ТОП 10:

Рекомендуемые учебники и учебные пособия



Н.Е. Богуславская,

Т.А. Зуева

Теория языка

 

 

Методические рекомендации

для студентов I курса к подготовке практических занятий и выполнению контрольных работ

 

Екатеринбург 2012


Рецензент: Л.С.Чечулина,кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания и русского языка (Уральский государственный педагогический университет)

Богуславская Н.Е., Зуева Т.А. Теория языка: Методические рекомендации для студентов 1 курса к подготовке практических занятий и выполнению контрольных работ. / Н.Е. Богуславская, Т.А. Зуева. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2012. - 22 с.

 

Методические рекомендации содержат перечень практических занятий, вопросы для самостоятельной подготовки к ним, указания и образцы выполнения контрольных работ.

Методические рекомендации предназначены для студентов дневного и заочного отделений, обучающихся по направлению «Филологическое образование».

 

 

Введение

Курс “Теория языка» предполагает систематическую самостоятельную работу студента с конспектами лекций и учебниками, направленную на освоение важнейших языковедческих понятий, составляющих метаязык лингвистики: язык и речь, система и структура языка, синхрония и диахрония; ознакомление с основными единицами языковой системы и отношениями между ними; рассмотрение проблемы происхождения и развития языка и классификации языков, а также в опоре на знания по теории языка овладение навыками следующих видов лингвистического анализа: научной фонетической транскрипцией текста, фонетико-фонологическим анализом слова, анализом позиционных звуковых изменений фонем в тексте, грамматическим анализом словоформы.

Данные методические рекомендации помогут студентам овладеть категориальными теоретическими понятиями курса, поскольку они содержат вопросы, организующие самостоятельную работу студента с текстами лекций и учебников, планы фонетико-фонологического и грамматического анализов, а также рекомендации к выполнению контрольных работ с образцами лингвистического анализа.

 

 

Рекомендуемые учебники и учебные пособия

Основные

1. Богуславская, Н. Е. Русская фонетическая транскрипция [Текст]: учебное пособие / Н. Е. Богуславская; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург:[б. и.], 2006. – 26 с.

2. Кодухов, В. И. Введение в языкознание [Текст]: учеб. для студентов по спец. № 2101 «Русский язык и литература» / В. И. Кодухов. – 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2009 – 288 с.

3. Норман, Б. Ю. Теория языка. Вводный курс [Текст]: учебное пособие для студентов вузов по спец. русский язык и литер./ Б. Ю. Норман. – М.: Флинта: Наука, 2009 – 296 с.

4. Реформатский, А. А., Виноградов В.А., Введение в языковедение [Текст]: учеб. для студентов филол. спец. высш. пед. учеб. заведений / А. А. Реформатский ; под ред. В. А. Виноградова. – 6-е изд. – М. : Аспект-Пресс, 2006. – 536 с.

5. Теория языка [Текст] : методическое пособие для студентов 1 курса / Урал. гос. пед. ун-т.; сост. Н. Е. Богуславская. – 4 изд. испр. и доп. - Екатеринбург: [б. и.], 2007 г. – 27 с.

6. Терминологический минимум по лингвистическим дисциплинам [Текст]: словарь-справочник. – изд. 2-е, испр. и доп./ Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. – 72 с.

 

Дополнительные

1.Вендина, М. И. Введение в языкознание [Текст]: учебное пособие для педагогических вузов/ Т.И. Вендина – М.: Высш. шк., 2005 – 288 с.

2.Калабина, С. И. Практикум по курсу "Введение в языкознание" [Текст]: учеб. пособие для студентов / С. И. Калабина. – 2-е изд., испр. и доп. - М. : Высшая школа, 1983. – 112 с. – SUPERLINGUIST.com

 

Содержание лекционного курса

Тема 1. Языкознание как наука (2 часа)

Объект и предмет языкознания. Языкознание частное и общее. Место языкознания среди других наук. Теоретическое и прикладное значение языкознания.

Тема 2. Язык как социальный феномен (2часа)

Язык как явление общественное. Функции языка в обществе. Взаимодействие индивидуального и социального в языковых явлениях. Язык и речь как два аспекта речевой деятельности школьника. Язык и мышление. Роль языка в процессе познания мира и мыслительной деятельности индивида.

