Социальный прогресс и его критерии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальный прогресс и его критерии



Философская теория развития (диалектика) рассматривает прогресс (от лат. – движение вперед, успех)
как тип развития,
для которого характерен переход от низшего к высшему,
связанный с повышение уровня организации
и сохранением эволюционных возможностей изменяющихся систем.

 

Противоположным прогрессу типом развития является регресс (от лат. – обратное движение). Для регресса характерен переход от высшей стадии к низшей, связанный с понижением уровня целостности изменяющихся систем и упрощением их взаимосвязей со средой.

В широком смысле эти понятия применятся для характеристики любой системы, как природной, так и социокультурной. Разработаны и универсальные критерии прогресса.

Структурный критерий указывает на уровень целостности системы с учетом усложнения или упрощения организации составляющих ее элементов.

Функциональный критерий учитывает многообразие связей системы со средой, степень эффективности функций, которые выполняет система или ее отдельные элементы, а также способность системы адаптироваться к изменяющимся условиям и существовать как относительно автономное целое.

Ценностно-информационный критерий указывает на количество информации, перерабатываемой системой за единицу времени; способность системы накапливать, обрабатывать и транслировать информацию при сохранении целостности ее внутренней организации.

В социальную философию идея прогресса входит в эпоху Просвещения, а затем, в трудах Гегеля, марксистов, позитивистов получает теоретическое оформление. Гегель связывал прогресс общества с развитием духовной культуры. Маркс акцентировал материально-технические и социально-политические факторы прогресса. Позитивизм связывал будущее общества с развитием научных программ.

В реальных условиях развития европейской цивилизации обозначились два основных механизма социального прогресса: революция и эволюция. Их разновидностью являются реформа, трансформация, модернизация. Все эти понятия рассматривались в теме «Теория развития». Возможности и границы каждого механизма реализации новаций являются предметом не только философского исследования, но и социально-политической практики.

Особое место в развитии индустриально-городских культур занимает научно-технический прогресс. В Европе научно-технические параметры социального прогресса начинают играть определяющую роль с ХVI-ХVII веков. Обозначим основные этапы научно-технического прогресса.

В ХVI-ХVII веках дисциплинарно оформилась новоевропейская наука. Были сняты социальные ограничения на развитие научно-технического творчества. В философии актуализировалась проблематика методологии науки.

В ХVIII веке произошла промышленная революция. Она привела к качественным изменениям в экономической и социальной жизни. Активизировались демографические процессы. Если с VI по ХIХ века население Европы не превышало 180 миллионов человек, то с ХIХ века по 1914 год оно увеличилось до 460 миллионов. Начался рост промышленных городов (урбанизация) и создание транспортных коммуникаций.

В ХIХ веке была создана сложная система промышленного производства. Выявились основные приоритеты технизации деятельности. Наметилась технизация быта, досуга, т.е. непроизводительных сфер жизни.

В ХХ веке наука стала непосредственной производительной силой, а научно-технический прогресс – объектом целенаправленной социальной регуляции. В середине века произошла кибернетическая революция. Она стала следствием роста объемов информации, и потребности в их быстрой обработке. Компьютерные системы изменили представления о роли человека в культуре, повлияли на технологические и управленческие структуры. Создание военно-промышленных комплексов выявило этический аспект технического мира, затронуло фундаментальные представления людей об общечеловеческих ценностях. Энергетический кризис 80-х годов поставил задачу перехода к наукоемким, энергосберегающим технологиям. Создание этих технологии стимулирует дальнейшее развитие науки.

Таким образом, можно сделать предварительные выводы. Идея социального прогресса зародилась в европейской культуре. Особое место в ней отводится материально-производственным и научно-техническим показателям. В настоящее время научно-технический прогресс опережает интеллектуальные, профессиональные и этические возможности человека. В результате человечество столкнулось с наличием целого комплекса глобальных проблем. Поэтому актуализировалась потребность в выявлении важнейших тенденций развития и научном прогнозировании будущих состояний социума, культуры в целом.

