Употребление ъ после приставок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Употребление ъ после приставок



 

Буква ъ употребляется только как разделительный знак после русских и иноязычных приставок, оканчивающихся на соглас­ный, перед буквами е, ё, ю, я: объ езд, подъ ёмный, адъ ютант, объ ятия.

Ъ употребляется в сложных словах после первой части двух-, трех-, четырех-: двухъ ярусный, трехъ ярусный, четырехъ ярусный.

 

193. Спишите слова, вставляя, где нужно, ъ.

Об(?)яснение, с(?)естное, об(?)ект, об(?)ятие, трех(?)этажный, сверх(?)естественный, с(?)экономить, с(?)узить, под(?)ем, в(?)ед­ливый, с(?)ежиться, без(?)языкий, пред(?)явить, кинос(?)емка.

194. Образуйте от глаголов ехать и есть приставочным способом другие глаголы, в которых после приставок требуется писать ъ.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Перечислите группы безударных гласных.

2. Назовите корни с чередованием а//о, е//и. Сформулируйте условия, от которых зависит выбор той или иной гласной.

3. Вспомните правила об употреблении гласных после шипящих и ц.

4. Расскажите о правописании звонких и глухих, двойных и непроизносимых согласных.

5. Расскажите о правописании приставок пре- и при- и приставок, оканчивающихся на з (с).

6.Какими условиями определяется наличие ъ в слове?

 

 

Задания для самостоятельной работы

195. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание.

И среди этого шума, этого хаоса т..рж..ствующих лиц одна м..л..дая девушка ст..яла задумчиво и не радуясь радости, которой она не понимала. Ее б..льшие г..лубые глаза устр..мились с огром­ным удивлением на л..кующую т..лпу. Она чу..ствовала себя неумес..но среди ре..ких порывов светского в..сторга, и то, что всех в..сх..щало, пр..в..дило ее в неод.лимое смущение. На всех лицах ре..ко выр..жалось какое-то т..ржественное в..лнение, а на ч..ртах ее изобр..жалось какое-то душевное сп..койствие, о..блеск н..бесной неп..рочности и отсутствия в..змутительных мыслей.

Леонин пр..сл..нился к двери с горькой думой и окинул взо­рам все с..брание, которое прежде так увл..кало и осл..пляло его. Вдруг взор его ост..н..вился на пр..красном и сп..койном л..це Наденьки - и мысль его пр..н..ла другое напр..вление.

Зага..ка б..льшого света нач..ла перед ним разгадываться. Он понял всю н..чтожность, всю неизм..римую кр..соту чу..ства высокого и сп..койного. Он все более и более пр..ковывался взором и сердцем к Наденьке, к ее безм..тежному лику, к ее необдуманным дв..жениям. Он долго гл..дел на нее, он долго любовался ею с какой-то в..сторженной грустью...

(В.Соллогуб)

196. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы. Вспомните правила правописания гласных и согласных.

Был белый утренний час; в огромном л..су ст..ял тонкий пар, полный странных в..дений. Неизвес..ный охотник, только что п..ки­нувший свой к..стер, двигался вдоль р..ки; скво..ь д..ревья таял пр..свет ее в..здушных пустот, но пр..лежный охотник не по..х..дил к ним, ра..сматривая свежий сле.. медведя, напр..вляющийся к г..рам.

Вн..запный звук пр..несся среди д..ревьев с не..жиданностью тр..вожной п..гони; это запел кл..рнет. Музыкант, выйдя на палу с..грал отрывок м..лодии, полной п..чального, протяжною повт..рения. Звук др..жал, как гол..с, скрывающий горе; усилился, улыбнулся грус..ным переливом и оборвался. Д..лекое эхо смутно и нап..вало ту же м..лодию.

