УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ



РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

« КАМЕНСК-ШАХТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ »

( ГБОУСПОРО «К-ШМК» )

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ"

ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Специальности: 060501 «Сестринское дело»

060101 «Лечебное дело»

2011г.

Рассмотрено на заседании ЦМК Председатель ЦМК __________Л.В. Даниленко Протокол №______ «___»________2012г. Утверждаю Зам.директора по УВР ________Н.А. Моисеева «___»________2012г.

Автор: Е.С. Веселова преподаватель первой квалификационной категории

Рецензент:

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Раздел 1. Философия и её роль в жизни человека и общества

Тема 1.1. Происхождение философии. Философия как наука (2 часа)

Тема 1.2. Вопросы философии. Основные категории и понятия философии (4 часа)

Тема 1.3. Природа философского знания и его функции (2 часа)

Практическое занятие (2 часа)

- Изучение роли и места философии в духовной жизни общества, в системе высших нравственных ценностей.

Раздел 2. История философии.

Тема 2.1. Философия древнего востока (2 часа)

Тема 2.2. Развитие античной философии (2 часа)

Тема 2.3. Философия эпохи Средневековья, Возрождения, Нового времени (2 часа)

Тема 2.4. Немецкая классическая философия (2 часа)

Тема 2.5. Русская философия (2 часа)

Тема 2.6. Философия XX века (2 часа)

Раздел 3. Философское учение о бытии

Тема 3.1. Понятие картины мира (2 часа)

Тема 3.2. Философская категория бытия. Материя, ее основные свойства (1 час)

Практическое занятие (1 час)

- Изучение материи как фундаментальной философской категории

Самостоятельная работа при изучении раздела.

- Философские идеи развития. Диалектика. Законы диалектики.

- Заполнение таблицы «Законы диалектики в природе и обществе».

Раздел 4. Философское осмысление природы человека

Тема 4.1. Человек как объект философского осмысления (2 часа)

Практическое занятие (2 часа)

- Изучение и осмысление философской проблемы смысла жизни человека, смерти и бессмертия

Тема 4.2. Сознание, его сущность (2 часа)

Тема 4.3. Познание как объект философского анализа. Сущность процесса познания (1 час)

Практическое занятие (1 час)

- Изучение форм и методов научного познания

Самостоятельная работа при изучении темы

- Составление конспекта «научное познание. Философские основания науки. Этические проблемы современной науки».

Раздел 5. Философское учение об обществе

Тема 5.1. Общество как саморазвивающаяся система (2 часа)

Практическое занятие (2 часа)

- Изучение глобальных проблем современности, их классификации, путей решения и выживания человечества

Тема 5.2. Проблема личности в философии (2 часа)

Практическое занятие (2 часа)

- Изучение и осмысление философской проблемы свободы и ответственности личности

Самостоятельная работа при изучении темы.

- Составление конспекта «Человек в информационно-техническом мире».

Раздел 6. Философия и медицина

Тема 6.1.Философия и медицина. Общие проблемы и ценности (2 часа)

Практическое занятие (2 часа)

- Изучение философских проблем медицины: деонтологии, биомедицинской этики. Проблемы эвтаназии.

Самостоятельная работа при изучении темы.

Написание рефератов «Врачи – философы».

· Натурфилософия античности и медицина: Гиппократ.

· Систематизация медицинского знания в учении Галена.

· Исторические модели моральной медицины: модель Парацельса.

· Арабо-мусульманская философия средневековья. Авиценна.

· Классический психоанализ З. Фрейда.

В.Ф. Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука) и его работа «Очерки гнойной хирургии».

Практическое занятие (1 час)

- Проведение контроля уровня усвоения основных философских категорий. Тестирование

Пояснительная записка

Учебно-методический практикум по дисциплине «Основы философии» предназначен для студентов и преподавателей медицинских училищ и колледжей.

По каждому разделу дисциплине в практикуме представлен теоретический материал, тестовые задания по темам.

Функции философии

Вопрос о функциях философии – это вопрос о том, какую роль она играет в жизни людей, как и для чего используется ими философское значение. Рассмотрим основные функции.

1. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Понятие мировоззрения неоднозначно, однако можно выделить его основные характеристики:

1) оно включает в себя некоторую совокупность общих взглядов человека на мир и свое место в мире;

2) эти взгляды – не просто знания о действительности, а знания, ставшие убеждениями;

3) эти убеждения определяют направленность личности, ее жизненные позиции, цель и смысл ее жизни, проявляясь в поведении личности.

Любой человек обладает тем или иным мировоззрением, имеющим для него силу убеждения и служащим ориентиром для определения поведения, оценки событий его жизни. Существуют различные виды мировоззрений:

1. Мифологическое мировоззрение древнейшего периода истории объясняет сложные и непонятные явления природы и общественной жизни вмешательством загадочных, мистических явлений, во многом подобных самому человеку.

2. Религиозное мировоззрение, распространенное до сих пор, развивается наряду с противоположным ему атеистическим.

3. Стремление решать проблемы рационально приводит к формированиюнаучного мировоззрения в различных исторических вариантах (естественнонаучном, механическом, информационном и пр.).

Мировоззрение людей образуется под влиянием самых различных обстоятельств: воспитания, образования, жизненного опыта, отдельных жизненных впечатлений. На нем сказываются условия жизни, общие черты эпохи, национальные особенности культуры. Средствами разработки мировоззрения является философские размышления.

Таким образом, философия – средство выражения, систематизации и обоснования мировоззрения, теоретическая основа решения мировоззренческих вопросов.

2. СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

Философские проблемы – не абстрактные выдумки кабинетных умов, эти проблемы ставит сама жизнь, а в философских дискуссиях идет поиск таких решений, которые соответствуют потребностям различных людей, групп, народов и человеческого общества в целом на разных этапах истории.

Социальная функция философии в том, что с ее помощью в каждую историческую эпоху осмысливаются главные проблемы общественной жизни и перспективы дальнейшего развития общества. Через философию человечество как бы осознает само себя, свое прошлое, настоящее и будущее, свои достоинства и недостатки, достижения и потери. Философия – самосознание общества.

3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Прежде чем говорить о третьей, методологической функции философии, разберемся с понятиями.

Метод – способ действий.

Методика – совокупность методов какой-либо деятельности. Методология – знание, учение о методах и методиках. В каждой сфере человеческой деятельности имеются свои специфические методы. Соответственно в каждой сфере формируется и своя методология. В политике – это методы компромисса и конфронтации, в науке – разнообразные методы научных исследований, в правоохранительных органах – свои методы следствия, ОРД, дознания, методы розыска преступников и сбора судебных доказательств.

Но методологические знания в любой сфере деятельности не ограничиваются только рассмотрением методов, ведь оценка методов зависит от конечных результатов какого-либо метода и отношения этих результатов к целям деятельности. Поэтому методология должна включать в себя знание не только о методах, но и о характере достигаемых с их помощью результатов, о целях деятельности, о ее общей структуре и основных этапах, о принципах и формах ее организации.

Методология – знание о том, как действовать для достижения данной цели и чем руководствоваться в своих действиях. (Как – методы; чем – знания, чтобы действовать целесообразно и эффективно).

Наряду со специфическими методами в каждой сфере деятельности используются и общие: методы логического мышления (анализ, абстрагирование, дедукция), математические методы, которые используются повсюду – в науке, экономике, технике и других областях. Поэтому в методологию включены разные уровни знания – от конкретных специальных методов и методик до общих представлений о фундаментальных принципах построения всякой человеческой деятельности вообще, что уже является сферой философии.

Из философских представлений о мире и человеке вытекают общие методологические рекомендации, помогающие человеку ориентироваться в окружающей действительности и позволяющие определить исходные позиции для поиска путей, ведущих к цели.

Философия – общая методология деятельности, на которую опираются частные методологии отдельных видов человеческой деятельности. Формируемые в философии общеметодологические идеи и принципы конкретизируются применительно к особенностям той или иной деятельности и используются для развития и обоснования ее специфических методов.

Разработка указанных вопросов постепенно привела к возникновению 3-х взаимосвязанных, но относительно самостоятельных разделов философского знания:

– исследованием общих принципов, форм и методов человеческого познания занимается теория познания (гносеология);

– основные принципы бытия, определяющие устройство мира, изучает теория бытия (онтология);

– принципы, правила, нормы, которыми должны руководствоваться люди в своих делах и поступках, устанавливает теория морали (этика).

