Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Порядок разбора имени прилагательногоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
I. Часть речи. II. Начальная форма прилагательного (именительный падеж единственного числа мужского рода). III. Постоянные признаки: 1) разряд по значению (качественное, относительное или притяжательное); 2) для качественных прилагательных: а) степень сравнения (положительная, сравнительная или превосходная); б) полная или | раткая форма. IV. Непостоянные признаки: 1) падеж (в полной форме); 2) число; 3) род (в единственном числе). V. Синтаксическая функция (каким членом предложения является, в чем и с чем согласуется). Образец разбора: Утро было особенно прекрасно. (Б.) Прекрасно (утро) — имя прилагательное; начальная форма — прекрасный; качественное; употреблено в краткой форме, в един- > I пенном числе, в среднем роде. В предложении является именной! и гыо составного сказуемого было прекрасно, согласуется с сущ. I тро в ед. ч., ср. роде.
Вопросы и задания для самопроверки 1. Дайте определение прилагательного. Назовите его общее грамматическое значение, укажите морфологические, словообразовательные и синтаксические признаки прилагательного. Проиллюстрируйте свой рассказ. 2. Перечислите разряды прилагательных по значению. Охарактеризуйте каждый из разрядов. Приведите примеры. 3. От каких прилагательных можно образовать краткую форму? Приведите примеры. 4. Какие степени сравнения имеют качественные имена прилагательные? Проиллюстрируйте свой рассказ. 5. Покажите на примерах, что тип склонения прилагательного зави сит от разряда, к которому относится прилагательное. 6. Перечислите основные способы словообразования прилагательных Приведите примеры прилагательных, образованных: а) от существитель ного; б) от глагола; в) от прилагательного; г) от других частей речи. 7. Расскажите о правописании н/нн в именах прилагательных. Приведите примеры. 8. Когда в прилагательных пишется суффикс -к-, а когда -ск-1 Про иллюстрируйте свой рассказ примерами. 9. Составьте таблицу, иллюстрирующую правила слитного и раздельного написания не с прилагательными. Пользуясь таблицей, расскажите правила. 10. Расскажите о правописании сложных прилагательных. Приведите примеры. Задания для самостоятельной работы 455. В каком сочетании слов употреблено качественное прилагательное железный! 1. Железный лом. 2. Железная руда. 3. Железный характер. 456. В каком предложении выделенные слова являются формой сравнительной степени имени прилагательного? 1. Принял он меня, во-первых, самым, то есть, безобразнейшим образом: ни сам не садится, ни мне не предлагает. (С.-Щ.) 2. Правда, залетает иногда мимоходом в вашу голову мысль, что и желания ваши сделались как будто ограниченнее, и умственный горизонт как-то стал уже... (С.-Щ.) 3. А между тем велел прилежней примечать, нельзя ль где счастья им отведать: хоть захвати греха, на счет бы пастуха позавтракать иль пообедать! (Кр.) 457. Спишите предложения, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы. Выполните полный разбор имен прилагательных. I. Слава — парень стра..ый и неожида..ый. Никогда не поймешь, что у него внутри. Молч..ливый, сосредоточе..ый в себе, он вечно погружен в какую-то непосильную, изнуряющую думу. (Ю.Нагибин) II. Город за эти апрел..ские дни стал чист, сух, камни его побелели, и по ним легко и приятно идти. Каждое воскресение, после обедни, по Соборной улице, ведущей к выезду из города, направляет..ся маленькая жен..щина в трауре, в черных лайковых перчатках, с зонтиком из черного дерева. (И.Бунин) III. Она знала, что нужно сп..шить, что каждая пустующая м..нута лужинской жизни — лазейка для призраков. До отъезда в живописные страны надобно было найти для Лужина занимательную игру, м уж потом обратиться к бальзаму путешествий, решительному средству, которым лечатся от хандры романтические миллионеры. (В. Набоков) 458. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Выделите прилагательные, укажите, в какой форме они употреблены: полной или краткой; положительная, сравнительная или превосходная степень сравнении; род, число, падеж (если есть). 1. Он [отец] играл в шахматы с юношеских лет но редко и безалаберно, со случайными игроками, — на волжском пароходе в погожий вечер... (Наб.) 2. Ночь становится темнее скрылася луна. (П) 3. В той лесной стороне деревни редки и малы грубые бревенчатые дворы их стоят в беспорядке: как суглинистые бугры дозво-а мог и поближе к речкам, к озерам. (Б.) 4. Я вышел из ванны свеж п Бодр как будто собирался на бал. (Л.) 5. Дикий кот носился по н миым комнатам приседая и вытянув хвост. (Пауст.) 