Охотник,..тметив сле.. сломанной веткой, пр..брался к в..де Туман еще не ра..сеялся; в нем гасли оч..ртания огромного к..рабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свернутые п..руса ож..ли, св..сая ф..стонами, ра..пр..вляясь и покрывая мачты бе..­сильными щ..тами огромных складок; слышались г..л..са и шаги. Б..р..говой ветер, пробуя дуть, л..ниво т..р..бил п..руса; наконец, т..пло со..нца произвело нужный эф..ект; в..здушный напор уси­лился, ра..сеял туман и выл..лся по реям в ле..кие алые формы, полные роз. Розовые тени ск..льзили по б..лизне мачт и сн..стей, все было белым, кроме ра..кинутых, плавно сдвинутых п..русов цвета глубокой радости.

(А. Грин)

 

Глава 4

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

 

§ 44. Понятие о морфеме. Типы морфем

Морфемика - это раздел науки о языке, в котором изучается состав слова, его деление на морфемы.

Морфема - наименьшая значимая часть слова. Корень, при­ставка, суффикс, постфикс, окончание - это морфемы. Все они, за исключением окончания, составляют основу слова.

Корень - общая часть родственных слов, в которой заключено их лексическое значение например, в родственных словах сад, садик, садовый, садовник, садовод, садоводство корнем является - сад- — часть их основы, в которой содержится общий смысл родственных слов.

Приставка - морфема, которая предшествует корню и слу­жит для образования новых слов. Например, от глагола сад-и-ть путем прибавления к его основе разнообразных приставок об­разуется множество новых слов: вы-сад-и-ть, от-сад-и-ть, по-сад-и-ть, пере-сад-и-ть, на-сад-и-ть, под-сад-и-ть, рас-сад-и-ть, у-сад-и-ть.

Суффикс - морфема, которая следует за корнем или за другим суффиксом и служит для образования новых слов и форм слов. Например, от слова сахар путем прибавления к нему суффиксов образуются новые слова: сахар-ок, сахар-н-ый, сахар-ниц-а, сахар-ист-ый, сахар-й-ть.

К суффиксам, посредством которых образуются не новые слова, а только формы слов, относятся, на­пример, суффикс прошедшего вре­мени глагола -л-: стон-а-л, беж-а-л; суффиксы инфинитива глагола -ть, -ти: брос-и-ть, вез-ти; суф­фиксы сравнительной и превосходной степени прилагательных -е, -ее- (-ей), -ше, -ейш-, -айш-: выш-е, красив-ее, красив-ей (разг.), даль-ше, нов-ейш-ий, легч-айш-ий и др.

Некоторые суффиксы находятся в самом конце слова, после окончания, они называются постфиксами. Это постфиксы -ся, -сь, которые выделяются в возвратных глаголах: умывать-ся, умы ла-сь; постфиксы -то, -либо, -нибудь - в неопределенных местоимениях: какой-то, какой-либо, какой-нибудь.

Окончание - морфема, не входящая в основу слова, находящаяся после корня или суффикса, служащая для образования форм слова, связи слов в предложении: книг-а, книг-и, книг-е, книг-у, книг-ой, о книг-е. Не имеют окончаний неизменяемые слова - наречия, деепричастия, инфинитив глагола, сравнитель­ная степень прилагательного: выс-ок-о, -вы-скоч-й-в, мечт-а-ть, бел-ее.

Некоторые слова имеют нулевые окончания (обозначаются знаком □). К таким словам относятся:

1) существительные в форме мужского рода 2-го склонения в именительном, а иногда в винительном падеже единственного числа: герой, стол;

2) существительные в форме женского рода 3-го склонения в именительном и винительном падежах единственного числа: степь, ночь;

3) некоторые существительные в форме родительного и вини­тельного падежей множественного числа: ламп, окон, кукол;

4) притяжательные прилагательные в форме мужского рода единственного числа в именительном, а иногда в винительном падеже: волчий, тюлений, заячий;

5) прилагательные и причастия в краткой форме мужского рода: красив, расколот;

6) глаголы в форме изъявительного и условного наклонения мужского рода единственного числа прошедшего времени: убежал, убежал бы.

Интерфикс - часть слова, выполняющая соединительную функцию, находящаяся между корнями сложного слова: сам-о-кат, тепл-о-ход.