С развитием философии в ее структуре выделяются и другие философские науки: логика – наука о формах и законах рационального мышления; эстетика – наука о художественной деятельности людей и об эстетическом отношении к миру; социальная философия – наука об основных процессах и формах жизни общества; аксиология – наука о моральных ценностях людей: добре, истине, справедливости, красоте и т.д.; методология науки – наука о методах и формах научного познания; антропология – наука о происхождении, существовании и развитии человека; философия истории – наука об общих принципах объяснения человеческой истории и исторического познания; философия права – наука об общих проблемах правоведения.

История философии занимает особое место в составе философского знания, ибо она и есть философия, обрисованная в ее историческом развитии. В истории философии было немало мыслителей, прославившихся в отдельных философских дисциплинах, но наиболее выдающимся удавалось создать философские учения, целостные философские системы: Р. Декарт (1596-1650), Б. Спиноза (1632-1677), И. Кант (1724-1804), Г.В.Ф. Гегель (1770-1831), К. Маркс (1818-1883), Э. Гуссерль (1859-1938), М. Хайдеггер (1889-1976) и др.

Различные философские дисциплины не отгорожены друг от друга, немало философских проблем рассматриваются сразу несколькими философскими науками, например, вопрос о ценностях в разных аспектах освещается не только в аксиологии, но и в философии культуры, и в этике (добро как ценность), и в эстетике (красота), и в политэкономии (ценностная теория богатства). Процесс образования отдельных философских наук продолжается и сейчас. Всякий раз, когда выделяется целостный "клубок" проблем, проявляется основа для новой науки, теории, учения, объединяющих и систематизирующих знания об этих проблемах.

При изучении философии можно идти по пути последовательного изучения различных философских дисциплин (логика, культурология), а можно рассматривать важнейшие философские проблемы, объединяя вокруг них представления, развитые в различных разделах философского знания. Этим путем мы и пойдем.

Для наименования различных форм выражения философских взглядов применяются термины: учение, теория, концепция, система, школа, течение, направление. Хотя строгие границы между значениями этих терминов провести сложно, но будет полезно определить их наиболее употребительный смысл.

Философское учение – комплекс логически связанных между собою воззрений, охватывающих широкий круг онтологических, гносеологических, социально-философских и других проблем. Учение может включать в себя философские теории и концепции, в которых решаются вопросы, относящиеся к какой-либо отдельной области философского знания. Если создатели философских учений находят последователей, развивающих их взгляды, то формируется философская школа (школа Платона в античной философии, франкфуртская школа в философии ХХ века и др.)

Философским течением обычно называют совокупность различных модификаций одного и того же учения, которые возникают в результате деятельности философов и школ, по-разному развивающих комплекс исходных идей. Например, неокантианство – течение, объединяющее несколько школ, по-разному развивающих идеи великого немецкого философа И. Канта (1794-1804) и т.п.

Философское направление – совокупность учений и течений, которые при значительных разногласиях между собою все же сохраняют принципиальную общность важнейших положений. Направления обычно существуют в течение долгого времени, некоторые от древности до наших дней. Примеры философских направлений:

– рационализм (ratio – "разум") – признает разум основой познания и поведения людей;

– эмпиризм (empirio – "опыт") – считает основой всех человеческих знаний чувственный опыт;

– мистицизм (mistikos – "тайна") – основано на представлении о существовании таинственных, духовных сил, управляющих миром, и возможности непосредственного сверхчувственного общения с ними.

Материализм, идеализм, дуализм, агностицизм – тоже философские направления.

Существенную роль в развитии философии играет идейный спор между материализмом и идеализмом. Другие философские направления так или иначе тоже включаются в этот спор. Одни из них выступают как формы, варианты, разновидности материализма и идеализма. Другие подразделяются на две части, одну из которых составляют материалистические, а другую – идеалистические учения и течения. Например, внутри рационализма можно выделить сторонников материалистического рационализма (Б. Спиноза) и сторонников идеалистического рационализма (Г. Лейбниц). Эмпиризм тоже существует в двух вариантах: материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон) и идеалистический эмпиризм (Дж. Беркли). Мистицизм же не может быть материалистическим.(Подумайте, почему?)

