Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первоисчтоник: Ю. Хабермас «демократия, разум, нравственность».
В конце концов индивидуальное формирование воли в том и имеет свою границу, что оно абстрагируется от такой реальности, как воля других лиц. Ю. Хабермас критикует такое социальное явление - государственную власть, тяготеющую к авторитаризму, а порой перерастающую в тоталитаризм. Главное противоядие против такой власти - демократия. Однако Ю. Хабермас критически относится к классическим формам демократии. Классические формы демократии исходят из того, что общество, благодаря суверенному законодателю, воздействует само на себя. Народ программирует законы; законы, в свою очередь, программируют их же (законов) разработку и применение. И благодаря этому, члены общества (через коллективно образующие решения органов управления и юстиции) сохраняют все результаты и регулятивные правила, которые они же в своей роли граждан государства и запрограммировали. Частное означает исключение сферы действия государственного аппарата.
|
СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И ФИЛОСОФИЯ О СТРУКТУРЕ И ФУНКЦИЯХ СОЗНАНИЯ
Сознание – |
это высшая, свойственная только человеку |
и связанная с речью, функция мозга, |
основанная на способности отражать мир в идеальных образах. |
Важнейшими характеристиками сознания являются целеполагание, самосознание, абстрактное мышление.
|
Целеполагание – способность сознание формир-ть цель и образ результата деятельности. Этим чел. существенно отличается от живот-го. Живое, приспосабливаясь к миру, изменяется само (мутирует), или погибает. Человек же приспосабливает мир к себе и изменяет его.
Самосознание – осмысление человеком своих действий, чувств, мотивов поведения, интересов, положения в социальной среде.
Абстрактное мышление – это способность человека раскрывать сущностные связи между объектами, посредством кототрых можно объяснять явления окружающего мира.
Сознание, как важное свойство человека, изучают многие науки: психология, физиология высшая нервн. деятельности, антропология, кибернетика.
Философия, обращаясь к проблеме сознания, стремится ответить на вопросы –какова структура сознания, |
из каких элементов и уровней оно состоит? |
какие функции выполняет сознание в жизни отдельн. чел., общества, Вселенной? |
Предпосылки возникновения сознания - две большие группы: естественнные и социальные. К естест. относятся эволюция человека вообще, эволюция его психики и мозга, эволюция биосферы и естественный отбор.
Социальными предпосылками возникновения сознания считаются труд и язык.
В структуре сознание выделяется две области:
область бессознательного и область собственно сознание.
Бессознательное – самая большая по объему часть психики чел., включающ. неосознаваемые без применения специальных методов мотивы, механизмы и программы деят-ти и поведения человека. Эта область отвечает за условные и безусловные рефлексы, характер, чувства, темперамент индивида. В ней содержатся основания интуиции, которые в полном объеме реализуется уже на уровне рационального мышления, свойственного личности.
Собственно сознание – это область, которое отвечает за мышление человека, его интеллект и память. Собственно сознание благодаря рационально-логической основе выступает в роли регулятора бессознат. область. В зависимости от носителя сознания различают индивидивидуальное и общественное сознание.
Формами общественного сознания явл. мифология, религия, искусство, наука, мораль, право. Формы общественного сознания складываются исторически и по содержанию отражают специфич. особен-ти конкретной соц. системы.
|
Функции сознания:
1. информационно-познавательная: благодаря сознанию чел. вырабатывает знания о связях и закономерностях объективного мира;
2. регулятивная: сознание регулирует и контролирует эмоциональную сферу, социальные отношения, ценностные основания деятельности;
3. коммуникативная: сообщества людей сознательно выбирают и закрепляют нормы и правила и формы общения.
НАУЧНАЯ КАРТИНА ЭВОЛЮЦИИ СОЗНАНИЯ
В основе научной картины сознания лежит тезис о том, что сознание возникло в результате деятельной эволюции свойства отражения, которым обладают все свойства материальные объекты.
ОТРАЖЕНИЕ - это способность материальных объектов взаимодействовать между собой и воспроизводить при этом определённые свойства и признаки друг друга.
Отражение присутствует как в неживой, так и в живой природе. В неживой природе оно подчиняется законам естественных наук. В живой природе формируются сложные виды отражения, а само отражение приобретает информационный характер.
ИНФОРМАЦИЯ - это совокупность сигналов, отражающих существенно важные характеристики действительности и побуждающих к действию. При информационном отражении сигнал, полученный из вне активизирует внутреннюю программу, заложенную в системе.
В живой природе выделяется 3 вида отражения. |
· По глубине материальных объектов |
· Полноте материальных объектов |
· Сложности материальных объектов |
1. Раздражительность - этот вид отражения требует непосредственного контакта объектов и проявляется в реакции всем организмом. Раздражительность присуща всему живаму, начиная с одноклеточных.
2. Возбудимость и чувствительность – это способность организма избиральльно реагировать на биологически важные сигналы различными органами чувств. Это свойство присуще всему живому, начиная с многоклеточных. Условием этого этого свойства является наличие нервных тканей.
3. Психика – это свойства организмов высокого уровня отражать значительное число существенно-временных и причинных связей и анализировать быстро меняющуюся обстановку.
Условием наличия психики являются центральная нервная система, развитые органы чувств и мозг. На основе психики формируются инстинкты, сложные формы поведения, эмоции, индивидуальные особенности организма и способность к опережающемуся отражению. Психика присуща высоким млекопитающим и человеку.
У человека, единственного из всех живых существ на основе психики формируется высшая форма отражения, которая называется сознанием.
Сознание человека отличается от психики животного ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕМ (н-р бобёр строит домик, пчёлка соты, паук паутину, но ни у одного из них нету заранее идеального образа, результата своей деятельности)
Этот результат у животных заложен генетически в рефлексах, а у человека он формируется в сознании. Поэтому животное приспосабливается к миру, а человек приспосабливает мир к себе.
4. Самосознание – это осмысление человеком своих действий, целей, чувств, интересов своего положения в соц. среде, своей уникальности. Высшей формой самосознания является рефлексия, а высшей формой совокупности рефлексий человеческого общества является философия.
|
5. Абстрактное мышление |
как способность человека раскрывать сущностные связи между объектами |
и объяснять на основе этого закономерности функционирования мира. |
Абстрактное мышление изучает логика, родоначальником которой стал Аристотель.
Формами абстрактного мышления являются ПОНЯТИЕ, СУЖДЕНИЕ и УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Научная картина эволюции сознания предполагает анализ условий и факторов, при которых происходит формирование сознания.
Выделяется 2 группы таких факторов:
1. естественные предпосылки (эволюция человека как родового существа. Эволюция его психики и мозга. Это мутации в биологической среде и изменения в биосфере, связанные с физическими и химическими процессами эволюции нашей планеты в целом.
МОЗГ – это предпосылка возникновения сознания, он является материальным органом при помощи которого человек мыслит, но носителем сознания является не мозг, а человек, личность, поэтому биологических или естественных предпосылок для формирования сознания недостаточно.
2. социальные предпосылки (трудовая деятельность. Эту предпосылку проанализировали марксисты (работа Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека).
ЯЗЫК – (речь, общение) – |
это знаковая система, по средствам которой передаётся информация. |
Знаковые системы бывают:
· Языковые
· Неязыковые(знаковая система)
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.01 с.)