Понятие об орфограмме. Типы орфограмм.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие об орфограмме. Типы орфограмм.



Для удобства работы по правописанию необходимо выделить практическую, конкретную единицу. Основной орфографической единицей служит орфограмма.

Основной орфографической единицей, принятой в современ­ной методике, является орфограмма.

Орфограмма — это написание, которое не устанавливается на слух.

Есть несколько определений орфограммы. Обобщая их, выде­ляют следующие признаки орфограммы.

— написание, требующее проверки (буква, сочетание букв, мор­фема, позиция между словами, стык морфем, место разделения сло­ва при переносе);

— наличие не менее двух возможных вариантов написания, лишь один из которых правильный.

Состав русских орфограмм следующий:

1) орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами:

а) на месте слабых позиций звуков,

б) отдельные случаи обозначения звуков в сильных позициях;

2) орфограммы, не связанные с обозначением звукового со­става морфем:

а) прописная буква,

б) слитно-раздельные написания,

в) перенос,

г) сокращения слов.

Следует различать теоретические и практические орфограм­мы. Теоретической считается такая орфограмма, которая может при­вести к ошибке, но на самом деле никогда не приводит к ней (бегут — бегуд).

Для проверки каждой орфограммы пишущий обращается к пра­вилу, так как осознает наличие орфограммы в слове. В этом слу­чае говорят, что имеет место орфографическое действие. В орфог­рафическом действии выделяются две ступени:

1) постановка орфографической задачи (выделение орфограммы);

2) решение орфографической задачи (выбор письменного зна­ка в соответствии с правилом).

При этом речь идет именно об орфографическом действии, на­правленном на достижение сознаваемой цели. Для совершения ор­фографического действия необходимо определенное пространство, называемое орфографическим полем. В пределах этого простран­ства осуществляется орфографическое действие, т.е. проверка ор­фограммы. Например:

1) для проверки буквы у в слове чужой достаточно сочетания чу, т.е. минимальное орфографическое поле — две буквы чу, кото­рые являются традиционным написанием;

2) при проверке безударного гласного в корне слова весна ми­нимальное пространство, необходимое для проверки (орфографи­ческое поле), — это корень -весн- в слове весна и проверочном вёсны;

3) при проверке безударного гласного в личном окончании гла­гола тает в предложении Быстро тает снег необходимое поле для проверки — словосочетание снег тает, которое позволяет опреде­лить лицо и число глагола и, опираясь на спряжение, установить окончание;

4) при проверке заглавной буквы в слове орёл необходимым орфографическим полем является все предложение Мы едем на эк­скурсию в Орёл, так как без этого непонятно, о чем идет речь.

При обучении правописанию большое значение имеют опозна­вательные признаки орфограмм, для каждого вида — свои.

Общими опознавательными признаками орфограмм являются:

1) расхождение между звуком и буквой, между произношени­ем и написанием;

2) «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочета­ния), их запоминание и постоянное внимание к ним;

3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.

Обычно принято считать, что главный признак орфограммы — это несовпадение буквы и звука, написания и произношения. Но этот признак «срабатывает» лишь в тех случаях, когда учащиеся слы­шат слово и одновременно видят его буквенное изображение (при списывании, при анализе написанного). В процессе письма под дик­товку данный признак «не срабатывает», т.е. младший школьник не может по всех случаях обнаружить несовпадения звука и буквы.

Второй опознавательный признак орфограммы — это сами звуки (звукосочетания, место звуков в словах, букны, буквосочетания), дающие наибольшее количество несовпадений, «опасные» звуки (буквы):

а) гласные о—а, и—е;

б) пары звонких и глухих согласных б—п, г—к, в—ф и т.д.;

в) сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу;

г) сочетания стн, сн, здн, зн (непроизносимые согласные);

д) сочетания нч, нщ;

е) согласные буквы б, г, в, д, з, ж на конце слова, которые могут обозначать глухие согласные звуки [п],[к],[ф],[т],[с],[ш];

ж) буквы я, е, ю, ё, обозначающие два звука.

В памяти детей накапливается набор тех звуков и звукосоче­таний (букв и буквосочетаний), которые могут представлять собой орфограммы и привести к ошибке. Такие «опасные» сочетания за­поминаются учащимися уже в период обучения грамоте.

Третий опознавательный признак орфограмм — это морфемы в словах, сочетания морфем. Обнаруживая в слове морфему, учащийся целенаправленно ищет орфограмму, ибо уже знает, какие орфог­раммы могут встретиться в приставке, какие — в корне, какие — в окончании или на стыке морфем. Так, школьник знает из практики, что в приставке под- вообще ничего проверять не нужно, достаточно

только убедиться, что это приставка (например, в словах подставка, подвёз), так как приставки пад- или пот- в русском языке нет.

На основе опознавательных признаков орфограмм у учащихся формируются алгоритмы орфографических действий. Работа над первой группой опознавательных признаков орфограмм— это фонетический уровень орфографической подготовки, направленной на развитие языкового чутья, речевого слуха.

Работа над второй группой опознавательных признаков в большей степени направлена на запоминание. В процессе этой работы у детей развивается внимание, своего рода бдительность в отноше­нии орфограмм.