Центральной морфемой в слове является корень - необходи­мый элемент любого слова, общая часть родственных слов. Ос­тальные морфемы служебные. Они используются в словоизменении (окончания, некоторые суффиксы) и в слово­образовании (приставки, суффиксы, интерфиксы). Служебные морфемы называются аффиксами.

 

197. Выделите основу (___________) и окончания (□) в приведенных словах.

Уборка, лыжня, рукописный, радующий, чистейший, смот­рела, смешалось, красива, свежий, какой-то, образцовый, заборишко, невежда.

198. Выпишите группы однокоренных слов, выделите корень.

Свет, гора, чистый, бледнеть, светлый, чистота, горный, блед­ный, горняцкий, светать, предгорье, очищение, освещение, гор­нолыжный, чистюля, бледность, светить, горняк.

199. Сгруппируйте слова, имеющие одинаковые суффиксы.

Волейболист, совестливый, певуче, машинист, кокетливый, тягуче, каменный, пианист, завистливый, оконный, диванный, аквалагист.

200.Установите, с помощью каких суффиксов образованы слова всловосочетаниях.

Новенький пиджачок, заливистый голосок, металлическая подставка, бревенчатое сооружение, серебряный подстаканник, грушевый напиток, талантливый писатель, ласточкино гнездышко.

201. Определите, словообразовательными или словоизменительными являются аффиксы в выделенных словах.

Пусть я прожил немалые годы,

Я мальчишеский пыл берегу,

Я считаю, что цель пешехода —

Спотыкаться на каждом шагу.

 

Будем жить нашей жизнью давнишней,

Будем радоваться и горевать.

И по-прежнему звезды, как вишни,

За забором вселенной срывать.

(М. Светлов)

202. Обозначьте морфемы в следующих словах.

Зеленоватый, высь, придорожный, загородный, побережье, преопаснейший, отгадка, приставить, переговоры, подлокотник.

203. Выпишите в одну колонку слова, не имеющие окончаний, в другую - имеющие нулевые окончания.

А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой! (JI.) 2. Все было тихо в доме. (Л.) 3. Мне грустно на тебя смотреть, какая юоль, какая жалость! (Ес.) 4. Грубым дается радость, нежным дается пе­чаль. Мне ничего не надо, мне никого не жаль. (Ес.) 5. Я жизнь люблю безбожно! Хоть знаю наперед, что - рано или поздно - настанет мой черед. (Рожд.) 6. Трудно, трудно жить затворницей, да трудней веселой быть. (Ахм.)

204. Выпишите слова, имеющие суффиксы после окончания. Выделите их. Как они называются?

Улыбаться, радоваться, огорчаться, обижаться, кувыркаться, какой-то, стараться, кого-нибудь, выспаться, отчаяться.

 

§ 45. Непроизводная и производная основы. Производящая основа

Производной основой называется основа, образован­ная от другой при помощи словообразовательных аффиксов: город - город-ок, вод-а - под-вод-н-ый.

Непроизводной основой называется основа, не обра­зованная от другой, состоящая из одного корня: ног – а, дерев – о, стар – ый.

Производящей основой называется основа, от кото­рой образовано новое слово: производящей основой для слова нов-изн-а является основа слова нов-ый, к которой присоединен суффикс -изн-.

Основа, включающая один корень, называется простой, не­сколько корней - сложной, ср.: лес-ник лёс-о-воз.

 

205. Укажите, производными или непроизводными являются основы слов.

Злой, вода, ходить, небесный, картина, зеленый, путь, па­лец, лен, путник, дорожный.

206. Подберите слова с производящей основой для следующих слов.

Образец: настенный — стен - а.

Настенный, песенник, желтоватый, высмотреть, баскетболи­стка, вареник, подмигивать, беспамятство, переводчик, обвине­ние, путаный, мечтательница.

207. Добавьте в каждую группу слова, имеющие сложную основу.

I. Скотовод, оленевод...

II. Зверолов, рыболов...

III.Четырехдневный, дятимесячный...

Если основа слова кроме корня включает другие морфемы (при­ставки, суффиксы, постфиксы), она является членимой. Осно­ва, равная корню, - нечленимая, ср.: граница, безграничный.

