Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Грамматическое значениеопределяетсяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
как обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке свое регулярное выражение. Система грамматических значений формируется на основе парадигматических отношений слов и словоформ и на основе синтагматических отношений, связывающих слова и словоформы в словосочетании или предложении. На основе парадигматических отношений выделяют общие грамматические значения слов как частей речи, а также грамматические значения в рамках морфологических категорий. Например, значения предметности у существительных, действия - у глаголов, признака - у прилагательных являются их категориальными частеречными значениями. В рамках категории вида выделяются значения совершенного и несовершенного видов, в рамках категории рода- значения мужского, среднего и женского родов, а также другие грамматические значения в рамках иных морфологических категорий. Разнообразные синтагматические отношения слов и словоформ как компонентов словосочетаний и предложений дают основания выделять члены предложения, а также различные типы словосочетаний и предложений. Первое отличие грамматического значения от лексического заключается в степени охвата лексического материала. Грамматическое значение характерно всегда большой группе слов, а не одному слову, как лексическое значение. Грамматическое значение объединяет группы слов в определенные грамматические классы, например, грамматическое значение предметности объединяет значительную часть лексики русского языка в грамматический класс имени существительного, грамматическое значение действия другую часть лексики - в класс глагола и т.д. Внутри классов грамматические значения группируют лексику на подклассы, например, существительные мужского, среднего и женского родов, единственного и множественного числа, глаголы совершенного и несовершенного видов Разные грамматические зна- чения могут выражаться в одном и том же слове; при помощи различных формальных показателей, меняя облик слова, но не меняя его лексического значения {вода, воды, воде*, воду, водой; несу, несешь, несет, несем, несете, несут и т.д.). При этом грамматические значения отличаются регулярностью своего выражения, то есть имеют один и тот же набор формальных показателей, с помощью которых они реализуются в разных словах (например, окончание -ы, -и в родительном падеже единственного числа у существительных женского рода). Грамматические; значения являются в слове обязательными, без них оно не может стать словоформой и компонентом словосочетания и предложения. Грамматическая форма.Любое грамматическое значение имеет свое внешнее, материальное выражение - грамматическую форму. Термин форма в языкознании чаще всего употребляют в двух значениях. Во-первых, им обозначают внешнюю, материальную - звуковую или графическую - сторону языка, а во-вторых, этим термином называют видоизменение, разновидность некоторой языковой сущности. Во втором значении термин "форма" особенно часто употребляют по отношению как к грамматическим формам слова, (земли, землей, пишу, писал, напишу и т.д.), так и по отношению к классу грамматических форм разных слов (форма творительного падежа, форма первого лица, форма превосходной степени и т.д.). Грамматическая форма - это та часть формы слова, словосочетания или предложения, которая выражает их грамматические значения. Грамматическая форма тесно связана с понятием парадигмы. Взаимодействие лексических и грамматических значений в словеКак лексика и грамматика, являясь разными сторонами языка, связаны друг с другом, так и лексическое и грамматическое значения в слове находятся во взаимодействии. Это проявляется, например, в том, что с изменением лексического значения в слове меняются и его грамматические значения и формы. Так, в словосочетании звонкий голос прилагательное звонкий качественное. Оно имеет формы степеней сравнения (звонкий, звонче, самый звонкий). То же прилагательное в словосочетании звонкий согласный, потерявшее значение качественности и ставшее относительным прилагательным (звонкий, т.е. образованный с участием голоса), утратило и формы степеней сравнения, т.е. лишилось ряда грамматических значений и форм. Другой пример. Видовые значения глаголов, т.е. грамматические значения, могут прямо зависеть от их лексических значений. Так, глагол бежать в значении «быстро передвигаться» употребляется только как глагол несовершенного вида: Мальчик поднял кольцо, во весь дух пустился бежать (П.). Иное лексическое значение («совершать побег», «спасаться бегством», «быстро отступать») влечет за собой и другое грамматическое значение - значение совершенного вида: Мальчики собирались бежать куда-то в Америку добывать золото (Ч.). Принципы разграничения частей речи При описании грамматического строя любого языка неизбежно приходится так или иначе группировать слова по классам. Проблема грамматической классификации слов является одной из центральных проблем морфологии. Выделяемые морфологией классы или разряды слов по давней традиции называются частями речи. Учение о частях речи зародилось в древности, до сих пор, однако, справедливо считается, одним из наименее разработанных отделов грамматики. К решению проблемы частей речи ученые подходили с различных точек зрения, опираясь на совершенно разные принципы. Разной собой в трактовке этой проблемы породил нигилистическое отношение к ней со стороны отдельных современных языковедов. Общее языкознание призвано выработать единые принципы выделения и разграничения частей речи, а принципов этих по крайней мере