Работая над третьей группой опознавательных признаков орфограмм, учащиеся подготавливаются к использованию граммати­ческой основы в проверке орфограмм, т.е. в решении орфографи­ческих задач.

Описанные три группы опознавательных признаков можно счи­тать общими для большинства орфограмм. Но кроме общих опоз­навательных признаков каждый тип орфограмм имеет еще и част­ные признаки, присущие только одному типу, иногда — группе сходных орфограмм.

Приведем характеристики важнейших орфограмм, изучаемых в начальной школе.

 

№ п/п   Название орфограммы Опознавательные признаки (общие и частные)
  Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые)   а) отсутствие ударения; б) гласные а, о, и, е; в) место в слове  
  Звонкие и глухие согласные   а) парные согласные б—п, г—к, в—ф, д—т, з—с, ж—ш; б) место в слове (в корне, в абсолют­ном конце слова или перед согласным)  
  Непроизносимые со­гласные   а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.; б) место в слове  
  Разделительный ь   наличие звука Ц] после мягкого со­гласного, наличие гласных я, е, ю, ё  
  Разделительный ъ   а) наличие звука Ц] после согласного, на­личие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [)]); б) место орфограммы: на стыке при­ставки, оканчивающейся на согласный, и корня  

 

  Раздельное написание предлогов, слитное на­писание приставок   а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или при­ставкой; б) часть речи: глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению  
  Заглавная буква в именах собственных   а) место в слове: первая буква;

б) значение слова: название или имя

 

 

Заглавная буква в на­чале предложения

 

а) место в слове: первая буква; б) место в предложении: первое слово

 

 

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

 

наличие в слове сочетаний

 

 

ь на конце имен суще­ствительных после шипящих

 

а) наличие на конце слова всегда мяг­ких шипящих ч и щ или всегда твер­дых ш и ж; б) часть речи: имя существительное; в) род: мужской или женский

 

 

Безударные окончания имен существительных

 

а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в окончании безударного е—и; в) часть речи: имя существительное

 

 

Правописание оконча­ний имен прилагатель­ных -ого, -его

 

а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в) часть речи: имя прилагательное

 

 

Правописание безудар­ных личных оконча­ний глаголов

а) часть речи: глагол; б) место: в окончании слова; в) наличие знакомых окончаний ут — ют, ат—ят, отсутствие ударения; г) время глагола: настоящее или буду­щее

 

Для успешного освоения способа проверки орфограммы опре­деленного типа надо знать:

1) природу данного орфографического явления, т.е. принцип, которому оно подчиняется;

2) орфографическое поле, необходимое для проверки;

3) опознавательные признаки данной орфограммы;

4) умения, необходимые для проверки орфограммы данного типа.

Кроме написанных 13 опознавательных признаков наиболее употребительных орфограмм могут быть выделены следующие: двойные согласные; сочетания ЧК, ЧН; разрыв слова для переноса со строки на строку; проверка двух безударных гласных в одном корне; правописание гласных и согласных в предлогах и приставках; окончание имен прилагательных в винительном и творительном падежах женского рода –ую, -юю, ою, ею; не с глаголами; правописание местоимений с предлогом; правописание глаголов в прошедшем времени. Таким образом, для успешного освоения способа проверки орфограммы определенного типа надо знать: природу данного орфографического явления, его принцип и основу проверки; опознавательные признаки данной орфограммы и возможности учащихся каждого класса по использованию этих опознавательных признаков; умения, необходимые учащимся каждого класса для успешной проверки орфограмм данного типа.

В целом, система правильного письма в начальных классах характеризуется постоянным переходом от изображения звуков речи точно соответствующим им буквам – к соотнесению буквенного состава со звуковым составом и выявленного несоответствий – к нахождению орфограмм, определению их типов, к запоминанию слов, к простейшим способам проверки – к решению орфографических задач по грамматической и словообразовательной основе.

1. Правописание -то, -либо, -нибудь и др.
Через дефис пишутся со словами приставка кое- и суффиксы -то, -либо, -нибудь, -таки. Например:
все-таки, кое-куда, как-либо
Запомнить: как будто

2. Правописание слов с пол-, полу-.
Слова с полу- всегда пишутся слитно.
Например:
полусапожки, полушубок
Слова с пол- могут писаться через дефис, слитно и раздельно.
А. Через дефис пишутся слова с пол-, если корень начинается с
гласной, заглавной буквы или л.
Например:
пол-лимона, пол-Москвы, пол-яблока
Б. В остальных случаях слова с пол- пишутся слитно:
полмоста, полвагона

Раздельно слова с пол- пишутся в том случае, если между пол- и словом есть определение:
пол вишневого сада, пол моего участка

3. Правописание наречий.
Через дефис пишутся следующие наречия:
а) образованные повторением одного и того же слова или одно- коренных слов: мало-помалу, много-много;
б) имеющие приставку по- и суффиксы -ому/-ему, -и: по-новому, по-зимнему, по-товарищески;
в) имеющие приставку в-/во- и суффикс -их/-ых: во-первых, в-третьих.
Внимание! Следует отличать наречия, пишущиеся через дефис, и омонимичные им части речи:
Холодно (как?) по-зимнему (наречие). Идти по (какому?) зим- нему (прилагательное) снегу.
Запомнить: точь-в-точь, бок о бок.

