Лекция «Обособленные члены предложения» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция «Обособленные члены предложения»



Цель лекции: дать общее понятие обособленных членов предложения, характеризовать их функции в языке, основные разновидности, условия и средства обособления.

План

1. Предложения с обособленными членами. Понятие обособления, обообленных членов предложения. Функции обособленных членов предложеия.

2. Основные условия обособления. Частные условия обособления, факультативное обособление.

3. Разновидности обособленных членов предложения.

 

1. Предложения с обособленными членами. Понятие обособления, бособленных членов предложения. Функции обособленных членов предложения

Предложения с обособленными членами довольно широко распространены в современном русском языке, и это вызвано рядом их преимуществ: обособленные члены и предложения с ними придают речи краткость, динамичность, выразительность. «Это легкое вооружение мысли в отличие от тяжелого вооружения отдельными придаточными предложениями» (А.М.Пешковский).

Тема «Обособленные члены предложения» является наиболее трудной в школьном курсе русского языка. С этим связаны вопросы пунктуации и грамматического разбора таких предложений по членам.

Обособленные члены содержат элемент добавочного сообщения, что вязано с коммуникативной функцией предложения. В школьном учебнике отмечено: «Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными».

Т.о., обособление – это смысловое и интонационное выделение членов предложения для придания им большей самостоятельности.

Впервые детальное описание обособленных членов дал А. М. Пешковский в книге «Русский синтаксис в научном освещении». Он же ввел термин обособленные члены. Явление «обособление» было замечено еще раньше. Сторонники логико-грамматического направления (А.Х.Востоков, Ф.И. Буслаев, Н.И. Греч)

Это явление трактовали как «сокращенное придаточное предложение»). А.А.Потебня в труде «Из записок по русской грамматике» показал отличие выделенных «тоном» (т.е. интонацией) членов предложения от не выделенных «тоном» и считал члены предложения, выделенные тоном, особой синтаксической конструкцией, а именно придаточными предложениями. Он рассматривал такие конструкции как особые явления, тяготеющие к предикации, и называл их аппозитивными предложениями. Иными словами, для него такие конструкции были чем-то средним между собственно членами предложения и придаточными предложениями.

Обособленные члены, в случае, когда они выражают добавочное сообщение, вступают в полупредикативные отношения с определенными словами. Н-р, в предложении Роза, цветок прелестный, украшение сада, манит к себе взор имеют место полупредикативные отношения.

Обособленные члены, в случае, когда они уточняют или поясняют определенный член предложения, находятся с определяемым словом в особых, поясняющих, отношениях. Н-р, в предложении Мелодия ничего, ритмичная элемент ритмичная находится с элементом ничего в уточняющем отношении.

х

Ср.: Годы, посвященные человеком ученью, драгоценные годы (полупредикативное обособленное согласованное морфологизованное определение, выраженное причастным оборотом).

х

За оградой, на просторе, было свежо (уточняющее обособленное неморфологизованное обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом).

Функции обособленных членов предложения:

Ι. Полупредикативные:

1) добавочное сообщение;

ΙΙ. Уточняющие:

2) уточнение (сужение понятия). Н-р, Вчера, вечером, мы отдыхали.

3) пояснение (обозначение одного и того же разными словами). Возможны союзы: а именно, именно, то есть и др. Н-р, Мы, то есть студенты, скоро будем сдавать сессию.

4) исключения (употребление предлогов кроме, помимо, исключая и др. Н-р, Все, кроме меня, выполнили задание.

5) замещения (употребление предлога вместо). Н-р, Он, вместо меня, прибыл в город.

6) присоединения (дополнительные замечания, разъяснения, вводятся с помощью слов даже, например, в частности, в особенности, главным образом, в том числе, и притом, да и вообще и др.). Н-р, Все, даже Сергей, присутствовали на собрании.

7) включения (употребляются предлоги включая, сверх и др.). Н-р, Мы, включая студентов, создаем учебно-методический комплекс.

8) сравнения (употребляются союзы как, как будто, подобно и др.).

9) уступки (предлог несмотря на).Н-р, Мы работали, несмотря на усталость.

10) причины (предлог вследствие). Н-р, Он не приехал, вследствие болезни.

11) цели (предлоги в целях, с целью). Н-р, Он надел перчатки, в целях самозащиты.

(См. Н.С.Валгина. Современный русский язык. – М., 1991. – С. 396 – конспект).

2. Основные условия обособления. Частные условия обособления, факультативное обособление.

Для того чтобы понять, почему одни члены предложения обособляются, а другие нет, почему в одних случаях обособление обязательно, а в других факультативно, необходимо знать условия обособления.