Части речи отличаются друг от друга прежде всего по выражаемым ими лексико-грамматическим значениям. Здесь особенно важно подчеркивать, что под понятием лексико-грамматического имеется не нечто среднее между лексическим и грамматическим, а соединения лексических и грамматических моментов. Лексические значения той или иной части речи могут быть самыми разнообразными. Однако каждая из них характеризуется неким единым значением, имеющим обобщенный характер и соотнесенным с определенной мыслительной категорией. Семантика частей речи есть результат обобщения лексических значений всех слов данного класса. Например, имя существительное обозначает предмет и все определенное в нашем сознании, а глагол действие или процесс.
Вопрос№39 Имя существительное - это самостоятельная часть речи, имеющая категориальное значение предметности и выражающая его в несловоизменительных категориях рода и одушевленности/ неодушевленности, а также в словоизменительных категориях числа и падежа и выступающая в предложении чаще в функции подлежащего и дополнения. Категория рода “Категория рода – это несловоизменительная синтагматически выявляемаяморфологическая категория, выражающаяся в способности существительного вформах единственного числа, относится избирательно к родовым формамсогласуемой (в сказуемом - координируемой) с ним словоформы: письменныйстол.”[6,С.465] Все имена существительные, за незначительным исключением, относятся кодному из трёх родов: мужскому, женскому, среднему. Среди слов на -а(-я) имеются существительные со значением лица, которыемогут быть отнесены в зависимости от пола то к мужскому роду, то к женскомуроду: Этот мастер – талантливый самоучка; Эта ткачиха – талантливаясамоучка. Эти слова относятся к общему роду. Морфологически род существительных определяется характером основы иокончания. Синтаксически род имени существительного определяется формойсогласованного с ним имени прилагательного: зелёный куст, зелёная трава,зелёное растение.К существительным мужского рода относятся: все существительные с основой на -й и твердый согласный (на -ж и -шмогут быть также слова женского рода) с нулевым окончанием вименительном падеже единственного числа; существительные с основой на мягкий согласный, а также на -ж и -ш,имеющие в родительном падеже единственного числа окончание -а (-я); существительные с суффиксом -ушк-, -ишк-, -ищ- и окончаниями -а, -о, -е,образованные от существительных мужского рода: наш парнишка, небольшойвозишко, Из Горького выйдет большущий писателище (А. П.Чехов); к мужскому роду, относятся и слова подмастерье (производное от словамастер), путь. К существительным женского рода относятся: большая часть слов с окончанием -а (-я) в именительном падежеединственного числа; имена существительные с основой на мягкий согласный и на -ж, -ш, укоторых в родительном падеже единственного числа окончания -и (исключениесоставляет слово путь – мужского рода). К существительным среднего рода относятся: существительные с окончанием -о (-е) в именительном падежеединственного числа; десять слов на -мя: имя, время, племя, знамя, бремя, семя, стремя, темя,вымя и пламя; слово дитя. К существительным общего рода относятся существительные (со значениемлица) на -а (-я): брюзга, задира, егоза, невежа, недотрога, скряга,растрёпа и др. Род этих существительных определяется в зависимости отконкретного употребления их в речи. Если слова общего рода используются дляобозначения лиц мужского пола, они выступают в роли существительногомужского рода: “Он такой егоза, непоседливый этот мальчик”, - жаловаласьмать. Если слова общего рода используются для обозначения лиц женскогопола, то они выступают в роли существительных женского рода: Какая же ты егоза непослушная! Большая часть этих слов служит средствомэкспрессивной характеристики. Употребляются они преимущественно вразговорном стиле речи. С существительными общего рода не следует смешивать слова с формальнымипризнаками мужского рода (название лиц по профессии, должности, родузанятий), которые в настоящее время применяются также для называния лицженского пола. Эти слова в грамматическом отношении не стали словами общегорода, а стали словами мужского рода: новый судья Иванова, известныйскульптор Мухина, Николаева–Терешкова – женщина – космонавт. Многие из этихслов совсем не имеют параллельных форм женского рода: доцент, педагог,агроном, мастер, кандидат наук и др. Часть слов имеет параллельноеобразование женского рода, но употребляется для обозначения жены человекасоответствующей профессии или звания: директорша, профессорша, полковница ит.