Агностицизм также не остается вне спора материализма и идеализма. Агностики ставят под сомнение само существование объективной действительности, например Д. Юм (1711-1776). Понятно, что точка зрения Д. Юма по сути идеалистична: оставляя теоретически нерешенным вопрос, существует ли вне нашего сознания объективная реальность, он утверждает, что содержание нашего сознания (впечатления, представления, мысли) может возникать не в результате отражения объективной реальности, а "само по себе", то есть он допускает независимость сознания от бытия. В отличие от Юма Кант признает существование объективной, независимой от сознания действительности, считая ее при этом непознаваемой. И. Кант полагает, что вне нашего сознания существует нечто такое, что порождает у нас ощущения, некая "вещь в себе". Но, по его мнению, ощущения эти не представляют для нас эту вещь в себе, она остается совершенно непознаваемой, а наши знания отражают лишь "вещи для нас", то есть вещи в том виде, в каком они нам представляются. То есть наши ощущения, представления, мысли – все содержание нашего сознания – никак не связано с существующей вне сознания объективной реальностью. Поскольку Кант признает существование вещи в себе, то есть бытия, независимого от сознания, постольку он материалист. Но поскольку он признает также и независимость содержания сознания от бытия, он идеалист.

На этом примере видно, что названия философских учений, течений, направлений – не просто ярлык для отличия одного учения от другого, а методологический инструмент, орудие для понимания, как тот или иной мыслитель решает философские проблемы. Имея в виду сложнейшее многообразие философских систем, течений, направлений, представим историю мировой философии в виде развития двух основных направлений – идеализма и материализма.

Домашнее задание:

Ответьте на вопросы:

1. Понятие философии

2. Функции философского знания

3. Основные разделы философии

4. Формы выражения философских взглядов

5. Философские направления

6. Мировоззрение и его структура.

ТЕМА 1.2. ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИИ

Какую бы философскую проблему мы не решали, рано или поздно наталкиваемся на вопрос, который считается в философии основным.

Ф. Энгельс: "Великий основной вопрос всей... философии есть вопрос об отношении мышления к бытию".

Понятие "БЫТИЕ" происходит от слова "БЫТЬ" и обозначает беспредельную реальность (присутствие везде) - всё что нас окружает, независимо от конкретных объектов, всё что есть (космос, пустыня, реки, культура) - всё называется бытием.

Бытие - это философская категория, которая прежде всего обозначает прежде всего существование в мире.

Предпосылки этого основного вопроса философии были уже в сознании первобытного человека, ведь он, в отличие от животных, создавал орудия труда, преобразовывал природу, изменял объекты в соответствии со своими потребностями и целями. Практически изменяя и познавая природу, человек и в себе самом открывал различные качества и свойства. Возникало представление о душе, сознании, отличном от материального тела и способном покидать его и возвращаться в свое вместилище.

Ситуации соотношения сознания и бытия хорошо знакомы каждому:

– движение облаков (факт бытия) порождает наглядные образы (факт сознания);

– некоторые события (бытие) вызывают определенные явления сознания (радость, печаль);

– реальный факт прибытия автобуса (бытие) никак не зависит от нашего нетерпения (сознание);

– идеальный проект вещи (сознание) определяет процесс ее изготовления (бытие).

В жизни мы постоянно сталкиваемся с конкретными проявлениями отношения между сознанием и бытием, философия же рассматривает общую сущность этого отношения. Почему же именно эта проблема выступает в качестве основной для философии?

1. Основной вопрос философии – специфически философский вопрос. Никакая наука не ставит его и не пытается решать. Физика, астрономия, биология пытаются ответить на вопросы: как устроена Вселенная, каковы ее законы, что такое жизнь... История, экономика (общественные науки) стремятся ответить, как развивается человечество, каковы законы общественного производства и т.п. Психология, логика отвечают на вопросы, как возникают наши представления, понятия и чувства, как рассуждать, чтобы прийти к правильным выводам. Но ни одна из этих и многих других наук не занимается специально проблемой отношения человеческого сознания к миру в целом, хотя ответ на этот вопрос необходим и ученым-естествоиспытателям, и обществоведам, и для практической жизни. Ученому, например, нужно знать, дает ли сознание истинные сведения о законах природы и общества. Политику, стремящемуся преобразовать общественную жизнь, необходимо знать, с чего начинать: с изменения сознания людей или с изменения материального общественного бытия.

