Томмазо Кампанелла (1568-1639)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Томмазо Кампанелла (1568-1639)



Ему приписывают заслугу синтеза, охватывающего центральные проблемы наук о природе и гуманитарных исследований. Призывал к отказу от пиетета перед схоластической и античной философией. Разработал учение о "двух книгах" - "Книге Природы" и Писании. Между ними нет противоречия, а есть лишь разграничение задач. Природу нужно изучать, основываясь на чувственном опыте. Приписывал вещам природы способность к ощущениям, то есть стоял на позициях гилозоизма.

Известно учение Кампанеллы о "прималитетах" - трех главных атрибутах бытия: Мощи, Мудрости и Любви. В утопии "Город Солнца" выдвинул идеал коммунистического общественного устройства, который считал вполне осуществимым.

Политико-правовые идеи в философии Возрождения

Для эпохи Возрождения характерен совершенно иной, чем в средневековой мысли, подход к вопросам политики и права, суть которого в том, что правовые и политические принципы выводятся не из теологических положений, имеющих сверхестественную природу, а из исторических и культурных оснований. При размышлениях о сущности права и государства на первый план выдвигаются природа человека, нравы народа, историческое прошлое. Наиболее известные политические мыслители: Гуго Гроций, Никколо Макиавелли, Томас Мор.

Гуго Гроций 1583-1645

Главный труд: "О праве войны и мира". В основе права лежит природа человека, но правовое творчество должно опираться и на потребности общества. Содержанием естественного права считается все то, что необходимо для нормального существования общества. Уже в природном состоянии людей имеются принципы, побуждающие людей объединяться и устанавливать нормы, регулирующие совместную жизнь. Эти нормы являются источником права. Гроций - сторонник теории государства как результата договора. Республику он называл самой древней и самой оптимальной формой государственного устройства.

Никколо Макиавелли (1469-1527)

Получил всемирную известность своей книгой "Государь", долгое время считавшейся катехизисом политической теории. Бог полностью исключается им из общественной жизни: человек сам творит политику, опираясь на земные интересы. Макиавелли интересуют законы, управляющие историей и поступками политиков. Природа человека неизменна, считает он, и, следовательно, неизменны и принципы, управляющие ходом общественного развития. Государство есть высшее проявление человеческого духа, а служение государству считается целью и смыслом человеческой жизни. Поскольку человек по природе испорчен и склонен ко злу, его нужно постоянно опекать. Функции опеки возлагаются не на Церковь, а на государство. Политический идеал Макиавелли - республика, наподобие той, которую удалось создать римлянам. Он полагал, что глава государства вправе употреблять любые средства для того, чтобы обеспечить безопасность и стабильность государства. Политика и мораль несовместимы. Религию, по Макиавелли, имеет вполне её земные корни. Её польза или вред зависят от вклада в разрешение общественных проблем. Религии подчинены закону рождения и упадка, то есть историчны. Имя Макиавелли стало нарицательным и используется, когда говорят о беспринципности в политике.

Томас Мор (1478-1535)

Всемирную известность Мору принес его трактат "Утопия". Счастье как главная цель человеческого бытия, может быть реализовано лишь в справедливом обществе. Это справедливое идеальное общество основано на общности имущества, участии всех в труде и равном распределении. Одно из занятий, которому предаются жители страны Утопии - это изучение греческой философии, которая стремилась к постижению тайн природы. Природа есть величайшее произведение Бога, свидетельствующее о его могуществе.

Счастье понимается Мором как возможность получать от жизни удовольствия. При этом он опирается на доводы эпикурейцев и некоторые догматы христианства. Политический проект Мора является, по своей сути, коммунистическим.

Мистический пантеизм в философии Возрождения

Традиция мистического пантеизма восходят еще к средневековой философии, в частности в Майстеру Экхарту и Рюисбруку. В отождествлении Бога и мира мистики видели возможность постижения божественного бытия индивидуально, опираясь на имеющуюся в каждом человеке "искру Божию". Утверждение, что с Богом можно общаться без посредства Церкви, расценивалось как ересь, и именно это утверждение использовалось реформаторами католической религии. Наиболее известным из религиозных мистиков был Якоб Бёме.

