе, она остается совершенно непознаваемой, а наши знания отражают лишь "вещи для нас", то есть вещи в том виде, в каком они нам представляются. То есть наши ощущения, представления, мысли – все содержание нашего сознания – никак не связано с существующей вне сознания объективной реальностью. Поскольку Кант признает существование вещи в себе, то есть бытия, независимого от сознания, постольку он материалист. Но поскольку он признает также и независимость содержания сознания от бытия, он идеалист.

На этом примере видно, что названия философских учений, течений, направлений – не просто ярлык для отличия одного учения от другого, а методологический инструмент, орудие для понимания, как тот или иной мыслитель решает философские проблемы. Имея в виду сложнейшее многообразие философских систем, течений, направлений, представим историю мировой философии в виде развития двух основных направлений – идеализма и материализма.

Домашнее задание:

Ответьте на вопросы:

1. Понятие философии

2. Функции философского знания

3. Основные разделы философии

4. Формы выражения философских взглядов

5. Философские направления

6. Мировоззрение и его структура.

ТЕМА 1.2. ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИИ

Какую бы философскую проблему мы не решали, рано или поздно наталкиваемся на вопрос, который считается в философии основным.

Ф. Энгельс: "Великий основной вопрос всей... философии есть вопрос об отношении мышления к бытию".

Понятие "БЫТИЕ" происходит от слова "БЫТЬ" и обозначает беспредельную реальность (присутствие везде) - всё что нас окружает, независимо от конкретных объектов, всё что есть (космос, пустыня, реки, культура) - всё называется бытием.

Бытие - это философская категория, которая прежде всего обозначает прежде всего существование в мире.

Предпосылки этого основного вопроса философии были уже в сознании первобытного человека, ведь он, в отличие от животных, создавал орудия труда, преобразовывал природу, изменял объекты в соответствии со своими потребностями и целями. Практически изменяя и познавая природу, человек и в себе самом открывал различные качества и свойства. Возникало представление о душе, сознании, отличном от материального тела и способном покидать его и возвращаться в свое вместилище.

Ситуации соотношения сознания и бытия хорошо знакомы каждому:

– движение облаков (факт бытия) порождает наглядные образы (факт сознания);

– некоторые события (бытие) вызывают определенные явления сознания (радость, печаль);

– реальный факт прибытия автобуса (бытие) никак не зависит от нашего нетерпения (сознание);

– идеальный проект вещи (сознание) определяет процесс ее изготовления (бытие).

В жизни мы постоянно сталкиваемся с конкретными проявлениями отношения между сознанием и бытием, философия же рассматривает общую сущность этого отношения. Почему же именно эта проблема выступает в качестве основной для философии?

1. Основной вопрос философии – специфически философский вопрос. Никакая наука не ставит его и не пытается решать. Физика, астрономия, биология пытаются ответить на вопросы: как устроена Вселенная, каковы ее законы, что такое жизнь... История, экономика (общественные науки) стремятся ответить, как развивается человечество, каковы законы общественного производства и т.п. Психология, логика отвечают на вопросы, как возникают наши представления, понятия и чувства, как рассуждать, чтобы прийти к правильным выводам. Но ни одна из этих и многих других наук не занимается специально проблемой отношения человеческого сознания к миру в целом, хотя ответ на этот вопрос необходим и ученым-естествоиспытателям, и обществоведам, и для практической жизни. Ученому, например, нужно знать, дает ли сознание истинные сведения о законах природы и общества. Политику, стремящемуся преобразовать общественную жизнь, необходимо знать, с чего начинать: с изменения сознания людей или с изменения материального общественного бытия.

Таким образом основной вопрос философии глубоко связан со всеми видами и сторонами человеческой деятельности, особенно ярко проявляясь в тех случаях, когда необходимо осмыслить результаты деятельности с точки зрения их отношения к реальности, то есть с точки зрения философии. Философию интересует не просто мир сам по себе, а именно отношение сознания и бытия, человека и мира, практически-преобразовательное отношение человека к миру. Независимо от того, кто исследует это отношение – физик, биолог, историк, юрист – философия начинается там, где проблема исследуется в плане основного вопроса философии.

Проблема отношения сознания к бытию рассматривалась многими мыслителями в разных формах – как вопрос об отношении души и тела, духа и природы, Бога и мира. Некоторые философы не только не выделяют четко эту проблему в качестве основного вопроса философии, но и не высказывают достаточно ясно и определенно свой взгляд на нее, так что указать их позицию бывает непросто. Но тем не менее именно основной вопрос философии, характер его решения в конечном счете определяют характер всей философской теории. Все другие проблемы рассматриваются уже на основе того, что принимается за первичное: сознание или бытие.

Основной вопрос философии позволяет поэтому провести водораздел среди множества школ, течений, направлений, сложившихся в истории философии. Определяющим при этом оказывается не то, кем считает себя тот или иной философ, не то, как называет он свое учение, а именно то, как он решает основной вопрос философии.

