Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок 19. Сложноподчиненные предложенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С придаточными определительными И местоименно-определительными Цель урока: закрепить знания о придаточных определительными; совершенствовать речевую компетентность и пунктуационные навыки.
Ход урока I. Проверка домашнего задания 1. Вопросы на повторение теория: — Назовите основные группы сложноподчиненных предложений. — Расскажите об особенностях сложноподчиненных предложений с придаточными определительными. — В чем особенность местоименно-определительных предложений. — Вопросы на повторение орфографии из упражнения 41: расскажите о слитном и раздельном написании не: 1) с прилагательными, 2) с личными формами глагола, 3) с деепричастиями, 4) с причастиями,
2. Упражнение 41. На доске один ученик выписывает схемы 3-го и 8-го предложений, второй — делает синтаксический разбор 6-го предложения. Остальные предложения разбираем устно. (Схема 3-го предложения: [у того, (кто..),]. Схема 8-го предложения: (кто...), [тот...].)
II. Работа с таблицей 1. Слово учителя. Можно представить все виды придаточных предложений в виде таблицы. Будем заполнять ее по мере изучения материала.
2. Построение таблицы Выберем материал для таблицы, порядок характеристик придаточного предложения. Что важнее для определения вида придаточного: на какой вопрос оно отвечает или чем оно прикрепляется к главному? Таблицу можно строить в специальной тетради-словарике, постепенно добавляя строки. Готовые таблицы корректируются в классе. Можно выполнить таблицу на листе ватмана, чтобы она была перед глазами учеников.
Виды придаточных предложений
III. Конструирование предложений 1. Составим сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и местоименно-определительными, соответствующие схемам: 1) […, (где...), ]. (Улицы, где мы провели детство и юность, навсегда останутся в памяти.) 2) […то…], (что...). (Надо закончить, наконец, то дело, что мы начали на прошлой неделе.) 3) […], (кому...). (Друг — это тот, кому можно доверять.) 4) [все, (кто...),...]. (Все, кто был в походе, еще больше сдружились за эти две недели.)
2. Подберем примеры к таблице, внесем их в тетрадь.
3. Заменим сложноподчиненные предложения синтаксическими синонимами — простыми предложениями. Какие предложения вам кажутся предпочтительнее? 1) После рекламной паузы вернемся к событиям, которые происходят в этом матче. (После рекламной паузы вернемся к событиям этого матча.) 2) Гриб, что я нашел, оказался отличным боровиком. (Найденный мною гриб оказался отличным боровиком.) 3) Цвета костюмов, которые сшили для участников Олимпиады, соответствовали цветам национального флага. (Цвета костюмов, сшитых для участников Олимпиады, соответствовали цветам национального флага.)
IV. Работа с учебником Устно разбираем задания к упражнениям 42, 43: стилистическая принадлежность текста, тип речи текста. Если останется время, выполним упражнения письменно (можно по вариантам).
V. Домашнее задание 1. Выполнить различные виды лингвистических разборов из упражнения 43; 2. Упражнение 44 (письменно). 3. Опережающее задание: § 7.
Урок 20. Сложноподчиненные предложения С придаточными изъяснительными Цель урока: дать представление о сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными, показать разнообразие их значений; совершенствовать пунктуационные навыки.
Ход урока I. Проверка домашнего задания 1. Разбор заданий к упражнению 43: три человека у доски делают каждый по два задания (фонетический, словообразовательный, морфологический разбор), остальные называют синонимы и устаревшие слова.
2. Взаимопроверка упражнения 44 (параллельно с работой у доски). Устная проверка заданий к упражнению 44.
II. Работа с учебником 1. Конструирование предложений (материал упражнения 46).
2. Словарная работа (упражнение 48).
III. Беседа по вопросам — Какому члену простого предложения соответствует придаточное изъяснительное? (Дополнению.) — На какие вопросы отвечает придаточное изъяснительное? — К каким членам главного предложения относятся придаточные изъяснительные? — Расскажите о способах прикрепления придаточных изъяснительных к поясняемому слову. — Какое значение имеет частица ли в придаточных изъяснительных? — Что такое косвенная речь? — С помощью каких союзов выражаются косвенные сообщения? (Что, как, будто.) — Какой вид косвенной речи выражается с помощью союза чтобы? (Косвенные побуждения.) — Как строится косвенный вопрос? (С помощью союзных слов и частицы ли.) — Обязательны ли указательные слова главном предложении?
IV. Работа с синтаксическими синонимами Задание: перестроить данные предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью; отметить особенности синтаксических синонимов. 1) По радио сообщили: «Такого засушливого лета не было тридцать лет». (По радио сообщили, что такого засушливого лета не было тридцать лет.) 2) Собака словно просила: «Не прогоняйте меня!». (Собака словно просила, чтобы ее не прогоняли.) 3) Нас не спрашивают: «Вы хотите сдавать экзамены?» (Нас не спрашивают, хотим ли мы сдавать экзамены.) Примечание: в косвенных предложениях вопросительная и восклицательная интонации исчезают, знаки вопроса и восклицания не ставятся. 4) Суеверные люди уверяют: «Встреча с черной кошкой сулит несчастье». (Суеверные люди уверяют, будто встреча с черной кошкой судит несчастье.)
V. Задания на закрепление материала 1. Записать предложения, сделать их синтаксический разбор, поставить вопросы к придаточным изъяснительным. 1) Знаешь, я читала, что бессмертны души. (А. Ахматова) 2) О, я была уверена, что ты придешь назад. (А. Ахматова) 3) Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом. (С. Есенин) 4) Стыдно мне, что я в Бога верил. Горько мне, что не верю теперь. (С. Есенин) Отметим, что в 4-м примере придаточные предложения имеют добавочное значение причины.
2. Заполнить графу таблицы «Виды придаточных предложений», подобрать примеры придаточных изъяснительных.
3. Выполнить упражнения 51, 52 (устно).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 3556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.246 (0.007 с.) |