Якоб Бёме (1575-1624)

Он гордился тем, что не получил систематического образования и все свои "открытия" совершил на основе глубокого знания Священного Писания. И стиль, и язык философии Бёме резко контрастирует с языком и стилем официальной философии. Его учение называют теософией.

Бёме исследует структуру общества в том виде, как она раскрывается в мире. Средство для этого изучения - самоанализ, рассмотрение духовной и телесной природы человека, интуиция. Даже Гегель не скрывал, что он многое взял из диалектической концепции Бёме, в которой описывается процесс выведение мира из Бога.

Бог есть "безосновное" - это главная его характеристика - и основание всего сущего. Бог есть абсолютная полнота бытия, которая изливается в мир. И это излияние (эманация) описывается в терминах христианского учения о Троице. Самораскрытие Бога путем его саморазделения ведет Беме к пантеизму, то есть к представлению о тождестве природы и Бога. Процесс самораскрытия описывается как борьба противоположностей, как диалектика.

Концепцию единства противоположностей Бёме применяет и для характеристики природы человека, в которой уживаются божественное и природное, телесное и духовное, злое и доброе. В человеке как в микрокосме, присутствует Бог, и искра Божия всегда пробьет дорогу тем, кто усерден в вере.

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

16-17 вв. – философия Нового времени.

1. Причины появления:

Буржуазные революции 17 века (снижение влияния религии и период гражданского развития Европы), начало промышленного производства, бурное развитие науки, экспериментирования. И, как следствие, - необходимость создания новых эффективных научных методов познания, способных помочь производству, науке.

Особенности:

1. Появились два универсальных метода познания:

- Эмпиризм (лат.: эмпирио – опыт) - есть метод познания на основе опыта (т.е. знания полученного опытным путем, подтвержденного на опыте).

Эмпиризм, как метод познания, противоположен рационализму. Вульгарный эмпиризм недооценивает знание, полученное на основе разума, умозаключений.

Например: Земля - диск на воде.

- Рационализм (лат.: рацио – разум) - метод познания, считающий решающим в познании разум, абстрактное мышление и отвергающий значение опыта, эксперимента.

При этом как метод познания рационализм противоположен эмпиризму и сенсуализму. Более того, полагает, что опыт и чувства часто обманывают человека, вводят в заблуждение (например, ошибочность видимости того, что солнце вращается вокруг Земли). В результате эмпиризм и сенсуализм недооцениваются вульгарными рационалистами.

На самом деле важно любое познание, полученное как на основе опыта, так на основе чувств или путем рациональных размышлений. Все должно быть гармонично, в том числе и познание мира.

2. На смену идеализму Средневековья (и наивному материализму древних греков) пришел метафизический и механистический материализм.

Метафизический материализм - материализм, отрицающий качественное разнообразие и изменчивость мира (н-р, между живой и неживой материей) и сводящий весь мир к какой либо одной форме материи (например, к механической).

Механистический материализм (механицизм, механистичность) разновидность метафизического материализма. При этом признается только одна форма движения материи – механическая (механическое перемещение тел).

При это вся Вселенная (от атомов до планет) рассматривается как есть замкнутая механическая система, состоящая из неизменных элементов, движение которых подчиняется законам механики. Таким образом, отрицается существующее разнообразие мира (биологическое, химическое, физическое).

Исторически данный вид материализма связан с определенным, еще недостаточным уровнем развития науки (16-17 века) – из-за неизвестности других форм движения материи. Лишь достижения, естествознания 19-20 веков практически исключили подобную точку зрения.

2. Представители эмпиризма нового времени:

Френсис Бэкон (1561-1628), английский философ, эмпирик, родоначальник материализма Нового времени. Лорд-канцлер, хранитель королевской печати, от должности отстранен.