 

Тема 3. Фонетика и фонология (6 часов)

Значение звуковой стороны речи. Фонетическое членение речи. Понятие о звуке речи. Звук речи как явление физическое. Акустические свойства звуков речи. Звук речи как явление физиологическое. Артикуляция звуков речи. Понятие об артикуляционной базе языка. Физиолого-акустическая классификация звуков и ее значение. Понятие о фонеме как мельчайшей единице звуковой системы языка и ее дифференциальных признаках. Система фонем. Фонетическая позиция как условие, определяющее произношение фонемы. Сильная и слабая позиции фонем. Варианты фонем. Основные типы позиционных звуковых изменений фонем. Понятие о звуковом законе. Исторические изменения в фонетической системе языка. Фонетика описательная и историческая.

Тема 4. Лексикология (4 часа)

Слово как центральная единица языковой системы. Проблема выделения слова в речи. Слово как предмет лексикологии. Лексема как двусторонняя номинативная единица лексической системы языка. Лексема и слово. Слово как единство звуковой формы, морфемного строения и значения.

Лексическое значение слова и его составляющие. Денотативный, сигнификативный и структурный компоненты лексического значения слова. Понятие о коннотации. Многозначность слова и омонимия. Переносные значения слова и способы их образования. Понятие о внутренней форме слова и видах мотивированности. Слова мотивированные с синхронной и диахронной точек зрения. Исторические изменения в лексической системе языка. Лексикология описательная и историческая.

 

Тема 5. Грамматика (4 часа)

Основные единицы грамматического строя языка. Грамматическое значение слова как абстрактное языковое значение, отличие грамматического значения и лексического, связь между ними. Грамматическая форма слова как единство грамматического значения и его материального показателя. Словоформа и лексема. Понятие о грамматической категории как системе грамматических форм регулярно противопоставленных в плане содержания (грамматического значения) и в плане выражения (материального показателя этого грамматического значения). Типы грамматических категорий. Грамматические категории и части речи. Грамматические средства языков. Понятие о синтетическом и аналитическом строе языков. Исторические изменения в грамматической системе языка. Грамматика описательная и историческая.

 

Тема 6. Язык как система (2часа)

Понятие о языке как знаковой системе. Система и структура языка. Взаимодействие языка с паралингвистическими знаками и искусственными знаковыми системами.Основные типы языковых единиц, их иерархия в системе языка. Понятие об уровнях языковой системы и системных отношениях между единицами языка. Универсальные структурные характеристики языка. Структура языка и основные разделы языкознания. Синхрония и диахрония в языке. Языкознание описательное и историческое.

 

 

Тема 7. Происхождение и развитие языка (2 часа)

Проблема происхождения языка и трудности ее решения. Основные закономерности развития языка. Внешние и внутренние законы развития языка. Образование и развитие национальных языков. Язык и культура. Понятие о литературном языке как подсистеме национального языка.

 

Тема 8. Классификация языков (2 часа)

Многообразие языков мира и проблема их классификации. Генеалогическая классификация языков: 1) основы генеалогической классификации языков; 2) понятие о языковом родстве и языковой семье; 3) характеристика основных языковых семей; 4) деление языковой семьи на ветви (на примере индоевропейской языковой семьи); 5) деление языковой ветви на группы (на примере славянских языков); 6) лингвистическая карта мира и России; 7) значение генеалогической классификации.Типологическая (морфологическая) классификация языков: 1) основы типологической классификации, понятие о языковом типе; 2) морфологическая классификация языков и ее значение.

Содержание практических занятий и вопросы для их самостоятельной подготовки

 

Литература

Богуславская Н.Е.Русская фонетическая транскрипция. Учеб. пособие. - Екатеринбург, 2008

Литература

Кодухов В.И. Введение в языкознание, § 22.

Реформатский А.А. Введение в языковедение, гл. III, § 39, 40.

 

Литература

Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М., 1974.

Калабина С.И. Практикум по курсу «Введение в языкознание». М., 1977.

КодуховВ.И. Введение в языковедение, § 26.

Ожегов С.И. Словарь русского языка.

Реформатский А.А. Введение в языковедение, гл. III, § 10, 15.

Литература

Кодухов В.И. Введение в языкознание. § 36.

Образец анализа

Листья пожелтелые по ветру летят...

Летят по ветру – I. СФ представляет лексему "ветер" – имя существительное.

II. Как существительное данная словоформа может вступать в оппозиции одушевленности-неодушевленности, числа, падежа.

III. А. ветер - заяц

1. СФ противопоставлены ГЗ одушевленности-неодушевленности. Данная СФ имеет ГЗ неодушевленности.

