Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о сложном предложении

Поиск

1. Части сложного предложения

 

Сложное предложение — это предложение, состоящее из двух и более частей, каждая из которых содержит грамматическую основу (см. § 113). Часть сложного предложения и простое предложение не одно и то же. Грамматическая часть сложного предложения - это конструкция, которая содержит одну грамматическую основу с зависящими от нее членами предложения. Сложное предложение отличается от простого и по значению, и по структуре, и по интонации.

Грамматические части сложного предложения очень похожи на простые предложения - двусоставные и односоставные (подробно об этом см. в § 127 «Глагольные односоставные предложе­ния»). Однако их следует называть только частями сложного пред­ложения, потому что они не отграничиваются друг от друга интонационно: И мыслит он, что жизни новой пришла желанная пора (Л.). Тон голоса сначала повышается, а затем понижается, затухает. Интонация непоследней части сложного предложения, и отличие от интонации самостоятельного простого предложения, не завершена. Свое завершение интонация получает во второй части сложного предложения. Если в частях сложного предложения ничего не менять, то они не могут быть употреблены как само­стоятельные простые предложения. То, что мешает этим конст­рукциям стать простыми предложениями, и показывает их осо­бую оформленность. Часть предложения и мыслит он не может быть самостоятельным предложением из-за смысловой и струк­турной неполноты, незавершенности, в части что жизни новой пришла желанная пора этому мешает слово что. Таким образом, главное отличие части сложного предложения - в ее незавер­шенности; части сложного предложения образуют единое смыс­ловое, грамматическое и интонационное целое - сложное предложение.

 

690. Обозначьте границы между грамматическими частями сложного предложения. Выпишите из приведенных сложных предложений все части, ничего в них не меняя. Найдите в выписанных частях сказуемые и подлежащие, если они есть, подчеркните формы глагола. Вставьте про­пущенные буквы, объясните их правописание.

1. Со..нце согревало меня, и я закрывал глаза, чувствуя себя бесконечно счас..ливым. (Б.) 2. То со..нце тусклое бл..стит, то туча черная висит. (Н.) 3. По далеким и мерным ударам я узнал, что подходит пр..лив. (Бл.) 4. Мне верить хочется, что сер..це не иг­рушка. (Заб.) 5. Вот вас бы с тетушкою свесть, чтоб всех зн..комых перечесть. (Гр.) 6. А сейчас, как глаза закрою, вижу только р..ди­тельский дом. (Ес.) 7. Над Невою резво в..ются флаги пестрые су­дов; звучно с лодок раздаются песни дружные гр..бцов. (П.)

1. Синтаксическое значение сложного предложения и средства его выражения

Синтаксическим значением сложного предложения являются определенные смысловые отношения между соединяю­щимися в его составе частями: Там лес и дол видений полны; там о заре прихлынут волны на брег песчаный и пустой, и тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных, и с ними дядька их морской (П.). Это значение и дает возможность говорить о слож­ном предложении, выражающем сложную мысль.

Синтаксическая, или грамматическая, форма сложного предложения - это его смысловое и структурное един­ство, которое создается рядом языковых средств: интонацией, упо­треблением союзов, некоторыми особенностями лексического со­става и синтаксического строения частей, соотношением форм сказуемых, порядком следования частей.

Интонация, соединяя части сложного предложения, вместе с тем участвует в выражении его синтаксического значения: Ло­жится в поле мрак ночной; от волн поднялся ветер хладный (П.) - перечисление следующих друг за другом по времени фактов пере­дается интонацией; Наконец, он замахнулся и со всей силой ударил по столу - доска треснула (А.Л.) - интонация участвует в выра­жении причинно-следственных отношений.

 

691. Прочитайте выразительно. Определите, чем отличаются предложения под четными номерами от предложений под нечетными номерами.

1. Настанет ночь - и звучными волнами стихия бьет о берег свой. (Ф. Т.) 2. Со мной приключилась большая беда: сердце любить пе­рестало. (Тат.) 3. Вот попрекать мне станут, что без толку всегда журю. (Гр.) 4. Сойдешь с дороги - вязнут ноги. (Тарк.) 5. В первый миг пробужденья, едва развеется темь, праздную дня рожденье. (Тат.) 6. Выйду в лес - в лесу звенит капель. (Рыл.)