4. Правописание сложных имен прилагательных.

Через дефис Слитно
1. Прилагательные, обозначающие оттенок цвета: ярко-красный. 2. Прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся через дефис: юго-западный. 3. Прилагательные, обозначающие качество с дополнительным оттенком: сладко-соленый. 4. Прилагательные, первая часть которых заканчивается на -ико: химико- биологический. Исключение: слова, начинающиеся на велико-: великорусский. 5. Прилагательные, между частями которых можно поставить сочинительный союз И (образовавшиеся из сочинительных словосочетаний): русско-немецкий словарь (русский и немецкий). 1. Прилагательные, образованные от подчинительных словосочетаний: железнодорожный (железная дорога). 2. Прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся слитно: железобетонный.
1. Прилагательные, образовавшиеся путем сращения слов: дикорастущий.



5. Правописание сложных имен существительных.

Через дефис Слитно
1. Существительные, образованные путем соединения двух равноправных слов без соединительной гласной: диван- кровать. 2. Некоторые географические названия: Санкт-Петербург. 3. Существительные, обозначающие стороны света, партии, единицы измерения: северо-запад, либерал- демократ, киловатт-час. 4. Существительные, первой частью которых является вице-, экс-, штабс- и др.: вице-премьер, экс-чемпион, штабс-капитан 1. Сложные слова, первая часть которых — начало слова, вторая — целое слово: медсестра (медицинская сестра), стенгазета (стенная газета). 2. Существительные, первой частью которых является микро-, макро-, агро-, метео-, кино-, био-, авто- и др.: микробиология, автогонки. 3. Существительные, первая часть которых является глаголом на -и: сорвиголова. 4. Существительные, обозначающие жителей местности, даже если название местности пишется через дефис: Алма- Ата, но алмаатинец.


Запомнить: трудодень, трудочас, перекати-поле.

6. Правописание производных предлогов.
Производные предлоги образовываются путем перехода существительных в разных падежных формах, наречий и деепричастий в другую часть речи. При этом написание слова может измениться.
Чтобы отличить производный предлог от омонимичной самостоятельной части речи, следует посмотреть, можно ли задать к слову вопрос или само слово входит в состав вопроса.
Например:
Ходить (как?) вокруг (наречие). Ходить (вокруг чего?) вокруг дома (производный предлог).
Если к слову можно задать вопрос, то это самостоятельная часть речи, если же слово само входит в состав вопроса, — это производный предлог.
Написание предлогов: напротив, впереди, возле, внутри, кругом, вдоль, вблизи, согласно, вокруг, насчет, вследствие, в течение, в продолжение, в заключение, в силу, ввиду, благодаря, несмотря на, невзирая на.
Следует различать производный предлог и наречие навстречу и существительное с предлогом на встречу. Если это существительное, то между ним и предлогом можно вставить слово:
Бежать (как?) навстречу (наречие). Бежать (навстречу чему?) навстречу ветру (производный предлог). Бежать на встречу с другом (существительное с предлогом, так как можно: Бежать на дол- гожданную встречу с другом).
Правописание производных предлогов и омонимичных само- стоятельных частей может совпадать (навстречу — навстречу), а может различаться. Следует запомнить:

Производный предлог Самостоятельная часть речи
Насчет Вследствие В течение В продолжение В заключение Ввиду Несмотря на На счет В следствии В течении В продолжении В заключении В виду Не смотря


7. Предлоги из-за, по-над, из-под, по-на всегда пишутся через дефис.

8. Правописание союзов.
Союзы также, тоже, чтобы, зато следует отличать от омонимичных им сочетаний так же, то же, что бы, за то. Союзы также, тоже, чтобы можно заменить на синонимичные и, для того чтобы. Союз зато синонимичен союзу но.
Например:
Он тоже/также опоздал. (= и он опоздал)
Он невелик ростом, зато красив. (= Он невелик ростом, но красив.)
В омонимичных сочетаниях частицы же и бы можно опустись или переставить в другое место. Кроме того, в таких сочетаниях на местоимения всегда падает логическое ударение:
То же слово, да не так молвить. (То слово, да не так молвить.) В сочетании за то всегда следует уточнение за что.
Я благодарен ему за то (за что именно?), что он мне поверил.
Запомнить: во что бы то ни стало.

9. Правописание наречий и существительных с предлогами, местоимений с предлогами.
Такие наречия, как вверх, вниз, вдаль, ввысь, наголову, вслед, поэтому и т. д. следует отличать от омонимичных им сочетаний существительных c предлогом. Если данные слова не имеют зависимых слов, это наречия, если зависимые слова — существитель- ные с предлогом.
Например:
посмотреть вверх (наречие) — посмотреть в верх (чего?) дома (существительное с предлогом); уехать вдаль (наречие) — улететь в даль (чего?) небес (существительное с предлогом).



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.169 (0.008 с.)