 

ИСТОРИЯ КАК ПРОЦЕСС СМЕНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФОРМАЦИЙ. РАБОТА К.МАРКСА «К КРИТИКЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ. ПРЕДИСЛОВИЕ»

Классическая философия истории складывается в ХУШ-Х1Х столетиях. Она основана на идеях философов Просвещения, философии истории Гегеля, но наиболее полно и системно реализуется в марксизме. В центре классической философии истории стоит идея поступательного развития человеческого общества. Процесс исторического развития характеризуется существенным единством, наличием закономерностей, направленностью в будущее.

В марксистской трактовке историческое время имеет два вектора исследования.

Один вектор – это время уже реализовавшейся человеческой деятельности, оно называется «царством необходимости».

Второй вектор – это историческая перспектива. Ее Маркс называет «царством свободы». Движение к царству свободы требует осмысления целей, задач и этапов исторического процесса. Инструментом периодизации исторического процесса выступает понятие «общественная формация», поэтому данный подход и называется формационным.

Общественная формация –
это философская категория,
отражающая качественно определенный,
исторически конкретный тип социальной системы, взятый в единстве всех ее сторон.

 

Иными словами, общественная формацияэто общество на определенном этапе развития.

Понятие общественной формации позволило связать прошлое и будущее, выявить хронологические параметры и структуру исторического процесса.

Историческое развитие человечества идет по единому восходящему пути – пути прогресса. Усиливается власть человека над природой, растут материальные блага, расширяются возможности личности. Но не все народы идут по этому пути одновременно. Они могут передавать друг другу историческую эстафету, временно отставать или сворачивать с этого пути, преодолевать трудности и изменять необходимость, совершая социальные революции. В целом этот путь неизменен, поскольку в его основе лежат единые закономерности. Они содержатся в структуре общественных формаций.

Структура общественной формации включает в себя два основных элемента: базис и надстройку.

Б а з и с –
это материально-производственная сфера жизнедеятельности общества.

Обращение к материальному производству, экономике, предметно-практической деятельности человека стало важной новацией марксизма в области социальной философии. Базис включает производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относится субъект деятельности, средства деятельности, ее предмет и продукт. Производственные отношения – это особый тип коммуникации, складывающийся между людьми в процессе производства и по поводу собственности на средства производства.

Производительные силы и производственные отношения находятся в диалектической взаимосвязи. Наиболее активной стороной, инициатором изменений являются производительные силы. Когда они изменяются, нарушается закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. В обществе наступает кризис, который требует своего разрешения. Если кризис очень глубокий и затрагивает принципиальные основы социального бытия, то его разрешение приводит к изменению способа производства. Затем происходит изменение и всех других сфер жизнедеятельности общества, а, следовательно, изменяется и вся формация. На историческую сцену вместо старой формации выходит новая, более прогрессивная.

Надстройкаэто совокупность учреждений, организаций, институтов данного общества.

Она включает в себя социальную, политическую, духовную подсистемы общества. На определенных этапах исторического развития надстройка обладает относительной самостоятельностью и может выступать инициатором новаций. Новые идеи, еще неясные для широких масс, обычно высказывают великие личности. В широкой исторической перспективе надстройка зависит от базиса.

История человечества знает несколько таких смен общественных формаций. Сам Маркс детально описал переход от феодального к капиталистическому способу производства и сделал прогноз о неизбежности перехода к коммунистической формации. Историки, опиравшиеся на данную методологию, впоследствии реконструировали первобытнообщинную и рабовладельческую формации. Советские философы и историки обосновали существование в рамках коммунистической формации ее подготовительного – социалистического этапа.

В целом, методология формационного анализа исторического процесса позволила глубоко исследовать общие закономерности истории разных культур и народов. Она имеет и важное практическое значение, т.к. задает субъекту истории направление его активности и оптимизм в освоении будущего.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 714; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.102.90 (0.012 с.)