Предмет философии и ее функции в современном мире 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет философии и ее функции в современном мире



Философия в истории мировой культуры развивается параллельно и взаимосвязано с такими формами общественного сознания, как наука, искусство, порой приобретая их свойства и качества при обращении к конкретным проблемным вопросам.

Как особая форма общественного сознания философия имеет длительную предысторию и в неявной форме содержится уже в первых религиозно-мифологических представлениях человека.

Философия начинает самостоятельный путь развития с 6-7 вв. до нашей эры. Родина философии – Древняя Греция. 1 - философская школа: школа 7 мудрецов, ионийская школа.

Предмет философии исторически менялся и был обусловлен спецификой исполнения своих функций философии в конкретном контексте.

В своих первых формах философский опыт носил характер сентенций – то есть умозаключений морального порядка, а первыми темами философского познания выступала форма – архэ – первопричины, первовещества мира, проблема законов природы.

В дальнейшем предметом философии (начиная с Сократа) являлся человек и его место в мире. С течением времени философская проблематика расширялась за счет исследования природы, исторического времени, науки и культуры в целом.

Предмет современной философии в этом смысле чрезвычайно мозаичен и включает в себя:

1) Законы организации природного и социального быта;

2) Методология научного познания;

3) Содержание ключевых универсалий современной культуры.

На протяжении длительного времени центральным вопросом философии был вопрос о первичности материи либо духа.

В связи со спецификой ответа философы делились на материалистов и идеалистов.

Сегодня вопрос об основном вопросе философии звучит иначе. Его формулировка теперь такова: «Что такое сама философия?» В зависимости от ответа на главный вопрос различают наукосообразную и ирраналистическую традиции философии.

Философия (от греч. филио - любовь и софия - мудрость) –
это наука о наиболее общих законах функционирования и развития
природы, общества и духовно-познавательной деятельности человека.
По мнению Т.И. Адуло:
Философия есть не что иное,
как деперсонифицированная и опредмеченная,
т.е. зафиксированная в рукописях,
в книгах вся совокупность философских идей, концепций, теорий,
сформированная на протяжении человеческой истории система рефлексии,
представляющая собою продукт (аккумулированный сгусток) духовной деятельности человечества.

Данное определение является первым положением выносимым на защиту в докторской диссертации Т.И. Адуло на тему: Философия в системе духовной культуры: проблемы социального функционирования. – Мн.: 1994. – С. 8.

В качестве предмета философии выступают:

1) всеобщие законы бытия, проявляющиеся во всех классах объектов независимо от их природы, структуры и функций. В этом отличие философии от конкретных наук, которые изучают отдельные фрагменты реальности и закономерности их функционирования;

2) объективное содержание универсалий культуры, составляющих основу мировоззрения людей.

Предметные ориентации философии позволяют выделить ее основные функции в системе рационально-познавательной деятельности и социо-культурной практики:
1) прогностическая функция заключается в том, что изучая и объясняя мир, закономерности его бытия как целого, философия разрабатывает модели и сценарии его будущих состояний, направления развития отдельных сфер бытия - природы, общества, культуры. Отдельный человек и общество, таким образом, имеют возможность выбора и дальнейшей разработки конкретной стратегии в области природопользования или социальной практики;
2) мировоззренческая функция реализуется посредством рационально-теоретического выражения программ деятельности, общения и поведения людей той или иной эпохи.Особенно усиливается она в кризисные периоды развития общества, когда происходит смена содержания универсалий культуры, разрушаются старые и формируются новые идеалы, императивы и ценности;
3) методологическая функция связана с регуляцией деятельности с точки зрения разработки эффективных и адекватных реальности методов, приемов, принципов и форм освоения действительности.

 

Работникам органов внутренних дел к философскому осмыслению жизненно важных проблем можно подойти по крайне мере с двух сторон: профессиональной – проблема преступности, ее причины, социальные корни, пути снижения уровня, и как дополнение к ней – необходимость кроме профессиональных навыков, профессиональной эрудиции и широкого кругозора, уметь видеть тенденции, перспективы развития социума, в котором мы живем, мира в целом, понимать суть того, что с нами происходит.

К этому следует добавить, что философия не только продукт духовного развития человечества, но и особая форма общественного сознания. Все люди, по выражению Аристотеля, от природы стремятся к знаниям. Они начали философствовать, убегая от незнания.

Сами философы по-разному определяли и определяют предмет своих знаний:
«Познание сущего, вечного, непреходящего» (Платон);
«Исследование причин и принципов вещей» (Аристотель);
«Учение об абсолютных границах всякого возможного знания» (И. Кант); «Мыслящее рассмотрение предмета» и «Эпоха, схваченная в мыслях» (Г. Гегель);
«Познание того, что есть» (Л. Фейербах),
«Учение о ценностях» (В. Виндельбанд);
«Философия есть возвращение к вопросу о смысле бытия», «Мышление мыслителей есть философия» (М. Хайдеггер);
«Раскрытие разумом вселенской истины, или учение об истине и путях познания ее» (Н. Бердяев).

 

С точки зрения французского философа Р. Декарта, философия обозначает занятие мудростью, а под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но и совершенность знания всего, что может познать человек. «Философия, поскольку она простирается на все доступное для человеческого познания, одно только отличает нас от дикарей и варваров и что каждый народ тем более цивилизован, чем лучше в нем философствуют, поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов». Сюда же следует добавить высказывание испанского философа Ортеги-и-Гассета: «Философия возникает не по причине полезности. Она потребность разума. Истинная необходимость – это необходимость каждого существа быть самим собой: для птицы – летать, для рыбы – плавать, для ума – философствовать. Нырять без скафандра в поисках сокровищ – вот что такое философия».

Делая выводы, следует отметить, что философия есть проникновение субъекта в объект с помощью разума. И в этом смысле философия – познание Универсума.

Философию интересует не только вещь сама по себе, но и совокупность всего существующего. При этом под вещью следует понимать не только физические и духовные реалии, но и идеальное, фантастическое и сверхъестественное, если они имеются в качестве объекта исследования.

Философские вопросы особенно актуальны в переломные эпохи истории, когда рушатся привычные формы общественной жизни, выдвигаются новые цели, обостряются социальные противоречия.

Основной вопрос философии, – писал Ф. Энгельс, – «есть вопросе об отношении мышления к бытию».

Энгельс видел в основном вопросе философии две стороны:

1) что первично – сознание или материальный мир?

2) познаваем ли мир?

Они образуют стержневую проблему большинства философских исследований.

Принято различать традиции в философии:

1) Софийную традициюсостоит в восприятии философии в качестве особого образа жизни для носителя. Философам данного типа свойственно использование философии во всех случаях жизни (философия стоицизма, образ Сенеки, который считал, что бороться бессмысленно, следует плыть по течению);

2) Эпистейная традицияразличает творческий поиск истины и построение системных, точных и обоснованных знаний, т.е. эпистемологии и реальный жизненно-практический опыт. Философы не обязаны руководствоваться мировыми принципами и в быту.

Философия обладает высоким уровнем инновационности, идет на шаг вперед. Ее темы становятся актуальными спустя некоторое время.

Таким образом, философия – это живое знание. Она не сводится только к сумме теоретических положений, которые можно перенести из одной головы в другую. Философия – это жизнь в строгом и точном смысле этого слова, – жизнь, в которой нет готовых образцов и стереотипов, нет шаблонов, на которые можно оглядываться и следовать им. Размышления о философских проблемах дают человеку возможность творческого включения в сложившийся жизненный процесс, зажигая огонь мышления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 732; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.011 с.)