Отбор и переработка учебного материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отбор и переработка учебного материала



В процессе проведения урока для объяснения нового материала можно пользоваться: а) только школьным учебником, б) только дополнительным источником, в) материалом учебника с привлечением дополнительных источников. В первом случае механический пересказ учебника снижает интерес учащихся к учебе, подрывает авторитет учителя, в итоге снижается качество знаний. Гораздо интереснее получается урок, когда на нем разбирается то, чего нет в учебнике, а материал учебника задается на дом. Но в этом случае не прорабатываются ключевые понятия, законы, теории, изложенные в учебнике. В итоге, также как и при пользовании одним учебником - потеря качества знаний. Оптимальным вариантом является сочетание материала учебника с дополнительным. Из сказанного следует заключить, что для учителя, особенно начинающего, прочное знание материала учебника является обязательным и непременным условием его успешной деятельности, во-первых, и эффективного использования дополнительных источников, во-вторых. Слабо зная материал учебника, учитель не сможет рационально использовать и дополнительную литературу, ибо материал учебника является тем единственным и незаменимым ориентиром, при помощи которого учитель и в состоянии подобрать именно тот дополнительный материал, который тесно связан с материалом учебника.

Существуют следующие требования к дополнительному материалу:

1) Дополнительный материал должен быть органически связан с материалом урока. Он должен дополнять, расширять и углублять те понятия, законы, теории, факты, которые надо изучить и закрепить на предстоящем уроке. То есть, дополнительный материал должен иметь образовательную значимость.

2) Он должен иметь также воспитательную, развивающую, мотивационную, теоретическую, практическую и профориентационную направленность, а также иметь краеведческую и экологическую значимость.

3) Он должен отвечать всем принципам дидактики: идейность, научность, достоверность, доступность, логичность, иметь связи теории с практикой, а также связи внутрипредметные (вертикальные) и связи межпредметные (горизонтальные).

4) Он должен носить проблемный характер и соответствовать возрасту и психике учащихся. Поэтому дополнительный материал должен иметь такой уровень сложности, который бы не вызывал умственного интеллектуального затруднения у учащихся, и одновременно был посильным для самостоятельного усвоения. В противном случае легковесный, неинтересный материал вызовет у учащихся скуку и разочарование, а непомерно сложный отобьет всякое желание к самостоятельной познавательной деятельности.

Объяснение учителя должно охватывать основную, ключевую часть параграфа учебника с расширением данного материала за счет дополнительных аргументов и фактов.

Необходимо помнить, что отобранный дополнительный материал должен быть тщательно проанализирован и педагогически переработан. Сочетание и объемное соотношение материала учебника и дополнительного материала зависит от

а) специфики содержания темы (так, в теме "Селекция растений" должно быть больше дополнительного материала, в теме "Лист" – чуть меньше, в теме "Клетка" еще меньше);

б) от возраста и учебных возможностей учащихся (в младших классах дополнительного материала дается мало, или не дается вовсе, в старших его должно быть много, тут он должен преобладать над материалом учебника);

в) индивидуальных способностей и подготовленности учащихся (у слабых учащихся должен преобладать материал учебника, у сильных - дополнительный материал).

Выбор методов

Условия, определяющие выбор методов:

1. Тип урока. Вводный урок темы, раздела, предмета преследует цель ознакомить учащихся с перспективой и проблемами новой темы, раскрыть ее панораму, представив ее в целостном виде и во взаимосвязи с другими темами, разделами (внутрипредметные связи) и предметами (межпредметные связи). Поэтому и ведущим методом этого урока будет словесный - лекция. Дополнительными могут быть беседа (словесный метод), наглядные методы. Основной урок преследует цель - изучить новый учебный материал. Поэтому здесь четко выраженного ведущего метода может и не быть. На таком уроке оптимальным будет рациональное сочетание или двух (словесного и наглядного), или всех трех (словесного, наглядного, практического) методов. Если же на таком уроке предполагается изучать сугубо теоретический обобщающий материал, например "Происхождение жизни", здесь также может быть использован один ведущий словесный метод в сочетании с дополнительными (наглядным и практическим). Заключительный урок темы (обобщающий, учетно-контрольный, комбинированный) преследует цель - подвести итог изучения материала темы. Поэтому ведущим методом здесь может быть словесный вопросно-ответный (беседа), а вспомогательными - наглядный и практический.

2. Возраст, количество и подготовленность учащихся. Для младших и средних классов методы надо чаще чередовать, наиболее эффективными из словесных методов являются - объяснение, рассказ, беседа; для старших классов - лекции, больше самостоятельной работы. Для более подготовленных - больше активных уроков: КВН, ролевые и деловые игры и т.д.

3. Оснащение урока. При наличии микроскопов и препаратов должны преобладать практические методы - наблюдение, распознавание, определение. При наличии средств наглядности будут преобладать словесные и наглядные методы. Без оборудования и средств наглядности преобладающими будут словесные методы.

Подготовка средств наглядности и письменных вопросов

1. Подготовка должна проводиться заблаговременно, а не в канун проведения урока, за 10-20 минут до его начала. Ведь надо не только заказать кинофильм, но и просмотреть его, продумать комментарии к нему, вопросы, дать задание, что выделить при просмотре кинофильма, на что обратить особое внимание.