О соотношении науки и религии

У науки и религии разные предметы и методы исследования.

У Науки: предмет исследования – природа, метод – опыт, наблюдение, эксперимент.

У религии: предмет исследования – Бог, метод исследования – вера, откровение.

Поэтому каждый занимается своим делом, не мешая другому и не вмешиваясь в чужие дела.

О роли науки

Главная задача науки – познать природу, усовершенствовать жизнь человека. Девиз «Знание – сила!». Но оно может стать силой только тогда, когда истинно. Наука способна властвовать над природой лишь при условии познания ее законов.

Подверг резкой критике идеализм и опору прежних, средневековых философов на «священное писание», на веру. Тогда как в науке следует руководствоваться практикой, опытом. Источник знания – чувственный опыт.

Достижение истины возможно лишь тогда, когда очистишь свой разум от предрассудков и заблуждений («идолов»), которые подстерегают ученого в науке и коренятся в его уме

Домашнее задание.

Ответьте на вопросы:

1. Теоцентризм средневековья. Патристика. Августин Блаженный. Схоластическая философия. Фома Аквинский.

2. Гуманизм как ценностная ориентация философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Пантеизм и натурфилософское естествознание эпохи Возрождения. Николай Кузанский, Джордано Бруно, Николай Коперник, Галилео Галилей.

3. Эпоха научной революции. Проблемы методологии научного познания. Френсис Бэкон эмпиризм и индукция. Рационализм Декарта. Дедуктивный метод.

ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

" ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ВОЗРОЖДЕНИЯ, НОВОГО ВРЕМЕНИ "

1. Характерной чертой средневековой философии является: а) космоцентризм б) антропоцентризм в) теоцентризм г) скептицизм 2. Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве: а) Бога б) человека в) природы г) космоса 3. Представитель средневековой философии: а) Фома Аквинский б) Диоген Лаэртский в) Гераклит Эфесский г) Парменид Элейский 4. Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логической проблематике, подчинение теологии, присущи: а) мистике б) схоластике в) рационализму г) эмпиризму 5. Название периода творческого служения «отцов Церкви» (III-VIII вв.), заложивших основы христианской философии и богословия; в их трудах в противостоянии-диалоге с греко-римской философией идет формирование системы христианской догматики: а) апологетика б) патристика в) схоластика г) экзегетика 6. Эпоха восстановления идеалов античности в Европе: а) Возрождение б) Новое время в) Средние века г) Просвещение 7. Важнейшей чертой философской мысли и культуры эпохи Возрождения является: а) космоцентризм б) антропоцентризм в) провиденциализм г) скептицизм 8. Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения: а) человек б) Бог в) природа г) космос 9. Противопоставление отдельного индивида обществу характерно для: а) индивидуализма б) коллективизма в) рационализма г) иррационализма 10. Учение, развившееся в эпоху Возрождения, и утверждающее тождество Бога и природы, что «природа – это Бог в вещах» а) Пантеизм б) Деизм в) Провиденциализм г) Теизм 11. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей а) Рационализм б) Сенсуализм в) Скептицизм г) Агностицизм 12. Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии а) Ф. Бэкон б) Т. Гоббс в) Р. Декарт г) Г. Лейбниц 13. Основное утверждение эмпиризма а) Высший вид познания – интуиция б) Всё знание человека основывается на опыте в) Мир в принципе не познаваем г) Всё подвергать сомнению 14. Направление, считающее единственным источником наших знаний о мире чувственный опыт а) Гностицизм б) Сенсуализм в) Рационализм г) Интуитивизм 15. Основная идея философии французского Просвещения а) Приоритет разума как высшей инстанции при решении проблем человеческого общества а) Агностицизм в) Клерикализм г) Приоритет чувственного познания мира при решении проблем человеческого общества

