Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Определения. а) Обособляются:
б) Не обособляются:
Приложения. Обособляются: а) запятыми
б) тире:
Дополнения. Дополнения могут обособляться и не обособпяться в зависимости от смысловой нагрузки, которую вложил в предложение автор. Обычно обособляются обороты, условно называемые дополнениями, которые выражены существительными с предлогами кроме, за исключением, вместо, ломимо, исключая и т.д. и которые имеют ограничительное или расширительное значение (Рассказ мне очень понравился, за исключением некоторых деталей.). Обстоятельства. а) Обособляются:
б) Не обособляются:
Вопрос№60 1. Вводными конструкциями называются слова, сочетания слов, а также предложения, выражающие отношение говорящего к высказанному. Вводные конструкции дают общую оценку сообщения, указывают на источник и способ сообщения, связь с контекстом, порядок следования компонентов высказывания и т.д. Основное значение вводных конструкций – значение модальной, эмоциональной, экспрессивной оценочности. Вводные конструкции интонационно выделяются в предложении. Для них характерна особая интонация вводности – интонация включения или выключения. Вводные слова и сочетания слов выделяются (или отделяются) запятыми. Например: Миша Алпатов, конечно, мог бы нанять лошадей (Пришв.); Кто-то, видно, надоумил девочку отправиться с котенком именно на птичий рынок (Сол.); Я увидел Наташу, кажется, на третий день моей больничной жизни (Расп.); Одно присутствие здесь декабристов, разбросанных в ссылке по всем просторам Западной и Восточной Сибири, имело на общественность такое влияние, что, во-первых, будучи во многих местах разрозненными умами, она стала общественностью и, во-вторых, обрела цели, которые в конце концов привели к открытию Томского университета (Расп.); Кто-то, видно, проходил в это время по улице (Расп.) Не впервые я уезжал из дома, но это были поездки, начинавшиеся и кончавшиеся в Пскове и, быть может, поэтому оставившие чувство мимолетности (Кав.).
2. Вводные конструкции: 1) содержат оценку степени достоверности сообщения: не правда ли, без сомнения, по существу, само собой, право, наверное, наверно; надеюсь, полагаю; пожалуй, почитай; разумеется, кажется, оказалось, может быть; видимо, по-видимому; бесспорно, вероятно, действительно, конечно; без сомнения; в самом деле; по сути дела, как оказалось; 2) выражают эмоциональную оценку: к счастью, к удивлению, к сожалению, к огорчению; на счастье, на беду; по несчастью; грешным делом, чего доброго; 3) указывают на источник сообщения: по преданию, по-моему, по слухам; говорят, помнится; по убеждению, по словам, на взгляд; 4) характеризуют отношение к способу выражения мысли: по выражению, одним словом, другими словами; грубо выражаясь, так сказать, словом, буквально, короче; 5) подчеркивают экспрессивный характер высказывания: по правде, по справедливости, по душе, кроме шуток; честно говоря, между нами говоря; 6) указывают на отношения между частями высказывания: итак, кстати, к примеру; наконец; во-первых, во-вторых и т.д.; следовательно, в общем, таким образом; 7) служат цели привлечения внимания собеседника: видишь (ли), понимаете (ли), не поверишь; помилуйте; представьте себе; послушайте; 8) указывают на ограничение или уточнение высказывания: по крайней мере, в той или иной степени, по меньшей мере, тем более. Не являются вводными и, следовательно, не выделяются запятыми слова и сочетания слов: авось, будто, вдобавок, вдруг, ведь, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, между тем, к тому же, приблизительно, примерно, причем, решительно, якобы, по постановлению, по решению.
Вставные конструкции отличаются от вводных слов и предложений рядом черт. 1. Они имеют собственные цели высказывания, которые могут совпадать или отличаться от цели высказывания основного предложения: Он – этого никто не ожидал - позвонил только через год. (цель высказывания вставной конструкции и предложения, содержащего её, совпадают: это сообщения) Пётр – ты уже слышал об этом?- уехал в Китай. (цель высказывания предложения, содержащего вставную конструкцию, - сообщение, цель вставной конструкции – вопрос) 2. Вставные конструкции имеют свой спектр значений: они содержат дополнительные замечания, комментарии, разъяснения или служат средством активизации внимания собеседника: Он – ты слушаешь меня или нет? – позвонил только через год. (активизация внимания собеседника) 3. Вставные конструкции имеют структуру самостоятельного предложения. Это могут быть как простые, так и сложные предложения. В деревне (я имею в виду деревню, ближайшую к нашему дачному посёлку) был большой пруд. (в данном примере и предложение, и вставная конструкция имеют структуру простого предложения, но структура вставной конструкции осложнена обособленным определением) В устной речи они выделяются интонационно, а в письменной – пунктуационно: посредством скобок или тире. Примеры: Наконец – как я об этом мечтал! – я закончил школу и поступил в университет. И вот бывшие одноклассники (вы представляете?) встретились через пятьдесят лет!
