Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы классификации методовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В настоящее время нет единой, общепризнанной и универсальной классификации методов преподавания и обучения. Это обусловлено тем, что при разработке классификации методов разными исследователями, методистами, педагогами были использованы различные подходы и принципы. Так, один (В.В. Всесвятский) в основу классификации методов положил структуру и функции методов, другие (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) - различные формы самостоятельной познавательности, третьи (И.Д. Зверев) классифицируют по дидактическим задачам, четвертые (Ю.К. Бабанский) - по степени самостоятельности, пятые (Н.М. Верзилин) - по источникам информации и характеру деятельности учителя и учащихся, шестые (Б.Е. Райков) - по характеру логического подхода. Классификация по В.В. Всесвятскому
В этой классификации первые три метода относятся к информационно-познавательным, последние три - к поисковым методам. Классификация по Лернеру и Скаткину (общешкольная классификация)
Эти два метода незаменимы в школе. Они проверены практикой обучения, особенно при обучении законов, фактов, теорий, явлений природы. Классификация по Н.М. Верзилину Наибольшее признание и применение в школе в настоящее время получила классификация Н.М. Верзилина (табл. 1). В ее основе положены три наиболее существенных принципа:
Таким образом, на основании источников знаний, деятельности учителя и учащихся методы преподавания биологии разделяют на три группы или рода: словесные, наглядные, практические. Н.М. Верзилин отрицает классификацию Лернера и Скаткина, считая неправильным выделять репродуктивный, проблемный, поисковый и исследовательский методы особо, т.к. все они выражают лишь различную степень самостоятельности работы учащихся, которые возможны при любых методах, а также различные подходы при использовании любого метода. Таблица 1
Классификация по Б.E. Райкову Большой интерес представляет классификация методов обучения, предложенная Б.Е, Райковым, в основе которой положен принцип "направления логического процесса" (табл. 2). Таблица 2
Различие между этими группами методов состоит в отсутствии или в наличии самостоятельности познавательной деятельности учащихся. При утверждающем (репродуктивном) подходе учащиеся пассивны, при открывающем (продуктивном, исследовательском) учащиеся активны. Однако, деление методов на активные и пассивные условно. Скорее методы по их использованию правильнее считать более активными, ибо нет и быть не может методов абсолютно активных и абсолютно пассивных. В мире все и вся относительно. Утверждающее (сообщающее) обучение основано на дедукции, при которой известное общее положение подтверждается, утверждается частными примерами, фактами; открывающее (исследовательское, проблемно-исследовательское) - на индукции, при которой общее нераскрытое, нерассекреченное, неизвестное положение, задание учителя раскрывается (открывается) учащимися экспериментально, самостоятельно и творчески. Чаще всего обучение сочетает индукцию с дедукцией, вследствие чего получается их синтез - традукция, т.е. утверждающе-открывающий подход к обучению. Исследовательский подход к использованию методов обучения впервые внедрен в школу А.Я. Гердом. Специфика этого подхода в том, что:
Итак, в методической науке и поныне нет единого взгляда на классификацию методов обучения биологии. Однако большинство методистов биологии, химии, географии, литературы и других предметов предпочитают классификацию Верзилина как наиболее удобную и доступную для понимания и использования. Требования к выбору методов преподавания биологии Выбор методов обучения биологии определяется:
Основные выводы по данной теме: 1. Из разработанных, психолого-педагогически проанализированных и в школьной практике апробированных на сегодня классификаций наиболее широко распространенной и применяемой в школьной практике является классификация Н.М. Верзилина. 2. Все существующие группы методов и многочисленные методические приемы с логической точки зрения возможно использовать:
Из указанных логических подходов к учебно-воспитательному процессу наиболее предпочтительным и приоритетным в настоящее время является более активный, самостоятельный и творческий проблемно-развивающий, деятельностный тип обучения. 3. Значительная часть школьников, к сожалению, недостаточно подготовлена к творческому самостоятельному добыванию знаний через эксперимент, исследования. Они отдают предпочтение более легкому (менее активному, дедуктивному) усвоению готовых знаний, которые им преподносит учитель. Это, несомненно, тормозит у них развитие и формирование важнейшего качества характера - активной самостоятельной познавательности и творческой деятельности. Лекция IV. Словесные методы План
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.214 (0.007 с.) |