Схема анализа бессоюзного сложного предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема анализа бессоюзного сложного предложения



1) Тип предложения по характеру синтаксической связи и количеству предикативных частей.

2) Тип предложения по структуре: однородного состава; неоднородного состава.

3) Средства связи предикативных частей:

  • интонация;
  • местоименные слова;
  • соотношение видо-временных форм сказуемых;
  • лексические показатели (синонимы, антонимы, слова одной тематической группы);
  • неполнота одной из частей;
  • структурный параллелизм;
  • порядок предикативных частей.

4) Гибкость / негибкость структуры (для предложений неоднородного состава).

5) Тип бессоюзного предложения (общее синтаксическое значение). 6) Соотносительность / несоотносительность бессоюзного предложения с другими типами сложных предложений.

7) Функциональный тип предложения:

  • повествовательное;
  • вопросительное;
  • побудительное;
  • повествовательно-вопросительное;
  • побудительно-повествовательное и повествовательно-побудительное.

8) Тип предложения по эмоциональной окрашенности: восклицательное; невосклицательное.

9) Структурная схема.

10) Характеристика каждой предикативной части по схеме простого предложения.

11) Пунктуационный анализ.

Задание 1. В данных бессоюзных сложных предложениях между предикативными частями поставьте необходимый знак препинания. Дайте объяснение.

1. Вдруг я чувствую кто-то берет меня за плечо (И. Тург.).. 2. Я внимательно поглядел кругом все лица выражали напряженное ожидание. 3. Он вошел в парк и оглянулся дворец казался вылепленным из легкого снега (Пауст.). 4. Иногда мне думается надо убежать (М. Г.). 5. Русская интеллигенция росла и развивалась в условиях совершенно зверских это неоспоримо (М. Г.). 6. Все прочли этот рассказ и смутились читать его в таком небрежном виде було нельзя (Пауст.). 7. Он зажег свечу сел к столу и посмотрел на часы было два часа ночи (Пауст.). 8. Нет я не оставлю привычки перечитывать по этому я наглядно измеряю свое возрастание улучшение падение направление (Герц.). 9. Маяк не горел зимой он был не нужен (Пауст.). 10. Вы не работаете над фразой ее надо делать в этом искусство (Ч.).

Задание 2. Проанализируйте, какие смысловые отношения передаются в данных бессоюзных предложениях. Возможна ли замена знаков препинания между предикативными частями этих бессоюзных предложений? Объясните замену.

1. При всей своей лаконичности иные из этих писем, или, вернее, записочек, стоили пространных рецензий – столько в них было сконцентрировано метких оценок, догадок и сведений (М. Горьк.). 2. Карточки с магнитной полосой менее устойчивы – они выдаются максимум на два года (Газ.). 3. Драматизировать ситуацию не стоит – периодические замеры радиоактивности почвы, снега, растительности, атмосферного воздуха на самой площадке захоронения не показывают превышения нормальных уровней уже много лет (Газ.). 3. Бывает очень радостно, когда одна и та же примета сохраняется в лесах год за годом – каждую осень встречаешь все тот же огненный куст рябины (К. Пауст.). 4. На Поганое озеро бабы ходить опасались – около него были какие-то «зеленущие трясины» (К. Пауст.). 5. Слой облаков был очень тонок – сквозь него просвечивало солнце (К. Пауст.). 6. Ландыши уже созрели – меж широких листьев висели твердые оранжевые ягоды (К. Пауст.). 7. Но солнце было еще высоко, и мы не тревожились, – Гайдар не мог не найти дорогу обратно (К. Пауст.). 8. На этой земле никто не захотел селиться – она оказалась очень скудной (К. Пауст.). 9. Густота трав в иных местах такая, что с лодки нельзя высадиться на берег, – травы стоят непроходимой упругой стеной (К. Пауст.). 10. И сразу же стихнут коростели и перестанет гудеть в болотах выпь – луна подымается в настороженной тишине (К. Пауст.).

Задание 3. Из двух простых предложений образуйте одно бессоюзное сложное предложение. Вставьте пропущенные буквы. Объясните употребление знаков препинания, поставленных вами между предикативными частями.

