Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация УР, выбор классификационного признака, цели классификации.↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Классификация УР, выбор классификационного признака, цели классификации. Каждый тип решения характеризуется своими правилами разработки и принятия. Только правильно классифицированное управленческое решение дает ЛПР возможность корректно ответить на вопросы: в какие сроки нужно принять решение, кто обладает полномочиями принять решение, какие методы обработки информации использовать при принятии решения, сколько критериев выбрать для оценки альтернативных вариантов. По результатам ответов на эти вопросы определяют ограничения при принятии решения: сроки, количество критериев, способ фиксации. Управленческие решения принять классифицировать по следующим основаниям: Классификация управленческих решений: - По функциональной направленности: планирующие, организующие, активизирующие, координирующие, контролирующие, информирующие; - По методам переработки информации: алгоритмические и эвристические; - По прогнозируемым результатам: с определенным результатом, с вероятным исходом; - По степени регламентации: директивные, ориентирующие, рекомендующие; - По объекту: производственные, финансовые, кадровые - По организации: индивидуальные, коллегиальные, коллективные; - По направлению воздействия: внутренние и внешние; - По способу фиксации: письменные, устные, электронные; - По ограничению на ресурсы: с ограничениями, и без - По содержанию: имеющие количественные характеристики, не имеющие кол. характеристики; -По масштабу воздействия: общие, частные - По времени действия: стратегические, тактические, оперативные. - По глубине воздействия: одноуровневые и многоуровневые. - По повторяемости выполнения: традиционные, оригинальные; - По способу выработки: интуитивные, адаптационные, аналитические. - По причинам: ситуационные, по предписанию, программные, инициативные, сезонные. - По характеру разработки и реализации: уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные. - По числу критериев: однокритериальные и многокритериальные - По степени альтернативности: безальтернативные, бинарные, многовариантные. 5. Этапы УР. Их краткое содержание. 1 этап. Подготовительный - выявление проблемы. (строим деревья проблем) - формирование цели - сбор инфы об объекте - осознание ситуации - постановка задачи (задача – пути достижения цели) Раскрываем организационно-экономическую сущность задачи. 1 - определение конечного рез-та реализации УР 2 – определение объекта, для которого решается задача 3 – опред-е места для задачи в системе упр-я орг-ии 4- опред-е круга объектов, для которых предназначены результаты разрабатываемого УР 5 – определение особенности реш-я задачи 6 – общая хар-ка методов, методик, Эл-тов, используемых для разработки УР 7 – хар-ка или описание информационного обеспечения, входной/выходной инф-и 8- временные ограничения на разработку УР 9- организация разработки УР Кратко: построение модели, выбор методов, разработка алгоритма
2 этап: Разработка и принятие УР 1 – формирование альтернативных вариантов 2 – формирование критериальных и ограничительных условий для оценки полученных альтернативных вариантов решений и отбора наиболее приемлемого из этих решений 3 – оценка альтернативных вариантов 4 – выбор наиболее приемлемого варианта прогноза
3 этап: Реализация УР 1- организационное обеспечение реализации УР 2 – обеспечение прямой и обратной связи м-у субъектом и объектом управления 3 – отслеживание хода реализации УР 4 – анализ хода реализации УР 5 – прогнозирование развития ситуации по результатам анализа 6 – корректировка разработанного УР по результатам
6. Особенности реализации отдельных этапов (подготовки, принятия и реализации) УР. Процесс разработки решения начинается с определения необходимости в решении, связанной с наличием ситуации или проблемы. Под ситуацией понимается совокупность обстоятельств, положения, обстановка, которыми характеризуются предприятие, или его внешняя среда. С понятием «ситуация» тесно связано понятие «проблема». Под проблемой принято понимать сложную задачу, требующую исследования и решения.
