Лекция «Второстепенные члены предложения» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция «Второстепенные члены предложения»



Цель лекции: дать общее понятие второстепенных членов предложения, раскрыть структурно-семантические признаки каждого второстепенного члена.

План

1. Общее понятие второстепенных членов предложения.

2. Принципы классификации второстепенных членов предложения (традиционное и новое).

3. Виды второстепенных членов предложения:

а) определение, его разновидности: согласованное, несогласованное, вопрос о приложении;

б) дополнение, его разновидности: прямое и косвенное;

в) обстоятельство, его разновидности: места, времени, причины и т.д.

4. Второстепенные члены предложения с синкретичной семантикой, Причины синкретизма второстепенных членов предложения.

5. Понятие детерминанта, семантические разновидности детерминантов: объектные, субъектные, атрибутивные, локативные, темпоративные и др.

6. Способы разграничения второстепенных членов предложения.

 

1. Общее понятие второстепенных членов предложения

Второстепенные члены предложения определяются как поясняющие главные или другие второстепенные члены в смысловом отношении и в грамматическом отношении как зависящие от главных или других второстепенных членов. Термин «второстепенные члены предложения» подчеркивает лишь грамматическую зависимость этих членов, так как в смысловом отношении они могут быть носителями основного значения.

2. Принципы классификации второстепенных членов предложения (традиционное и новое)

При классификации второстепенных членов предложения учитывается способ их морфологического выражения и характер синтаксических отношений, которые складываются в словосочетании.

В последнее время учение о членах предложения все больше связыватся с учением о словосочетании. Атрибутивные, объектные и обстоятельственные отношения, выделяемые в подчинительных словосочетаниях, представляют собой основу для выделения и разграничения второстепенных членов предложения.

В современной синтаксической науке прослеживается стремление ученых расширить традиционную трехчленную систему второстепенных членов предложения. Введено понятие детерминанта. Наличие детерминантов впервые подметил В.В.Виноградов в «Грамматике русского языка» 1952 г. Пытаются выделить дуплексивы – члены предложения с двойными связями (концепция Л.Д.Чесноковой).

3. Виды второстепенных членов предложения.

В зависимости от синтаксической роли в предложении второстепенные члены предложения делятся на определение, дополнение и обстоятельство.

а). Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает непредикативный конкретизирующий признак предмета и отвечает на вопросы прилагательных.

Структурные и семантические признаки определений:

Й. Структурные признаки:

1. Не входит в структурную схему предложения.

2. Чаще выражается прилагательными, местоимениямиприлагательными, причастиями, порядковыми числительными, т.е. согласуемыми словами.

3. Способ синтаксической связи с определяемым словом – чаще согласование.

4. Чаще препозитивно по отношению к определяемому слову.

ЙЙ. Семантические признаки:

1. Обозначает признак предмета.

2. В коммуникативной ситуации значение признака может приобретать следующие оттенки: признак по действию (н-р, зеленеющий), признак по материалу (н-р, из кирпича) и т.д.

По способу морфологического выражения и характеру синтаксической связи с определяемым словом определения подразделяются на согласованные определения, несогласованные определения и приложения. Ядро определения – согласованные определения, в них представлены типичные, основные, наиболее характерные для этого члена предложения признаки.

Согласованные определения – это определения, которые уподобляются определяемому слову в формах рода, числа и падежа. Согласованные определения выражаются словами, способными к согласованию: прилагательными, местоимениями-прилагательными, причастиями, порядковыми числительными. Согласованные определения – это орфологизованные определения, однозначные.

Ср.: Детская книга воспитывает юное поколение. Книга для детей воспитывает юное поколение.

В первом предложении прилагательное детская согласуется в роде, числе и падеже с определяемым существительным книга, следовательно, определение согласованное. Во втором – словоформа для детей не согласуется с определяемым существительным книга в роде, числе, падеже, следовательно, определение несогласованное.