1. (Не)под…леку от нас, на утесе, одиноко выдавш…мся из общей гр…ды, красавец(-)орел рвал свою добычу. Бедный зайч…нок, должно быть, попался на обед пернатому хищнику (Н. Лавров). 2. Я не мог вид…ть ее глаз. Она их не поднимала (И. Тург.). 3. Мне особенно нравилось выр…жение ее лица. Так оно было просто и кротко, так грус…но и так полно детского недоумения перед собстве…ной грустью (И. Тург.). 4. … В лесу что(то) слабо хрустнуло. Она (тот)час подняла голову и огл…нулась, и в прозрачной тени быстро блес…нули передо мною ее глаза, большие, светлые, пугливые, как у лани (И. Тург.). 5. Я ударил. Коростель перевернулся в воздухе и упал (И. Тург.). 6. И можно бить его (осла) сколько угодно. Он не тронется с места (А. Куприн).

 

Задания для самостоятельной работы

1. Бессоюзные предложения целесообразно рассматривать как особый класс сложных предложений, противопоставленный союзным (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – Ч. II. – С. 575). Выскажите свою точку зрения по этому положению, используя выше названное учебное пособие.

2. Дайте определение бессоюзного предложения. Назовите основные средства связи предикативных частей бессоюзного предложения (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 575-578). 3. Назовите дифференциальные признаки бессоюзных сложных предложений однородного состава и неоднородного состава (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 578-580).

4. Какие типы бессоюзных предложений выделяются в рамках предложений однородного и неоднородного состава? (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 580-584; Н. С. Валгина. Синтаксис современного русского языка. – С. 345-348).

5. На слух различаются в основном 4 типа интонации в бессоюзных предложениях: перечислительная: Туман волнами стал переливаться в лощинах, роса, блестя, заиграла на зелени, прозрачные, побелевшие тучки, спеша, разбегались по синевшему своду (Л. Т.); сопоставительная: Травой зарастают могилы – давностью зарастает боль (Шол.); обусловленности: Любишь кататься – люби и саночки возить (Посл.); объяснительная: Ваша рецензия меня немножко удивила: я и не подозревал, что Вы так хорошо владеете газетным языком (Чех.). Может ли интонация иметь смыслоразличительную функцию? Почему «усилилось внимание к семантике предикативных частей, к их лексическому наполнению, к структурной роли соотношения видо-временных форм и форм наклонений глаголов-сказуемых, к функциям синсемантичных слов (такой, таков, так) и типизированных лексических элементов»? (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – Ч. II.– С. 576 – 578). Докажите это положение, приведя примеры из газетных или художественных текстов. Можно использовать примеры из учебных пособий или из справочной литературы. Задание 6. Есть ли для бессоюзных сложных предложений синтаксические синонимы среди союзных сложных предложений? Каким стилям речи более свойственны бессоюзные сложные предложения? Почему? (См. И. Б. Голуб. Грамматическая стилистика современного русского языка. – С. 180; Н. С. Валгина. Синтаксис современного русского языка. С. 447 – 448).

 

Вопросы для самопроверки

1. В чем проявляется гибкость / негибкость структуры БСП неоднородного состава?

2. Каковы признаки свободной / фразеологизированной модели БСП?

3. Каковы БСП по эмоциональной окрашенности?

 

ТЕМА. Многочленные сложные предложения. Период. Абзац. ССЦ (4 часа)

 

Цель: определение видов сложного предложения с разнотипной связью; приобретение навыка полного грамматического анализа таких предложений; закрепление правил расстановки знаков препинания; умение давать стилистическую характеристику сложных предложений с разнотипной связью; закрепление правил расстановки знаков препинания.

Вопросы для обсуждения

1. Какими дифференциальными признаками характеризуются предложения контаминированной структуры?

2. Посредством какого вида связи объединяются по первому уровню членения два компонента предложений контаминированной структуры? Докажите.

3. Что представляет собой каждый из компонентов на втором уровне членения?

4. Какие типы предложений контаминированной структуры вы знаете?

5. В чем заключается цель полного и частичного анализа предложений контаминированной структуры?

6. Какую единицу языковой системы называют текстом?

7. Каковы основные характеристики текста?

8. Что называется сложным синтаксическим целым (прозаической строфой)?

9. Какие средства межфразовой связи существуют между предложениями в ССЦ?

10. Какие структурные типы ССЦ вы знаете?

11. Каковы особенности построения структурных типов ССЦ?

12. Какую композиционно-стилистическую единицу называют абзацем?

 

Типы практических заданий

Задание 1. Прочитайте тексты. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы. Найдите в текстах сложные предложения усложненной структуры с однотипной и разнотипной связью. Охарактеризуйте их по предложенной схеме. Объясните постановку знаков препинания в сложных предложениях усложненной конструкции.