д. Эти же параллельные образования могут обозначать лицо женского пола попрофессии и занятиям (нередко употребляются с пренебрежительным оттенком).Они используются только в разговорной речи (врачиха, докторша, агрономша,кондукторша, кассирша, библиотекарша). Несколько слов, обозначающих профессию, имеют только формы женского рода:маникюрша, балерина, машинистка (работающая на пишущей машинке). К этимсуществительным нет соответствующих слов мужского рода. Для обозначения лицмужского пола употребляются описательные обороты: сотрудник, печатающий;артист балета; мастер, машинного доения и т.д. Существительные, употребляемые только во множественном числе, не имеюткатегории рода: предметы, состоящие из двух или нескольких частей, а также содержащиедве или более одинаковые части (сложные предметы): брюки, весы, вилы,качели, ножницы, плавки, часы, чётки, шахматы и т.п.; совокупности чего-нибудь, как множества: алименты, дебри, всходы,сласти, хлопья, чары, мемуары и т.п.; вещества, материалы, кушанья, а также остатки или отбросы каких-нибудь веществ, материалов: белила, дрожжи, дрова, духи, подонки, помои,очистки, консервы, макароны, обои и т.п.; сложные слова, содержащие -материалы, -товары, -поставки, --продукты, например: стройматериалы, спорттовары, зернопоставки,нефтепродукты и т.п. Все несклоняемые существительные иноязычного происхождения, обозначающиенеодушевленные предметы, чаще всего относятся к среднему роду: коммюнике,такси, метро, кино, бра, кашне, какао и др.; к другим родам: кофе (мужскойрод), сирокко (мужской род), авеню (женский род), кольраби (женский род),Гоби (женский род) и др. Несклоняемые существительные одушевленные относятся, как правило, кмужскому роду: шимпанзе, кенгуру и т.д. Однако, если слово употреблено длянаименования животных женского пола, то оно выступает как существительноеженского рода: кенгуру (шимпанзе) кормила детеныша. Несклоняемые существительные, обозначающие мужчин, относятся к мужскомуроду: атташе, денди, рантье; обозначающие женщин – к женскому роду: леди,мадам, мисс и др. Род несклоняемых существительных, являющихся иноязычными географическиминаименованиями (названия городов, рек, озер, гор и т.д.), определяется посоотнесению его с родом того нарицательного существительного, наименованиемкоторого является имя собственное: зеленый Батуми (город), бурная Миссисипи(река), далекий Капри (остров) и т.д. Также определяется и род существительных, являющихся названиями газет,журналов, сборников и т. п.: “Юманите” (газета) выступила с опровержением;“Вельтбюне” (журнал) опубликовал статью и т.д. Грамматический род несклоняемых сложносокращенных слов, образованныхпутем соединения начальных букв или слогов, определяется по роду основноговедущего слова такого наименования, употребляемого в форме именительногопадежа: ФНПР (Федерация независимых профсоюзов) обратилась с воззванием кнаселению; ЦСУ (Центральное статистическое управление) выпустило бюллетень;СНГ (Содружество независимых государств) создано на территории распавшегосяСССР и т.д. Грамматический род склоняемых сложносокращенных слов определяется поформальному признаку. Например, НЭП, вуз, дзот склоняются каксуществительные мужского рода с окончанием на твердый согласный: Педагогический вуз объявил прием; Оставленный дзот произвел тяжелоеВпечатление Категория числа. Морфологическая категория числа существительного – этословоизменительная категория, выражающаяся в системе двух противоположныхрядов форм – единственного числа и множественного. [6,С.471] Большая часть имен существительных обозначает предметы, поддающиесясчету, и может сочетаться с количественными числительными. Такие именасуществительные имеют соотносительные формы единственного числа (дляобозначения одного предмета) и множественного числа (для обозначениянескольких или многих предметов): дом – дома, книга – книги, озеро – озера. В некоторых случаях наряду с формами множественного числа длявыражения множественности могут использоваться и формы единственного числа(с дополнительным оттенком собирательности): Изведал враг в тот деньнемало, что значит русский бой удалый (Лермонтов); В саду служанки, нагрядах, сбирали ягоду в кустах (Пушкин). Иногда форма множественного числа не указывает на множественностьпредметов, а вносит лишь оттенок собирательности: вологодские кружева,веселые времена (ср. вологодское кружево, веселое время). Некоторые имена существительные имеют формы и единственного имножественного числа, но употребляются преимущественно в формемножественного числа (которое в этом случае уже не противопоставляетсяединственному числу): вожжи, лыжи, сплетни. Существуют в русском языке также имена существительные, которые имеютили только формы единственного числа, или только формы множественногочисла. У таких существительных форма числа не имеет соотносительногозначения единственности и множественности предметов. Имена существительные, обозначающие предметы, не считаемые и несочетающиеся с количественными числительными, не имеют форм множественногочисла. К этой группе относятся: - имена существительные, обозначающие вещество, материал(вещественные существительные): масло, молоко, сахар, вода, нефть, сталь,медь и т.