Несогласованные определения богаче по семантике. Чаще несогласованные определения выражаются именами существительными без предлогов и с предлогами. Они могут быть также выражены инфинитивом, наречием, сравнительной степенью прилагательных, фразеологизмом. Несогласованные определения – это синкретичные члены предложения, неморфологизованные. Н-р, Я не видел реки великолепнее Енисея (сравнительная степень прилагательного). Поездка туда на трамвае отделяла его от солдат (наречие). Желание учиться крепло во мне (инфинитив).

Синкретизм несогласованных определений проявляется в том, что знаение признака может осложняться дополнительными и обстоятельственные значениями. Н-р, Мысль о поражении не могла прийти в голову Ростову (какая? О чем?). ода в роднике была вкусная (какая? где?).

Определение всегда относится к существительному (или к субстантивированному слову). Оно также может относиться к личному местоимению, при этом на письме обособляется. Н-р, Это была она, вчерашняя незнакомка.

Особым типом определения является приложение. П. А. Лекант расматривает приложение как особый вид второстепенных членов предложеия. Ввиду того, что приложение характеризует качества, свойства предмета, социальную принадлежность, национальность, профессию и т. д., оно большинством ученых рассматривается как разновидность определения.

Причины различной квалификации приложения как члена предложения определяются следующим:

1. Непрозрачный вид синтаксической связи приложения и определяемого слова;

2. Не всегда приложение стоит в том же падеже, что и определяемое слова;

3. Трудности разграничения приложения и определяемого слова;

4. Контаминация сходных конструкций, н-р, приложения и обособленных уточняющих членов предложения.

Вид синтаксической связи приложения и определяемого слова, дейстительно, невозможно определить однозначно. Так, В. А. Белошапкова относит связь между существительным и несогласованной с ним формой зависимого существительного к примыканию, например: озеро Байкал (ср.: на озере Байкал), станция «Университет» (ср.: к станции «Университет»).

В. А. Белошапкова считает, что форма зависимого существительного в этих сочетаниях сама по себе не служит для выражения связи, то есть ведет себя как неизменяемая часть речи. Связь выражается специфическим для примыкания способом – контактным постпозитивным расположением примыкающего компонента, его зависимой грамматической функцией.

Н.С. Валгина считает связь между приложением и словом, которое определяет приложение, неполным согласованием, объясняя это тем, что между этими словами происходит согласование по числу. Так как приложение уподобляется форме определяемого слова, как бы накладываясь на него, И.П. Распопов предлагает называть связь между ними аппликацией.

Для школы приложение – это определение-существительное, которое либо согласуется в падеже с определяемым словом, либо употребляется в форме именительного падежа независимо от того, в каком падеже стоит определяемое слово.

Не согласуются с определяемым словом:

1. Приложения, выраженные прозвищами или условными названиями. Н-р,… в газете «Правда». … у Всеволода Большое Гнездо;

2. Приложения, присоединяемые с помощью слов по имени, по фамилии, по прозвищу и под. Н-р, … за подписью корреспондента по фамилии Сергеев.

…несчастный случай с мальчиком по имени Петя.

3. Существительные в сочетаниях известный как, нужный как со значением 'в качестве'. Н-р: В суд вызвали Петрова, нужного как свидетель по данному делу.

4. Слова после сочетания будь то. Н-р: Информация содержится в различных материалах, будь то корреспонденция, подборка писем или маленькая заметка.

5. Заключенные в скобки слова-вставки, относящиеся к предшествующему обобщающему слову. Н-р: Чехов проявил себя как блестящий мастер художественного сло-

ва в самых разнообразных жанрах (рассказ, новелла, сценка – юморески, театральная пьеса).

Не менее сложной является проблема разграничения приложения и опделяемого слова. Разграничение приложения и определяемого слова можно осуществить на двух уровнях: семантическом и грамматическом.