6. По-видимому предложение Воротова показалось ей [француженке] очень наивным и вздорным. (Ч.) 7. Я болен и хочу быть здоровым. (Т.Т.) 8. Какие красивые белые птички с длинными носиками! (Петр.) 9. Воздух прозрачный и синий, выйду в цветочные чащи. (Ес.) 459. Прочитайте. Распределяя на две группы, выпишите: 1) сочетания, нключающие формы прилагательных (краткую форму, формы сравнительной степени); 2) словосочетания, включающие формы наречий. Объясните, как различаются эти формы. Образец: 1) (поверхность) ясна — краткая форма прилагательного, так как: а) относится к имени существительному поверхность; б) обо-шачаст признак предмета и отвечает на вопрос какова?; в) изменяется по родам и числам: небо ясно, день ясен, дали ясны; г) в предложении является именной частью сказуемого; 2) (раздается) яснее — форма сравнительной степени наречия, так как: а) относится к глаголу раздается; б) обозначает степень проявления действия и отвечает на вопрос как?; в) не изменяется по родам и числам: раздалось яснее, раздались яснее; г) в предложении является обстоятельством. 1. Перед вами река... Но ясна и спокойна ее поверхность, ровно ее чистое зеркало, отражающее в себе бледно-голубое небо с его миллионами звезд... 2. Но мрак все более и более завладевает горизонтом; высокие шпили церквей тонут в воздухе и кажутся какими-то фантастическими тенями; огни по берегу выступают ярче и ярче; голос ваш звонче и яснее раздается в воздухе. (М. Салтыков-Щедрин) 460. Прочитайте. Выпишите прилагательные вместе со словами, к которым они относятся. Укажите, в какой форме употреблены имена прилагательные. Определите способ их образования, объясните правописание.
Мы живем в старинной келье У разлива вод. Здесь весной кипит веселье И река поет.
Но в предвестие веселий, В день весенних бурь К нам прольется в двери келий Светлая лазурь.
И полны заветной дрожью Долгожданных лет, Мы помчимся к бездорожью В несказанный свет. (А. Блок) 461. Спишите, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и раскрывая скобки. Охарактеризуйте способ образования имен прилагательных, их грамматические значения. Выполните полный разбор 5-6 прилагательных на выбор. 1. Усадьба была (не)большая, дом старый и (не)затейливый, хозяйство (не)сложное, (не)требующее больш..й дворни, — жизнь для Мити началась тихая. Сестра Аня, второклассница-гимназистка, и брат Костя, подросток-кадет, были еще в Орле, учились, должны были приехать не раньше начала июня. 2. К вечеру все убрано, все чисто, в полном порядке. Ветер стихает. Расчистился, раскрылся (золотисто)светлый запад. Воздух прохладней, резко пахнет землей с весе..их полей. Проглянуло солнце — и в упор озаряет голый сад: блестят лил..ватые сучья, четко видны к..рявые стволы лип. 3. Равнина открытого моря почти ч..рным кругом лежала под легким и светлым куполом ноч..ного неба. И, затеря..ый в этой круглой ч..рнеющей равнине, маленький пароход тупо и неуклонно держал свой путь. И без конца тянулась за ним сонно кипящая, (бледно)млеч..ная дорога — туда, вдаль, где ноч..ное небо сливалось с морем, где горизонт, в силу противоположности с этой млеч..ностью, казался темным, печальным. (И.Бунин) II. 1. После Бородин(к,ск)ой победы французов не было ни одного не только генерального, но сколько(нибудь) значительного сражения, и француз(к,ск)ая армия перестала существовать. 2. Наполеонов(к,ск)ое правительство и войска разрушены. Сам Наполеон не имеет больше смысла; все действия его очевидно жалки и гадки; но опять совершается необъяснимая случайность... 3. После семи лет супружества Пьер чувствовал радос..ное, твердое сознание того, что он не дурной человек, и чу..ствовал он это потому, что он видел себя отраже..ым в своей жене. (Л.Толстой) III. Мы вошли в избу. Ни одна суздаль(к,ск)ая картина не залепляла чистых бревенчатых стен; в углу, перед тяж..лым образом в серебря..ом окладе, теплилась лампадка; липовый стол недавно был выскоблен и вымыт; между бревнами и по косякам окон не скиталось резвых прусаков, не скрывалось задумч..вых тараканов. Молодой парень скоро появился с больш..й белой кружкой, наполне..ой хорошим квасом, с огромным ломтем пшенич..ного хлеба и с дюжиной соленых огурцов в деревя..ой миске. (И.Тургенев)