1 этап. Выявление проблемы. (строим деревья проблем) - формирование цели - сбор инфы об объекте - осознание ситуации - постановка задачи (задача – пути достижения цели) Раскрываем организационно-экономическую сущность задачи. 1 - определение конечного рез-та реализации УР 2 – определение объекта, для которого решается задача 3 – опред-е места для задачи в системе упр-я орг-ии 4- опред-е круга объектов, для которых предназначены результаты разрабатываемого УР 5 – определение особенности реш-я задачи 6 – общая хар-ка методов, методик, Эл-тов, используемых для разработки УР 7 – хар-ка или описание информационного обеспечения, входной/выходной инф-и 8- временные ограничения на разработку УР 9- организация разработки УР Кратко: построение модели, выбор методов, разработка алгоритма
2 этап: Разработка и принятие УР 1 – формирование альтернативных вариантов 2 – формирование критериальных и ограничительных условий для оценки полученных альтернативных вариантов решений и отбора наиболее приемлемого из этих решений 3 – оценка альтернативных вариантов 4 – выбор наиболее приемлемого варианта прогноза
3 этап: Реализация УР 1- организационное обеспечение реализации УР 2 – обеспечение прямой и обратной связи м-у субъектом и объектом управления 3 – отслеживание хода реализации УР 4 – анализ хода реализации УР 5 – прогнозирование развития ситуации по результатам анализа 6 – корректировка разработанного УР по результатам
Альтернативные управленческие решения, предпосылки их формирования. Альтернативное решение – решение, которое может быть противопоставлено найденному, но характеризуется лучшим результатом. Важным условием правильного формирования альтернативных УР и выбора наиболее подходящего –определение ограничений и формулировка критериев принятия решения. Ограничения: -огр несоответствия - кадровые - финансовые - правовые и тд В идеале желательно выявить все возможные альтернативы, на практике ограничиваются несколькими, наиболее подходящими. Оценка: Определение + и -, возможные последствия выбора каждой из них. Для сравнения используют критерии принятия решений. Все решения необходимо представить в сопоставимой форме. Желательно, чтобы это была та же форма, в которой выражена цель. Решение не обязательно наилучшее, но наиболее преемлемое. Альтерн УР должны приводиться в сопоставимый вид по следующим параметрам: - фактор времени (время осуществлений проекта) - фактор масштаба - метод получения инф-и для принятия решения - фактор риска и неопределенности - фактор инфляции Правила, обеспечивающие сопоставимость 1 – кол-во альтернативных вариантов должно быть не менее трех 2 – в качестве базового варианта должен применяться наиболее новый во времени, остальные приводятся к базовому при помощи корректирующих коэффициентов 3. – формирование альтернативных вариантов должно осуществляться на основе условий обеспечения высокого качества и эффективности Ур. 4. для сокращения времени, повышения качества решения и снижения затрат рекомендуется шире применять методы кодирования и современные технические средства информационного обеспечения процесса принятия решения. Технология процесса реализации УР, особенности. 3 этап: Реализация УР 1- организационное обеспечение реализации УР 2 – обеспечение прямой и обратной связи м-у субъектом и объектом управления 3 – отслеживание хода реализации УР 4 – анализ хода реализации УР 5 – прогнозирование развития ситуации по результатам анализа 6 – корректировка разработанного УР по результатам
Элементы Творчества в УР Управленческий труд отличает напряженное творчество, предъявляющее большие требования к волевым и эмоциональным регуляторным механизмам человеческой психики. Стремление облегчить процесс принятия решения приводит к выработке стереотипов мышления, то есть к своеобразным заученным «алгоритмам» мышления.
Когда управленческая ситуация расходится с привычной, стереотипной, оптимальное решение достигается путем творческой мыслительной деятельности. Для этого необходимы существенные волевые усилия. Но при каждом волевом напряжении происходят эмоциональные перенапряжения. Аккумуляция негативных эмоциональных стрессов приводит, с одной стороны, к срывам, неврозам и прочим заболеваниям, а с другой — как компенсаторная реакция у человека возникает отказ от творческих попыток и появляется стремление вопреки ситуации и логике принимать решения по выработанным заранее и уже недостаточно точным «алгоритмам». Вот почему руководитель с низким уровнем стрессоустойчивости приносит ущерб и себе, и делу.