Основа, не прерываемая окончанием, называется непрерыв­ной, прерванная окончанием - прерывистой, ср.: улыб-чив-ый - улыбающ-ий-ся (Пунктирная линия - показатель пре­рывания основы.)

208. Слова, имеющие нечленимую основу, выпишите в одну колонку, членимую - в другую.

1. Блюдо, весело, должник, дождик, гроза, близкий, пишущий, пригорок, чудо, мечтать, идти, бедный, торопливый.

209. Графически выделите все морфемы в словах. Выпишите слова, имеющие прерывистую основу.

Образец: трудящийся, завистливый.

Светящийся, плескаться, какой-то, плестись, что-либо, влюбленный, бросать, сгоряча, семья, учащийся, опоздать.

210. Выделите окончание и основу. Рядом запишите слово с производящей основой.

Образец: простенок - стена.

Простенок, рублевый, узаконить, подписка, межпланетный, проворность, безмерный, привокзальный, стекольщик, подоси­новик, доброта.

211. Найдите основу. Охарактеризуйте ее по плану: производная - непроизводная, членимая - нечленимая, простая - сложная, прерывистая - непрерывная.

Непримиримый, содружество, снегопад, враждовать, охотни­ческий, мчаться, летящий, впустую, разбогатеть, сгусток, доиг­рывание.

212. Составьте схемы выделенных слов. Охарактеризуйте их основы.

Образец: играла - основа непроизводная, членимая, простая, непрерывная.

Вера играла. Ее бледное лицо смотрело сосредоточенно, только в углах губ дрожала лукавая улыбка; пальцы тонких, красивых рук быстро бегали по клавишам... О да! Теперь бы и я мог уверенно сказать: сколько задорного, молодого счастья в этих звуках!

(В.Вересаев)

213. Подберите по четыре слова, состав которых отвечает следующим схемам:

 

 

§ 46. Порядок морфемного разбора слова

1. Определить, какой частью речи (изменяемой или неизменяемой) является разбираемое слово.

2. Выделить основу (___________) и окончание (□). Охарактеризовать окончание: нулевое или материально (буквенно) выраженное; какие грамматические значения слова передает (род, число, па­деж и т.д.).

3. В основе путем подбора родственных слов выделить централь­ную морфему - корень. Отметить чередования звуков, если име­ются.

4. Выделить приставку, подобрав одноструктурные (имеющие такую же приставку) слова.

5. Выделить суффикс, подобрав одноструктурные слова. Устано­вить, какую функцию он выполняет - словообразовательную или формообразующую.

6. Охарактеризовать основу: производная - непроизводная, про­стая - сложная, членимая - нечленимая, прерывистая - непре­рывная.

Образец разбора:

Безграничному (миру)

1. Это прилагательное - изменяемая часть речи, следователь­но, имеет окончание.

2. Чтобы выделить окончание, надо изменить прилагательное, например по падежам: безграничн- ого, безграничн- ому и т.д. В слове безграничному окончание -ому. Оно является материально выра­женным, передает значение мужского рода, единственного чис­ла, дательного падежа. Основа безграничн -.

3. Путем подбора родственных слов выделяем в основе корень. Родственные слова: границ а, по гранич ье, гранич ить, по гранич ник. В корне наблюдается чередование согласных ц//ч. Корень -гранич-.

4. Приставка без-. Вьполняет сло­вообразовательную функцию. Одно­структурные слова: без брежный, без­ боязненный.

5. Суффикс -н-. Выполняет словообразовательную функцию. Од­ноструктурные слова: бездом н ый, беззабот н ый.

6. Основа безграничн- простая, членимая, непрерывная, произ­водная. В слове безграничный 4 морфемы.

 

214. Сделайте полный морфемный разбор следующих слов.

Бессердечный, рассердился, безвкусица, летописный, подста­канник, чистейший, безлюдно.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Дайте определения корня, приставки, суффикса, окончания, пост­фикса.

2. Без какой морфемы не может быть слова?

3. Какие части речи не имеют окончаний? В каких словах имеется нулевое окончание?

4. Разграничьте понятия производной, непроизводной и производящей основы.