ТЕМА 2.4. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом — годом смерти Гегеля — с другой. Тем не менее по целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла быть достигнута, а тем самым и вершину домарксистской философии вообще. Перечислим по крайней мере некоторые из ее положительных моментов. Философия Канта довершает поэтическую (ноэ-ма, ноэзис. — Пер.) философию. В философии Канта нашло свое выражение теоретическое отражение рефлексии человеческой свободы и равенства в период до французской революции. В немецкой классической философии мы находим зачатки «философии активной стороны» у Фихте, основы естественной спекуляции у Шеллинга, его же концепцию «динамического процесса» в природе, близкую к материалистической диалектике, диалектическую концепцию Гегеля, близкую к реальности и в то же время благодаря своему идеализму далекую от нее. Начиная с Гердера, немецкая философия вводит историзм в исследование общества и тем самым отвергает неисторические и механистические концепции предшествующей эпохи.

Послекантовская философия вносит серьезную критику агностицизма и всей предшествующей поэтической позиции. В философии Гегеля разрабатываются законы не только объективной, но и субъективной диалектики.

Оборотной стороной этих позитивных результатов является мировоззренческое утверждение большинства философов в идеализме. Эта тенденция связана с рядом обстоятельств, которые лежат в концепции идеализма, где не требуется строго научного объяснения при формулировании новых открытий, идей, теорий. Материалистическая позиция предъявляет большие требования к точности изложения, к строгости формулировок, что предполагает определенный временной период. Идеализм немецкой классической философии связан с доведением концепции до абсурдных результатов вопреки опыту или эмпирическим доказательствам. Свою роль в этом сыграла экономическая и политическая слабость немецкой буржуазии, что привело к тому, что Германия переживала свое существование скорее в теории, чем на практике.

Следующий момент, объясняющий преобладание идеалистической позиции в немецкой классической философии, связан с развитием философии после Декарта. В противоположность онтологической позиции древней и средневековой философии, как недостаточно обоснованной, Декарт подчеркнул идею о том, что наиболее существенным моментом, с которого философия должна начать, является достоверность самого познающего Я. В рамках этой традиции ряд философов Нового времени делают больший упор на субъект, чем на объект, а вопросу о характере познания отдают предпочтение перед вопросом о характере бытия. В философии Канта также проявляется подобное привилегированное положение субъекта. Хотя в последующей спекулятивной фазе развития философии (Шеллинг, Гегель) наблюдается переход к онтологической позиции, прежний поэтический приоритет субъекта проецируется на концепцию оснований всякой реальности.

Менее известно, что характерной чертой этого идеализма был пантеизм (он характерен для Фихте, Шеллинга классического периода и Гегеля). Толчок развитию дал Кант своей критикой метафизических идей (бог, душа, идея мировой целостности). Другой причиной этой ориентации является так называемая спинозовская дискуссия, вызванная книгой Ф.-Г. Якоби (1743—1819) «Об учении Спинозы», изданной в 1785 г. Дискуссия, направленная на реабилитацию философии Спинозы, является одной из вех прогрессивного духовного развития в Германии того времени. Гердер участвовал в спинозовской дискуссии своим трактатом «Бог» (1787), в котором попытался модернизировать спинозизм (заменил «распространенность» «органическими силами», моделью для которых служит скорее живое существо, чем физический объект). В отличие от атеистической интерпретации Спинозы, которую предпринял Якоби, Гердер защищает пантеистическое понятие бога с некоторыми личными чертами (мудрость, провидение). Спинозовская дискуссия показывает, что послекантовская философия включала в себя и те философские направления в Германии, которые развивались независимо от Канта.

В социальном плане немецкая философия — свидетельство идейного пробуждения «третьего сословия» Германии. Экономическая незрелость и политическая слабость немецкой буржуазии, территориальная раздробленность Германии наложили на нее свой отпечаток. В то же время немецкая философия использовала результаты развития философской мысли Италии, Франции, Англии и Голландии. Этот момент весьма положителен.

