Право как социальный институт и форма общественного сознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право как социальный институт и форма общественного сознания



Определим и рассмотрим следующие черты и особенности права.

1. Право — это прежде всего совокупность правил поведения, норм, установленных или санкционированных государством.

Из большого количества разновидностей существующих в обществе социальных норм только правовые нормы исходят от государства. Все остальные складываются стихийно или создаются различными негосударствен­ными (партийными, общественными) организациями, объединени­ями и их органами.

Правовые нормы устанавливаются либо компетентными госу­дарственными органами непосредственно, либо путем санкциони­рования иных социальных норм (например, обычаев). Нормы права могут устанавливаться и путем референдума, проводимого в уста­новленном законом порядке. В этой связи неизбежно возникают вопросы о соотношении государства как политической организации и права как совокупности правовых норм, издаваемых или санкци­онируемых государством, а также принимаемых путем референдума: являются ли правовые нормы лишь средством в руках государства, полностью от него зависящим, или выступают по отношению к го­сударству как самостоятельное образование, оказывающее на него обратное влияние?

В зависимости от своих концептуальных пристрастий ученые по-разному отвечают на эти вопросы. Одни утверждают, что госу­дарство как источник права не может быть само им обусловлено. Оно всегда «над правом», а не «под правом». Поскольку издаваемые государством правовые нормы есть не что иное, как его требова­ния, то в своих взаимоотношениях с правом государство первично, а право по отношению к нему вторично (Г.Ф. Шершеневич).

Государство, полагают другие правоведы, хотя и издает норма­тивные правовые акты, не является источником права, не создает его, а само вытекает из права. Иными словами, право первично, а государство — вторично. Как это ни странно, но в этом отношении совпадают взгляды и последовательных нормативистов, и многих сторонников естественного права, и представителей социологичес­кой концепции, полагающих, что право складывается на основе фактических правоотношений и лишь фиксируется государством.

Третья группа правоведов считает, что государство и право на­столько взаимосвязаны между собой, что говорить о первичности одного из них и вторичности другого недопустимо. Государство не может существовать без создаваемого им права, а право — без го­сударственного обеспечения (И. Сабо). Последняя точка зрения, видимо, ближе всего к правовой действительности, получающей обоснование в теории правового государства. Создавая право в со­ответствии с требованиями, условиями гражданского общества, го­сударство может успешно и стабильно функционировать только на основе и в рамках им же созданного права. Игнорирование госу­дарством требований правовых предписаний гибельно прежде всего для самого государства.

2. Право — не простая совокупность издаваемых или санкциони­руемых государством правил поведения, а систематизированная их совокупность. Это не случайный набор не связанных между собой правовых норм, а построенная на основе научных, веками формиро­вавшихся принципов, строго выверенная и упорядоченная система.

Система права строится с учетом объективных и субъективных факторов. К первым относятся реально существующие, не завися­щие от сознания и воли отдельных лиц общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании. Эти отношения подраз­деляются на внутренне однородные связи между людьми (экономи­ческие, политические, социально-культурные), которые в свою оче­редь делятся на отношения более узкого, специфического характера (имущественные, трудовые, семейные). Разновидности объективно складывающихся общественных отношений и определяют систему права, его внутреннюю структуру, которая представляет собой объ­единение правовых норм в отрасли, подотрасли и институты права.

Субъективные факторы — это политические и правовые пред­ставления законодательных органов, специфика планирования за­конодательных работ, используемые формы систематизации зако­нодательства. Наиболее определенно такого рода факторы находят свое выражение в кодификационных нормативных актах (кодексах, статутах, уставах), в различного вида инкорпоративных изданиях (сборниках законов, собраниях законодательства).

По мнению сторонников «широкого» понимания права, его нормативность не означает ограничения права одними только пра­вовыми нормами. Имеется в виду, что, помимо норм и наряду с ними, право включает в себя также такие правовые элементы, как правоотношения, правосознание, субъективные права и обязаннос­ти, судебные и административные решения (социологическая кон­цепция права). Как отмечалось, эти элементы не способны выпол­нять регулятивную роль, обеспечивающую единый правопорядок. Они не поддаются также систематизации в том смысле, в каком систематизируются правовые нормы, нормативные правовые акты (в целях их упорядочения, устранения пробелов, удобства пользо­вания), поскольку отличаются своим индивидуальным характером, своей исключительностью и неповторимостью.

3. Право выражает государственную волю. Каждый отдельный нормативный правовой акт выражает волю издавшего его госу­дарственного органа. Исторический опыт возникновения и фун­кционирования государства и права свидетельствует о том, что содержание государственной воли отнюдь не произвольно. Оно обусловлено волей властвующих, т. е. политически господствую­щих, групп (классов, слоев общества, партий). На высоких ступе­нях цивилизации, в социальном государстве это может быть воля большинства народа, нации.