Союзы как синтаксическое средство представляют собой слу­жебные слова, которые осуществляют связь между частями слож­ного предложения, участвуют в выражении его синтаксического значения. Союзная связь - это связь частей сложного предложе­ния при помощи сочинительных и подчинительных союзов: Шумела река, и над головой в ветвях старых вязов пересви­стывались синицы (Пауст.); Некогда было любоваться видом, хотя вид этого заслуживал (Ол.). Союзы не являются членами предло­жения.

 

692. Прочитайте предложения. Выпишите сначала предложения, части которых соединены сочинительными союзами, а затем предложении с подчинительными союзами.

1. Домики были малы, потому что предназначены для приез­жих холостых кавалеров. (Тын.) 2. Земное сердце стынет вновь, но стужу я встречаю грудью. (Бл.) 3. Пока нас не выкинули, все стулья должны быть осмотрены. (И. и П.) 4. Сел Балда на кобылу верхом да версту проскакал, так что пыль столбом. (П.) 5. Спокойно дремлем день над тихими полями, и веют прелестью раздумья вечера. (Б.) 6. Диву царь Салтан дивится, а Гвидон-то злится, злится. (П.)

Союзные слова - это относительные местоимения: кто, что, который, чей, какой, сколько - и местоименные наречия: где, куда, откуда, когда, зачем, почему и др. - служат средством связи придаточной части сложноподчиненного предложения с главной и выполняют одновременно функцию члена предложе­ния: Посередине гребли, где вода шла сильнее всего и даже звенела, лошади остановились (Пауст.); Скоро старуха приготовила мне ба­ранину с луком, которая показалась мне верхом поваренного искус­ства (П.). Где - обстоятельство места, относящееся к сказуемому; которая — подлежащее двусоставного предложения.

 

693. Спишите предложения. Определите, местоимением или местоименным наречием выражено союзное слово. Подчеркните союзные слова в соответствии с той ролью, какую они играют в предложении.

1. Знание - рудник, который никогда не исчерпаешь. (Посл.).2. Неизвестно, о чем думал в эту ми­нуту Тибул. (Ол.) 3. Труба, что взял горнист, изогнута покато. (Тат.). 4. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вооб­ще не будет надобна никакая власть. (Булг.) 5. В течение нескольких минут разведчики слушали, откуда доносится звук. (Кат.) 6. Киплинг - единственный из английских писателей, чьи сочи­нения заслужили высокую честь выйти полным собранием еще при жизни автора. (Пауст.)

694. Прочитайте предложения. Выпишите сначала предложения с подчинительными союзами, а затем — с союзными словами.

1. Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени. (Л.) 2. Все это было сделано так неожиданно и быстро, что девочка, пораженная удивлением, не могла сказать ни слова. (Кор.) 3. Воздух только изредка дрожал, как дрожит вода, возмущенная падением ветки. (Т.) 4. Где нет знаний - там нет и смелости. (Посл.) 5. Откуда ветер, оттуда и дождь. (Посл.)

Указательные слова - это указательные местоимения и местоименные наречия, находящиеся в главной части сложно­подчиненного предложения, к которым присоединяется придаточная часть, уточняя и поясняя их значение: Ветер свежел с та­кой быстротой, что уже через несколько минут волны начали захлестывать в шлюпку (Пауст.); Ипполит Матвеевич почувствовал себя так, как будто бы ему выпалили в ухо (И. и П.).

 

695. Спишите предложения. Подчеркните грамматические основы в частях сложных предложений. Выделите указательные слова в главной части, к которым или через посредство которых при помощи союзного слова присоединяется придаточная часть.

1. Талант - это способность лично выразить то самое, за что боролись многие бессознательно. (Пришв.) 2. Нет таких звуков, красок, образов, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (Пауст.) 3. Где любовь да совет, там и горя нет. (Посл.) 4. Надо дать жизнь такой книге, которая бы звучала и жила долго. (Ш.) 5. Пусть тот, чья честь не без укора, страшится мнения людей. (А.К.Т.) 6. Где-то за садом несмело, там, где калина цветет, нежная девушка в белом нежную песню поет. (Ес.)

