Важнейшей предпосылкой, обеспечившей динамичное развитие диалектического метода, стала идея развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Важнейшей предпосылкой, обеспечившей динамичное развитие диалектического метода, стала идея развития.



 

Развитие –
это центральная категория диалектики,
отражающая такой тип движения материальных и идеальных системных объектов,
при котором происходит необратимый, направленный и закономерный переход
от одного качественного состояния системы к другому ее качественному состоянию.

 

Начиная с Х1Х века, благодаря интенсивному росту научных знаний, идея развития, обоснованная философами, все более глубоко проникала в общественное сознание. Решающую роль в утверждении научно-философских представлений о развитии сыграли теория эволюции и разработанные на ее основе концепция биосферы и ноосферы, теория нестационарной Вселенной, общая теория систем, синергетика. Рассмотрим подробнее их мировоззренческое, естественнонаучное и философское значение.

Первые две теории способствовали включению в научную картину мира идеи космической эволюции. На этой основе был сформулирован принцип универсального эволюционизма, который распространяет развитие на все сферы бытия, устанавливая универсальную связь между неживой, живой и социальной материей. Обоснованию этого принципа способствовал системный подход, получивший признание в науке ХХ столетия. Исследования в астрофизике, биологии, экономической теории, генетике, экологии и других науках позволили сделать вывод о том, что большинство объектов изучаемой реальности представляет собой сложные, взаимосвязанные и взаимозависимые системы.

Системой называется определенным образом структурированная совокупность элементов, находящихся в динамике и функциональной взаимосвязи.

Взаимообусловленная совокупность связей элементов в составе системы, определяющая собой ее качественную специфику, т.е. принцип упорядочения элементов в системе, называется структурой.

Элементнеразложимый далее в данной системе компонент сложного целого.

Функцияроль, которую выполняет элемент в составе целого как в целях объединения элементов в систему, так и для успешного функционирования системы.

Объект является системой, если он может быть расчленен на взаимосвязанные и взаимодействующие элементы, обладающие собственной структурой – подсистемы. Для системных объектов характерны взаимодействия и связи, подчиненные специфическим законам. Поэтому не всякая совокупность явлений представляет собой систему. Системой является живой организм, кибернетическое устройство, общество, научная теория, Вселенная, атом.

В зависимости от уровня организации, устойчивости структуры, количества элементов, функций, характера отношений со средой выделяются естественные и искусственные, информационно насыщенные и информационно ненасыщенные, открытые и закрытые, динамичные и статичные, равновесные и нестационарные системы.

Описание системных объектов требует адекватного научного и методологического инструментария. Диалектический метод обеспечивает эту потребность, позволяет анализировать систему в единстве трех важнейших аспектов ее бытия: статическом, динамическом и функциональном. Он формирует понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, движения, развития.

Значительную роль в утверждении принципа глобального эволюционизма сыграла синергетика (от греч. – содействие, сотрудничество) – теория согласованного состояния процессов самоорганизации в сложных системах различной природы. В рамках синергетического подхода исследуются сложные, открытые, нелинейные системы в неравновесном состоянии.

 

Философская теория развития – диалектика – была создана раньше, чем ее научные верификации. Это обстоятельство подчеркивает универсальный характер философских принципов, их методологическую и прогностическую роль в познании.

 

Законы развития

Закон – это философская категория для отражения необходимой, существенной, устойчивой связи между явлениями и процессами природной и социальной реальности, которая носит общий характер.

Закон может быть сформулирован в пределах конкретной науки или научной теории.

Философские законы, или законы диалектики обладают специфическими характеристиками:

- отражают всеобщий, универсальный характер связи, движения и развития явлений природной, социальной реальности и духовно-познавательной деятельности человека;

- характеризуют связи, движение и развитие явлений в чистом виде, без специфики их носителя.

- всесторонне раскрывают сущность развития, т.е. отвечает на вопросы об источнике, механизме, структуре, форме и направленности развития.

Первый закон диалектики – закон единства и борьбы противоположностей указывает на источник, импульс, причину развития. Таким источником является противоречие, которое возникает в процессе взаимодействия противоположных сторон в любом системном объекте.

Противоречиефилософская категория для отражения процесса взаимодействия противоположных сторон. В этом процессе можно выделить три стадии: тождество, различие, борьба.

Тождество – философская категория для отражения такого этапа противоречия, на котором родовые и индивидуальные свойства противоположностей совпадают, объект равен самому себе. Тождество фиксирует общность происхождения и интересов противоположных сторон.