3. В науке принято определять понятия, прежде чем решать с их помощью какие-либо вопросы. При постановке основного вопроса философии, казалось бы, тоже нужно сначала определить, что имеется в виду под сознанием и бытием, а уж потом выяснять отношения между ними. Однако попытки определить эти понятия упираются в непреодолимые трудности. Сознание и бытие – это предельно общие философские категории. Вместе взятые, они охватывают все, что существует, и вообще все, что только можно вообразить. Нет ничего такого, что не относилось бы ни к сознанию, ни к бытию. Поэтому определить эти категории через что-то более общее невозможно. Это невозможно еще и потому, что наше понимание сознания и бытия определяется именно решением вопроса об отношении сознания к бытию. До решения этого вопроса наши представления о сознании и бытии останутся недостаточно осмысленными, то есть в них не хватает того, от чего зависит их смысл. Хотя для предварительного знакомства с философией достаточно обыденного, интуитивного понимания факта отличия сознания от бытия. Для начала при рассмотрении основного вопроса философии каждый может опираться на свое собственное, хотя бы приблизительное представление о том, что такое бытие и сознание. На основе этих первоначальных, не определенных, дофилософских представлений мы пойдем к более глубокому пониманию и определению сознания и бытия как философских категорий.

При формулировке основного вопроса философии вместо категории "сознание" используются слова мышление, мысли, идеи, идеальное, духовное, дух, душа и т.п., а вместо категории "бытие" – природа, мир, материя, материальное, действительность и т.п. Несмотря на смысловые различия между этими понятиями, для основного вопроса философии важно то общее, что их объединяет. Основной вопрос философии – вопрос не об отношении понятий, а об отношении 2-х типов реальности: субъективной (сознание, дух, мышление) и объективной (бытие, материя, природа). Важно не то, каким именно словом мы обозначим реальность какого типа, а то, как мы решаем вопрос о соотношении этих двух типов реальности. Мир не расколот непроходимой пропастью на две реальности, мир един, но мы выделяем в нем 2 типа этой реальности: все, что существует независимо от нас, нашего сознания – объективно, все, что внутри сознания, зависит от него – субъективно.

Основной вопрос философии – вопрос об отношении сознания к бытию – рассматривают с двух сторон:

1. Признание двух фундаментальных типов реальности – объективной и субъективной – порождает вопрос: что первично? Материя на определенном уровне своего развития порождает свой высший цвет– сознание или, наоборот, мировой сознательный дух творит материальный мир? Существует ли материальный мир до и независимого от духа, сознания, или наоборот, в основе материального мира лежит духовное начало?

2. В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы составлять верное отражение действительности? Познаваемо ли бытие или же оно недоступно для нашего сознания и истинное знание о нем невозможно?

1) Что первично?

сознание: сознание (идеализм) независимы др.от др. (дуализм) бытие (материализм) бытие

2) Познаваемо ли бытие сознанием?

непознаваемо (агностицизм) познаваемо

1. На первый подвопрос, сторону основного вопроса философии возможны 3 ответа, то есть три основные философские позиции:

МАТЕРИАЛИЗМ первичным считает объективный мир, независимый от человеческого сознания.

ИДЕАЛИЗМ стоит на противоположной позиции, считая, что развитие мира определяется духовным, сознательным, идеальным началом.

Материализм и идеализм – монистические направления в философии (греч. monos – "один"), так как берут за основу одно начало, но в истории философии некоторые мыслители признавали равноценность обоих начал – материального и идеального. Их называют ДУАЛИСТАМИ (лат. duo – "два"). Дуализм противопоставляет себя материализму и идеализму как третье направление со своим особым решением первой стороны основного вопроса философии. Однако дуалистическое представление об абсолютной независимости духа и материи не позволяет объяснить хорошо знакомые всем факты взаимосвязи и взаимодействия между ними, например связь между сознанием и материальным мозгом. Поэтому дуализм не получил широкого распространения и места в истории философии

2. При решении второй стороны основного вопроса философии возможны два ответа:

1. Бытие непознаваемо, существуют какие-то принципиально недоступные познанию области действительности, и наше знание о мире имеет мало общего с реальным миром. Позицию сторонников непознаваемости мира называют АГНОСТИЦИЗМ (греч. gnozis – "знание, познание", а – отрицательная частица).

Агностиков немного, большинство философов признает, что бытие в принципе познаваемо, и что наши знания о мире, природе, обществе могут безгранично совершенствоваться и расти. Эта позиция не получила специального названия в истории философии, возможно, потому, что по другим вопросам (в том числе и по первой стороне основного вопроса философии) взгляды ее сторонников слишком сильно расходились, чтобы объединять их всех одним общим понятием.

Домашнее задание:

Ответьте на вопросы:

1. Бытие как основной предмет философского знания

2. Материализм и идеализм – основные направления в философии.

3. Рациональное и внерациональное; рациональное и эмпирическое в философском знании.

4. Основные разделы философии.

5. Основные разделы философии: онтология, гносеология, социальная философия, философская антропология.

ТЕМА 1.3. ПРИРОДА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ И ЕГО ФУНКЦИИ.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.25.42.117 (0.016 с.)