2. МП является совпадение падежных флексий в формах именительного и винительного падежей[1], ср.: им. ветер - заяц

род. ветр а - зайц а

вин. ветер - зайц а

3. МП относится к разряду синтетических средств, т.к. он входит в состав звуковой оболочки СФ (аффиксация).

4. Грамматическая оппозиция представляет классифицирующую ГК одушевленности-неодушевленно­сти, т.к. её образуют СФ разных лексем.

Б. по ветру — по ветрам

1. СФ противопоставлены ГЗ числа. Данная СФ имеет значение единственного числа.

2. МП является флексия у .

3. МП относится к разряду синтетических средств, т.к. он входит в состав звуковой оболочки СФ (аффиксация).

4. Грамматическая оппозиция представляет словоизменительную ГК числа, т.к. ее образуют словоформы одной лексемы.

 

В. ветер — ветр а — ветр у — ветер — ветр ом — (о) ветр е

1. СФ противопоставлены ГЗ падежа. Данная СФ имеет значение дательного падежа.

2. МП является: а) окончание у ; б) предлог по.

3. Первый МП принадлежит к разряду синтетических грамматических средств, т. к. он входит в звуковую оболочку СФ (аффиксация), второй — к разряду аналитических, Т, К, находится за пределами звуковой оболочки СФ (служебные слова).

4. Грамматическая оппозиция представляет словоизменительную категорию падежа, т.к. ее образуют словоформы одной лексемы.

Летят – 1. СФ представляет лексему "лететь" – глагол несовершенного вида.

II. Как глагол в форме настоящего времени, 3 лица, множественного числа СФ может вступать в грамматические оппозиции времени, числа. лица.

III. А. летят — летели — будут лететь

1. СФ несовершенного вида противопоставлены ГЗ времени. Данная СФ имеет значение настоящего времени.

2. МП является окончание ят .

3. МП принадлежит к разряду синтетических грамматических средств, т. к. он входит в звуковую оболочку СФ (аффиксация).

4. Грамматическая оппозиция представляет словоизменительную ГК времени, т.к. ее образуют словоформы одной лексемы.

Б. лет ят — лет ит

1. СФ противопоставлены ГЗ числа. Данная СФ имеет ГЗ множественного числа.

2. МП является флексия ят

3. МП принадлежит к разряду синтетических грамматических средств, т. к. он входит в звуковую оболочку СФ (аффиксация).

4. Грамматическая оппозиция представляет словоизменительную ГК числа, т.к. ее образуют словоформы одной лексемы.

В. лет ят — лет им лет ите

1. СФ противопоставлены ГЗ лица. Данная СФ имеет значение 3 лица.

2. МПявляется флексия ят .

3. МП принадлежит к разряду синтетических грамматических средств, т. к. он входит в звуковую оболочку СФ (аффиксация).

4. Грамматическая оппозиция представляет словоизменительную ГК лица, т.к. ее образуют словоформы одной лексемы.

 

Литература

Кодухов В.И. Введение в языкознание, гл. XI.

Лингвистическая карта

Реформатский А.А. Введение в языковедение, гл. VI, § 78.

Литература

Вендина Т.И. Введение в языкознание, гл. 3-4

Кодухов В.И. Введение в языкознание, гл. IV-V

Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс, § 16-18

Реформатский А.А. Введение в языковедение, гл. VII

 

РУКОВОДСТВО К ВЫПОЛНЕНИЮ ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОНЕТИКЕ И ФОНОЛОГИИ С ПЛАНАМИ И ОБРАЗЦАМИ АНАЛИЗА

Задание 1.Написать текст в научной фонетической транскрипции

 

[др’э΄мл’ьт взры΄тъиь дαрóгъ//

j э΄и с’иэвóд’н’ь пр’им’иэч’тáлъс’/

штó сαфс’э΄м сαфс’э΄м н’иэмнóгъ

ждáт’ з’имьí с’иэдóи αстáлъс’//]

 

Задание 2. Дать характеристику позиционных звуковых изменений фонем, наблюдаемых в данном тексте (привести два-три примера на каждый вид и проанализировать их). При выполнении этого задания следует повторить тему "Позиционные звуковые изменения" по конспекту лекции, учебнику В.И.Кодухова "Введение в языкознание" или А.А.Реформатского, ответить на контрольные вопросы к данной теме).

 

Образец выполнения

 

II. Комбинаторные изменения

1. Ассимиляция

[сαф’с’э΄м ]

< в’>→<в’с’>]— фонема < в’> в положении перед мягким согласным смягчается, происходит частичная регрессивная ассимиляция по мягкости.

