Наблюдения за объектами, процессами, явлениями с их последующим обобщением и выводами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наблюдения за объектами, процессами, явлениями с их последующим обобщением и выводами



Это целенаправленное, непосредственное, чувственное восприятие предметов и явлений природы в естественных условиях, без вмешательства в ход явлений или воспроизведение его в лабораторных условиях. Наблюдение учащихся при наглядном методе существенно отличается от наблюдения как вида практического метода. В первом случае учащиеся наблюдают за демонстрируемыми учителем опытами, таблицами и т.д.; во втором случае, наблюдая, ученики проводят самостоятельную работу: измеряют, вычисляют, делают гербарии и т.д. Такое наблюдение, также как определение и эксперимент, может быть проведено на уроке, дома, на экскурсии, на школьном учебно-опытном участке. Оно выполняется учащимися по устному или письменному заданию.

Наблюдения по срокам их выполнения разделяются на 2 группы: кратковременные и длительные. Кратковременные наблюдения полностью включаются в урок и выполняются с раздаточным материалом. Длительные наблюдения проводятся в природе или на пришкольном участке и посвящены они бывают фенологическим и другим вопросам (например, наблюдение за появлением и развитием проростка из семени -редис через 1-2 дня, лук - 1-2 недели, морковь - 3-4 недели и т.д. Или наблюдение за тургором листьев утром и днем. Для того чтобы наблюдения приносили ожидаемый эффект, следует учитывать следующее:

1) Нельзя наблюдать вообще. Наблюдение должно быть конкретным и целенаправленным. Нельзя, например, предложить учащимся наблюдать весеннюю флору вообще. В такой форме задача неопределенна, а потому и ожидаемых результатов она не даст. И совсем иной результат даст конкретное задание: выяснить время цветения конкретных растений, например, черемухи, яблони. Вопросы: Какие культуры надо сеять или сажать во время цветения черемухи? Какова погода во время цветения садов?

2) Полнее оценивать наблюдаемое явление, отличать существенное от несущественного. С этой целью важно делать зарисовки, ибо рисунок сразу покажет, что заметил ученик, что пропустил, насколько оценил самое существенное.

3) Важную роль при наблюдении играет сосредоточенное внимание. Поэтому очень важно развивать у учащихся эту способность. С этой точки зрения биология не имеет себе равных предметов.

4) При выборе объектов для наблюдения учитывать возраст детей. Детям младшего возраста надо предлагать явления несложные и быстротечные (как прыгает кузнечик, ползает муравей, солдатик, божья коровка, летает бабочка, как растворяется кусковой и песковой сахар в воде, как растворяется кусковой сахар в стакане с водой при помешивании чайной ложкой и без помешивания и т.д.), ибо младшие дети еще не могут без утомления надолго сосредоточивать свои мысли на одном и том же предмете. Но по мере взросления учащихся можно дойти до трудных и продолжительных, даже многодневных наблюдений.

5) Каждый ребенок должен тщательно проследить все развитие нескольких, хотя бы самых простых (однолетних) растений с момента их произрастания до самой смерти, и уже один этот труд принесет ему несравненно больше пользы, чем знание отличительных признаков целой сотни семейств. Пристально проследив жизнь растения или животного, ребенок начинает понимать ее и потому привязывается к предмету своего изучения, и это теплое чувство постепенно переходит на всю природу, на все живое. Такие дети потом ломать, уничтожать растения не будут. Кстати, животноводы более доброжелательны и человечны именно потому, что постоянно общаются с животными (коровами, свиньями и др.).

3. Эксперимент, его подготовка, проведение, анализ и обобщение

Эксперимент проводится в искусственно созданных условиях, причем из сложного комплекса многообразных естественных влияний на организм отбирается и выясняется лишь воздействие отдельных, изолированных факторов (например, 2 опыта, которые направлены на исследование влияния только одного фактора (температуры) на рост растений: 1) проращивание семян при 20°С и 2) проращивание семян пшеницы в холодильнике).

Эксперимент может быть кратковременным и длительным. Кратковременные можно ставить в классе (роль приседаний на пульс, на этот опыт потребуется не более 5-10 минут, или растворение соли-сахара в теплой и холодной воде и т.д.). Длительные опыты чаще ставят старшеклассники по общей биологии на пришкольных участках. Например,исследование влияния орошения на рост картофеля: 1. выращивание без полива - контроль бутонизации. 2. полив при бутонизации картофеля. 3. полив при цветении.