В классово-антагонистических общественных формациях воля господствующих классов отчетливо проявлялась в издаваемых государством нормативных актах, в признаваемых им обычаях. Право закрепляло имущественное, социальное, политическое не­равенство людей — рабовладельцев и рабов, феодалов и крепос­тных, работодателей и наемных рабочих. Даже размер наказания за убийство человека в свое время ставился в зависимость от его социального положения.

Явно выраженное или завуалированное социальное неравенство людей так или иначе прослеживается в большинстве других, издан­ных ранее или на последующих этапах развития общества право­вых актов. Это видно и на примере знаменитого «Кодекса Напо­леона» 1804 г., до сих пор признаваемого классическим образцом буржуазного гражданского права. Все это и позволило К. Марксу и Ф. Энгельсу, обратившимся к буржуазии в «Манифесте Коммунис­тической партии», написать: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса»1.

По мере развития общества классовые и иные групповые инте­ресы все более уступали место общечеловеческим. В этом смысле на всех этапах человеческой цивилизации в качестве одного из призна­ков права рассматривалась справедливость (даже в условиях рабской или феодальной зависимости подавляющего большинства населе­ния). Вот почему и юридические нормы, правовые акты провозгла­шались как нечто справедливое, хотя в эксплуататорских обществах эта справедливость всегда выражала интересы господствующего класса или соответствовала им. Ведь и в законах царя Хаммура-пи, отличавшихся откровенно классовым характером, говорилось о том, что они изданы «для того, чтобы дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого».

О реальной справедливости в праве, т. е. о сбалансированности в правовых предписаниях прав и свобод всех людей, правовой обес­печенности на условиях подлинного равенства интересов каждой отдельной личности, можно будет говорить лишь после преодоле­ния классовых и иных социально-экономических различий между людьми. Но в этих условиях придется по-новому взглянуть и на самое право, на его сущность и содержание. Останется ли оно пра­вом в собственном смысле слова или превратится в какой-то иной по своей социальной природе регулятор общественных отношений? Ведь и государство, воля которого воплощается в праве, перестает быть тем социальным монстром, который возвышался над обще­ством и противостоял ему не одно тысячелетие.

Если такое превращение права произойдет, то какие социальные нормы придут ему на смену? Ответить на этот вопрос и призвана те­ория государства и права, исследуя процессы, происходящие в сфе­ре правового регулирования в современных социальных правовых государствах.

4. Право - это система правил поведения, имеющих общеобяза­тельный характер, т. е. подлежащих выполнению всеми субъектами права, обладающими определенными правовыми признаками (всеми гражданами, всеми военнослужащими, всеми субъектами хозяйство­вания, всеми студентами и т. д.). Правовым предписаниям должны следовать все лица, на которых они распространяются, независимо от того, желают они этого или нет (разумеется, за исключением тех случаев, когда нормой права предоставляется право выбора того или иного варианта поведения).

Общеобязательность правовых норм в полной мере распростра­няется и на государство, и на те государственные органы, которые издали содержащий соответствующие нормы правовой акт. Право­вое государство, если оно действительно является таковым, «свя­зывает» себя, все свои органы требованиями правовых норм до тех пор, пока они не будут в установленном порядке изменены или от­менены. В этой связи никак нельзя признать оправданными доводы представителей социологической концепции права в обоснование того, что решения судебных и административных органов не обяза­тельно должны соответствовать правовым предписаниям, т. е. «мер­твому» праву. Эти доводы: и соответствующая им практика — прямая дорога к произволу, к беззаконию.

Такой признак права, как общеобязательность правовых норм, нисколько не противоречит правовому принципу: «Разрешено все, что не запрещено правом». Но необходимо учитывать, что этот при­нцип не распространяется на государственно-властные структуры. Что касается государства, его органов, то действует принцип: «Раз­решено только то, что прямо предусмотрено правом».

5. Право, составляющие его правовые нормы всегда выступают в определенной, официально выраженной письменной форме. Это мо­гут быть установленные в государстве нормативные правовые акты (законы, декреты, указы, постановления и т. п.), допускаемые за­конодательством нормативные договоры, санкционированные го­сударством обычаи, признаваемые в некоторых странах правовые прецеденты. Такая официальная письменная форма придает право­вым нормам необходимую формальную определенность (точность формулировок) и подтверждает их определенную юридическую силу, т. е. их место и значимость в иерархии нормативных право­вых актов. Все это позволяет хоть и формально, но тем не менее достаточно точно отграничить право от других разновидностей со­циальных норм.

6. Должная реализация норм права обеспечивается государством. Для этого существуют предусмотренные законодательством средства государственного воздействия: поощрения, охраны, предупрежде­ния, принуждения, ответственности и др. Средства государственного воздействия применяются только уполномоченными на то органами и в соответствии с установленными законом процедурами. Если в отношении права государственное воздействие является необходи­мым условием его реализации, то в отношении других социальных норм оно таковым не является.