Известные условия обособления можно представить как: 1) семантические условия обособления; 2) морфологические условия обособления; 3) собственно синтаксические условия обособления.

Семантические условия – это смысловая выделимость. Чем конкретнее лексическое значение слова, тем меньше оно нуждается в распространении, тем слабее связь с ним определяющего члена предложения, который легко обособляется. К семантическим условиям обособления относятся: а) наличие личных местоимений при определении. Личные местоимения являтся наиболее абстрактными в русском языке словами. Они не могут определяться прилагательными. Поэтому обособление определений, относящихся к личным местоимениям, обязательно, независимо от места их в предложении и степени распространенности. Н-р, А он, мятежный, просит бури; б) наличие собственных имен существительных. Лексическое значение собственных имен существительных близко к значению местоимений. Н-р, Возившийся у топки Данила, кочегар, сердито обернулся (приложение). Варвара Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвратилась с прогулки (несогласованное определение). Обгоняемый всеми, Дибич торопился к военному магазину (согласованное определение, выраженное причастным оборотом, обособляется в препозиции, так как относится к собственному существительному).

Морфологические условия – это выделимость по морфологическому выражению. Можно выделить два вида конструкций, обособление которых определяется морфологическими условиями с учетом синтаксических условий: а) деепричастие и деепричастные обороты, причастные обороты; б) предлоги и предложные сочетания, которые требуют обособления (несмотря на, вопреки, вследствие) и образуют обороты, слабо связанные с управляемым словом.Н-р, Несмотря на усталость, мы продолжали работать.

Собственно синтаксические условия. К ним относятся: (а) нарушение обычного порядка слов в предложении. Н-р, Ушел последний человек, знакомый, близкий и понятный мне (постпозиция определений); (б) большая степень распространенности второстепенного члена предложения. Н-р, На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели; (в) дистантное расположение определяемого слова и определения. Н-р, Смерть вступает в свои права, властная, неумолимая, жестокая; (г) синтаксическая несочетаемость. Н-р, Да, это была она, моя ночная гостья.

Иногда условия коммуникации требуют обособления члена предложеия в контекстах, в которых он обычно не обособляется. Появляется так называемое факультативное, или ситуативное, обособление, вызванное речевой ситуацией. Н-р, Еще прозрачные (,) леса как будто луком зеленеют.

Основными средствами обособления являются фонетические, синтаксические и графические. Фонетические средства обособления –интонация в устной речи. Это прежде всего такие интонационные средства, как пауза, или остановка голоса, акцентное выделение (обособленные члены предложения получают дополнительное логическое ударение), определенный темп произношения – более ясное и отчетливое произношение обособленных членов предложения. Синтаксические средства обособления – особый порядок слов (обычно инверсия, от латинского 'переворачивание'). Графические средства – знаки препинания в письменной речи.

3. Разновидности обособленных членов предложения:

1). Полупредикативные обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения, выражающие добавочное сообщение, создают полупредикативную конструкцию, образуя «второстепенное сказуемое» (термин А.А.Шахматова). В школе это понятие тоже дается – «второстепенное, добавочное сообщение».

Морфологизованное выражение второстепенного сказуемого – деепричастие (или деепричастный оборот), которое как форма глагола способно передавать темпоральность (относительное время), персональность (значение лица), соотносимо с подлежащим. Н-р, Победив со счетом 6:3, советские хоккеисты вышли в полуфинал (относительное время – предшествование).

Второстепенное сказуемое может быть выражено причастным оборотом и обособленным приложением, одиночным согласованным определением и несогласованным. Н-р, Волнуемый воспоминаниями, я забылся (причастный оборот). Дома мать, грустная, собирала в дорогу сына (согласованное определение). Человек чести, он выполнил свой долг (приложение). Она, в тяжелой меховой шубе, не могла идти дальше (несогласованное определение)

Темпоральность – отношение временной одновременности характеристики лица (второстепенное сказуемое) и его действие (основное сказуемое).

Полупредикативные обособленные члены предложения – это обстоятельства и определения всех трех видов.

2). Уточняющие обособленные члены предложения также осложнят основную предикативную конструкцию. При уточнении обособленные члены предложения отграничивают объем понятия, названного уточняющим словом.

Уточняющее и уточняемое слова совпадают по синтаксической функции. Уточняющим могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения. Н-р, Согласитесь, что только величайшее искусство – музыка – способна коснутся глубины души.

3). Поясняющие обособленные члены предложения являются вторым наименованием по отношению к первому. Поясняющий и поясняемый член предложения называют одно и то же понятие, только разными словами.