Для опытов на пришкольном участке надо подбирать культуры, не съедобные в сыром виде (свекла, картофель), что обеспечивает сохранность до завершения опыта. Во время опыта проводятся точные наблюдения с измерениями. Опытническая работа приучает учащихся к дисциплине, организованности, культуре, аккуратности, развивает любовь к труду, земле, растениям, воспитывает бережное отношение к природе, углубляет и расширяет теоретические знания, полученные на уроках, увязывает теорию с практикой. К проведению эксперимента, как и к другим практическим методам, приучать школьников надо постепенно, начиная с постановки самых простейших быстротечных опытов в 6 классе и заканчивая более сложными и длительными у старшеклассников.

Особенности наблюдений при экспериментировании:

1) В природе мы наблюдаем то, что она дает нам. В опыте же наблюдаем то, что для нас наиболее важно и нужно и поэтому в опыте мы так комбинируем условия наблюдения, чтобы исследуемое явление (фактор) выделялся более ярко и отчетливо.

2) Именно опыт дает возможность выяснить изучаемый фактор (явление). В этом отношении простого наблюдения в большинстве случаев недостаточно. Часто только опытным путем удается выяснить, какие именно факторы являются существенными и какие нет.

3) Опыты должны быть просты, доступны, маловариантны, не громоздки.

Примеры. Опыт: передвижение в стебле раствора минеральных солей. Отрезанная ветка дерева (кустарника) ставится нижним концом в банку с водой, подкрашенной чернилами. Через 3-4 дня ветка вынимается из банки и затем разрезается в нескольких местах. На разрезах ветки обнаруживается, что окрасилась в ней только древесина, кора же и сердцевина остались неокрашенными. Такова техника опыта. Но методика его может быть двоякой: иллюстративной и исследовательской. В первом случае учитель до опыта сообщает учащимся, что растворы минеральных солей передвигаются в стебле по древесине, а затем он демонстрирует им указанный опыт или дает им проделать самим. Это иллюстративный подход (метод). Во втором случае перед учащимися ставится вопрос: каким путем передвигается в стебле вода с раствором минеральных веществ? В связи с этим учащиеся высказывают свои предположения (гипотезы) и может быть даже предлагают способы проверки их. Лишь после этого демонстрируется преподавателем или проделывается самими учащимися опыт. На основании опыта они приходят к выводу, что растворы минеральных веществ передвигаются по древесине. Таким образом, здесь источником знания является опыт. Он отвечает на поставленный вопрос. Это и есть исследовательский подход (метод). Разумеется, здесь исследование понимается в учебном смысле. Следовательно, все группы методов: словесные, наглядные и практические можно использовать пассивно (иллюстративно) и активно (исследовательски). Другими словами, практическая работа учащихся может строится или дедуктивно, когда уже известное (или сообщенное учителем) положение подтверждается фактами (опытом, наблюдением, определением) - это иллюстративный метод, или индуктивно, когда на основе проделанного опыта, наблюдения, делается вывод -это исследовательский метод. Распознавание растений или животных, как правило, строится дедуктивно, эксперимент, определение и наблюдение могут быть индуктивными и дедуктивными.

Этапы практической работы:

  1. Постановка вопроса, обусловливающего цель работы.
  2. Инструктаж технический и организационный.
  3. Выполнение работы (определение, наблюдение, постановка опыта).
  4. Фиксация результатов (проводится одновременно с выполнением работы).
  5. Выводы, отвечающие на поставленный вопрос.
  6. Отчет или сообщение о своей работе на уроке, конференции, олимпиаде.

Выводы

1. Существующие три группы методов (словесные, наглядные, практические) можно реализовать двояко: пассивным (иллюстративным) и активным (исследовательским) путем (методом). Поэтому каждую из трех групп методов можно обозначить двояко:

  1. Словесно-иллюстративный и словесно-исследовательский.
  2. Наглядно-иллюстративный и наглядно-исследовательский.
  3. Практически-иллюстративный и практически-исследовательский.

2. Исследовательскому подходу (методу) сейчас опять стали уделять первостепенное внимание, ибо он обусловливает самостоятельное добывание знаний, развивает логическое мышление, активизирует познавательную самостоятельность.

3. На одном уроке чаще всего используют несколько методов, из них один ведущий, остальные - дополнительные.

4. Методы подбираются к уроку с учетом его содержания, возраста детей, характера и степени оборудования, поставленных задач.

5. Методы преподавания биологии в школе знакомят учащихся с зачатками методики научных исследований.

Лекция VIII. Формы организации преподавания биологии

План



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 807; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.008 с.)