Ночь давно, а я все бр…ду по горам к перевалу, бр…ду под ветром, среди холодного тумана, и бе…надежно, но п…корно идет за мной на п…воду мокрая, усталая лошадь, звякая пустыми стр…менами.

В сум…рки, отдыхая у подножия сосновых лесов, за которыми начинается этот голый, пусты…ный под…ем, я смотрел в (не)об…ятную глубину подо мною с тем особым чу…ством гордости и силы, с которым всегда смотришь с большой высоты. Еще можно было разл…чить огоньки в темнеющ…й долине далеко (в)низу, на пр…брежь… тесного залива, который, уходя к востоку, все ра…ширялся и, поднимаясь (туманно)голубой стеной, обнимал (пол)неба. Но в горах уже наступила ночь. Темнело быстро, я шел, пр…ближался к лесам – и горы выр…стали все мрачней и величавее, а в пролеты между их отрогами с бурной стр…мительностью в…лился к…сыми, дли…ными обл…ками густой туман, г…нимый бурей (с)верху. Он срывался с к…согорья, которое окутывал гиган…ской рыхлой гр…дой, и своим п…дением как бы ув…личивал хмурую глубину проп…стей между горами. Он уже задымил лес, надв…гаясь на меня вместе с глухим, глубоким и (не)людимым гулом сосен. Пове…ло зимней свеж…стью, понесло снегом и ветром… Наступила ночь, и я долго шел под темными, гудящ…ми в тумане сводами горного бора, склонив голову от ветра. «Скоро перевал, – говорил я себе. – Скоро я буду в затишь…, за горами, в светлом, людном доме…».Но проходит (пол)часа, час… Каждую минуту мне кажется, что перевал в двух шагах от меня, а голый и каменистый подъем не кончается. Я чу…ствую, на какой дикой и бе…людной высоте я нахожусь, чу…ствую, что вокруг меня только туман, обрывы, и думаю: как пройду я мимо одиноких (камней)памятников, когда они, как человеческие фигуры зачернеют среди тумана? хватит ли у меня сил спустит…ся с гор, когда я уже теперь теряю пре…ст…вление о времени и месте? (По И. А. Бунину).

Задание 2. Я пришел к нему на следующий день (с)позаранку. Вряд(ли) он спал эту ночь. Но в руках у него были кисти, и он усиленно работал над каким(то) холстом, словно в мире не существовало таких к…т…строф, которые могли бы нарушить обычный ра…порядок его рабочего дня. Этот ра…порядок был всегда одинаков. Утром, сейчас же после завтрака, Репин сп…шил в мастерскую и там буквально ист…зал себя творчеством, потому что тружеником он был бе…примерным и даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от ра…света до сумер…к, не бросая кистей, отд…вать все силы огромным полотнам, о…ступивш…м его в мастерской.

(В)течени… многих лет я был в этой мастерской за…сегдата…м и могу засв…дет…льствовать, что он замучивал себя работой до обм…рока, что каждая картина перепис…валась им вся, без остатка, по десять-двенадцать раз, что во время со…дания той или иной к…мп…зиции на него нере…ко нап…дало такое отча…ние, такое горькое н…верие в свои силы, что он в один день уничтожал всю картину, созд…вавш…юся (в)течени… нескольких лет, и на следующий день снова пр…нимался, по его выр…жению, снов… «кочевряжить» ее.

«Весь процесс [работы] труженика-самоучки у Вас был (на)виду, – писал он мне незадолго до смерти, – от Вас я ничего не скрывал… Да, Вы – живой св…детель, сколько раз я п…р…страивал свои картины… Вы – ближайший и многократный свидетель моих больших усилий и потуг над писанием моих (не)т…лантливых картин…”

Едва только позн…комившись с ним (Репиным), я увидел у него на м…льберте картину “Пушкин над Невою в 1835 году”, над которой он работал несколько лет. И когда я был у него (не)задолго до его смерти, уже в советское время, все та же картина стояла на том же м…льберте. Двадцать лет он мучился над нею, написал по крайней мере сотню Пушкиных – то с одним поворотом головы, то с другим, то над вечерней рекой, то над утренней; то в одном сюртуке, то в другом, то с элегической, то с патетической улыбкой, – и чувствовалось, что впереди у него еще многие годы работы над этой “(не)задавшейся картиной”.

Теперь, переб…рая его письма ко мне, я часто нахожу в них строки, относящи…ся к этой картине.

“Сам я очень огорчен своим “Пушкиным”, – писал он 27 февраля 1911 года. – После выставки воз…му доводить его до следу…мого”. (По К. Чуковскому).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.016 с.)