Порядок разбора многочленного сложноподчиненного предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок разбора многочленного сложноподчиненного предложения



1. Подчеркните грамматические основы, пронумеруйте их.

2. Установите границы частей знаком //. Определите тип предложения по структуре.

3. Найдите главную и придаточную части, укажите тип подчи­нения.

4. Начертите схему предложения.

5. Разберите связь частей по принадлежности: главная часть и относящаяся к ней придаточная.

6. Определите тип предложения по цели высказывания и эмо­циональной окраске.

Образец разбора:

Все1 знали1, что уж если Нагульнов3 взвел3курок, то при необходимости он2 незадумается2 его спустить3. (Ш.)

1. В первой части подлежащее все выражено определительным местоимением в форме именительного падежа, простое глаголь­ное сказуемое знали выражено глаголом в форме изъявительного наклонения прошедшего времени множественного числа. Во второй части подлежащее он выражено личным местоимением в форме именительного падежа, составное глагольное сказуемое не заду­мается спустить. В третьей части подлежащее Нагульнов выраже­но именем собственным в форме именительного падежа, простое глагольное сказуемое взвел курок выражено глагольным фразеологизмом.

2. Все знали//что//уж если Нагульнов взвел курок//то при необходимости он не задумается его спустить. Предложение сложное, так как состоит из трех частей.

3. Первая часть Все знали является главной по отношению ко Второй что... то при необходимости он не задумается его спустить, вторая часть является главной по отношению к третьей уж если Нагульнов взвел курок. Значит, анализируемое сложное предложе­ние многочленное сложноподчиненное с последовательным под­чинением придаточных (придаточные I и II степеней подчинения).

что? при каком

I степ, условии?

подч. II степ. подч.

х x

4. Схема предложения: [1], (что 2), (если... то 3 ).

5. Связь частей: 1, что 2 — эта конструкция соотносится со сложноподчиненным предложением с придаточной частью, ко­торая присоединяется к сказуемому в главной части с помощью подчинительного союза что и отвечает на вопрос что? Это присловная изъяснительная придаточная часть. 2, если... то 3 — эта конструкция соотносится со сложноподчиненным предложением с придаточной частью, которая относится ко всей главной, при­соединяется к ней при помощи подчинительного условного союза если... то и отвечает на вопрос при каком условии? Это основная придаточная условная часть.

6. Предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске невосклицательное.

 

773. Спишите. Выполните синтаксический разбор многочленных слож­ноподчиненных предложений.

1. Беспризорный подробно рассказывал, как эти стулья везли на тачке, как их выгрузили и втащили в здание через артистиче­ский ход. (И. и П.) 2. Сквозь дремоту он [Турбин] слышал, как приходил сторож Павел, обивал от снега лапти, крякал с моро­за, сморкался и гремел ведрами, видел сквозь полузакрытые веки, что в комнате разливается отсвет заката, и чувствовал, что от холода стынут ноги и кончик носа. (Б.) 3. Матери твердо знали, что приятность обращения и бойкая французская речь обеспечивают карьеру даже шалопаю, тогда как человек способный, но лишенный лоска на всю жизнь может затеряться среди рядовою чиновничества. (Т.-В.)

Вопросы и задания для самопроверки

1. Покажите на примере, как различаются главная и придаточная части в сложноподчиненном предложении.

2. В чем состоит отличие подчинительных союзов от союзных слои? Приведите примеры.

3. Докажите, что виды сложноподчиненных предложений выделены не по лексическим, а по грамматическим признакам.

4. Назовите признаки присловных сложноподчиненных предложении. Проиллюстрируйте свои высказывания примерами из произведений художественной литературы.

5. Назовите признаки приосновных сложноподчиненных предложений. Приведите примеры из произведе­ний художественной литературы.

6. Охарактеризуйте типы подчинения в многочленном сложноподчиненном предложении. Приведите примеры из художественных текстов.

Задания для самостоятельной работы

774. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными: однородное, неоднородное параллельное соподчинение, последовательное подчинение?

Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объ­явил, что лошади, присланные из Кистеневки, ожидали его уже четвертые сутки. (П.)

775. Сколько запятых следует поставить в сложноподчиненном предложении с однородными придаточными?

Девочка знала что между отцом и матерью была ссора и что мать не могла быть весела и что отец должен знать это и что он притворяется спрашивая об этом так легко. (Л.Т.)

776. Прочитайте. Подберите к тексту заглавие. Перескажите текст. Напишите изложение, используя сложноподчиненные предложения с не­сколькими придаточными.

У самой воды большими куртинами выглядывали из зарослей мяты невинные голубоглазые незабудки. А дальше, за свисающи­ми петлями ежевики, цвела по откосу дикая рябинка с тугими желтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком и подмаренником, а над всем этим тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках.

Нагретый воздух над цветами «мрел», качался, и почти из каждой чашечки высовывалось полосатое брюшко шмеля, пчелы или осы. Как белые и лимонные листья, всегда вкось, летали бабочки.

А еще дальше высокой стеной вздымался боярышник и ши­повник. Ветки их так переплелись, что казалось, будто огненные цветы шиповника и белые, пахнущие миндалем цветы боярыш­ника каким-то чудом распустились на одном и том же кусте.

Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством ост­рых бутонов. Цветение его совпадало с самыми короткими ноча­ми - нашими русскими, немного северными ночами, когда со­ловьи гремят в росе всю ночь напролет, зеленоватая заря не ухо­дит с горизонта и в самую глухую пору ночи так светло, что на небе хорошо видны горные вершины облаков.

(К. Паустовский)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1095; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.164 (0.005 с.)