Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сложносочиненные предложения с противительными союзамиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В сложносочиненных предложениях с противительными союзами могут выражаться сопоставительные и противительные отношения. Определить эти отношения можно в зависимости от конкретного содержания частей, соединенных сочинительной связью. В предложениях с союзами а, же выражаются сопоставительные отношения: Полоска за бугром совсем уже потухла, а звезды становились все ярче и лучистее (Ч.); Березы распустились, дубы же стоят обнаженные (Ч.). При этом наблюдается различие между двумя однородными явлениями. Союз а в таких предложениях нельзя заменить союзом но. При выражении противительных отношений в структуре сложносочиненного предложения употребляются союзы но, да (=но), однако, а, который можно заменить на но: Еще в поля» белеет снег, а воды уж весной шумят (Ф.Т.).
715. Спишите предложения. В каких сложносочиненных предложениях с союзом а выражаются сопоставительные отношения, а в каких — противительные? 1. На Кавказских горах таяли снега, а море дышало обильными предвесенними испарениями. (Б.) 2. Где-то вверху, за кучевыми облаками, светило восходящее солнце, а долину всю заливал желто-сливочный туман. (Ш.) 3. Мне в петлю лезть, а ей смешно. (Гр.) 4. Поезд уже тронулся, а в вагон все прыгали казаки. (Ш.) 5. Город на горизонте роился бледными огнями, а из парка доносилась то та, то другая печальная песня. (Б.) 716. Спишите предложения. Выделите грамматические основы в каждой части. Обозначьте союзы и определите выражаемые ими отношения. Расставьте знаки препинания. 1. Поэт и владелец портсигара закурили а некурящий Берлиоз отказался. (Булг.) 2. Григорий остался у лошадей а Пантелей Прокофьевич захромал к крыльцу. (Ш.) 3. Составилась работоспособная редакция а средств для издания было мало. (Гил.) 4. Мы шли а воздушно-голубое море все шире открывалось то там то здесь за деревьями и красными черепичными крышами дач на обрывах. (Б.) 5. Вдалеке все было в легком светлом тумане а мостовая в конце улицы блестела под солнцем как золотая. (Б.) Противительные отношения могут быть осложнены: 1) ограничительным оттенком: Томясь скукой, Григорий пошел было в дом, но вдоль улицы показались трое верховых казаков чужой сотни (Ш.). В таких предложениях в первой части сообщается о каком-либо явлении, а во второй излагаются факты, уточняющие границы этого явления или мешающие его осуществлению; 2) уступительным оттенком: Был уже весенний месяц март, но по ночам деревья трещали от холода, как в декабре (Ч.). Вторая часть таких предложений содержит сообщение о явлении, противоположном тому, которое следовало ожидать на основании изложенного в первой части; 3) оттенком возмещения: Он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею шинели (Г.). Части возместительно-противительных сложносочинённых предложений соединяются союзами но зато, зато, при этом явление, названное во второй части, рассматривается как возмещение того, о чем говорилось в первой части; 4) условным оттенком: Присоветуй им встретить меня с детской любовью, не то не избежать им лютой казни (П.). В сложносочиненных предложениях с условным оттенком противопоставляются реальный факт, названный в первой части, и предполагаемое явление, которое могло бы иметь место, если бы этот факт не существовал. Части соединяются союзами а то, а не то, не то.
717. Спишите сложносочиненные предложения, найдите в них противительные союзы. Укажите осложняющий смысловой оттенок (уступки, ограничения, возмещения, условия). Объясните расстановку знаком препинания в 1, 5 и 8-м предложениях. 1. Сверху стреляли, бросали смоляные факелы, но осаждающих надежно прикрывал навес. (Шукш.) 2. Она входила в калитку один раз, а биений сердца до этого я испытывал не менее десяти. (Булг.) 3. С юга надвигалась туча, но весенний вечер был еще ясен и тепел. (Б.) 4. Лошадей привязали, однако кучер все никак не мог успокоиться. (Л.Т.) 5. Неяркое вставало солнце, но окна атаманского дворца, отражая его, жгуче светились. (Ш.) 6. Здесь уже не слышно было музыки, но зато пищали суслики. (Ч.) 7. Все напряженно вслушивались, но тишина стояла непроницаемая. (Ш.) 8. Мы приехали в Женеву под дождем, ночью, но к рассвету от дождя осталась только свежесть в воздухе. (Б.) 718. Прочитайте предложения, запишите их, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Укажите главное средство связи между частями сложносочиненного предложения, определите тип синтаксических отношений между ними. 1. Потом луна зашла, заг..релись звезды, но их скоро закрыл рассветный туман. (Пауст.) 2. Белые, оборва(н,нн)ые тучи перетягивались через в..ршину г..ры, и уедине(н,нн)ый монастырь, озаре(н,нн)ый лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, н..сомый облаками. (П.) 3. Ели молча, за (то) уж в послеобеде(н,нн)ый (полу) часовой отдых навёрстывались разговоры. (Ш.) 4. Но еще воздух и молодая зелень в росе были холодны и матовы, а спальни дышали сном, т..плом и покоем. (Б.) 5. Я (бы) позвал тебя гулять, да ты теперь под влиянием прозы. (Т.) 719. Определите, когда в следующих сложносочиненных предложениях да = и (соединительные отношения), а когда да = но (противительные отношения). Объясните постановку знаков препинания. 1. Остался в воздухе только слабый следок пыли, да недолго слышался дробный стремительный бег коней. (Шукш.) 2. Мал соболь, да на голове носят. (Посл.) 3. Толстая Снегар часто смеялась и пела, да не умела она так звонко кричать и так смело кидаться в шумящее море, как Велга. (Б.) 4. Дрова как будто и сухи, да не играет печка. Стихи как будто и стихи, да правды ни словечка. (Тв.) 5. Пора бы шпаги в ножны вложить, да упрямится противник, не соглашается с предложенными ему условиями. (В.О.) 6. Только деревья мелькают перед глазами да летит в лицо грязь из-под копыт лошади. (Б.) 7. Маменька его звала нас с Верочкой гостить, да бабушка одних не пускает. (Гонч.) 8. Легли опять спать генералы, да не спится им натощак. (С.-Щ.)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1087; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.68.112 (0.008 с.) |