19. Качество УР: понятие, характеризующее его показатели, условия обеспечения качества. Качество УР определяется как степень его соответствия внутренним требованиям и стандартам системы управления. Качество УР зависит от комплексного воздействия следующих факторов:
К основным элементам, влияющим на качество процесса разработки и реализации УР, относят: информацию, набор целей, методы разработки УР, объекты входящие в модель управляемой системы, применяемую управленческую технологию. Параметры качества, которым должно обладать УР: УР должно обладать определенными показателями, которые позволяют оценить, качественное УР или нет. 1. показатель энтропии. поле УР может находиться в промежутках от 0 до 1. 2. Вероятность реализации разработанного УР. 3. Степень соответствия модели, по которой принималось УР, реальному объекту. 4. Степень риска РУР. Качество управленческого решения определяет в значительной мере конечный результат и эффективность выполнения задач управления. Качество управленческого решения зависит от пяти следующих факторов: 1) качества исходной информации 2) своевременности принимаемых решений 3) соответствия принимаемых решений действующему механизму управления 4) квалификации 5)готовность управляемой системы к исполнению принятого решения. Кроме того, чтобы быть качественным, управляющее решение должно быть устойчивым по эффективности к возможным ошибкам в определении исходных данных (робастным) и гибким - предусматривать изменение целей и алгоритмов достижения целей. На качество и эффективность управленческого решения влияет так же знание и соблюдение экономических законов, законов, определяющих поведение организации, законодательно установленных государством норм и правил. Условия обеспечения качества: 1. Учет влияния экономических законов. 2. Правовая обоснованность разработанного УР. 3. Наличие механизма реализации УР. 4. Применение современных методов для разработки УР. 5. Обеспечения ЛПР (лица, принимающего решение) качественной информацией: · достоверность информации · степень ее актуальности · достаточность · сопоставимость 6. Профессионализм ЛПР. 7. Наличие в организации действенной системы стимулирования качества РУР.
Эффективность и качество управленческого решения зависит от целого ряда факторов (рис. 5.1). Рассмотрим их подробнее.
Рис. 5.1. Основные факторы, влияющие на эффективность и качество решения Для того, чтобы быть эффективным, как считают Глущенко В.В. и Глущенко И.И. (1997), то есть достигать некоторых поставленных целей, решение должно удовлетворять ряду требований: 1) быть реальным, т.е. исходить из достижимых целей, реально располагаемых ресурсов и времени; 2) содержать механизм реализации, то есть содержание решения должно включать разделы, охватывающие организацию, стимулирование, контроль при реализации решений; 3) быть устойчивым по эффективности к возможным ошибкам в определении исходных данных (робастным); 4) готовится, приниматься и выполняться в реальном масштабе времени тех процессов, которыми управляют, с учетом возможных темпов развития нештатных, аварийных ситуаций; 5)быть неконфликтным внутренне, то есть не содержать положений, которые сорвут исполнение в результате порождаемых им конфликтов (например, несоответствие функций подразделений применяемым технологиям порождает в организации линейно-функциональный конфликт); 6) быть гибким, то есть изменять цель и (или) алгоритм достижения цели при изменении внешних или внутренних условий, содержать описание состояний объекта управления, внешней среды, при которых выполнение решения должно быть приостановлено и начата разработка нового решения; 7)предусматривать возможность верификации и контроля исполнения. Решение должно содержать (требования к структуре решения): 1) цели; 2) декомпозицию (расчленение) цели на задачи; 3) оценку располагаемых и потребных ресурсов; 4) сценарий достижения целей в результате решения задач и др. элементы. Цели и задачи должны быть реальными, соотносится с располагаемыми ресурсами и их видами для решения конкретных задач, а также теми способами и технологиями, которые предполагается применять. Это предполагает использование различных видов нормирования при прогнозировании и планировании решений. Качество управленческого решения определяет в значительной мере конечный результат и эффективность выполнения задач управления. Качество управленческого решения по мнению Бойко В.В и др. (1984) зависит от пяти следующих факторов: 1) качества исходной информации, определяемого ее достоверностью, достаточностью, защищенностью от помех и ошибок, формой представления (известно, что точность результата расчета не может быть выше точности, используемой для расчета информации); 2) своевременности принимаемых решений, определяемой скоростью их разработки, принятия, передачи и организации исполнения; 3) соответствия принимаемых решений действующему механизму управления и базирующихся на нем методов управления; 4) квалификации кадров, осуществляющих разработку, принятие решений и организацию их исполнения; 5)готовность управляемой системы к исполнению принятого решения. Кроме того, чтобы быть качественным, управляющее решение должно быть устойчивым по эффективности к возможным ошибкам в определении исходных данных (робастным) и гибким - предусматривать изменение целей и алгоритмов достижения целей. В противном случае незначительные по величине отклонения исходных данных, которые могут возникнуть в любой момент и по различным причинам, будут переводить управленческое решение из разряда эффективных в число неэффективных. На качество и эффективность управленческого решения влияет так же знание и соблюдение экономических законов, законов, определяющих поведение организации, законодательно установленных государством норм и правил.
Требования к управленческому решению. 1. УР должно быть реальным. 2. УР должно иметь механизмы в системе управления для его реализации. 3. УР должно быть ориентировано на реальное время. 4. УР должно быть устойчивым с точки зрения эффективности решения, т.е. оно должно быть гибким или адаптивным. 5. УР должно иметь возможности верификации (приспособления) и контроля.