Часто поясняющие члены предложения (помимо интонации) связываются союзами, такими как то есть, или, а именно. Основная синтаксическая функция поясняющего слова совпадает с функцией поясняемого. Н-р, Стены в каюте, или по-морскому, переборки, были красного дерева.

4). Присоединительные обособленные члены предложения выражают дополнительные, попутные замечания, какие-то добавочные сведения. Эти члены предложения присоединяются посредством слов даже, например, в частности, особенно, и притом, прежде всего и др. Н-р, Некоторые люди, особенно писатели и художники, сохраняют любовь к игре до последних лет.

Литература

1. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. – М., 1991.

2. Валгина Н.С. Современный русский язык: Учебник. М., 2001.

3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Учебник. В 3-х ч. – М., 1987. – Ч.3.

4. Современный русский язык: Учебник / Под ред. Л.А.Новикова: Учебник. – СПб., 2001.

5. Современный русский язык: Учебник. / Под ред. Е.И.Дибровой: В 2- х ч. – М., 2001. – Ч.2.

6. Русский язык: Учебник / Под ред. Л.Л.Касаткина. – М., 2001.

7. Современный русский язык: Учебник / Под ред. П.А.Леканта. – М., 2000. Русский язык. 8 класс: Учебник / Под ред. М.М.Разумовской. – М., 2000.

8. Бархударов С.Г. Русский язык. 8 класс: Учебник. – М., 1990. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 классы: Учебник. – М., 2000. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1985. – С.97- 107 (конспект).

Контрольные вопросы

1. Понятия обособления, обособленных членов предложения (знать определения из школьных и вузовских учебников). История изучения обособленных членов предложения.

2. Функции обособленных членов предложения. Разновидности обособленных членов предложения, их признаки.

3. Основные (общие) условия обособления. Частные условия обособления. Факультативное обособление. Формальные средства выражения обособления. Какие из них являются семантическими, а какие структурными (грамматическими)?

4. Полупредикативность как основной признак обособления. Значение полупредикативности и средства ее выражения.

5. Вопрос о полипропозитивности предложений с обособленными членами. Понятие развернутой и полусвернутой пропозиции, типы отношений между ними.

6. Предложения с обособленными определениями: согласованными, несогласованными, приложениями. Условия их обособления. Семантические и грамматические условия обособления приложений.

Лекция «Обращение»

Цель лекции: показать место обращений в синтаксической системе, остановиться на основынх структурно-семантических и коммуникативных особенностях обращений.

План

1. Общее понятие обращения. Вопрос об осложнении простого предложения обращением.

2. Форма и функции обращений (звательная, эмоционально-оценочная, персонифицирующая и др.). Способы выражения обращений.

3. Нераспространенные и распространенные обращения.

4. Отличие обращений от сходных омонимичных конструкций.

1. Общее понятие обращения. Вопрос об осложнении простого предложения обращением

Впервые термин обращение появился в «Исторической грамматике».И. Буслаева. До этого речь шла о звательном падеже существительного. Известно, что в древнерусском языке было семь падежей. Один из семи, звательный падеж, выполнял функцию обращения.

Ср.: Чего тебе надобно, страче? (Чего тебе надобно, старик?).

Боже, царя храни. (Бог, царя храни).

Отче наш, спаси и сохрани. (Отец наш, спаси и сохрани).

Позже, с утратой звательного падежа, его функцию стал выполнять именительный падеж существительных.

Обращением называется слово или сочетание слов, называющее лицо (или предмет), к которому обращена речь (Н.С.Валгина). Обращение может занимать место в начале, середине и в конце предложения. Обращение грамматически не связано с предложением, поэтому членом предложения не является.

2. Форма и функции обращений (звательная, эмоционально-оценочная, персонифицирующая и др.). Способы выражения обращений

Функции обращения:

1. Звательная – привлечь внимание собеседника (основная).

2. Эмоционально-оценочная – выразить свое отношение к лицу, к которому обращаются.

Н-р, Ах, милый мой, жизнь так прекрасна!

3. Контактно-устанавливающая.

2. Побудительная – заставить слушать.

3. Персонифицирующая – обращение к конкретному лицу или группе лиц.

Способы выражения обращения:

1. Именительный падеж существительных или субстантивированных слов:1) имена собственные; 2) нарицательные.

Н-р, Я тобою, море, очарован.

2. Субстантивированные прилагательные.

Н-р, Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая.

3. Субстантивированные числительные.

Н-р, Здорово, шестая!

4. Субстантивированные причастия.

Н-р, Жизнью пользуйся, живущий! и т.д.

3. Нераспространенные и распространенные обращения.