Таким образом основной вопрос философии глубоко связан со всеми видами и сторонами человеческой деятельности, особенно ярко проявляясь в тех случаях, когда необходимо осмыслить результаты деятельности с точки зрения их отношения к реальности, то есть с точки зрения философии. Философию интересует не просто мир сам по себе, а именно отношение сознания и бытия, человека и мира, практически-преобразовательное отношение человека к миру. Независимо от того, кто исследует это отношение – физик, биолог, историк, юрист – философия начинается там, где проблема исследуется в плане основного вопроса философии.

Проблема отношения сознания к бытию рассматривалась многими мыслителями в разных формах – как вопрос об отношении души и тела, духа и природы, Бога и мира. Некоторые философы не только не выделяют четко эту проблему в качестве основного вопроса философии, но и не высказывают достаточно ясно и определенно свой взгляд на нее, так что указать их позицию бывает непросто. Но тем не менее именно основной вопрос философии, характер его решения в конечном счете определяют характер всей философской теории. Все другие проблемы рассматриваются уже на основе того, что принимается за первичное: сознание или бытие.

Основной вопрос философии позволяет поэтому провести водораздел среди множества школ, течений, направлений, сложившихся в истории философии. Определяющим при этом оказывается не то, кем считает себя тот или иной философ, не то, как называет он свое учение, а именно то, как он решает основной вопрос философии.

3. В науке принято определять понятия, прежде чем решать с их помощью какие-либо вопросы. При постановке основного вопроса философии, казалось бы, тоже нужно сначала определить, что имеется в виду под сознанием и бытием, а уж потом выяснять отношения между ними. Однако попытки определить эти понятия упираются в непреодолимые трудности. Сознание и бытие – это предельно общие философские категории. Вместе взятые, они охватывают все, что существует, и вообще все, что только можно вообразить. Нет ничего такого, что не относилось бы ни к сознанию, ни к бытию. Поэтому определить эти категории через что-то более общее невозможно. Это невозможно еще и потому, что наше понимание сознания и бытия определяется именно решением вопроса об отношении сознания к бытию. До решения этого вопроса наши представления о сознании и бытии останутся недостаточно осмысленными, то есть в них не хватает того, от чего зависит их смысл. Хотя для предварительного знакомства с философией достаточно обыденного, интуитивного понимания факта отличия сознания от бытия. Для начала при рассмотрении основного вопроса философии каждый может опираться на свое собственное, хотя бы приблизительное представление о том, что такое бытие и сознание. На основе этих первоначальных, не определенных, дофилософских представлений мы пойдем к более глубокому пониманию и определению сознания и бытия как философских категорий.

При формулировке основного вопроса философии вместо категории "сознание" используются слова мышление, мысли, идеи, идеальное, духовное, дух, душа и т.п., а вместо категории "бытие" – природа, мир, материя, материальное, действительность и т.п. Несмотря на смысловые различия между этими понятиями, для основного вопроса философии важно то общее, что их объединяет. Основной вопрос философии – вопрос не об отношении понятий, а об отношении 2-х типов реальности: субъективной (сознание, дух, мышление) и объективной (бытие, материя, природа). Важно не то, каким именно словом мы обозначим реальность какого типа, а то, как мы решаем вопрос о соотношении этих двух типов реальности. Мир не расколот непроходимой пропастью на две реальности, мир един, но мы выделяем в нем 2 типа этой реальности: все, что существует независимо от нас, нашего сознания – объективно, все, что внутри сознания, зависит от него – субъективно.

Основной вопрос философии – вопрос об отношении сознания к бытию – рассматривают с двух сторон:

1. Признание двух фундаментальных типов реальности – объективной и субъективной – порождает вопрос: что первично? Материя на определенном уровне своего развития порождает свой высший цвет– сознание или, наоборот, мировой сознательный дух творит материальный мир? Существует ли материальный мир до и независимого от духа, сознания, или наоборот, в основе материального мира лежит духовное начало?