2. Аккомодация

[дαрóгъ]

<р>→[ро] в положении перед лабиализованным гласным реализуется в огубленном звуке происходит регрессивная аккомодация по положению губ..

3. Диссимиляция: примеров нет.

4. Упрощение групп согласных: примеров нет.

 

Задание 3. Произвестифонетико-фонематический анализ звуков и фонем в одном слове (подчеркнуто красном) по следующему плану:

I. Фонетическая характеристика

1. Описать физиолого-акустические свойства звука.

2. Описать фонетическую позицию звука.

II. Фонематическая характеристика

1. Определить, сильной или слабой является данная позиция для фонемы (привести доказательства).

1. Если позиция слабая, охарактеризовать слабую фонему как функциональный вариант сильной фонемы для этого:

а) определить, в состав какой морфемы входит слабая фонема;

б) привести ее к сильному виду в составе той же самой морфемы.

Примечание:

1. Задание 3 может быть выполнено лишь после того, как будут уяснены основные понятия темы "Фонетика" (звук и фонема, дифференциальные признаки фонемы, позиция фонемы, физиолого-акустические свойства звука и др.) по лекциям и учебникам.

2. При описании фонетической позиции гласного учитывается: а) его положение по отношению к ударению; б) положение по отношению к абсолютному началу фонетического слова или характер (твердость-мягкость) предшествующего согласного.

При описании фонетической позиции согласного учитывается: а) его положение по отношению к концу фонетического слова; б) характер последующего звука, то есть перед каким сонорным, звонким, глухим или гласным он стоит.

3. У согласных фонем позицию характеризуем только по признаку звонкости-глухости. У фонем, не имеющих парных по данному признаку (все сонорные, а также Ц, Ч, X), позиция не определяется.

4. Если фонема входит в состав флексии, необходимо определить грамматическое значение этой флексии и привести слабую фонему к сильному виду во флексии с тем же грамматическим значением.

Образцы анализа

[с’иэдóи]

 

[с’]-I.1. Звук согласный: а) шумный, глухой, т.к. состоит только из шума;

б) переднеязычный зубной, т.к. препятствие образуется между передней частью спинки языка и верхними зубами;

в) щелевой (фрикативный), т.к. препятствие между активным и пассивным органами речи образуется в виде щели;

г) палатализованный, т.к. образуется с дополнительной артикуляцией средней части спинки языка к твердому небу;

д) чистый, т.к. носовая полость в его образовании не участвует.

2. Звук стоит перед гласным.

II. Для фонемы эта позиция является сильной, т.к. в этой позиции парные по звонкости – глухости фонемы <с’> и <з’> противопоставляются, т.е. различаются на слух: [с’эт] – [з’эф].

 

э] –I.1. Звук гласный, а) т.к. состоит из тона;

б) верхне-среднего подъема, т.к. спинка языка занимает промежуточное положение между верхним и средним подъемом;

в) переднего ряда, т.к. язык выдвинут вперед и приподнята передняя часть спинки языка;

г) звук нелабиализованный, т.к. губы не принимают активного участия в его образовании.

2. Звук находится в первой предударной позиции после мягкого согласного.

II. Для фонемы эта позиция является слабой, т.к. гласные фонемы <э>, <а>, <о> в этой позиции не противопоставляются, то есть не различаются на слух: [с’иэдóи] - [с’иэ б’э]

Приведем слабую фонему к сильному виду: 1) определим, состав какой морфемы она входит: фонема входит в состав корня; 2) приведем ее к сильному виду в корне с тем же лексическим значением, определим, функциональным вариантом какой сильной фонемы она является: [сэт].

э] – функциональный вариант <э>.

 

[д] –I.1. Звук согласный: а) шумный, звонкий, т.к. состоит из шума и тона, но шум преобладает над тоном.

б) переднеязычный, зубной, т.к. препятствие образуется между передней частью спинки языка и верхними зубами;

в) звук смычно-взрывной, т.к. смычка между передней частью спинки языка и зубами преодолевается взрывом;

г) звук веляризованный, т.к. образуется без дополнительной артикуляцией средней части спинки языка к твердому небу;

д) звук чистый, т.к. носовая полость в его образовании участия не принимает.

2. Звук стоит перед гласным.

II. Для фонемы эта позиция является сильной, т.к. парные по звонкости – глухости фонемы <д> и <т> в этой позиции противопоставляются, то есть различаются на слух: [с’иэдóи] - [том].

