Изучение форм и методов научного познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение форм и методов научного познания



Научное познание есть процесс, т.е. целостная развивающаяся система довольно сложной структуры, которая выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы.

С точки зрения взаимодействия субъекта и объекта научного познания, наука включает в себя четыре необходимых компонента.

Субъект науки – ключевой элемент научного познания отдельный исследователь или научное сообщество, коллектив, в конечном счете общество в целом.

Объект науки – предметная область научного познания, то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина, все то, на что направлена мысль исследователя.

Предмет науки в широком смысле это некоторая ограниченная целостность, выделенная из мира объектов в процессе человеческой деятельности, либо конкретный объект, вещь в совокупности своих сторон, свойств и отношений.

Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных спецификой их предметов.

Язык науки – специфическая знаковая система как естественный язык, так и искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.п.).

Уровни научного познания. Как развивающаяся система знания, наука включает в себя два основных уровня эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности эмпирическое (опытное) и теоретическое (рациональное) исследования. В эмпирическом исследовании применяются такие средства, как описание, сравнение, измерение, анализ, индукция. Важнейшим элементом эмпирического исследования и формой научного знания является факт.

Факт (от лат. factum сделанное, свершившееся): а) синоним понятия «истина», реальное событие, результат - в противоположность вымышленному; б) особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание, т.е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов. Факт становится научным, когда он включен в логическую структуру конкретной системы научного знания.

Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента. На этом уровне научного познания преобладает чувственное познание как живое созерцание.

Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание реальности в ее существенных связях и закономерностях. Данный уровень научного познания характеризуется преобладанием рациональных форм знания понятий, теорий, законов и других форм мышления.

Рассматривая теоретическое исследование как высшую и наиболее развитую форму научного знания, можно выделить следующие его структурные компоненты - проблему, гипотезу, теорию.

Проблема – форма теоретического знания, содержанием которой выступает то, что еще не познано человеком.

Гипотеза – форма теоретического знания, структурный элемент научной теории, содержащий предположение, сформулированное на основе фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве.

Теория является наиболее развитой и сложной формой научного знания. Специфика теории по сравнению с другими формами научного знания заключается в том, что она дает целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности объекта данной теории.
Методы научного познания. Получение и обоснование объективно-истинного знания в науке происходит при помощи научных методов.

Метод (от греч. metodos путь исследования или познания) совокупность правил, приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
В теории науки и методологии научного познания разработаны различные классификации методов. Одновременно наблюдение, измерение, практический экспе­римент относятся к эмпирическим методам, как и сопровождающие их доказательство или выведение следствий. Такие методы, как идеализация, мысленный эксперимент, восхождение от абстрактного к конкретному, являются теоретическими методами. Существуют методы, приспособленные преимущественно для обоснования знаний (эксперимент, доказательство, объяснение, интерпретация), другие направлены на открытие (наблюдение, индуктивное обобщение, аналогия, мысленный эксперимент).

Итак, научное познание представляет собой отношение субъекта и объекта; обладает специфическим языком и включает в себя различные уровни, формы и методы: эмпирическое исследование (научный факт, наблюдение, измерение, эксперимент); тео­ретическое исследование (проблема, гипотеза, теория).

Домашнее задание:

Ответьте на вопросы:

1. Научное познание.

2. Уровни научного познания

3. Методы научного познания

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ

Составление конспекта «Научное познание. Философские основания науки. Этические проблемы современной науки».

ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ

ПО ТЕМЕ: «ПРИРОДА НАУКИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ»

1. Теория научного познания именуется А) Онтологией Б) Аксиологией В) Эпистемологией Г) Эволюционной эпистемологией 2. Что из нижеперечисленного не относится к основным чертам научного знания? А) Обоснованность Б) Доказательность В) Неопровержимость Г) Системность 3. По функциональному предназначению, целям исследования знания делятся на А) Фундаментальные и прикладные Б) Точные и приближенные В) Достоверные и вероятностные Г) Естественнонаучные и технические 4. Один из основоположников философии техники А) Э. Фромм Б) К. Циолковский В) П. Энгельмейер Г) М. Фарадей 5. Греческое слово «технэ» первоначально имело значение А) знание, наука Б) искусство, мастерство В) метод, язык, речь Г) машина, устройство 6. Чувственное познание отличается от рационального тем, что А) Первое оперирует фактами, второе – рациональными аргументами Б) Первое эмоционально, второе – нейтрально В) Первое базируется на ощущениях, второе – на доводах разума Г) Первое более адекватно, чем второе 7. Исходная, простейшая форма чувственного познания А) Восприятие Б) Измерение В) Ощущение Г) Представление 8. Форма рационального познания: А) Ощущение Б) Представление В) Понятие Г) Восприятие 9. Мысль, выделяющая и обобщающая предметы на основе указания на их существенные и необходимые свойства А) Умозаключение Б) Суждение В) Понятие Г) Силлогизм 10. Высказывание, в котором нечто утверждается или отрицается А) Умозаключение Б) Суждение В) Понятие Г) Опровержение 11. Форма мышления, в которой отражается наличие связи между предметом и его признаком, между предметами, а также факт существования предмета А) Суждение Б) Понятие В) Восприятие Г) Ощущение 12. Форма эмпирического познания А) Суждение Б) Гипотеза В) Факт Г) Проблема 13. Утверждение, основанное на объединении множества родственных фактов А) Гипотетический мультиплет Б) Теоретический закон В) Эмпирическое обобщение Г) Рациональный синтез 14. Научное допущение, предположение, нуждающееся в дополнительном обосновании А) Умозаключение Б) Гипотеза В) Верификация Г) Интерпретация 15. Высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой области действительности А) Апория Б) Эмпирический базис В) Парадигма Г) Теория

РАЗДЕЛ 5. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ

ТЕМА 5.1. ОБЩЕСТВО КАК САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

Человеческое общество - это самая сложная по своей сущности и структуре живая система. Понятие общества охватывает не только ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т. е. всё человечество в его истории и перспективе. Жизнь общества во всей его полноте есть не хаотическое нагромождение случайностей, а упорядоченная организованна система, подчиняющаяся законам функционирования и развития. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками. Их деятельность в определённой мере задана объективными условиями, не зависящими от их сознания и воли (объективный фактор). Однако новое поколение не просто повторяет то, что делалось их предками, а реализует свои собственные потребности и интересы. Разнообразная деятельность людей, их живой труд неизменно и непрерывно вносят новые черты в характер общества (субъективный фактор). Развитие общества представляется как результат сложного взаимодействия этих двух факторов. Процесс их взаимодействия характеризуется тенденцией и направленностью. В целом человеческое общество прошло несколько стадий развития, от первобытного, каменного, до современного, информационного постиндустриального. Исторически общество никогда не бывает одинаковым.

Движущей силой общества в широком смысле является интерес, стремление людей находить лучшие формы жизни. В узком смысле пружиной развития общества является противоречия, борьба противоборствующих сил в обществе. На современном этапе люди осознают глобальные проблемы, стоящие перед обществом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 782; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.007 с.)