2. В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы составлять верное отражение действительности? Познаваемо ли бытие или же оно недоступно для нашего сознания и истинное знание о нем невозможно?

1) Что первично?

сознание: сознание (идеализм) независимы др.от др. (дуализм) бытие (материализм) бытие

2) Познаваемо ли бытие сознанием?

непознаваемо (агностицизм) познаваемо

1. На первый подвопрос, сторону основного вопроса философии возможны 3 ответа, то есть три основные философские позиции:

МАТЕРИАЛИЗМ первичным считает объективный мир, независимый от человеческого сознания.

ИДЕАЛИЗМ стоит на противоположной позиции, считая, что развитие мира определяется духовным, сознательным, идеальным началом.

Материализм и идеализм – монистические направления в философии (греч. monos – "один"), так как берут за основу одно начало, но в истории философии некоторые мыслители признавали равноценность обоих начал – материального и идеального. Их называют ДУАЛИСТАМИ (лат. duo – "два"). Дуализм противопоставляет себя материализму и идеализму как третье направление со своим особым решением первой стороны основного вопроса философии. Однако дуалистическое представление об абсолютной независимости духа и материи не позволяет объяснить хорошо знакомые всем факты взаимосвязи и взаимодействия между ними, например связь между сознанием и материальным мозгом. Поэтому дуализм не получил широкого распространения и места в истории философии

2. При решении второй стороны основного вопроса философии возможны два ответа:

1. Бытие непознаваемо, существуют какие-то принципиально недоступные познанию области действительности, и наше знание о мире имеет мало общего с реальным миром. Позицию сторонников непознаваемости мира называют АГНОСТИЦИЗМ (греч. gnozis – "знание, познание", а – отрицательная частица).

Агностиков немного, большинство философов признает, что бытие в принципе познаваемо, и что наши знания о мире, природе, обществе могут безгранично совершенствоваться и расти. Эта позиция не получила специального названия в истории философии, возможно, потому, что по другим вопросам (в том числе и по первой стороне основного вопроса философии) взгляды ее сторонников слишком сильно расходились, чтобы объединять их всех одним общим понятием.

Домашнее задание:

Ответьте на вопросы:

1. Бытие как основной предмет философского знания

2. Материализм и идеализм – основные направления в философии.

3. Рациональное и внерациональное; рациональное и эмпирическое в философском знании.

4. Основные разделы философии.

5. Основные разделы философии: онтология, гносеология, социальная философия, философская антропология.

ТЕМА 1.3. ПРИРОДА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ И ЕГО ФУНКЦИИ.

Философия и мировоззрение

Об идеалах

Важной составляющей мировоззрения являются идеа­лы. Человек в своей жизни, в своем постоянном моделировании бу­дущего не может обойтись без стремления к идеалу. Каждый из нас испытывает потребность в идеалах: без них нет на свете ни одного разумного человека, ни общества; без них не могло бы существовать человечество.

Многие великие умы задумывались над тем, что такое «идеал»?

И.С. Тургенев восклицал: «Жалок тот, кто живет без идеала!» Имея в виду именно идеал, К. Маркс писал, что идеи, которые ов­ладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к ко­торым разум приковывает нашу совесть, это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца. Во все времена, утверждал Р. Роллан, были люди, отдававшие жизнь за свои идеалы. По словам Сенеки, когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Аналогично думал и Л.Н. Толстой: идеал — это путеводная звезда; без нее нет твердого направления, а нет направления, нет и жизни.

Бросив ретроспективный взгляд на историю, мы убедимся, что люди решались на самые грандиозные дела, если впереди, хотя бы и вдалеке, им сверкал путеводной звездой идеал.

Социальный идеал — это мечта и о самом совершенном устройстве общества, где все «по справедливости», и о гармонически развитой личности, и о разумных межличностных отношениях, и о нравст­венном, и о прекрасном, и о полной реализации своих возможностей на благо человечества. Идеалы, как правило, обращены в грядущее, однако случается, что их находят и в прошлом (вспомним эпоху Воз­рождения). Что в этих идеалах есть истинного, сохраняется в миро­воззрении и в конечном счете реализуется в практике, в жизни, а неистинные идеалы, как утопия, будут рано или поздно отброшены.