Неполнота главной части создается наличием в ней слова, нуждающегося в разъяснении. Подобное слово без дополнения или без придаточной части не раскрывает полностью свое­го значения: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (П.). Нередко структурный показатель неполноты находится во второй части сложного предложения: Иван Иванович бреет голову один раз, а Иван Никифорович - два раза (Г.).

 

696. Спишите предложения. Определите, какая из их частей характе­ризуется неполнотой. Каким членом предложения она должна быть распространена?

1. Снова стало слышно, как ручей гремит на дне пропасти. (Пауст.) 2. Знаю я, что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь. (Ес.) 3. Гайдар поселился в большом доме, выходившем на сельскую улицу, а я - в бывшей баньке, в глубине сада. (Пауст.) 4. Я встал, подошел к окну: за окнами все было снежно и безмолвно. (Пауст.) 5. Калиныч стоял ближе к природе, Хорь же - к людям, к обществу. (Т.) 6. Ему послышалось, будто птица поет. (Ч.)

 

Смысловое и структурное единство сложного предложения создается и соотношением форм глаголов-сказуемых. Соотношение форм сказуемых выражает обобщенное значение одновременности или следования событий в структуре сложного предложения: Не случайно Пушкин повез Татьяну в Москву, когда решил выдать ее замуж (Т.-В.). Глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида передают следование события главной части за событием придаточной.

Соотношение форм наклонений создает значение сложного предложения: Щепотки волосков лиса не пожалей - остался б хвост у ней (Кр.). Форма повелительного наклонения в одной части сложного предложения и форма сослагательного - в другой помогают выразить условно-следственные отношения.

 

697. Спишите предложения. Определите формы глаголов в каждой части. Какое значение появляется в результате такого соотношения?

1. А ведь мы могли и не знать человека, не обладай он еще одним высоким талантом - талантом рассказчика. (Песк.) 2. Кода Троекуров пришел к обеду, гости направились к нему. (П.) 3. Держись за правду - будут за тебя держаться все честные люди. (Посл.) 4. Тишина, стоявшая в низкорослом полесье, встретила нас, как только мы выехали за ворота усадьбы. (Пауст.) 5. Любишь кататься - люби и саночки возить. (Посл.) 6. Река долго не замерзала; от ее зеленой воды поднимался пар. (Пауст.)

Порядок следования частей - еще одно средство создания структурно-смыслового единства сложного предложения. Нарушение порядка следования частей в ряде случаев приводит к нарушению связей и искажению смысла конструкций: Я говорил себе, что нужно выйти из вагона и набрать воды на станции (Наг.). Придаточная часть в этом предложении обязательно следует за главной частью. Неправильно: «Что нужно выйти из вагона и набрать воды на станции, я говорил себе».

 

698. Прочитайте предложения. Определите, возможно ли поменять местами части в сложном предложении.

1. Снег становился все белее и ярче, так что слепило глаза. (Пауст.) 2. Потом все стихло, и только морская даль все так же монотонно, негромко шумела. (Пауст.) 3. Вот полянка, где между дву­мя ручьями я недавно белые грибы собирал. (Пришв.) 4. Прямая асфальтированная дорога, по краям которой стояли ровные лиственницы, привела меня в Читу. (Песк.) 5. Снег растаял быстро, как по волшебству, вешние воды прошли буйно, так что в начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки. (Л. Т.)

699. Спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Назовите средства, при помощи которых создается структурно-смысловое единство сложного предложения.

1. И старики сквозь сон чувствуют как одинок и беспомощ..н их хуторок в этом бушу..щем море степных снегов. (Б.) 2. Об этих зимних вечерах которые он проводил вдвоем с няней не раз упомина..т Пушкин в письмах из Михайловского. (Т.-В.) 3. Последние слова были произнесе(н,нн)ы с такой силой что каре волос на голо­ве Ипполита Матвеевича колыхнулось в разные стороны. (И. и П.) 4. Все то чего коснет..ся человек озаре(н,нн)о его душой живою. (Ахм.) 5. Покой был известного рода ибо гости(н,нн)ица была тоже известного рода то есть именно такая как быва..т гости(н,нн)ицы в губернских городах. (Г.) 6. Плотно зап..рты ворота вечер че­рен ветер тих. (Ахм.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.20.250 (0.01 с.)