В выявлении приложения на семантической основе определяющим является установление того, какому из слов принадлежит характеризующая роль. На грамматической основе подчиненное положение приложения совершенно четко выражается в двух случаях

1. При употреблении его в несогласуемой форме именительного падежа;

2. При его обособлении.

Дополнительным грамматическим признаком определяемого слова в отличие от приложния может быть согласование с ним сказуемого. Трудность составляет отграничение приложения с определяемым словом от некоторых сходных по форме сочетаний, компоненты которых не связаны атрибутивными отношениями. К ним относятся следующие парные сочетания:

1. Сочетания синонимов (стежки-дорожки, травушка-муравушка);

2. Сочетания антонимов (экспорт-импорт, купля-продажа);

3. Сочетания слов по ассоциации (имя-отчество, хлеб-соль)

Кроме того, не являются приложениями такие сложные слова, как: диван-кровать, роман-газета, кран-балка.

Проблема синтаксической интерпретации подобных единиц связана с ем, что исторически все они были приложениями, но на современном этапе ранее существовавшие атрибутивные отношения между компонентами стерлись, и сейчас правомерно рассматривать их как сложные слова.

Т.о., приложения как второстепенный член предложения требует к себе особого внимания как в школьном, так и в вузовском изучении. В силу определенных грамматических и семантических особенностей этого члена предложения его квалификация вызывает затруднения. Причины известных разночтений должны быть хорошо известны учителю. Только при этом условии он может и определиться сам, и объяснить ученикам, что такое приложение и каково его место в системе членов предложения.

б). Дополнение – это второстепенный член предложения, который поясняет главным образом глагол-сказуемое, обозначая объект действия, и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Структурные и семантические признаки дополнения:

Й. Структурные признаки:

1. Обычно не входят в структурную схему предложения.

2. Основной способ морфологического выражения – имя существительное или местоимение-существительное в косвенном падеже.

3. Тип синтаксической связи с главным словом – чаще управление.

4. Чаще постпозитивно по отношению к главному слову, которое имеет глагольный характер.

ЙЙ. Семантические признаки:

1. Обозначает предмет.

2. В коммуникативных условиях может приобретать дополнительные оттенки значения:

– объект, на который направлено действие (писать письмо);

– объект восприятия (любить природу);

– орудия или средство действия (рубить топором) и т. д.

Различают прямые дополнения и косвенные дополнения. Ядром доолнения является прямое, в нем выражены типичные, основные, наиболее характерные для этого второстепенного члена предложения признаки.

Прямое дополнение выражается существительными или местоимениями-существительными в форме винительного падежа без предлога и подчиняется сказуемому, которое выражено переходными глаголами, словами категории состояния. Прямое дополнение может быть выражено также существительными в родительном падеже без предлога, если:

1) при глаголе-сказуемом есть отрицательная частица не.

Н-р, Грамматика не дает таланта, но дает таланту большую силу.

2) существительное обозначает часть от целого.

Н-р, Хочу молока.

Косвенное дополнение – это дополнение, выраженное формами винительного падежа с предлогами, а также формами других косвенных падежей без предлогов и с предлогами. Синкретизм некоторых косвенных дополнений проявляется в том, что значение объекта может.

Н-р, Думы о прошлом (о чем? какие?).

Порхать над цветами (где? над чем?).

Морфологизованные дополнения выражаются существительными или местоимениями-существительными в косвенных падежах.

Неморфологизованные дополнения могут быть выражены:

1) инфинитивом (н-р, Нельзя запретить думать),

2) субстантивированной частью речи (н-р, К вашему «АХ» я плохо отношусь),

3) цельными словосочетаниями (н-р, Каждый день будешь делать по сто снарядов).

Необходимо различать объектный и субъектный инфинитив.

Дополнение в основном относится к глаголу. Может также относиться к отглагольному существительному, к прилагательному, к словам категории состояния, к словосочетанию.

в). Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает время, место., цель, причину, способ, образ действия – словом, различные обстоятельства, сопутствующие или препятствующие осуществлению действия

Н-р, Он учится хорошо.

Он очень хороший человек.

Структурные и семантические признаки обстоятельства.

Й. Структурные признаки:

1. Не входит в структурную схему предложения.

2. Чаще выражается наречиями, деепричастиями, предложно-падежными формами существительных.

3. Способ связи с главным словом – примыкание или слабое управление.

4. Чаще постпозитивно по отношению к главному слову глагольного арактера.

ЙЙ. Семантические признаки:

1. Обозначает различного рода обстоятельства, при которых совершается действие.

2. В условиях коммуникации обстоятельство может приобретать дополнительные смыслы.

Морфологизованные обстоятельства выражаются наречиями, дееприастиями, а также адвербиализованными предложно-падежными формами существительных (н-р, стрелять в упор). Неморфологизованные обстоятельства – существительными в косвенных падежах (н-р, гулять в лесу), инфинитивом (н-р, зашел напиться), фразеологизмами (н-р, стояли бок о бок).

Обстоятельства могут относиться – чаще к глаголу, а также к прилагаельному, наречию, словам категории состояния.

Выделяют следующие разряды обстоятельств по значению.

1. Обстоятельства места 5. Образа действия

2. Времени 6. Меры и степени

3. Причины 7. Условия

4. Цели 8. Уступки

Неморфологизованные обстоятельства могут быть синкретичны по грамматическому значению.

Н-р, Мысль вслух (как? какая?)

4. Второстепенные члены предложения с синкретичной семантикой,

Причины синкретизма второстепенных членов предложения.

Синкретизм второстепенных членов предложения – это совмещение (синтез) в одном члене предложения дифференциальных признаков разных членов предложения, разных их функций.

По семантике члены предложения делятся на типичные (однозначные) синкретичные (многозначные).

Ср.: Недавно из Петербурга пришли известия.

Недавно пришли известия из Петербурга.

Все члены первого предложения однозначны. Во втором предложении синкретичный член предложения из Петербурга (какие? откуда?). Синкретичные члены предложения свидетельствуют о гибкости системы членов предложения.

Синкретизм второстепенных членов предложения обусловлен рядом следующих основных факторов:

1. Несоответствие формы и содержания.

Н-р, Из-за чего мы ругаемся?

По форме из-за чего является дополнением, а по значению – обстоятельством причины.

2. Наличием двойных синтаксических связей (случаи с дуплексивами).

3. Синкретизм категориального (частеречного) значения словоформы случаи с отглагольными существительными, которые совмещают значение предмета и действия).

Н-р, Мысль (какая? о чем?) о будущем детей волновала Павла.

5. Понятие детерминанта, семантические разновидности детерминантов: объектные, субъектные, атрибутивные, локативные, темпоративные и др.

В последнее время много внимания уделяется изучению ВЧП. Устаовлены второстепенные члены предложения с нечеткой связью с другими членами предложения. Такие второстепенные члены предложения В.В.Виноградов охарактеризовал как «распространители всего предложения». Они-то и получили название детерминантов (или: детерминирующих членов предложения, свободных словоформ), а связь их с другими членами предложения стала называться свободным присоединением.

Наиболее детальное описание детерминантов представлено в Русской грамматике-80. «Распространитель, относящийся ко всему составу предложения, не связанный ни с каким другим отдельным его членом, называется детерминирующим членом предложения, или детерминантом» (Русская грамматика-80).

Н.Ю.Шведова различает следующие семантические типы детерминантов:

1. Субъектные детерминанты.

Н-р, Сыну исполнился год.

2. Объектные детерминанты.

Н-р, С детьми много хлопот.

3. Обстоятельственные детерминанты.

Н-р, В метель все предметы странно увеличиваются.

4. Субъектно-обстоятельственные детерминанты.

Н-р, здесь (у нас) его ценят.

5. Объектно-обстоятельственные детерминанты.

