Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бессоюзные сложные предложения с причинно-следственными отношениями

Поиск

 

В предложениях этой разновидности главным средством связи частей является объяснительная интонация. Двоеточие также используется как показатель объяснительных отношений.

Постановка двоеточия обязательна:

1) при отношениях причинного пояснения, ког­да во второй части предложения указывается причина того, о чем говорится в первой; между ними можно вставить причин­ные союзы потому что, так как, поскольку и др.: Стволы берез уже белели во мраке: приближался скудный и холодный рассвет (Пауст.);

2) при отношениях уточнительного пояснения, когда вторая часть в составе сложного предложения конкрети­зирует содержание первой или поясняет в ней какой-нибудь член; можно подставить слова а именно, как-то: Внезапно в ее жизни произошло огромное событие: пришел человек и уверенно положил ей руку на неопытную детскую головку (Ос). Иногда о последующем разъяснении предупреждают находящиеся в пер­вой части сложного предложения специальные слова - таким образом устанавливаются объяснительные отношения: В его изображении дело было так: никто не заметил, как Тарт ушел в сторону (Грин);

3) в предложениях, где отмечается несамостоятельность или неполнота первой части; когда вторая часть предложения до­полняет первую или какой-нибудь ее член, как правило сказу­емое; между ними можно вставить союзы как, что: Мне снилось, я шел по широкой, голой степи... (Т.);

4) когда в первой части предложения употреблены глаголы со значением восприятия - видеть, слышать, смотреть, чувство­вать и др.: Хлопья лягут и увидят: синь и солнце, тишь и гладь (Паст.);

5) если в первой части бессоюзного сложного предложения име­ются глаголы типа оглядеться, прислушаться, выглянуть и можно мысленно вставить сочетания типа и увидел, что; и услышал, что; и почувствовал, что: Я оглянулся: вдоль перегородки, отде­лявшей мою комнату от конторы, стоял огромный кожаный ди­ван (Т.).

Многие бессоюзные сложные предложения с объяснительны­ми отношениями причинного пояснения можно перестроить в предложения с отношениями следствия. Для этого достаточно поменять местами части. Ср.: Я не мог заснуть: передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами (Л.). - Передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами - я не мог заснуть.

Отношения следствия выражаются во второй части бес­союзного сложного предложения. Когда в ней заключен вывод, следствие из того, о чем говорится в первой части, ставится тире; между частями можно (мысленно) вставить союз так что: Ноги бежали сами - приходилось сдерживать их торопли­вость (Ос).

 

784. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните постановку двоеточия в данных бессоюзных сложных предложениях.

1. Жутко выйти на дорогу: непонятная тр..вога под луной царит. (Бл.) 2. Садясь в лодку, он машинально поднял глаза: все были зан..ты своим делом. (Грин) 3. Он пр..думал новую штуку: ложится на санки ничком и едет вниз головой, да еще что-то поет. (Грин) 4. И вид..т щука: жирная плотичка запуталась либо заигралась, болта..тся на месте, не уход..т. (Ос.) 5. Глинкам принадлежали две деревни: в двух верстах от уса..ьбы лежало Загусино, деревня большая, опрятная, а верстах в пяти, в другую сторону, Духовщина. (Тын.) 6. Шустер опеш..л: такого приема он не ожидал. (Грин) 7. Взгляните: майский день чудесен, и в сердце снов.. благодать. (Бл.)

785. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Объясните их постановку.

1. Постепенно глаза мои приобрели удивительную зоркость я различал всевозможных жучков сверлящих в коре свои тонкие муравьев и даже совсем крошечную букашку. (Наг.) 2. Руб­щики леса делали свое дело топоры звучали по лесу быстрее и чаще. (Л.Т.) 3. Она глядит забытый в зале кий на бильярде отды­хал... (П.) 4. Так не ошиблись вы три клада в сей жизни были мне отрада. (П.)

786. Запишите бессоюзные сложные предложения, определите, в какой из частей выражается причина, а в какой - следствие. Объясните постановку знаков препинания.

