Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 11. Грамматический анализ словоформыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Произвести анализ одной словоформы по следующему плану: 1. Какую лексему представляет данная словоформа (назвать начальную словоформу), к какой части речи эта лексема относится? 2. В какие грамматические оппозиции вступает данная словоформа (СФ)? 3. Записать каждую оппозицию и охарактеризовать ее, указав: а) какими грамматическими значениями противопоставлены СФ и каково ГЗ данной СФ? б) каков материальный показатель (МП) данного ГЗ? в) к какому разряду грамматических средств этот МП относится? г) какую ГК представляет данная грамматическая оппозиция, ее тип? Примечание: 1. Задание 4 выполняется после повторения темы "Грамматика" и уяснения основных понятий (грамматическое значение и грамматическая форма, лексема и словоформа, грамматическая оппозиция и грамматические категории, грамматические средства языков и др.). Кодухов В.И., § 32-36; Реформатский А.А., § 52-56. 2. Составляя оппозиции, следует иметь в виду, что не все словоформы могут вступать в те или иные оппозиции, предопределенные грамматической принадлежностью словоформы. Например, для словоформы существительного в словосочетании "каникулы" невозможно составить оппозицию по числу. Составлять можно только реально существующие в языке грамматические оппозиции. 3. Записывать нужно лишь те оппозиции, анализ которых возможен на базе школьного курса морфологии: у существительных — оппозиции одушевленности-неодушевленности, числа, падежа; у прилагательных — рода, числа, падежа; у глаголов — времени, числа, лица или рода. 4. Составляя оппозиции, нужно следить за тем, чтобы они были строго коррелятивными, т.е. словоформы в составе морфологической парадигмы должны быть противопоставлены только одним грамматическим значением, т.к. только в такой позиции могут быть точно охарактеризованы особенности той или иной грамматической формы. Например, нельзя в качестве оппозиции числа рассматривать словоформы помнят-помнил, противопоставленные не только значением числа, но и значением времени. В такой оппозиции нельзя определить особенности материального выражения ГЗ числа у глаголов настоящего или прошедшего времени. Не является коррелятивной и оппозиция глаголов рассказал-рассказывает, т.к. СФ противопоставлены значениями времени и вида поэтому, анализируя СФ глагола, нужно сразу определять ее вид и в дальнейшем следить за тем, чтобы в оппозициях были СФ того же вида. Образец анализа Листья пожелтелые по ветру летят... Летят по ветру – I. СФ представляет лексему "ветер" – имя существительное. II. Как существительное данная словоформа может вступать в оппозиции одушевленности-неодушевленности, числа, падежа. III. А. ветер - заяц 1. СФ противопоставлены ГЗ одушевленности-неодушевленности. Данная СФ имеет ГЗ неодушевленности. 2. МП является совпадение падежных флексий в формах именительного и винительного падежей[1], ср.: им. ветер - заяц род. ветр а - зайц а вин. ветер - зайц а 3. МП относится к разряду синтетических средств, т.к. он входит в состав звуковой оболочки СФ (аффиксация). 4. Грамматическая оппозиция представляет классифицирующую ГК одушевленности-неодушевленности, т.к. её образуют СФ разных лексем. Б. по ветру — по ветрам 1. СФ противопоставлены ГЗ числа. Данная СФ имеет значение единственного числа. 2. МП является флексия у. 3. МП относится к разряду синтетических средств, т.к. он входит в состав звуковой оболочки СФ (аффиксация). 4. Грамматическая оппозиция представляет словоизменительную ГК числа, т.к. ее образуют словоформы одной лексемы.
В. ветер — ветр а — ветр у — ветер — ветр ом — (о) ветр е 1. СФ противопоставлены ГЗ падежа. Данная СФ имеет значение дательного падежа. 2. МП является: а) окончание у; б) предлог по. 3. Первый МП принадлежит к разряду синтетических грамматических средств, т. к. он входит в звуковую оболочку СФ (аффиксация), второй — к разряду аналитических, Т, К, находится за пределами звуковой оболочки СФ (служебные слова). 4. Грамматическая оппозиция представляет словоизменительную категорию падежа, т.к. ее образуют словоформы одной лексемы. Летят – 1. СФ представляет лексему "лететь" – глагол несовершенного вида. II. Как глагол в форме настоящего времени, 3 лица, множественного числа СФ может вступать в грамматические оппозиции времени, числа. лица. III. А. летят — летели — будут лететь 1. СФ несовершенного вида противопоставлены ГЗ времени. Данная СФ имеет значение настоящего времени. 2. МП является окончание ят. 3. МП принадлежит к разряду синтетических грамматических средств, т. к. он входит в звуковую оболочку СФ (аффиксация). 4. Грамматическая оппозиция представляет словоизменительную ГК времени, т.к. ее образуют словоформы одной лексемы. Б. лет ят — лет ит 1. СФ противопоставлены ГЗ числа. Данная СФ имеет ГЗ множественного числа. 2. МП является флексия ят 3. МП принадлежит к разряду синтетических грамматических средств, т. к. он входит в звуковую оболочку СФ (аффиксация). 4. Грамматическая оппозиция представляет словоизменительную ГК числа, т.к. ее образуют словоформы одной лексемы. В. лет ят — лет им — лет ите 1. СФ противопоставлены ГЗ лица. Данная СФ имеет значение 3 лица. 2. МПявляется флексия ят. 3. МП принадлежит к разряду синтетических грамматических средств, т. к. он входит в звуковую оболочку СФ (аффиксация). 4. Грамматическая оппозиция представляет словоизменительную ГК лица, т.к. ее образуют словоформы одной лексемы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.128.227 (0.006 с.) |