 

[о] –I.1. Звук гласный, а) т.к. состоит из тона;

б) среднего подъема, т.к. спинка языка по вертикали занимает среднее положение;

в) заднего ряда, т.к. язык по горизонтали отодвинут назад и приподнята задняя часть спинки языка

г) звук лабиализованный, т.к. принимают активное участие в его образовании.

II. Для фонемы эта позиция является сильной , т.к. гласные фонемы <а> и <о> в этой позиции противопоставляются, то есть различаются на слух: [с’иэдóи] - [дом]

[и] - I.1. Звук согласный: а) шумный, сонорный, т.к. состоит из шума и тона, но тон преобладает над шумом.

- звук среднеязычный, нёбный, т.к. препятствие образуется между средней частью спинки языка и твердым нёбом;

- звук щелевой, т.к. препятствие образуется в виде щели, через которую с шумом проходит воздушная струя;

г) палатальный, т.к. артикуляция средней части спинки языка к твердому небу является для него основной;

д) чистый, т.к. носовая полость в его образовании не участвует.

2. Звук стоит в конце фонетического слова.

II. Для фонемы позиция не определяется, т.к. она не имеет парной по звонкости-глухости.


[1] У существительных женского и среднего рода это различие обнаруживается только во множественном числе.

Н.Е. Богуславская,

Т.А. Зуева

Теория языка

 

 

Методические рекомендации

для студентов I курса к подготовке практических занятий и выполнению контрольных работ

 

Екатеринбург 2012


Рецензент: Л.С.Чечулина,кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания и русского языка (Уральский государственный педагогический университет)

Богуславская Н.Е., Зуева Т.А. Теория языка: Методические рекомендации для студентов 1 курса к подготовке практических занятий и выполнению контрольных работ. / Н.Е. Богуславская, Т.А. Зуева. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2012. - 22 с.

 

Методические рекомендации содержат перечень практических занятий, вопросы для самостоятельной подготовки к ним, указания и образцы выполнения контрольных работ.

Методические рекомендации предназначены для студентов дневного и заочного отделений, обучающихся по направлению «Филологическое образование».

 

 

Введение

Курс “Теория языка» предполагает систематическую самостоятельную работу студента с конспектами лекций и учебниками, направленную на освоение важнейших языковедческих понятий, составляющих метаязык лингвистики: язык и речь, система и структура языка, синхрония и диахрония; ознакомление с основными единицами языковой системы и отношениями между ними; рассмотрение проблемы происхождения и развития языка и классификации языков, а также в опоре на знания по теории языка овладение навыками следующих видов лингвистического анализа: научной фонетической транскрипцией текста, фонетико-фонологическим анализом слова, анализом позиционных звуковых изменений фонем в тексте, грамматическим анализом словоформы.

Данные методические рекомендации помогут студентам овладеть категориальными теоретическими понятиями курса, поскольку они содержат вопросы, организующие самостоятельную работу студента с текстами лекций и учебников, планы фонетико-фонологического и грамматического анализов, а также рекомендации к выполнению контрольных работ с образцами лингвистического анализа.

 

 

Рекомендуемые учебники и учебные пособия

Основные

1. Богуславская, Н. Е. Русская фонетическая транскрипция [Текст]: учебное пособие / Н. Е. Богуславская; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург:[б. и.], 2006. – 26 с.

2. Кодухов, В. И. Введение в языкознание [Текст]: учеб. для студентов по спец. № 2101 «Русский язык и литература» / В. И. Кодухов. – 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2009 – 288 с.

3. Норман, Б. Ю. Теория языка. Вводный курс [Текст]: учебное пособие для студентов вузов по спец. русский язык и литер./ Б. Ю. Норман. – М.: Флинта: Наука, 2009 – 296 с.

4. Реформатский, А. А., Виноградов В.А., Введение в языковедение [Текст]: учеб. для студентов филол. спец. высш. пед. учеб. заведений / А. А. Реформатский ; под ред. В. А. Виноградова. – 6-е изд. – М. : Аспект-Пресс, 2006. – 536 с.

5. Теория языка [Текст] : методическое пособие для студентов 1 курса / Урал. гос. пед. ун-т.; сост. Н. Е. Богуславская. – 4 изд. испр. и доп. - Екатеринбург: [б. и.], 2007 г. – 27 с.

6. Терминологический минимум по лингвистическим дисциплинам [Текст]: словарь-справочник. – изд. 2-е, испр. и доп./ Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. – 72 с.

 

Дополнительные

1.Вендина, М. И. Введение в языкознание [Текст]: учебное пособие для педагогических вузов/ Т.И. Вендина – М.: Высш. шк., 2005 – 288 с.