 

Задания для самостоятельной работы

215. Определите, какой схеме соответствуют данные слова. Выберите один из предложенных вариантов схем.

216. Найдите «лишнее» слово.

1. Герой. 2. Большой. 3. Чужой. 4. Второй.

 

§ 47. Способы словообразования. Морфологический способ

Словообразование - это образование новых слов в языке. Различаются морфологический и неморфологический способы словообразования.

При морфологическом способе словообразования новые слова создаются от уже имеющихся в языке с помощью приставок, суфффиксов, постфиксов.

Приставочный способ - образование новых слов с по­мощью приставок: бежать - при бежать, отбежать, вы бежатъ и т.д.

 

217. Образуйте приставочным способом новые слова от данных глаголов.

Образец: пить - за питъ, по пить, от питъ, вы пить.

Пить, писать, бросить, бежать, строить.

218. Вставьте пропущенные буквы. Выделите приставки, с помощью которых образованы слова.

Бе..словесный, пр..успевающий, пр..беречь, во..петь, бе..де­нежный, ра..сылать, и..печь, ра..толочь, бе..вкусный.

219. Спишите. Выпишите слова, образованные приставочным морфологическим способом. Выделите приставки.

Ты строишь планы, ты хлопочешь,

Ты рассчитаешь все по дням,

А жизнь захочет -

захохочет,

Ей смех и слезы пополам.

(А. Софронов)

Суффиксальный способ - образование новых слов с помощью суффиксов: дом - дом ик, дом ин а, дом ищ е, дом ов ой, дом ашн ий и т.д.

 

220. Обозначьте суффиксы, с помощью которых образованы приведенные слова. Рядом запишите слова с производящей основой.

Образец: лыж никлыж и.

Рыбный, парковый, жидковатый, густота, коврик, книжон­ка, митинговать, рябинник, густо, болтовня.

221. Сгруппируйте слова с одинаковыми суффиксами.

Голодание, братский, ковровый, заболевание, снижение, дет­ский, задиристый, дворовый, светский, учение, сосновый, удив­ление, заливистый.

222. Обозначьте суффиксы в словах.

Зарядка, заряженный, открыто, кукушонок, разбрызгивать, кривизна, безоглядный, росистый, живучесть, по-дружески, без­боязненно, ограниченность, разведывать.

Приставочно-суффиксальный способ - образова­ние новых слов с помощью приставок и суффиксов одновремен­но: дорога — без дорож н ый, по дорож н ик, при дорож н ый и т.д.

 

223. Образуйте приставочно-суффиксальным способом новые слова от приведенных ниже.

Образец: городок - за город н ый.

Гараж, голос, хороший, голова, облака, осина, море, милый.

224. Обозначьте приставки и суффиксы, посредством которых образованы слова. Укажите слова с производящей основой.

Образец: беззвучный — звук.

Беспримерный, прибрежный, заокеанский, пригорок, побережье, примирение, подземный.

Безаффиксный способ - образование новых слов от производящей основы без участия приставок, словообразовательных суффиксов и постфиксов: гнил ой - гнил ь, беж ать - бег.

 

225. От приведенных ниже глаголов и прилагательных способом нулевой суффиксации образуйте существительные. Какие изменения происходят с производящей основой?

Образец: крич ать - крик (ч//к); син ий - син ь.

Бежать, дрожать, грохотать, мутный, хохотать, визжать, лязгать, пищать, густой, гладкий, носить, скучать.

226. Обозначьте в словах суффиксы, находящиеся после окончаний.

Раздеваться, какой-то, раздевающийся, кто-либо, что-нибудь, купаться, гнаться.

К морфологическому способу словообразования относится сложение. Слова могут образовываться сложением слов: т елефон-автомат, стоп-кран; слова и основы другого слова: с тенгазета, сберкасса; основ:рыб о лов, сталевар; названий начальных букв слов, входящих в словосочетание: МГУ, НЛО, ОРТ; названий начальных звуков слов, входя­щих в словосочетание: ООН, МХАТ, КРУ.