1. Опасения Ивана Николаевича полностью оправдались: про­хожие обращали на него внимание и оборачивались. (Булг.) 2. Вчера ласточек еще не было - значит, сегодня первый день настоящей весны. (Ос.) 3. Богатому не спится: богатый вора боится. (Посл.) 4. Юность кончена - начинается путь новый и трудный. (Ос.) 5. Огни свечей стали желтыми - рассвело. (Тын.)

Тире в бессоюзном сложном предложении ставится также в следующих случаях:

1) когда содержание первой части предложения сравнивается с содержанием второй части; между частями можно поставить сравнительные союзы как, словно, будто, точно: Ты запела пес­ню светлую - колокольчики звенят (Ош.);

2) когда части сложного предложения отражают быструю сме­ну событий или неожиданный результат действия: Жан хотел броситься за ней - ноги его подкосились (Кар.);

3) когда все сложное предложение выражает суждение о чем-то, что названо в первой части, при этом вторая часть, имею­щая присоединительное значение и начинающаяся словами так, такой, таков, дает оценку или характеристику содержанию первой части: Нередко я плакал, читая, - так хорошо рассказы­валось о людях, так милы и близки становились они (М.Г.).

Показателем присоединения может быть также наличие во вто­рой части бессоюзного сложного предложения местоимений это, вот, что и др., как бы вмещающих содержание первой части; Стукнула дверь, в передней послышались шаркающие шаги - это тетя Глаша вернулась после дежурства (Бонд.).

В бессоюзном сложном предложении могут быть употреблены запятая и тире как единый знак препинания. Этот знак применяется, если вторая часть предложения имеет присоеди­нительное значение: Он шел по мосту через Неву, опустив голо­ву, и ни о чем не думал, - ему хотелось спать (Пауст.).

 

787. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните постановку тире в данных бессоюзных сложных предложениях.

1. Добродетель торжеств..вала - порок был наказан. (Ос.) 2. Осмот­р..шься здесь - полюб..тся. (Тын.) 3. Идет она - лебедушкой плывет. (Сказка) 4. По лес..нице уже звучали шаги - директор бежал встречать Державина. (Тын.) 5. Страш..н был не бой - страшно было грозящее рабство. (Ос.) 6. Иван Иванович подошел к воротам, загремел щеколдой - из­нутри поднялся собач..ий лай. (Г.) 7. Вот пройдет месяц - в де­ревню поед..м. (Ос.)

788. Спишите предложения, вставляя, где нужно, пропущенные бук­вы и раскрывая скобки. Расставьте недостающие знаки препинания. Объяс­ните пунктуацию в этих бессоюзных сложных предложениях.

1. За плетнем зеленовато блестела ш..лковая вода золотые отбл..ски солнца карасями играли в ней. (М.Г.) 2. День кл..нился (к) вечеру медлить нельзя. (Шукш.) 3. Прошла неделя другая вдруг в..езжает ко мне на двор коляска. (П.) 4. Друз..я навещали меня довольно часто их разговоры сокращали скучные вечера. (П.) 5. За крышами домов печально светилась Ока кусок луны таял над нею дальше ч..рными сугробами лежали бесконечные леса. (М.Г.) 6. Холодный мечтатель (не)исправим он останет..ся (на) (веки) (веков) ребенком. (Герц.) 7. Совет кон..чился атаманы есаулы рас­ходились из приказной избы. (Шукш.)

789. Спишите. Расставьте знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Объясните пунктуацию, определив синтаксические отно­шения между частями бессоюзных сложных предложений.

1. Наступило лето сухое и знойное за Окою горели леса днем над землею стояло опаловое облако едкого дыма ночами лысая луна была неприятно красной звезды потеряв во мгле лучи свои торчали как шляпки медных гвоздей вода реки отражая мутное небо казалась потоком холодного и густого подземного дыма. (М. Г.) 2. Обязательно приезжайте у нас на даче вы сможете отдохнуть от суеты городской жизни. (Купр.) 3. Прошло три недели дело за­молкло. (Гил.) 4. Из-за кручи береговой вылезла краем луна на реке и на обоих берегах внизу все утонуло во мрак и задумчи­вость. (Шукш.) 5. Было еще рано около полудня но уже очень жарко песок дороги и синь воздуха становились все горячее. (М.Г.) 6. Раевский поехал в город я отправился с ним мы въехали в город представлявший удивительную картину. (П.)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.140.88 (0.009 с.)