2.Калабина, С. И. Практикум по курсу "Введение в языкознание" [Текст]: учеб. пособие для студентов / С. И. Калабина. – 2-е изд., испр. и доп. - М. : Высшая школа, 1983. – 112 с. – SUPERLINGUIST.com

 

Содержание лекционного курса

Тема 1. Языкознание как наука (2 часа)

Объект и предмет языкознания. Языкознание частное и общее. Место языкознания среди других наук. Теоретическое и прикладное значение языкознания.

Тема 2. Язык как социальный феномен (2часа)

Язык как явление общественное. Функции языка в обществе. Взаимодействие индивидуального и социального в языковых явлениях. Язык и речь как два аспекта речевой деятельности школьника. Язык и мышление. Роль языка в процессе познания мира и мыслительной деятельности индивида.

 

Тема 3. Фонетика и фонология (6 часов)

Значение звуковой стороны речи. Фонетическое членение речи. Понятие о звуке речи. Звук речи как явление физическое. Акустические свойства звуков речи. Звук речи как явление физиологическое. Артикуляция звуков речи. Понятие об артикуляционной базе языка. Физиолого-акустическая классификация звуков и ее значение. Понятие о фонеме как мельчайшей единице звуковой системы языка и ее дифференциальных признаках. Система фонем. Фонетическая позиция как условие, определяющее произношение фонемы. Сильная и слабая позиции фонем. Варианты фонем. Основные типы позиционных звуковых изменений фонем. Понятие о звуковом законе. Исторические изменения в фонетической системе языка. Фонетика описательная и историческая.

Тема 4. Лексикология (4 часа)

Слово как центральная единица языковой системы. Проблема выделения слова в речи. Слово как предмет лексикологии. Лексема как двусторонняя номинативная единица лексической системы языка. Лексема и слово. Слово как единство звуковой формы, морфемного строения и значения.

Лексическое значение слова и его составляющие. Денотативный, сигнификативный и структурный компоненты лексического значения слова. Понятие о коннотации. Многозначность слова и омонимия. Переносные значения слова и способы их образования. Понятие о внутренней форме слова и видах мотивированности. Слова мотивированные с синхронной и диахронной точек зрения. Исторические изменения в лексической системе языка. Лексикология описательная и историческая.

 

Тема 5. Грамматика (4 часа)

Основные единицы грамматического строя языка. Грамматическое значение слова как абстрактное языковое значение, отличие грамматического значения и лексического, связь между ними. Грамматическая форма слова как единство грамматического значения и его материального показателя. Словоформа и лексема. Понятие о грамматической категории как системе грамматических форм регулярно противопоставленных в плане содержания (грамматического значения) и в плане выражения (материального показателя этого грамматического значения). Типы грамматических категорий. Грамматические категории и части речи. Грамматические средства языков. Понятие о синтетическом и аналитическом строе языков. Исторические изменения в грамматической системе языка. Грамматика описательная и историческая.

 

Тема 6. Язык как система (2часа)

Понятие о языке как знаковой системе. Система и структура языка. Взаимодействие языка с паралингвистическими знаками и искусственными знаковыми системами.Основные типы языковых единиц, их иерархия в системе языка. Понятие об уровнях языковой системы и системных отношениях между единицами языка. Универсальные структурные характеристики языка. Структура языка и основные разделы языкознания. Синхрония и диахрония в языке. Языкознание описательное и историческое.

 

 

Тема 7. Происхождение и развитие языка (2 часа)

Проблема происхождения языка и трудности ее решения. Основные закономерности развития языка. Внешние и внутренние законы развития языка. Образование и развитие национальных языков. Язык и культура. Понятие о литературном языке как подсистеме национального языка.

 

Тема 8. Классификация языков (2 часа)

Многообразие языков мира и проблема их классификации. Генеалогическая классификация языков: 1) основы генеалогической классификации языков; 2) понятие о языковом родстве и языковой семье; 3) характеристика основных языковых семей; 4) деление языковой семьи на ветви (на примере индоевропейской языковой семьи); 5) деление языковой ветви на группы (на примере славянских языков); 6) лингвистическая карта мира и России; 7) значение генеалогической классификации.Типологическая (морфологическая) классификация языков: 1) основы типологической классификации, понятие о языковом типе; 2) морфологическая классификация языков и ее значение.

Содержание практических занятий и вопросы для их самостоятельной подготовки

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.62.41 (0.03 с.)