 

111. Определите способ словообразования приведенных ниже слов. Распределите их по следующим группам согласно способу образования. Какие из них образованы: 1) сложением слов; 2) сложением слова и основы другого слова без использования суффиксов; 3) сложением с использованием суффиксов; 4) сложением основ с соединительной гласной и без нее; 5) сложением частей основ?

Черноморский, рыболов, кареглазый, железобетон, техпомощь, громоотвод, АПН, змеелов, железнодорожник, зверосовхоз, МВТУ, ВТО, землеройка, картофелеуборочный, газопровод, платье-костюм, соковарка, снегопад, широкоплечий, кафе-клуб, плодоовощной, скороспелый, самовар.

228. Определите, каким способом образованы следующие слова.

Сварщик, преуспевать, гниль, тоскливый, беспокойный, же­лезнодорожник, подставка, причерноморский, военрук, призем­литься, заграничный, электростанция.

229. Из предыдущего упражнения выпишите слова, соответствующие схеме: приставка корень нулевое окончание.

230. Для приведенных ниже слов укажите слова с производящей ос­новой. Выделите словообразовательные средства: приставки, суффиксы, постфиксы.

Образец: под зем н ый - земл я.

Подземный, глубь, расшуметься, высота, поджарка, пододе­яльник, безоблачный, приглядеться, выкупаться, кофемолка, вез­деход, надкостница.

 

§ 48. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо

Однокоренные слова, последовательно образованные друг от друга, составляют словообразовательную цепочку.

В словообразовательной цепочке исходное слово имеет непроизводную основу, т.е. не образованную от другой основы, но она является производящей для последующего слова (или слов). Каждое предыдущее слово словообразовательной цепочки по своей структуре обычно проще последующего:

море - мор як - моряц к ий;

гриб - гриб ок - грибк ов ый;

пух - пушинка - пушино чк а.

От одного исходного слова может быть образовано несколько словообразовательных цепочек, совокупность которых составляет словообразовательное гнездо:

 

Обратите внимание: некоторые слова могут образовываться от разных основ при помощи разных аффиксов. Так, глагол пленяться может быть образован от глагола пленя ть при помощи постфикса – ся, а также от глагола плени ть ся, при помощи суффикса -я-.

 

231. Из приведенных ниже групп родственных слов составьте словообразовательные цепочки. Обозначьте морфемы, с помощью которых образовано слово.

Зеленый, озеленение, озеленить, зеленить; защита, защитить, беззащитный, беззащитно; моряк, море, по-моряцки, моряцкий; звучать, звук, отзвучать, отзвук.

232. Используя данные слова, составьте словообразовательные цепочки, в состав которых войдут слова, соответствующие схемам:

Вода, трава, земля.

 

§ 49. Неморфологический способ

К неморфологическому способу словообразования относятся:

1) переход слов из одной части речи в другую; например, слова столовая, гостиная употребляются и как прилагательные, и как существительные; ср.: столовая (прил.) посуда - большая сто­ловая (сущ.); гостиная (прил.) комната - уютная гостиная (сущ.);

2) слияние сочетания слов в одно слово: труднодо­ступный, вечнозеленый;

3) использование одного слова в нескольких значениях, заключенных в словах-омонимах: хвост птицы, хвост самолета, хвост очереди и др.

 

233. Выпишите из предложений слова, образованные неморфологическим способом (переход слова из одной части речи в другую).

1. Пришлось опять долго сидеть в столовой и пить чай. (Ч.) 2. «А приданого они дадут, должно быть, не мало», - думал Старцев, рассеянно слушая. (Ч.) 3. Перед вечером на площадь прискакало человек двадцать конных. (III.) 4. Сарай для военнопленных, как паучье гнездо паутиной, опутан колючей проволокой. (Ш.) 5. Прекрасное настоящее и просыпавшиеся в нем впечатления прошлого сливались вместе; от них в душе было тесно, но хорошо. (Ч) 6. Перед ужином все, молодые и старые, сели играть в «судьбу». (Ч.)

 

§ 50. Порядок словообразовательного разбора

1. Установить для данного слова слово с производящей основой.

2. Выделить в разбираемом слове словообразовательные аффиксы.