Значение немецкой классической философии было отчасти обесценено идеалистической формой, которая впоследствии стала для неё роковой. Вместе с тем она способствовала — несмотря на свой неконкретный, мистифицирующий характер, который исключал строгий причинный анализ исследуемых феноменов, — тому, что отражение новых научных познаний и воздействие общественного развития происходили так своевременно, что, как говорится, она мгновенно реагировала на новые стимулы.

Домашнее задание.

Ответьте на вопросы:

1. Немецкий идеализм и социально-исторические условия эпохи.

2. Критическая философия И. Канта.

3. Абсолютный идеализм Г.Ф.В. Гегеля. Диалектика и принцип системности в философии Гегеля.

4. Антропологический идеализм Л. Фейербаха. Фейербах о гносеологических и психологических корнях религии. Религия любви.

ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ: "НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ"

1. Хронологические рамки немецкой классической философии А) XV в. Б) XVII в. В) XVIII – XIX вв. Г) XVI в. 2. Предметом теоретической философии по И.Канту должно быть исследование: А) природы и человека Б) «вещей в себе» В) законов разума и его границ Г) бытия Бога 3. Философ, автор «Феноменологии духа», «Науки логики», «Философии истории», «Философии права»: А) Г.В.Ф.Гегель Б) И.Кант В) Б.Спиноза Г) Р.Декарт 4. Представитель немецкой классической философии: А) О.Шпенглер Б) Г.Зиммель В) Ф.Ницше Г) Л.Фейербах 5. Кто из нижеперечисленных мыслителей НЕ относится к представителям немецкой классической философии? А) И. Кант Б) Л. Фейербах В) Ф. Ницше Г) Ф. Шеллинг 6. Что Не является характерной особенностью немецкой классической философии А) Стремление к полноте, системной стройности мысли Б) Рассмотрение философии как высшей науки, как «науки наук» В) Опора на разум как высший способ познания мира Г) Отрицание трансцендентного, божественного бытия 7. Согласно Гегелю истинным двигателем мировой истории является А) Мировой Дух Б) Природа В) Деятельность героев и вождей Г) Дух народов 8. Реальность, составляющая основу мира, по Гегелю: А) природа Б) Бог В) Абсолютная идея Г) человек 9. По мнению И. Канта для формирования человека как нравственного существа принципиальное значение имеет А) Природная доброта Б) Нравственный долг В) Соблюдение общественных норм Г) Разумность и осмысленность поведения 10. Важнейшее философское произведение Иммануила Канта А) «Метафизика» Б) «Наука логики» В) «Критика практического разума» Г) «Красота в природе» 11. Философии Г.Гегеля присущ: А) пантеизм Б) бихевиоризм В) панлогизм Г) атеизм 12. Разделил действительность на «мир вещей в себе» и «мир явлений» А) Гегель Б) Шеллинг В) Кант Г) Декарт 13. Кто является представителем объективного идеализма? А) Кант Б) Гегель В) Фейербах Г) Кант 14. В философии И. Канта «вещь в себе» - это А) Синоним понятий «Бог», «Высший Разум» Б) То, что наличествует в нашем сознании, но нами не осознается В) Неизвестная первопричина мироздания Г) То, что вызывает в нас ощущения, но само не может быть познано 15. Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, называется: А) софистика Б) диалектика В) монадология Г) гносеология

ТЕМА 2.5. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. Этапы развития русской философии.

2. Особенности развития русской философии.

3. Основные направления и школы русской философии.

1.Своеобразием русской философии явилось то, что она развивалась подобно восточной философии до 19 века, поэтому.

2. Главной проблемой русской философии был человек и его нравственное начало.

3. Красной нитью проходит идея- это роль и место России в общей мировой цивилизации.

Этапы русской философии.