Нередко в научной и учебной литературе роль государства как гаранта реализации права сводится к принуждению или в лучшем случае к охране. На самом же деле арсенал средств, с помощью которых государство обеспечивает осуществление правовых предпи­саний, значительно шире. Особенно часто и необоснованно недо­оцениваются средства поощрения, профилактики правонарушений, воспитательные средства.

7. Право как системная совокупность правовых норм характеризу­ется динамизмом, изменчивостью, которые обусловлены непрестанным развитием регулируемых правом общественных отношений. Если каж­дая в отдельности правовая норма отличается статичностью (любое ее изменение означает появление новой нормы), то системная сово­купность норм так или иначе изменяется, но не обновляется сразу и целиком. В этом смысле и идет речь о динамизме права, который не только отражает развитие общественных отношений, но и харак­теризует право как постоянно обновляющуюся систему, способную эффективно содействовать социальному прогрессу. С этих позиций становится очевидной несостоятельность попыток сторонников со­циологической концепции характеризовать систему правовых норм, систему законодательства как «застывшее», «мертвое» право. Тако­вым оно просто не может быть, ибо изменяется постоянно.

Рассмотренные выше признаки, черты права позволяют дать его общее определение. И, как это вытекает из предшествующего изло­жения, в его основе будет лежать нормативная трактовка рассматри­ваемого социального феномена.

Право —
это система общеобязательных правил поведения (норм),
устанавливаемых либо санкционируемых компетентными государс­твенными органами,
а также принимаемых путем референдума,
в целях регулирования общественных отношений,
выражающих перво­начально волю определенных классов, слоев населения,
а по мере стира­ния социальных различий и демократизации общества —
большинства народа с учетом интересов меньшинства,
реализация которых (норм) обеспечивается государством.

Исходя из такого понимания права, попытаемся охарактеризо­вать его сущность, т. е. то главное, основное, что определяет все остальные его признаки, включая социальную ценность.

К сожалению, сущность права и его социальное назначение (ценность) нередко отождествляются, а точнее — сущность права трактуется фактически как его социальная ценность1. Но социаль­ное назначение (ценность) характеризует право с точки зрения его регулятивной значимости, обеспечения устойчивого порядка в об­щественных отношениях, а сущность права выражает его социаль­ную природу, политические (властные) истоки. Иными словами, в пос­леднем случае речь должна идти о социальной обусловленности права, о том, чью волю, чьи интересы оно выражает.

Представление о том, что право «должно» служить интересам всех без исключения людей, обеспечивать всеобщую справедливость, отнюдь не означает, что так всегда было и есть на самом деле. Еще никому не удалось убедительно опровергнуть то, что право в период своего возникновения и в последующие столетия было классовым, что формирование современного гражданского общества и соот­ветствующего ему социального правового государства обусловлено стиранием собственно классовых различий и угасанием классовых противоречий, что, наконец, социальные различия между людьми (экономические, политические и даже социально-культурные) еще не устранены полностью и фактически отражаются в текущем зако­нодательстве. А именно эти обстоятельства учтены в приведенном определении права и характеризуют его сущностную сторону.

Уяснение сущности права позволяет объяснить его появление в определенных исторических условиях, выявить закономерности его функционирования и развития. Сущность права, как и его при­знаки, исторически изменчива в силу изменения обусловливающих ее объективных факторов (экономических, социальных, политичес­ких). Это значит, что изменяется и укрепляется, приобретая все бо­лее широкую социальную базу, закрепляемая в праве определенная политическая воля. Такая объективно обусловленная изменчивость сущности права лежит в основе его типологии, выделения истори­ческих типов права.

Вывод Право таким образом, выполняет властно определяющую роль в системе нормативного регулирования общественных отношений. Особенности права более рельефно проявляются в процессе нор­мативного воздействия на общественные отношения совместно с моралью, другими социальными нормами. Тесно взаимодействуя с этими нормами, право поддерживает прогрессивные тенденции развития неправовых регуляторов социальной жизни. Вместе с тем выполнение правовых требований обеспечивается не только госу­дарством, но и общественностью. Право, взаимодействуя с другими социальными нормами, усиливает свою социальную значимость, не теряя при этом присущих ему юридических признаков. В процессе нормативного регулирования происходит сближение и взаимопро­никновение всего комплекса социальных норм.

Выяснение места и роли права в системе нормативного регули­рования общественных отношений имеет для исследователей права, профессиональных юристов, сотрудников правоохранительных ор­ганов важное значение.

Знание особенностей взаимодействия социальных норм, их об­щих и отличительных признаков, специфики возникновения, воз­действия на социальное поведение, способов обеспечения позволяет определять оптимальные пределы допустимости и целесообразности регулирования правом определенных групп общественных отноше­ний, от чего зависит эффективность правового регулирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.202.183.118 (0.032 с.)