3. Определить способ образования слова.

4. Привести словообразовательную цепочку.

 

Образец разбора:

Пригорок

1. Для данного слова производящей является основа слова гор а.

2. Слово пригорок образовано от слова гора одновременным присо­единением к производящей основе приставки при- и суффикса -ок-.

3. Способ словообразования - морфологический приставочно-суффиксальный.

4. Словообразовательная цепочка: пригорок - гор а.

 

234. Выполните словообразовательный разбор слов.

Предрассветный, волнистый, пробуждение, умчаться, помощ­ница, по-людски, молчаливость, дыхание, задрожать.

235. Сделайте словообразовательный разбор выделенных слов.

1. Итак, Иудушка не столько лицемер, сколько пакостник, лгун и пустослов. (С.-Щ.) 2. Все шли в многонародное место - в кабак. (Тын.) 3. Под потолком с перекладины голубь сыпал скороговор­кой дробное и деловитое бормотание. (Ш.) 4. По небу, запорошен­ному хлопьями туч, суетился в ночном походе кособокий месяц. (Ш.)

 

Задания для самопроверки

1. Укажите различие между морфологическим и неморфологическим способами словообразования.

2. Перечислите виды морфологического способа словообразования. Дайте определение каждого из них.

3. Перечислите виды неморфологического способа словообразования.

4. Сформулируйте понятия словообразовательной цепочки, словооб­разовательного гнезда.

 

Задания для самостоятельной работы

236. Укажите, какой из видов морфологического способа словообразования использован при образовании слова обозрение:

1) приставочный;

2) суффиксальный;

3) приставочно-суффиксальный;

4) безаффиксный;

5) сложение.

237. Найдите слово, образованное безаффиксным видом морфологического способа.

Красота, синева, гладь, степь, песня, дружба.

238. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы. Выпишите из него в одну группу слова, образованные приставочным морфологическим способом, в другую - суффиксальным морфологическим способом.

В этот суб..отний день рос..ийского к..рнавала, (не)даром на­зван..ого «широкой масл..н..цей», бывали переполнены днем и вечером все т..атры, ц..рки, балаганы, а так(же) рестораны, тр..ктиры, х..рчевни, п..вные. В этот день и по с..мейным д..мам с..зывались гости, и (по)всюду съедалось бл..нов и вып..валось во..ки, вин и пива такое к..личество, что жутко себе представить.

(Н.Телешов)

Глава 5 МОРФОЛОГИЯ

Понятие о частях речи

 

Морфология - это раздел науки о языке, изучающий час­ти речи.

Часть речи - это класс слов, объединенных общим грам­матическим значением (например, для существительных - предметности, для прилагательных - признака); морфологи­ческими признаками (например, для существительных - рода, числа, падежа, одушевленности - неодушевленности и т.д.); особенностями словообразования (например, при образовании на­речий наиболее продуктивен суффиксальный морфологический способ словообразования) и синтаксическими функциями (на­пример, для глаголов это функция сказуемого).

Различаются самостоятельные, служебные части речи и меж­дометия.

К самостоятельным частям речи относятся: имя суще­ствительное, имя прилагательное, имя числительное, местоиме­ние, глагол, наречие.

К служебным частям речи относятся: предлоги, союзы, ча­стицы.

Междометие - особая часть речи, выражающая чувства го­ворящего: ох, ах, ура и т.п.

 

239. Сгруппируйте слова из текста по частям речи: 1) существитель­ные; 2) прилагательные; 3) числительные; 4) местоимения; 5) глаго­лы, причастия, деепричастия; 6) наречия.

Никита достал кнут, висевший на передке, и стегнул. Добрая, непривычная к кнуту лошадь рванулась, пошла рысью, но тотчас же опять перешла на иноходь и шаг. Так проехали минут пять. Было так темно и так курило сверху и снизу, что дуги иногда не было видно. Сани, казалось иногда, стояли на месте, и поле бежало назад. Вдруг лошадь круто остановилась, очевидно, чуя что-то неладное перед собой.

(Л.Н.Толстой)

 

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 2097; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.138 с.)