1. Киевская Русь. Первые философские идеи возникли период крещения Руси в 10 веке. Первым философом, богословом был митрополит- Илларион, который в знаменитой проповеди «слово о законе и благодати» в первые определил место и значение России в общее мировом пространстве после принятия христианства, он считал что будущее России без христианства не возможно.

2. Московское государство. В эту эпоху широкое распространение получила идея монаха Филофея- «Москва- 3 Рим».

3. Конец 17 начало 18 веков(до середины 18 века)- основание философии как науки связывает: 1. Открытие академии наук(1725 год). 2. Открытие Московского университета(1755 год). Большой вклад в развитие философии и первым материалистом был Ломоносов. Первым профессиональным светским философом является Григорий Сковорода, который в рамках философии решал проблемы гносиологии, метофизики, этики, антропологии. Он наметил пути развития философии свободной от религии.

4. Вторая половина 18 века. Характеризуется развитием светской культуры под влиянием европейского просвещения (Эпоха просвещения). На первый план выходит две проблемы: 1. проблема образования, распространения знаний 2. Проблема установления справедливого общества, поэтому кроме этических вопросов рассматривались социальные вопросы. Большой вклад в этом периоде внесли Татищев, Дашкова, Новиков, Радищев.

Начиная с конца 18 века философия наметила пути развития по двум направлениям:

1) религиозна идеалистическая(влияние духовной академии в Москве).

2) Материалистическая(революционна- демократическая) влияние Московского университета.

5. 19 век. Создаются первые философские кружки под руководством Одоевского и Чаадаева, где вновь главной проблемой становится проблема места и роли России в общей мировой цивилизации. В это же время в рамках революционно демократического направления создается философская школа «Русский марксизм»(Плеханов).

6. Конец 19 века начало 20 века. Серебряный век русской культуры. В русской философии характеризуется как период систем. Первую систему о все единстве пытался представить Владимир Соловьев. Соловьев пытался определить что в глобальном масштабе проблемы гносеологии, антропологии, этики и космологии. Считал что все единство заключается в соединении идей религиозной морали, с идеями социального устройства.

7. В советское время философия развивалась только в рамках Марксизма и Ленинизма. Все что противоречило Марксистка Ленинской идеологии, что не входило в рамки этого учения, считалось не просто вредными, но и не приемлемым.

2. Основные особенности развития русской философии.

1. Это то что за весь период развития русской философии главной темой была о мести и роли России в общей мировой цивилизации.

2. Не только представители религиозно идеологического направления, но и почти все философы начиная с 17 века вопросы этики, морали и нравственности считали основными.

3. Жизненность, злободневность русской философии. Она считала что такие проблемы как смысл жизни тайны человеческой души, поиски социальной справедливости это то, на что нужно обращать главное внимание философов, а не зацикливаться на абстрактных понятиях, таких как антология и гносеология.

4. Русская философия характеризуется отсутствием таких глобальным систем как материализм, диалектика. Даже Соловьев скорее представил не всю систему всеединстве, а лишь ее план. Таким образом, философия доказала что она может существовать вне всякой системы, так как система- это лишь оболочка, а не сущность философии.

5. Эмоциональность и чувственность русской философии. Философия - это не продукт холодного ума, а плоть горячего сердца.

6. В русской философии были разработаны важные стержневые понятия, такие как соборность, всеединство, богочеловечество и другие, которые в последствии стало использовать вся мировая философия.

7. Своеобразие русской философии заключается в личности философа, в его духовном облике. Среди русских философов не было дипломированных специалистов, поэтому многие из них не имели философского образования. Быть философом на Руси означало быть проповедником, который не просто думает и рассуждает, но находится в особом состоянии духа и даже ведет особый образ жизни. Но главное философом может быть тот кто осознает личную ответственность за судьбу России и всего народа. Благодаря своим личностным качествам русские философы были уважаемы и известны не только в России, но и за рубежом.

3. Основные направления и школы русской философии.

1. Религиозно- идеалистическое направление. Представители В. Соловьев, С. Булгаков, Н. Бердяев, С. Франк, П. Флоренцский и др. Считали, что жизнь теряет всякий смысл без высшего духовного начала, которым является православие.

