Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы и принципы научного познанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методология науки представляет собой теорию научного познания, исследующую познавательные процессы, происходящие в науке, формы и методы научного познания. В этом отношении она выступает метанаучным знанием философского характера. I. Методы научного познания Современная наука представляет собой сложное системное образование, содержательное развертывание которого происходит под влиянием многих факторов, в том числе и в силу действия самых различных методов, в совокупности образующих методологический инструментарий науки. Многоуровневая концепция методологического знания позволяет выделить среди них основные группы с учетом степени общности и широты применения входящих в них отдельных методов. К ним относятся: 1) философские методы, задающие самые общие регулятивы исследования (диалектический, метафизический, аналитический, феноменологический, герменевтический и многие другие); 2) общенаучные подходы и методы познания, использование которых характерно для целого ряда отраслей научного знания (аксиоматический, гипотетико-дедуктивный методы, эксперимент, описание и т.д.); 3) частнонаучные методы, применение которых не выходит за рамки отдельных научных дисциплин (количественный анализ в химии, спектральный анализ в физике и т.д). Научный метод — это система регулятивных принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание действительности, генерируется новое знание. Методы в науке складываются в результате рефлексии над уже полученными теоретическими результатами в освоении определенной предметной области исследования. Имманентная эвристика сформировавшихся теоретических моделей реальности позволяет осуществить на их основе процедурное развертывание метода, трансформируя содержание теоретического знания в систему принципов и регулятивов вплоть до отдельных операций, направляющих дальнейшее развитие научного поиска. Каждая научная дисциплина вырабатывает свои специфические приемы и методы исследования, во многом обусловленные особенностями осваиваемых объектов, их характеристик и связей. Вместе с тем в исследовательской практике имеют место эмпирические и теоретические методы, к использованию которых прибегают в разных отраслях научного исследования. Для философии науки первоочередной интерес представляют именно такие общенаучные методы, составляющие важнейшую часть методологического арсенала научного познания. Метод в науке выступает как совокупность регулятивных принципов теоретической деятельности человека, форма, в соответствии с которой происходит теоретическое осмысление изучаемой реальности. Методы исследования и познания одно и тоже. Признаками научного метода являются: 1) ясность, предельно четкая формулировка исходных принципов; 2) детерминированность – причинная обусловленность принципов, выдвигающихся в качестве исходных; 3) направленность или подчиненность конкретным целям и задачам.
Этот раздел философии начинает формировать свой объем с эпохи Возрождения и по мере развития науки и техники и культуры в целом методология приобретает все более важное значение в рамках философии, а в настоящее время даже претендует на статус самостоятельной области знания. Методология научного познания широко представлена в позитивизме и марксизме. В советской философии сложилось несколько школ методологии науки: в Ленинграде, в сибирских университетах и в Минске. Минская школа философии и методологии науки оформилась в 70-е г.г. ХХ века. на базе кафедры философии и методологии науки БГУ. Ее представители: Степин Вячеслав Семенович, Елсуков Альберт Николаевич (защищал диссертация по научному факту), Петушкова Евгения Васильевна, Михайлов Анатолий Изотович, Зеленков Анатолий Изотович, Кузнецова Лидия Федоровна (научная картина мира, на безе биологии), Яскевия Ядвига Станиславовна, Буйко Татьяна Николаевна, Лойко Александр Иванович (Наблюдение в астрономии, аксиологические вопросы техники), Машейка Марина Александровна и десятка 3 к.ф.н. Лойко Л.Е.Статус и функции философской рефлексии……….