2. Не меньшей заблаговременной подготовки требуется для проведения опытов (опыта) на уроке или демонстрации отдельных узловых фрагментов (закладку, результаты опыта) опыта. В зависимости от длительности опыта на его проведение может потребоваться от нескольких минут-часов до нескольких дней-недель.

3. Иллюстративные и натуральные средства требуют времени для их заготовки (гербарии, снопы, плоды, таблицы, рисунки, фото и т.д.).

4. Особое место при подготовке к уроку биологии принадлежит подготовке письменных вопросов.

Количество вопросов. При устной проверке знаний надо опросить 3-4 учащихся, задав каждому по 2-3 вопроса - всего 6-12 вопросов. Примерно столько же вопросов надо заготовить для закреплении нового материала (4-й этап). Не менее 3-5 вопросов надо заготовить для основного этапа урока, особенно эти вопросы необходимы при проблемном преподнесении нового материала (будь то рассказ, объяснение, лекция). Следовательно, для указанных трех этапов основного (обучающего) урока надо заготовить и включить в поурочный план от 15-20 до 25-30 вопросов. К этому количеству надо добавить резервных 4-5 вопросов на случай, если в конце урока останется несколько (4-5) свободных минут. Так что всего к уроку надо подготовить не менее 25-35 вопросов. Где эти вопросы взять? Малую их долю - всего лишь 3-6 вопросов - можно взять из учебника, а остальные 20-25 надо придумывать самому учителю или брать из дополнительных источников. При подготовке к заключительному контрольно-учетному уроку, особенно с нетрадиционным тестовым (вариантным) контролем вопросов должно быть значительно больше, чем к уроку основному. Например, надо подготовить для письменного тестового контроля не менее 3-4 тестов-блоков по 10 вопросов в каждом. Каждый тест по 3 варианта. В итоге заготовить надо при этом условии 3-4 теста х 3-4 варианта х 10 вопросов = 90-160 вопросов. На вопросы учитель должен подготовить-продумать и записать в свой план правильные ответы.

Требования к вопросам:

1) органичная связь с темой урока;

2) их актуальность и проблемный характер;

3) лаконичность четкость и понятность формулировки;

4) вопросы должны вызывать умственное напряжение, затруднение, притом посильное разрешению;

5) они не должны быть риторическими, т.е. заключать в себе ответ;

6) не должны быть легковесными, малосодержательными;

7) должны активизировать мыслительную деятельность, самостоятельную познавательностъ;

8) должны быть оригинальны, интересны;

9) не пригодны вопросы, допускающий ответ лишь в форме «да» или «нет»;

10) вопрос должен быть определенным, конкретным, чтобы на него можно было дать лишь один верный и точный ответ.

Из указанного видно, что учителю при подготовке к уроку нельзя ограничиваться вопросами, сопровождающими текст урока. Во-первых, таких вопросов мало, во-вторых, учащиеся ознакомятся с ними в процессе изучения параграфа, следовательно, эффект новизны и неожиданности пропадает. В результате пропадает интерес, что приводит к утрате активизации познавательной самостоятельности. Не менее важно отметить, что заготовка достаточного количества глубоко продуманных интересных вопросов позволит учителю большую часть урока проводить в вопросно-ответной, диалогической наиболее активной форме. А это, в свою очередь, обусловит установление двусторонних связей.

4.Варианты письменного оформления поурочной подготовки

Поурочная подготовка представляет собой развернутую и расшифрованную структуру урока, его цели и задачи, а также применяемые методы и средства обучения. В зависимости от детализации и степени расшифровки указанных компонентов урока поурочная подготовка может быть оформлена письменно в виде: 1) лаконичного плана объемом 0,5-1 страница; 2) тезисов - 1-2 страницы; 3) конспекта - 3-4 страницы; 4) развернутого текста - 5-6 страниц.

Варианты использования поурочной подготовки различны и зависят от: опыта, уровня квалификации и творческого уровня учителя, от его памяти, от степени сложности и объема материала. Так, учителя очень опытные, с крепкой памятью могут пользоваться на уроке или планом, или тезисами. Учителям менее опытным, с менее крепкой памятью целесообразнее пользоваться или тезисами, или конспектом. Тут нередко проявляются три категории учителей: первая стремится полностью игнорировать поурочный план, полагаясь на свой профессионализм, свою память и тем самым стремясь показать учащимся свою эрудицию и феноменальную память; вторая просто зачитывает подготовленный план, от корки до корки, не отрывая от него глаз; третья, обязательно пользуясь поурочной заготовкой, лишь время от времени мельком заглядывая в него, доносит (преподносит) изучаемый материал своими словами.

Выводы

1. Успех проведения любого урока на 80-90% будет зависеть от качества подготовки к нему.

2. Каким бы совершенным не был составлен план урока, он не должен быть догмой и поэтому в процессе урока он может и должен корректироваться, трансформироваться, совершенствоваться. При этом не нужно планы переписывать заново, достаточно внести частные изменения, дополнения в зависимости от конкретной ситуации. И к тому же прекрасный план, приготовленный для одного конкретного класса-урока, для другого класса-урока может оказаться мало пригодным или неподходящим.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 777; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.009 с.)