Об убеждениях

Своего рода золотым куполом храма мировоззре­ния являются убеждения. Убеждения — это установившаяся система взглядов, которые накрепко упрочились в нашей душе, при этом не только в сфере сознания, но и глубже — в подсознании, в сфере интуиции, будучи ярко окрашенными нашими чувствами. В убеждении рассудок сраста­ется с миром чувств и формами поведения, оно очерчивает лич­ность, придавая качественную определенность ее духовному миру. Система убеждений — это и есть мировоззрение. В сфере убеждений невозможна сделка — двух различных безусловных принципов убеж­дения в душе одной и той же цельной и принципиальной личности быть не может. Характеризуя природу убеждений, С.Н. Булгаков писал:

«Чрезвычайно важную промежуточную ступень между верою и знанием составляет так называемое убеждение. Убеждение есть субъ­ективно наиболее ценная для нас часть наших мнений, но вместе с тем убежденным можно быть лишь в том, что не имеет характера логической бесспорности, а в большей или меньшей степени под­держивается верой. Нельзя быть убежденным, например, в том, что сегодня такое-то число».

Убеждения составляют стержень мировоззрения и духовное ядро личности. Человек без глубоких убеждений — это еще не личность в высоком смысле этого слова; это как бы плохой актер, играющий навязанные ему роли, в конечном счете затмевающие его собствен­ное Я. Известно, что именно идейная убежденность позволяет че­ловеку в минуту смертельной опасности преодолевать сильнейший инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать герои­ческие поступки. История — свидетель того, что многие великие ис­тины и принципы социальной справедливости «оплачены» кровью их убежденных защитников, которые шли на костер, виселицу, от­бывали каторгу, умирали в ссылке.

Убеждения зарождаются и развиваются в ходе нашего становле­ния, в общении с природой, в приобщении к сокровищам культуры. И по нашей воле (как бы она ни была сильна) изменить их нельзя: это нечто укорененное в глубинах нашей души. Однако наши убеж­дения могут меняться (и даже существенным образом) в периоды, когда происходят смена парадигмы (греч. пример, образец) знания и коренная переоценка всех ценностей, т.е. в переломные периоды в жизни общества, а также индивидуального развития.

Следовательно, убеждения не только зарождаются, но и перерождаются. Примеров этому великое множество. Перемены в убеждени­ях осуждать нельзя, если они имеют уважительные основания. Чело­веку зрелых лет позволительно изменить свои убеждения по поводу того или иного события, факта или вследствие нового, более осно­вательного их изучения, или вследствие какой-нибудь существенной перемены, происшедшей в самих этих фактах. Говоря об этом при­менительно к себе, Ф.М. Достоевский утверждал, что ему очень труд­но рассказывать историю перерождения своих убеждений. А по сло­вам Льва Шестова, история перерождения убеждений — это прежде всего история их рождения. Убеждения вторично рождаются в человеке в том возрасте, когда у него достаточно опыта и наблюда­тельности, чтобы сознательно следить за этим великим и глубоким таинством своей души.

Таковы составляющие мировоззрения, теоретическим стержнем которого является система философских знаний. Для того чтобы осмыслить эту систему, разумеется в самых общих чертах, мы долж­ны познакомиться с историей философии. Ее история — это прежде всего ее создатели — крупные философы всех времен и народов. В заключительном разделе книги «История философии в. лицах» чи­татель может прочитать о наиболее выдающихся из них, о тех, кто внес свой вклад в совокупность знаний, составляющих современную философию.

Изучая этот раздел, вы непременно обратите внимание на то, что в каком бы времени ни творили философы и каких бы взглядов ни придерживались, все они пытаются решить одни и те же основ­ные вопросы, стоящие перед человечеством — о смысле жизни, по­знаваемости мира, роли и месте в нем человека. Одним из таких основополагающих вопросов жизни, а стало быть, и философии яв­ляется вопрос о бытии, к рассмотрению которого мы и переходим.

Домашнее задание:

Вопросы к занятию:

1. Духовная жизнь общества

2. Мораль, нравственные нормы общества

3. Вера, ценности

4. Идеалы, социальный идеал

5. Убеждения

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РАЗДЕЛУ 1 "ФИЛОСОФИЯ И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА"



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.183 (0.034 с.)