Н-р, Об этом он не скажет дома (домашним).

Далеко не все положения о детерминантах бесспорны:

1. Не всегда четко можно разграничить детерминант от «квалификатора» (присловного второстепенного члена предложения, присловного распространителя)

Н-р, По ночам ветер гудит в трубе («в трубе» – детерминант или присловное обстоятельство времени).

2. Стоит ли выводить детерминант за пределы предложения («распространитель всего предложения»)?

В. В. Бабайцева считает, что детерминант является членом предложения, следовательно, входит в его состав. Она отмечает, что детерминанты – это не новые члены предложения, а лишь особые случаи функционирования дополнений и обстоятельств, специфическим свойством которых является особая позиция в предложении, обусловленная нечеткостью связи их с другими членами предложения.

О.Б.Сиротинина различает субъектные и объектные детерминанты и вводит понятие ситуанты, которые указывают на различные обстоятельства совершения действия: время, причину, цель и т.д.

6. Способы разграничения второстепенных членов предложения

Определение второстепенного члена предложения прежде всего связао с морфологической и лексической стороной определяемого слова. И каждый второстепенный член получает свою функцию в зависимости от взаимодействия членов предложения в целом.

Н-р, Мы любовались ранним утром / озером.

Трудности разграничения второстепенных членов предложения касаются следующих случаев:

1. Разграничение несогласованного определения, дополнения и обстоятельств.

Н-р, Спит черемуха в белой накидке (или в чем?, или какая?, или как?).

2. Косвенных дополнений и обстоятельств.

Н-р, Самолет пронесся над рощей (или над чем?, или где?).

Вопросный способ определения члена предложения не универсален.Необходимо знать и другие способы определения синтаксической функции слова в предложении:

1. Замена неморфологизованного члена на морфологизованный.

Н-р, работа на дом – домашняя работа

поезд на Москву – московский поезд

2. Достраивание предложений. Н-р, достраивание однородного ряда членов предложения, или замена сомнительного члена предложения синонимичным придаточным.

Н-р, Самолет пронесся над рощей (или над чем?, или где?).

Самолет пронесся не здесь, а над рощей.

Самолет пронесся там, где роща.

Литература

1. Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском зыке. – М., 1988.

2. Современный русский язык / Под ред. Л.А. Новикова: Учебник. – СПб., 2001.

3. Современный русский язык / Под ред. Е.И. Дибровой: В 2-х ч. – М., 2001. –Ч.2.

4. Русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М., 2001.

5. Валгина Н.С. Современный русский язык: Учебник. – М., 2001.

6. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. – М., 1991.

7. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: В 3-х ч. – М., 1987. – Ч.3.

8. Современный русский язык / Под ред. В.А.Белошапковой. – М., 1989.

9. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 классы: Учебник. – М., 2000.

8. Русский язык: Учебник для 8 класса / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2001.

9. Бархударов С.Г. Русский язык. 8 класс: Учебник. – М., 1989.

Контрольные вопросы

1. История изучения второстепенных членов предложения в русской синтаксической традиции.

2. Знать определение второстепенных членов предложения, принципы классификации второстепенных членов предложения. Морфологизованные и неморфологизованные ВЧП. ВЧП с присловной и неприсловной синтаксической связью.

3. Типы ВЧП, их разновидности и способы морфологического выражения. Знать определение каждого ВЧП (из вузовских и школьных учебников). Место приложения в системе ВЧП (сравни в разных школьных и вузовских учебниках). Синтаксические функции инфинитива.

4. ВЧП с синкретичной семантикой. Почему существуют ВЧП с синкретичной семантикой? Отмечают ли школьные учебники случаи синкретизма ВЧП?

5. Способы разграничения ВЧП. Чем вызваны причины возникающих трудностей при разграничении ВЧП?

6. Понятие о дуплексивах, детерминантах, ситуантах, их разновидности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 4358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.073 с.)