Обращения Обращение — это слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь. Это может быть название лица, животного, неодушевлённого предмета или явления. Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой, звательной интонацией.: А теперь ты, Котик, сыграй что-нибудь... (А. Чехов); Дай, Джим, на счастье лапу мне... (С. Есенин); Кто, волны, вас остановил? (А. Пушкин).
Основная функция обращения состоит в том, чтобы, назвав собеседника (адресата речи), привлечь его внимание, побудить к восприятию речи. Но обращение употребляется не только для того, чтобы привлечь или поддержать внимание собеседника. Оно выполняет одновременно ещё одну функцию: называя собеседника, мы этим названием-обращением оцениваем его и раскрываем свои отношения с ним (родственные, деловые, социальные и др.). Не случайно обращению уделяется большое внимание в речевом этикете. Как обратиться к незнакомому и знакомому человеку в официальной и неофициальной обстановке и т. д.? Действительно, неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть. В художественной литературе в роли обращения широко используются нарицательные существительные неодушевлённые, что для обращения необычно: эти существительные принимают участие в создании художественного образа (приём олицетворения). Обращение может быть выражено не словом, а сочетанием слов. Такое обращение называется распространённым, и распространителями его могут быть определения, приложения. Например: Ландыш милый, ландыш нежный, белый ландыш, ландыш снежный, наш цветок! Встал ты меж зелёных створок, чтоб тебя, кто только зорок, видеть мог (В. Брюсов). Слова-определители при обращении усиливают его дополнительную функцию — выразить отношение говорящего к адресату речи. Поэтому распространённые обращения чаще используются в эмоциональных стилях — в публицистике, в художественной литературе. В поэтической речи функции обращения расширяются и обогащаются. Вопрос№61 Сложное предложение — это предложение, имеющее в своем составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений) и представляющее собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно. Например: Впереди нас круто спускался коричневый, глинистый берег, а за нашими спинами темнела широкая роща. Грамматическая природа сложного предложения определяется двумя основными признаками: · сложное предложение состоит из частей, которые построены по схемам простых предложений; · сложное предложение, будучи составленным из простых, в то же время является единицей, не сводимой к простым предложениям, так как части сложного предложения в сочетании друг с другом образуют некоторое структурно-семантическое единство, отличное по своим признакам от простого предложения. Нужно учитывать, что сложное предложение является полипредикативной единицей (в них существует два или более модально-временных центра): Я догадываюсь, зачем ты приехала. Сложное предложение является особой структурно-целостной единицей, которая конструируется по схемам простого предложения, но эти схемы определенным образом приспособлены друг к другу. Сложное предложение является целостной номинативной единицей и его номинативное содержание складывается из содержания соединяющихся частей и того отношения, в которое поставлены эти части друг к другу. Кроме того, сложное предложение является целостной коммуникативной и интонационной единицей. Стоит помнить и о том, что сложому предложению свойсвтенна определенная целостность в области порядка слов.
На письме части сложного предложения могут выделяться парной запятой пли разделяться, в зависимости от синтаксической ситуации, одиночной запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире. В зависимости от средств связи между частями сложные предложения делятся на бессоюзные и союзные сложные предложения. В союзных сложных предложениях части предложения соединяются с помощью интонации и союзов или слов, выступающих в роли союзов. Сложные союзные предложения делятся на две группы: сложносочинённые и сложноподчинённые. В сложносочинённых предложениях части связаны с помощью сочинительных союзов и, а, но, да, зато, ни — ни, и — и, или — или и т. д. Части сложносочинённого предложения равоправны и не зависят одна от другой. На письме части сложносочинённого предложения в основном разделяются одиночной занятой: Ночь уж ложилась на горы, и ту мет начинал бродить по ущельям (М. Лермонтов). В сложноподчинённых предложениях части связаны с помощью подчинительных союзов и слов, выступающих в роли союзов что, чтобы, если, где, когда, потому что и т. д. В этих предложениях части неравноправны: одна часть зависит от другой, поэтому в них выделяются главная, поясняемая, и придаточная, поясняющая, уточняющая, части. На письме придаточная часть отделяется от главной занятой: Хлеб, если проголодаешься, всегда бывает свеж и пахуч. В бессоюзном сложном предложении части предложения соединяются только с помощью интонации: Стояла ясная осенняя ночь, луна озаряла поредевшие листья (Ф. Искандер). В зависимости от смысла части бессоюзного сложного предложения могут разделяться одиночной запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире. Сложные предложения по сравнению с простыми предложениями помогают передать больший объём информации. Вопрос№62 Сложные предложения с разными видами связи - это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения. Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое. Например: 1) [Печален я ]: [со мною друга Нет], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин). Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть - это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением. 2) [ Переулок был весь в садах], и [у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов). Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; IIчасть - сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.
Вопрс№63 Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое. Типы сложносочинённых предложений
Вопрос№64 1. Сложноподчиненное предложение (СПП) — это сложное предложение, которое состоит из неравноправных частей, где одна часть зависит от другой. Независимая часть называется главной частью, а зависимая — придаточной. Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.
2. Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное предложение стоит в середине главного, то придаточное предложение отделяется от главного с двух сторон.
3. Придаточное предложение может занимать разное место по отношению к главной части. средства связи предикативных частей всложноподчиненном предложении
Средства связи, образующие структурный механизм, определяющий зависимость придаточной части отглавной: 1) союзы: а) по структуре: простые, сложные, составные; б) по числу занимаемых позиций: одноместные /двухместные; в) по связи с теми или иными синтаксическими значениями: семантические (хотя, если) /асемантические, т.е. синтаксические (что, как и др.); г) по участию в дифференциации синтаксическогозначения: союзы дифференцирующего / недифференцирующего типа; 2) союзные слова, представляющие собой относительные местоимения или местоименные наречия икоррелирующие с определенными опорными словами; 3) интонация завершенности или незавершенности; 4) корреляты – указательные местоимения, употребленные в главной части и говорящие о еенезавершенности; 5) опорные слова – слова в главной части, распространяемые придаточной частью; 6) порядок предикативных частей: фиксированный и нефиксированный; 7) парадигма: свободная и несвободная; 8) типизированные лексические элементы: а) эмоциональная лексика; б) модальная лексика; в)антонимическая лексика; 9) частные средства связи: а) параллелизм строения предикативных частей; б) неполнота одной изчастей.
Вопрос№65 бессою́зное сло́жное предложе́ние тип сложного предложения, в синтаксической связи которого не участвуют союзы. Связь частей бессоюзногопредложения основана на смысловом соотношении его частей: последовательности событий (Прошёл год,всё забылось), пояснении (Он в шоке: его уволили), противопоставлении (Говорю правду – мне не верят). Смысловые отношения между предложениями в союзных и бессоюзных сложных предложениях выражаются по-разному. В союзных предложениях в этом принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения здесь более определенные, четкие. Например, союз если выражает условие, союз так как — причину, так что — следствие, но — противопоставление и т. д. В бессоюзных предложениях смысловые отношения выражаются менее четко. Так, например, бессоюзное сложное предложение Лес рубят — щепки летят можно по смыслу сблизить и со сложносочиненным предложением Лес рубят, и щепки летят, и со сложноподчиненным предложением с придаточным условия: Если лес рубят, щепки летят. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в речи интонацией, а на письме — различными знаками препинания.
В зависимости от значения, смысловых отношений между простыми предложениями в сложных бессоюзных предложениях используются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Запятая в сложном бессоюзном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления (одновременности и последовательности). Между простыми предложениями можно вставить союз и. Точка с запятой в сложном бессоюзном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления, но отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены: Двоеточие в сложном бессоюзном предложении ставится в следующих случаях:
Тире в сложном бессоюзном предложении ставится в следующих случаях: 1. Второе простое предложение содержит неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий. Перед вторым предложением можно вставить слова и вдруг, и неожиданно, и внезапно, и сразу: Сыр выпал – с ним была плутовка такова (Крылов). – Сыр выпал, и неожиданно с ним была плутовка такова; Дунул ветер – всёдрогнуло, ожило, засмеялось (М. Горький). – Дунул ветер, и сразу всё дрогнуло, ожило, засмеялось. 2. Во втором предложении сложного бессоюзного предложения выражено противопоставление. Между простыми предложениями можно вставить союзы а, но. Ср.: Служить бы рад – прислуживаться тошно (Грибоедов). – Служить бы рад, а прислуживаться тошно; Он гость – я хозяин (Багрицкий). – Он гость, а я хозяин. 3. Второе предложение содержит следствие, результат, вывод. Между частями можно вставить слова поэтому, тогда, в результате. Ср.: Я умираю – мне не к чему лгать (Тургенев). – Я умираю, поэтому мне не к чему лгать; Я бы в летчики пошёл – пусть меня научат (Маяковский). – Я бы в летчики пошёл, поэтому пусть меня научат. 4. В первом предложении есть значение времени или условия. Перед первой частью можно поставить союзы когда, если. Ср.: Кошки грызутся – мышам приволье (пословица). – Когда кошки грызутся, мышам приволье; Будет дождик – будут и грибки(Пушкин). – Если будет дождик, будут и грибки. Во втором предложении содержится сравнение. Между простыми предложениями можно поставить союзы будто, словно. Ср.: Молвит слово – соловей поёт (Лермонтов). – Молвит слово, будто соловей поёт. 6. Второе предложение в сложном бессоюзном предложении имеет присоединительное значение и начинается словами так, такой, таков: Приказ есть приказ – так его воспитали (Воробьёв). Второе предложение имеет присоединительное значение и перед ним можно поставить слово это (иногда слово это имеется в самом предложении): Идёт большая вода – это всего интереснее (М. Горький); На стене ни одного образа – дурной знак (Лермонтов). – На стене ни одного образа – это дурной знак.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 875; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.210 (0.011 с.) |