2. Революционно- демократическая(материалистическая)- считали, что для того чтобы сделать людей счастливыми нужны революционные преобразования в обществе. Представители Чернышевский, Белинский. В частности Чернышевский считал что социализм можно построить минуя этап капитализма. Он считал что в одних условиях человек добрый, при других – злой. Чтобы человек был высоко нравственный нужно создать такие условия через революционные преобразования(«Что делать?»).

3. В рамках революционно- демократического направления возникла школа Русский Марксизм основоположником является Плеханов, он считал в отличии от Чернышевского, что сначала нужно пройти этап капитализма чтобы пролетариат набрал силу и только потом строить социализм. В отличии от Маркса, который считал что главным рычагом развития является производительные силы и частная собственность(способ производства) Плеханов отстаивал мысль о том что главным фактором развитии для общества является географическая среда.

4. Славянофильство - основоположники Хамяков, Криевский, Леонтьев. Считали что Россия страна уникальная у нее свои традиции, свой путь развития, поэтому «Запад нам не указ».

5. Западничество - основоположник Чаадаев. Считали что Россия страна особенная, но особенность в ее отставании от цивилизационного мира, так как она зациклилась на своих традициях поэтому должна учиться у запада цивилизации .

6. Русский экзистенцианализм - Шестов, Достоевский. Считали что не только в пограничной ситуации, но и в любой житейской человек может оставаться человеком, только соотнеся свои поступки с высоконравственными религиозными законами.

7. Русский марксизм (Федоров, Циолковский, Вернадский - первые два философа считали, что человечеству нужно попасть в космос чтобы воскресит души умерших и найти у них знания. Вернадский создал учения о ноосфере (ввел понятие Леруа). Ноосфера - сфера разума. Оно имеет планетарный масштаб и должно привести к изменению статуса земли. Земля прошла три этапа:

1) Геосфера- земля без живых организмов.

2) Биосфера- земля с живыми организмами и человечеством.

3) Ноосфера- ее суть в разумном использовании природы на основе поэволюции- взаимосогласованная сосуществание человека и природы как в интересах человека так и в интересах природы. Будущее человека зависит только от него, от того как быстро он найдет выход из созданных не им глобальных проблем выживания.

Домашнее задание:

Ответьте на вопросы:

1. Специфические особенности русской философии.

2. Периодизация развития философской мысли в России

3. Ломоносов, Радищев, Чаадаев

4. Русская религиозная идеалистическая философия (Соловьев, Бердяев и др.)

5. Революционеры-демократы.

6. Русский космизм (Фёдоров, Циалковский, Вернадский)

ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ: "РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ"