д. Форма множественного числа от некоторых из этих существительныхвозможна, но лишь для определенных сортов, марок: легированные стали,технические масла, газированные воды. Иногда с формойчисла связаны различия смысловых значений. Металл – металлы: ведь металлы –это не много металла, а разные металлы. Снега – не много снега и не разныевиды снега, а снег, лежащий всюду, куда ни кинешь взгляд. Бега – тоже немножественное число от слова бег, а особый вид соревнований (конные бега),свободы – не множественное от слова свобода, а правовой термин (гражданскиеправа и свободы). Во всех этих случаях перед нами разные слова, каждое изкоторых по числам не изменяются; - имена существительные собирательные: ельник, молодежь, студенчество; - отвлеченные (абстрактные) имена существительные: белизна, чистота,лень, доброта, худоба, тепло, сырость, оттепель, энтузиазм, беготня и др.Форма множественного числа, возможная для некоторых из них, придает имконкретное значение: морские глубины, недоступные высоты, местные власти; - имена собственные. Эти слова получают форму множественного числа лишь в том случае, если употребляются нарицательно или обозначают группу людей, носящих одну и ту же фамилию: Были ли до Гоголя Маниловы, Собакевичи, Лазоревы? Конечно. Но они существовали в бесформенном состоянии, неявные для окружающих (Эренбург); братья Карамазовы, род Толстых. К существительным, не имеющим единственного числа, относятся восновном следующие группы: - названия парных или сложных (составных) предметов: сани, дрожки, ножницы, клещи, ворота, очки, брюки и др.; - названия некоторых отвлеченных действий, игр (отвлеченно- собирательные): горелки, прятки, жмурки, шахматы, шашки и др.; - обозначения отдельных временных промежутков (как правило, длительных): сутки, будни, сумерки, каникулы и др.; - названия какой-либо массы вещества (вещественно-собирательные): макароны, сливки, дрожжи, чернила, духи и др.; - имена собственные, связанные с первоначальным собирательным значением: Альпы, Карпаты, Анды, Холмогоры, Горки.Некоторые из таких существительных обозначают считаемые предметы, но ихединичность и множественность формой числа не выражается. Например: Япотерял свои ножницы. – В магазине продаются ножницы разных размеров; Входпротив ворот. – Во двор ведут двое ворот.Категория падежа. “Категория падежа – это словоизменительная категория имени, выражающаяся всистеме противопоставленных друг другу рядов форм и обозначающая отношениеимени к другому слову (словоформе) в составе сочетания илипредложения.”[6,С.474-475] Падеж является грамматической категорией, которая показываетсинтаксическую роль существительного и его связи в предложении с другимисловами. Категории падежа не чужда содержательная ценность. “Однакосодержательная характеристика не заключена в самой словоформе (в отличие отбольшинства случаев с числом), а возникает в результате взаимодействиясловоформы существительного с “подчиняющей” ее словоформой. Действительно,между изолированными словоформами рука, руку, рукой нет содержательныхразличий, а есть только различие в синтагматических возможностях. Однако всловосочетаниях рука ударила, руку ударила, рукой ударила, указанныеразличия между словоформами получают содержательную ценность.”[7,С.274] Изменение одного и того же слова по падежам и числам называетсясклонением. В современном русском языке шесть падежей: именительный,родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Все падежи,за исключением именительного, называются косвенными. Косвенные падежи могутупотребляться как с предлогом, так и без него (кроме предложного падежа,который без предлога не употребляется). Предлоги служат для уточнениязначения падежей. Форма именительного падежа – это исходная падежная форма слова. В этойформе имя существительное употребляется для наименования лиц, предмета,явления. В этом падеже всегда стоит подлежащие. Родительный падеж употребляется и после глаголов, и после имён.