Методы, используемые в науке, принято классифицировать по уровням научного познания. В научном исследовании выделяются два уровня: эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень – это процесс накопления фактов, информации об исследуемых явлениях. Здесь широко проводятся наблюдения, сравнения и измерения, ставятся разнообразные эксперименты, образуются и вводятся в научный обиход понятия, производится первичная систематизация знаний (в форме таблиц, схем, перечней, графиков) и даже формулируются эмпирические законы. Эмпирическое познание поставляет науке факты, фиксируя при этом устойчивые связи, закономерности окружающей нас действительности. Теоретический уровень – это уровень высшего синтеза знаний в форме научной теории. Он отличается от эмпирического тем, что дает знание о сущности как совокупности внутренних связей и отношений. Оба уровня научного познания требуют философского осмысления и обоснования. В этой связи А. Эйнштейн подчеркивал, что наука без теории познания становится примитивной и путанной. 1) Под наблюдением понимается систематическое, целенаправленное восприятие объекта. Это наиболее элементарный метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов. Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся на работу органов чувств человека и его материальную деятельность. Предметом исследования могут быть только принципиально наблюдаемые объекты. Для того чтобы быть плодотворным методом познания, наблюдение должно удовлетворять ряду важных требований, главными из которых являются: · преднамеренность, означающая, что наблюдение должно вестись для решения вполне определенной, четко и конкретно поставленной задачи; · планомерность, состоящая в проведении наблюдений по плану, поставленному исходя из задач наблюдения. Планомерность способствует фиксации самого важного и существенного; · целенаправленность, благодаря которой внимание наблюдателя останавливается только на интересующих его явлениях. Наблюдение, направленное на восприятие отдельных деталей, сторон, частей объекта, называется фиксирующим, а наблюдение, охватывающее объект в целом, называется флюктуирующим. Только соединение обоих этих видов наблюдения дает полную информацию об объекте; · активность наблюдения, означающая, что наблюдатель не просто воспринимает все попадающее в поле зрения, а ищет нужные объекты, интересующие его черты этих объектов, используя для этого весь запас собственных знаний и опыта; · систематичность, что предполагает непрерывность и наличие определенной системы наблюдения, позволяющей воспринимать объект многократно и в самых разнообразных условиях. Методологическое значение наблюдения состоит в том, что оно позволяет подтвердить те или иные гносеологические выводы. 2) Сравнением называется установление сходства и различия предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, есть ступень на пути к открытию закона. Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять по крайне мере двум требованиям: · сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная общность. Нельзя сравнивать заведомо несравнимые вещи (например, черты человеческого характера и какие-либо материальные объекты), так как это для познания ничего не дает. В лучшем случае здесь можно прийти только к поверхностным и потому бесплодным аналогиям; · для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным признакам. Сравнение по несущественным признакам может легко привести к заблуждению. 3) Измерение есть процедура определения численного значения некоторой величины посредством единиц измерения. Измерение предполагает наличие следующих основных элементов: · объекта измерения; · единицы измерения; · измерительных приборов; · методов измерения; · наблюдателя. Измерение позволяет находить и формулировать эмпирические законы, научные теории. Так, например, измерение атомного веса элементов явилось одной из предпосылок создания периодической системы элементов Д. Менделеева. 4) В научном познании и практической деятельности широко используется эксперимент. Это такой метод изучения объекта, когда исследователь активно воздействует на него с целью выявления соответствующих свойств. Данный метод представляет собой наиболее сложный метод эмпирического познания. Он предполагает использование уже рассмотренных нами наблюдения, сравнения и измерения. Однако сущность его не в этой особой сложности, а в целенаправленном, преднамеренном преобразовании исследуемых явлений, во вмешательстве экспериментатора – в соответствии с его целями – в течение исследуемых процессов. Как метод эксперимент зависит от уровня теоретических представлений об исследуемом объекте и от имеющихся технических возможностей. Эксперимент может быть: · лабораторным, где объект изучается в искусственных условиях; · полевым, при котором изучение происходит в естественных условиях, но с некоторыми изменениями, позволяющими глубже познать исследуемое явление; · физическим, предусматривающим непосредственное воздействие на исследуемый предмет; · мысленным, в котором изучение объекта происходит на основе допущения предельных условий его существования. Методологическое значение эксперимента состоит в том, что он: · позволяет изучать явление в чистом виде; · дает возможность многократно его повторять; · позволяет замерять и протоколировать результаты. Перечисленные методы широко применяются в работе сотрудников органов внутренних дел. Следственный эксперимент, например, позволяет установить картину преступления, что дает возможность доказать виновность в совершении преступления или снять подозрения с невиновных.
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.192 (0.01 с.) |