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Понятие о числительном Имя числительное — это часть речи, которая обозначает количество или порядок предметов при счете: двадцать часов, двадцатый день. Общее значение числительного как части речи заключается в назывании отвлеченного количества или порядка при счете. В зависимости от этого числительные подразделяются на количественные и порядковые. Количественные числительные обозначают количество предметов, лиц, явлений и т.д.: двенадцать месяцев, двести сорок пять студентов, три дождя - и отвечают на вопрос сколько? Порядковые числительные обозначают порядок считаемых предметов, лиц, явлений и т.д.: четвертый дом, третий в шеренге солдат — и отвечают на вопрос который? Количественные и порядковые числительные различаются морфемными и грамматическими признаками - они по-разному изменяются и по-разному ведут себя в предложении, ср.: Трем-четырем аккордам научусь (Рожд.); В монастыре Саввы собор четырнадцатого века, теперь всеми забытый (Б.). Все количественные числительные изменяются по падежам, но не изменяются по числам и родам: пять зачетов, пяти зачетов, пяти зачетам и т.д.; восемь мест, восьми мест, восьми местами т.д. Исключение составляют числительное один, которое изменяется по родам: один день, одна история, одно дерево — и числительное два, имеющее формы мужского/среднего и женского рода: два раза, два окна, две попытки. От слова один образуется форма множественного числа одни, но эта форма не обозначает множества предметов и употребляется в значении прилагательного или местоимения, ср.: остались одни - «без других, в отдельности» (в значении прилагательного); один из присутствующих — «какой-то, некий» (в значении местоимения) и др. Количественные числительные образуют с существительным, называющим считаемый предмет, неделимое сочетание, которое в предложении является одним членом предложения: У решетки, ограждающей канал, толпилось человек двадцать — там происходил обычный утренний скандал (Купр.). В именительном и винительном падежах количественное числительное управляет родительным падежом существительного, т.е. требует, чтобы существительное, с которым оно сочетается, было употреблено в родительном падеже единственного или множественного числа: две тетради, пять книг. В других падежных формах числительное согласуется с существительным в падеже, т.е. приобретает форму того падежа, в котором употреблено существительное: двум тетрадям, пяти книгам; двух тетрадей, пяти книг. Порядковые числительные изменяются, как прилагательные, а в предложении являются согласованными определениями: Мор первое путешествие сорвалось в самую последнюю минуту (Наг.)
462. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Найдите числительные, укажите их общее грамматическое значение (количество предметов; порядок предметов при счете). 1. Он [дом] выходит на три переулка сказал я с гордостью. У нас три адреса. (Наг.) 2. Подмигивают фонари спросонок. Над зимней ночью взмахи снежных крыл. Нам очень скоро сорок. Очень сорок... (Рожд.) 3. Да послушай, ты не понимаешь: ведь я с тебя возьму теперь всего только три тысячи а остальную тысячу ты можешь заплатить мне после. (Г.) 4. Больше же всего из этих трех сборищ растаяло депо пленных. Из трехсот тридцати человек вышедших из Москвы теперь оставалось меньше ста. (Л.Т.) 5. Знаю только то, что он с пятнадцатого года стал известен как юродивый который зиму и лето ходит босиком... (Л.Т.) 463. Составьте и запишите по пять словосочетаний с числительными, отвечающими на вопрос: 1) сколько? 2) который? К каким разрядам числительных они относятся? Образец: двадцать восемь попугаев — двадцать восьмой попугаи
Количественные числительные Среди количественных числительных различаются целые, дробные и собирательные. Целые числительные обозначают целые числа: восемь, девятнадцать, сто тридцать пять. Дробные числительные обозначают дробные числа: две шестых, семь целых шестнадцать сотых. Собирательные числительные обозначают несколько лиц или предметов как одно целое: четверо мушкетеров. Если собирательное числительное употреблено без существительного, то оно обозначает совокупность лиц: Все трое бросились на помощь. По структуре количественные числительные бывают простые: девять, три, один, сложные: двенадцать, девяносто, восемьсот — и составные: двадцать три, сто тридцать семь, девятьсот шестьдесят один. Простыми, сложными и составными могут быть и Порядковые числительные: третий, семисотый, сто сорок четвертый.