Анализ рисковой ситуации Оценка рисковых ситуаций Риск оценивается степенью и величиной Степень риска = P (вероятность) наступления рисковых потерь Величина P = размер возможного ущерба. Случайность – в схожих условиях происходит не одинаково Закономерность может быть обнаружена только при большом объеме исходных данных. При оценке рисковой ситуации используется статистические методы, экспертные методы, методы анализа целесообразности затрат, аналитические методы, метод аналогов.
Методы построение деревьев
1.Единовременное постр-е без предварительных построений.(для не глобальных проблем и целей) 2. Построение полей и на базе логической оценки каждого элемента поля формирования иерархии структуры. 3. Логическое моделирование. На базе поля проблем, целей, здач, формируются пары вещей, каждый элемент поля выбирается и просм. Возможности его связи с остальными и устанавливается соподчиненность. 4. Соединением по правилу формирования сети.На первом месте такая пара, что один элемент является самым главным. Начальный элемент следующей пары должен быть равен конечному элементу предыд. по иерархии пары. При большом кол-ве пар связей стоит разбить все эле-ты поля на группы по подгруппе.И в рамках таких подргупп строить деревья. Для построения деревьев используются следующие способы: 1) метод выталкивания из массы связей = метод поплавка. Этот метод сводится к следующим операциям:
Примечание: в процессе построения дерева возможны нарушения иерархической структуры: · пересечения (из раз. Ветвей 1 элемент) · петли (возвраты) · и др. нарушения жесткости иерархии. Это следствие неправильно установленных связей пар вопросов. Тогда необходимо выделить в этап случаи такие фрагменты дерева и рассмотреть логику установления зависимостей решаемых вопросов и внести коррективы в граф (граф должен иметь четко выраженную иерархическую структуру). Модификацией метода выталкивания является следующая технология постороения дерева: 4. построение поля решаемых вопросов 5. группировка полученных элементов по принятым признакам (общности решаемых вопросов по функциям формулируем) такая группировка сокращает объем полей вопросов становится обозримым и таким образом облегчается процедура установления логических связей (последовательности выполнения этих задач). 6. Следующие шаги построения по этой методики повторяются с 3го шага при этом построение ведется по каждой группе вопросов. В этом случае дерево будет иметь такое кол-во ветвей, сколько мы сформулировали групп. 2) прямой метод построения дерева. (ь/б использован только высокого класса специалистами поскольку предполагает полную осведомленность специалиста по рассматриваемому вопросу). В этом случае также возможны корректировки дерева уточнение формулировок, встраивание новых элементов, изменение зависимостей. Типы. а) линейный - команды выполняются в порядке их естественного следования б) разветвляющийся - в зависимости от поставленного условия алгоритм позволяет выбрать один из вариантов решения задачи в) циклический - в алгоритме встречаются повторяющиеся действия 60. Технология построения алгоритма, требования к алгоритму. (то что нашла в лекциях) Алгоритм – это жестко регламентированная последовательность шагов, позволяющая за конечное число операций получить решение. В алгоритме не должно быть шагов, которые указывали бы на неопределенность, т.е. не содержали четких указаний по выполнению этого шага. Примерная схема разработки алгоритма: 1. формулировка задачи. 2. формирование информационной базы решения задачи. 3. разработка основных расчетных процедур. 4. определение логической последовательности расчетных процедур. · последовательность операций · связь между процедурами · циклы 5. построение самого алгоритма. Особенности: 1. отсутствие неопределенности 2. полное методическое обеспечение всех выполняемых расчетов. Экспертные методы
Коллективная генерация идей
Морфологический анализ
Прогнозирование по аналогии
В ряде случаев для получения независимых прогнозов используются одновременно несколько методов. Классификация УР, выбор классификационного признака, цели классификации. Каждый тип решения характеризуется своими правилами разработки и принятия. Только правильно классифицированное управленческое решение дает ЛПР возможность корректно ответить на вопросы: в какие сроки нужно принять решение, кто обладает полномочиями принять решение, какие методы обработки информации использовать при принятии решения, сколько критериев выбрать для оценки альтернативных вариантов. По результатам ответов на эти вопросы определяют ограничения при принятии решения: сроки, количество критериев, способ фиксации. Управленческие решения принять классифицировать по следующим основаниям: Классификация управленческих решений: - По функциональной направленности: планирующие, организующие, активизирующие, координирующие, контролирующие, информирующие; - По методам переработки информации: алгоритмические и эвристические; - По прогнозируемым результатам: с определенным результатом, с вероятным исходом; - По степени регламентации: директивные, ориентирующие, рекомендующие; - По объекту: производственные, финансовые, кадровые - По организации: индивидуальные, коллегиальные, коллективные; - По направлению воздействия: внутренние и внешние; - По способу фиксации: письменные, устные, электронные; - По ограничению на ресурсы: с ограничениями, и без - По содержанию: имеющие количественные характеристики, не имеющие кол. характеристики; -По масштабу воздействия: общие, частные - По времени действия: стратегические, тактические, оперативные. - По глубине воздействия: одноуровневые и многоуровневые. - По повторяемости выполнения: традиционные, оригинальные; - По способу выработки: интуитивные, адаптационные, аналитические. - По причинам: ситуационные, по предписанию, программные, инициативные, сезонные. - По характеру разработки и реализации: уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные. - По числу критериев: однокритериальные и многокритериальные - По степени альтернативности: безальтернативные, бинарные, многовариантные. 5. Этапы УР. Их краткое содержание. 1 этап. Подготовительный - выявление проблемы. (строим деревья проблем) - формирование цели - сбор инфы об объекте - осознание ситуации - постановка задачи (задача – пути достижения цели) Раскрываем организационно-экономическую сущность задачи. 1 - определение конечного рез-та реализации УР 2 – определение объекта, для которого решается задача 3 – опред-е места для задачи в системе упр-я орг-ии 4- опред-е круга объектов, для которых предназначены результаты разрабатываемого УР 5 – определение особенности реш-я задачи 6 – общая хар-ка методов, методик, Эл-тов, используемых для разработки УР 7 – хар-ка или описание информационного обеспечения, входной/выходной инф-и 8- временные ограничения на разработку УР 9- организация разработки УР Кратко: построение модели, выбор методов, разработка алгоритма
2 этап: Разработка и принятие УР 1 – формирование альтернативных вариантов 2 – формирование критериальных и ограничительных условий для оценки полученных альтернативных вариантов решений и отбора наиболее приемлемого из этих решений 3 – оценка альтернативных вариантов 4 – выбор наиболее приемлемого варианта прогноза
3 этап: Реализация УР 1- организационное обеспечение реализации УР 2 – обеспечение прямой и обратной связи м-у субъектом и объектом управления 3 – отслеживание хода реализации УР 4 – анализ хода реализации УР 5 – прогнозирование развития ситуации по результатам анализа 6 – корректировка разработанного УР по результатам
6. Особенности реализации отдельных этапов (подготовки, принятия и реализации) УР. Процесс разработки решения начинается с определения необходимости в решении, связанной с наличием ситуации или проблемы. Под ситуацией понимается совокупность обстоятельств, положения, обстановка, которыми характеризуются предприятие, или его внешняя среда. С понятием «ситуация» тесно связано понятие «проблема». Под проблемой принято понимать сложную задачу, требующую исследования и решения.
1 этап. Выявление проблемы. (строим деревья проблем) - формирование цели - сбор инфы об объекте - осознание ситуации - постановка задачи (задача – пути достижения цели) Раскрываем организационно-экономическую сущность задачи. 1 - определение конечного рез-та реализации УР 2 – определение объекта, для которого решается задача 3 – опред-е места для задачи в системе упр-я орг-ии 4- опред-е круга объектов, для которых предназначены результаты разрабатываемого УР 5 – определение особенности реш-я задачи 6 – общая хар-ка методов, методик, Эл-тов, используемых для разработки УР 7 – хар-ка или описание информационного обеспечения, входной/выходной инф-и 8- временные ограничения на разработку УР 9- организация разработки УР Кратко: построение модели, выбор методов, разработка алгоритма
2 этап: Разработка и принятие УР 1 – формирование альтернативных вариантов 2 – формирование критериальных и ограничительных условий для оценки полученных альтернативных вариантов решений и отбора наиболее приемлемого из этих решений 3 – оценка альтернативных вариантов 4 – выбор наиболее приемлемого варианта прогноза
3 этап: Реализация УР 1- организационное обеспечение реализации УР 2 – обеспечение прямой и обратной связи м-у субъектом и объектом управления 3 – отслеживание хода реализации УР 4 – анализ хода реализации УР 5 – прогнозирование развития ситуации по результатам анализа 6 – корректировка разработанного УР по результатам
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1093; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.212.146 (0.01 с.) |