Приглагольный родительный падеж указывает на объект в ряде случаев: - если переходной глагол имеет при себе отрицание: не скосить травы, не сказать правды; - если действие переходит не на весь предмет, а на часть его (родительный части или родительный разделительный): выпить воды, съесть хлеба, нарубить дров. Этот падеж имеет также значение отсутствия, лишения, удаления, боязни чего-либо: Родителей лишился он в раннем детстве (Чехов); Эти главы не избеглиобщей участи. Гоголь сжёг их в разное время (Короленко); значения желаниядостижения: Желаю славы я (Пушкин); Свободы хочу, независимости (Гончаров). Приимённый родительный падеж указывает на ряд определительных отношений:принадлежности – дом отца, комната сестры; отношения целого к части:коридор гостиницы, верхушка дерева; отношений качественных (качественнойоценки): фуражка защитного цвета, слёзы радости, человек чести и др. Существительные в родительном падеже, употреблённые при сравнительнойформе имён прилагательных, обозначают тот предмет, с которым что-либосравнивается: красивее цветка, быстрее звука, слаще мёда и т.д. Дательный падеж (чаще всего после глаголов, но возможен и после имени)употребляется главным образом для обозначения лица или предмета, к которомунаправлено действие (дательный адресата): передавать привет другу, грозитьврагу, приказ войскам. В безличных предложениях дательный падеж может лицо или предмет, котороеиспытывает состояние, выражаемое сказуемым безличного предложения: Саше неспится (Некрасов); Но стало страшно вдруг Татьяне (Пушкин); Моей больнойвсё хуже становиться (Тургенев). Винительный падеж употребляется главным образом при глаголах. Основное егозначение – выражать при переходных глаголах объект, на который действиепереходит полностью: ловить карасей, чистить ружьё, сшить платье,изготовить литьё. Кроме того, винительный падеж может употребляться длявыражения количества, пространства, расстояния, времени. В этом значении онупотребляется и при переходных, и при непереходных глаголах: Я без душилето целое всё пела (Крылов); пройти версту, весить тонну, стоить копейку идр. Творительный падеж употребляется и в сочетаниях с глаголами, и при именах.Приглагольный творительный падеж имеет основное значения орудия илисредства действия: Предлинной хворостиной мужик гусей гнал в городпродавать (Крылов); Старуха подпёрлась ладонью (Л. Толстой) и т.д. Творительный приглагольный падеж может иметь: и значение места, времени,пространства, образа и способа действия: Клубами черный дым несётся коблакам (Крылов); Кони, фыркая, вихрем летели (Некрасов); “Ну, мертвая!” –крикнул малюточка басом (Некрасов); и значение производителя действия:Роман “Дым” написан Тургеневым. Выделяется творительный предикативный падеж, который используется длявыражения именной части составного сказуемого: Первый русский ученый (М. В.Ломоносов), открывший нам, что есть науки, должен был сам сделаться ихимиком, и физиком, и историком, и полито-экономом, и оратором, и вдобавокещё – пиитом (Добролюбов). Приименной творительный падеж употребляется при именах существительных созначением: орудия действия: удар ногой, чистка пылесосом; производителя действия: охрана сада сторожем; содержания действия: занятия иностранным языком; определительным: усы колечком, кепка блином; в сравнительно редких случаях – со значением образа действия: пениетенором. Приименной творительный падеж употребляется при именах прилагательных дляуказания на область проявления признака со значением ограничения: известеноткрытием, сильный чувствами. Предложный падеж употребляется и при глаголах, и при именах, но всегдатолько с предлогом (откуда и его название). Приглагольный предложный падеж с предлогом о (обо, об) употребляется при обозначении предмета, мысли,речи: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил(Некрасов); с предлогом в (во) употребляется для указания на место, пространства,на предмет, в пределах (или внутри) которого совершается действие: имелдвенадцати лет дочь, воспитывавшуюся на казенный счет в институте(Гончаров); а также для указания на состояние, внешний вид: Река во всейкрасоте и величии, как цельное стекло раскинулась перед ними (Гоголь); Наподоконнике у неё стоял бальзам в цвету (М. Горький); с предлогом на употребляется для указания на поверхность, где что-либонаходится, происходит: На руках, на спине, на плечах играл каждый мускул;для указания на предел, границу распространения какого-либо действия,состояния: На селе кое-где скрипели ворота (Н. Успенский); Николай Петровичродился на юге России, подобно старшему своему брату Павлу (Тургенев); с предлогом при употребляется для указания на нахождение вблизи, вприсутствии кого-либо: Мы присели на бревно, оставленное возчиком леса ещёзимой при дороге (Пришвин); Генерал быстро при Сабурове продиктовалнесколько строк короткого приказа (Симонов). Предложный приимённый падеж употребляется при существительных (главнымобразом отглагольных), которые управляют предложным падежом: с предлогом о (мысль, речь, доклад, сообщение и т.д. о чём-либо): Слухо сём происшествии в тот же день дошёл до Кирилла Петровича (Пушкин); Мысльо женитьбе Николая на богатой невесте всё больше и больше занимала старуюграфиню (Л. Толстой); с предлогом при – для указания на место: сад при институте, сестра присанатории; с предлогом в – для указания на место, пространство, предмет: жизнь вокопах, хранение в снегу и т.д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.75.156 (0.011 с.) |