1. К характерным особенностям русской философии относится: А) Рационализм Б) Эмпиризм В) Антропологизм Г) Панлогизм 2. Знаменитым русским иконописцем является: А) Иван Федоров Б) Максим Грек В) Григорий Сковорода Г) Феофан Грек 3. К жанру социальной утопии в древнерусской литературе относится А) «Задонщина» Б) «Сказание о Граде Китеже» В) «Слово о законе и благодати» Г) «Повесть о белоризце-человеке и о монашестве» 4. Идеологему «Москва – Третий Рим» впервые обосновал А) Владимир Мономах Б) Филофей В) Дионисий Г) Сергий Радонежский 5. «Слово о законе и благодати» написал А) Филофей Б) Владимир Мономах В) Иларион Г) Даниил Заточник 6. Кодекс феодального образа жизни, предписывавший как строить семью и вести хозяйство, созданный на Руси в 16 веке А) «Домострой» Б) «Великие Минеи Четии» В) «Шестоднев» Г) «Толковая Палея» 7. Российская Академия наук была основана в А) 1725 году Б) 1755 году В) 1801 году Г) 1825 году 8. По мнению Г.С. Сковороды, вся действительность распадается на три мира, к числу которых не относится: А) человек Б) общество В) природа Г) Библия 9. «Русским Сократом» прозвали А) М.В. Ломоносова Б) Даниила Заточника В) Г.С. Сковороду Г) Стефана Яворского 10. Вопрос о роли и месте России в истории человечества был поставлен в «Философических письмах»: А) В. Соловьевым Б) П. Чаадаевым В) А. Хомяковым Г) А. Герценом 11. Основной идеей западничества является А) Сила власти – царю, сила мнения – народу Б) Россия должна развиваться по европейскому пути В) Прогресс общества связан с развитием монархической власти Г) Православие, самодержавие, народность 12. Идейным главой славянофилов являлся А) А.И. Герцен Б) А.С. Хомяков В) А.Н. Радищев Г) Л.Н. Толстой 13. Вера в то, что спасение Запада в принятии православия, наиболее близка мировоззрению: А) Русских космистов Б) Славянофилов В) Старообрядцев Г) Западников 14. Русский мыслитель, автор романов «Подросток», «Бедные люди», «Идиот», «Бесы» А) Л.Н. Толстой Б) Н.В. Гоголь В) К.Э. Циолковский Г) Ф.М. Достоевский 15. Ноосфера -- это А) Сфера разума Б) Сфера жизни В) Божественная сфера Г) Трансцендентная сфера

ТЕМА 2.6. ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА

Под современной западной философией понимают совокупность философских учений, которые возникли в конце 19 века, и основные идеи разрабатывались весь 20 век. В этот период отмечены социально-экономическим, научно-техническим и военно-политическим подъёмом.

Западную философию отличает разность суждений о мире и человеке (классический рационализм, религиозный иррационализм).

В традиционной европейской философии многообразие существующих философских учений и концепций увязывалось в единую рациональную систему, которая позволяла поддерживать это разнообразие внутри общего идейно-проблемного единства. В классический период (8-19вв) сердцевина – рациональное звено познания (Гегель – хитрость разума должна победить косность природы). В современной западной философии, напротив, на первый план преимущественно вышел иррационализм (мир и жизнь – это хаос, не имеющий внутренней логики и следовательно, их нельзя познать разумом). В классических школах многие моменты в жизни людей исследовались недостаточно (например, психические или духовные факторы – инстинкты, интуиция, воля), эту слабость и стремились преодолеть иррационалисты (Артур Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше).

Современная западная философия – сложный духовный конгломерат (сообщество) учений о мире, обществе и человеке. Произошёл принципиальный поворот в философском осмыслении человека, именуемый иррациональным направлением в философии. Возникают новые философские школы (психоанализ, экзистенциализм, неопозитивизм).

· Философия жизни – предмет изучения не материя, не дух, а жизнь. Жизнь – это высшая ценность; движущая её сила – воля (к жизни, к власти, к творчеству). Представители данной школы не впадали в крайности материалистов и идеалистов - Жизнь связана и с духом и с материей (Ницше, Шопенгауэр, Шпенглер)

· Философия интуитивизма (учение об интуиции) (лат. взгляд, вид) – самый главный и надёжный источник познания мира. В центре учения – проблемы ощущений и восприятий человека, свобода воли, интуиция. (эволюция природы и развитие человека находятся в единстве) Анри Бергсон.

· Философская антропология – учение о природе и сущности человека. Термин ввёл И.Кант . человек - это постоянно формирующееся существо мира. В сфере познания – все уровни человеческих качеств и свойств (эмоции, влечения, мысли, инстинкты) (Шеллер)

· Позитивизм (а затем неопозитивизм) (от лат. наличный, фактический) – одно из распространённых направлений рационального мышления, предмет изучения – взаимоотношения философии и науки. Представители, как правило, учёные. Наука не нуждается в философии. Она сама себе философия (Огюст Конт, Герберт Спенсер, Людвиг Витгенштейн).

·



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.190 (0.028 с.)