Обращения могут быть распространенные и нераспространенные. Самый простой вид распространения: прилагательное + обращение.

Н-р, Что отуманилась, зоренька ясная?

Трудности изучения темы «Обращение»:

1. Распространенные обращения могут быть довольно пространными, их характеристическое качество становится содержанием предложения. Обращения могут распространяться: а) распространенными определениями; б) придататочными предложениями.

Н-р, Ты, серый от пепла сожженных селений,

Над жизнью навесивший тень своих крыл!

Ты, ждавший, что мы поползем на коленях,

Не ужас, но ярость ты в нас пробудил (Твардовский)

2. Распространенные обращения могут быть рассечены.

Н-р, Отколе, умная, бредешь ты, голова?

3. В разговорной речи в качестве обращений могут употребляться неуправляемые предложно-падежные формы существительных или их эквиваленты.

Н-р, С высшим образованием, шаг вперед! Эй там, в лодке, не лезь под колеса!

Обращение употребляется преимущественно в диалоге, основная сфера х функционирования – художественный стиль. Широко используется в ораторской речи, лозунгах, призывах, приказах, объявлениях.

Обращение является той официальной формой, с которой начинается всякое деловое или личное письмо, т.е. обращение часто воспринимается как обязательное и при этом клишированное выражение, как штамп речи.

Обращение может быть фигурой поэтического синтаксиса. Особую выразительность придает речи обращение к неодушевленным предметам.

Н-р, Раззудись, плечо, размахнись, рука.

О, Муза! Я у двери гроба.

И пусть я много виноват.

Пусть увеличит во сто крат.

Моей вины людская злоба.

Такие обращения метафоричны, имеют экспрессивно-оценочное значение.

В разговорной речи встречаются особые формы обращений. Это так называемый усеченный именительный падеж существительного, обычно имени собственного (Надь, Маш).

4. Отличие обращений от сходных омонимичных конструкций

Обращения необходимо отличать от сходных конструкций:

1. От номинативных односоставных предложений, которые, как и обащения, выражаются именительным падежом существительного или его функциональным эквивалентом.

Н-р, Вот и Галя.

2. От вокативных предложений.

Н-р, Константин! – уже резко в дверях сказала супруга Цветкова.

3. От именительного темы (термин А. М. Пешковского). Это тоже существительные в именительном падеже, стоящие в начале предложения и синтаксически не связанные с предложением.

Н-р, Ах, робость, робость. Как часто она посещает натуры возбудиые, импульсивные, склонные к красивым душевным порывам, низводя их до степени приспособленчества, угодливости и даже лакейства.

3. От именной части составного именного сказуемого, которая выражеа именительным падежом существительного.

Н-р, – Ты кто?

– Студент.

Литература

1. Русский язык: Учебник / Под ред. Л.Л.Касаткина. – М., 2001.

2. Прияткина А.Ф. Русский язык. Синтаксис осложненного предложения. – М., 1990.

3. Розенталь Д.Э Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1985. – С.125-127 (конспект).

4. Современный русский язык: Учебник / Под ред. П.А.Леканта. – М., 2000.

5. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. –., 1991.

6. Валгина Н.С. Современный русский язык: Учебник. М., 2001.

7. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Учебник. В 3-х ч. – М., 1987. – Ч.3.

8. Современный русский язык: Учебник / Под ред. Л.А.Новикова: Учебник. – СПб., 2001.

9. Современный русский язык: Учебник. / Под ред. Е.И.Дибровой: В 2- ч. – М., 2001. – Ч.2.

10. Русский язык. 8 класс: Учебник / Под ред. М.М.Разумовской. – М., 2000. Бархударов С.Г. Русский язык. 8 класс: Учебник. – М., 1990. Бабайцева

В.В. Русский язык. Теория. 5-11 классы: Учебник. – М., 2000.

Контрольные вопросы

1. Общее понятие обращения (знать определения из школьных и вузовских учебников). Как обращение связано с основным составом предложения? Почему обращение не является членом предложения? Риторическое обращение.

2. Как вы понимаете положение: предложения с обращениями неоднородны по степени добавочной предикативности.

3. Первичная и вторичные функции обращений (дополнить материалы екции).

4. Способы морфологического выражения обращений. Нераспространенное и распространенное обращение. Чем может быть распространено обращение? Какие случаи распространения обращений могут вызвать на практике трудности, почему?

5. От каких сходных конструкций следует отличать обращения? Отлиие обращений от подлежащих. Отделенные восклицательным знаком от основного состава предложения обращения (например, «Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня…») – что собой представляют с точки зрения синтаксиса?

6. Знаки препинания при обращении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 3448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.171.180 (0.067 с.)