464. Спишите словосочетания с числительными, распределяя их на две группы: 1) с целыми числительными; 2) с дробными числительными. Запомните их правописание. Одиннадцать дней, три четвертых яблока, шестнадцать процентов, одна вторая часть, около двадцати семи километров, в две целых шесть десятых раза, три с половиной недели, полтора килограмма, более ста участников. 465. Запишите следующие цифры словами, укажите целые и дробные числительные. 4; 9; 86; 3/7; 435,8; 189; 674846; 25671; 18,25; 1,758; 100253124. 466. Спишите, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы. Найдите числительные, определите разряд по значению (количественное или порядковое), тип по структуре (простое, сложное, составное). Укажите, целыми или дробными являются количественные числительные. I. Партия эта двадцать второго октября находилась уже не с теми войсками и обозами, с которыми она вышла из Москвы. (Л.Т.)2. Жизнь, мой друг, так устроена, — говорилось в этой бесед.. - что за каждую секунду человек должен платить, по самому минимальному расчету, одну четыреста тридцать вторую часть пфеннига, и это будет жизнь нищенская... (Наб.) 3. Получил он от какого-то князя заказ: написать за две тысячи рублей головку типич..ной русской красавиц... (Ч.) 4. От Вяз..мы французские войска, прежде шедшие тремя колоннами, шли теперь одной кучей. (Л.Т.) 5. Двенадцать, тринадцать, четырнадцать. Пятнадцать лет было Цинциннату, когда он начал работать в мастерской игрушек, куда был определен по причин… малого роста. (Наб.)
Среди количественных числительных выделяется особам группа слов, имеющих особенности в значении, строении и употреблении, которые называются собирательными числительными. Собирательные числительные обозначают количество предметов как что-то целое, единое, как совокупность: двое детей, семеро смелых, оба друга. Собирательных числительных в русском языке немного. Это ограниченная группа слов, которая не пополняется: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро; оба, обе. Собирательные числительные восьмеро, девятеро и десятеро употребляются редко. Образуются собирательные числительные от количественных при помощи суффиксов -ер- и -ой-: семь - семеро; три — тр[ойэ]. Собирательные числительные изменяются по падежам. Они склоняются так же, как прилагательные во множественном числе: двое очков, двоих очков, двоим очкам, двое очков, двоими очками, о двоих очках, ср.: синие цветы, синих цветов, синим цветам, синие цветы, синими цветами, о синих цветах. В предложении собирательные числительные являются одним членом предложения вместе с существительным: Трое котят выглядывали из корзинки. Собирательные числительные имеют особенности сочетания именами существительными. Они употребляются: 1) с существительными, обозначающими лиц мужского пола: пятеро мужчин; 2) с существительными, обозначающими детей и детеныш животных: двое подростков, пятеро щенят; 3) с существительными, имеющими форму только множественного числа: трое ворот, четверо ножниц. Необходимо запомнить, что с именами существительными, обозначающими лиц женского пола и называющими непарные предметы, собирательные числительные не сочетаются. Неправильно «двое девочек», следует говорить: две девочки. Исключение составляет собирательное числительное обе, имеющее форму женского рода: обе девочки.
467. Распределите словосочетания с числительными на три группы: 1) количественные; 2) порядковые; 3) собирательные. Седьмой континент, два уровня, шестеро дежурных, двое часов, семеро козлят, пять семестров, семь зачетов, пятеро друзей, шестой этаж, второй год, шесть уроков, пятый угол. 468. Спишите, раскрывая скобки. Определите, каким членом предложения является каждое числительное. 1. Нет, больше двух рублей я (не)могу дать, — сказал Чичиков. (Г.) 2. Жил он мирно и (не)заметно в своих трех комнатах, выписывал из библиотеки книжки по три, по четыре в неделю... (Наб.) 3. Двое (не)известных молодых людей мирно беседовали в углу комнаты. 4. Те признаки беспорядка, которые заметил Пьер на первом привале из Москвы, теперь дошли до последней степени. (Л.Т.) 5. Через три минуты слышу звонок... (Ч.) 6. С Каратаевым, на третий день выхода из Москвы, сделалась та лихорадка, от которой он лежал в московском гошпитале, и по мере того как Каратаев ослабевал, Пьер отдалялся от него. (Л.Т.) 7. Четвертой чашки не оказалось. (Ч.)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1963; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.33.239 (0.017 с.) |