Различие – философская категория для отражения такого этапа противоречия, на котором углубляется противоположность и выявляется содержание каждой из сторон.

Борьба – понятие, отражающее этап разрешения противоречия между противоположными сторонами объекта. Конкретная форма борьбы зависит от различных обстоятельств, условий и факторов.

В различных сферах бытия этот закон имеет специфические характеристики. В неорганической природе противоречия носят объективный характер, т.е. происходят без участия человека, но человек своей деятельностью может повлиять на них, использовать их для совершенствования техники и технологий. В живой природе противоречия проявляются также без участия человека, но более сложно. Значительнее и последствия воздействия человека на одну из природных ниш, оно может привести к кризису в функционировании биологической массы. В социальных системах противоречия напрямую связаны с деятельностью людей, их судьбой, существованием.

Конкретные проявления противоречий позволяют ввести их типологию. Противоречия бывают: внутренние и внешние, основные и неосновные, главные и неглавные.

Второй закон диалектики – закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает механизм развития, соотношение эволюционной и революционной фаз в нем. Основные категории этого закона: качество, количество, мера, скачок, революция, эволюция, реформа.

Качествофилософская категория для отражения предмета в единстве его свойств, в системе его связей и отношений с другими предметами.

Количество – философская категория для отражения степени развития и интенсивности свойств предмета, выраженных в величинах и числах. Определение количества есть уже у Аристотеля: “количеством называется то, что делимо на составные части, каждая из которых, будет их две или больше, есть по природе что-то одно и определенное нечто; всякое количество есть множество, если оно счислимо, и величина – если измеримо”.

Мера – философская категория для отражения диалектического единства качества и количества, или такого интервала количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Точки в развитии, когда количество, пройдя определенный интервал, меняет качество предмета, Гегель называл “узловой линией меры”.

Скачок – философская категория для отражения перехода количественных изменений в качественные или перехода из одного количественного состояния в другое в результате повышения меры.

Примеры скачков можно обнаружить в развитии природы, общества, отдельного человека. Скачок осуществляется в конкретных формах, поэтому существуют многообразные классификации скачков по различным критериям. Наиболее важным критерием является способ осуществления скачка. В этой связи выделяются скачки взрывного и постепенного характера.

Революция (от лат. – поворот, переворот) – понятие для отражения глубокого качественного изменения в развитии системы.

По мнению Ю.Н. Назарова революция есть философское понятие для обозначения коренного изменения в способе отношения человека к окружающему его миру (Ю.Н. Назаров. Революция как предмет социально-философского исследования // автореф. д.ф.н., 2006 г.).

 

Эволюция (от лат. – развертывание) – понятие для отражения постепенного изменения в развитии системы.

Реформа (от лат. – преобразование) – понятие для отражения изменения какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающего основ социальной структуры.

В неживой природе доминируют резкие переходы, в живой – эволюционные процессы. В общественном развитии революция, эволюция и реформа сочетаются, но на конкретных этапах истории их иерархия своеобразна, одна из этих линий развития может преобладать.

Третий закон диалектики – закон отрицания отрицания раскрывает общее направление развития, его структуру и форму. Он фиксирует: во-первых, уничтожение качественной определенности системы с сохранением некоторых ее элементов, свойств, характеристик; во-вторых, преобразование сохраненного содержания на новом этапе развития системы.

Содержание закона раскрывается через ряд понятий: отрицание, негация, снятие, трансформация, преемственность.

Отрицаниефилософская категория для отражения закономерного процесса перехода системы в иное качественное состояние вследствие развития его внутренних противоречий.

Отрицаемая система уничтожается как целое, ее качество исчезает, но не абсолютно, какие-то стороны, состояния, элементы или свойства отрицаемой системы сохраняются и переходят в структуру новой системы. Таким образом, речь идет о двойном отрицании: отрицании старого качества системы и отрицании абсолютной полноты ее разрушения.

Отрицание осуществляется в различных формах, отражающих степень и глубину разрушения системы, соотношение негативных и позитивных моментов в нем. Преобладание в отрицании элементов разрушения называется негацией.

Снятие как форма отрицания отражает разрушение одних и сохранение других элементов, качеств, свойств системы.

Под трансформацией понимается преобладание моментов преобразования элементов с сохранением основы системы.

Преемственность отражает связь между различными этапами в развитии системы, сущность которой состоит в сохранении положительных элементов целого при переходе к новому состоянию, Одним из условий преемственности является сохранение способности системы к самоорганизации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.013 с.)